Научная статья на тему 'Обзор концепций региональных рынков'

Обзор концепций региональных рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1442
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / РЕГИОН / РЫНОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНЦЕПЦИЯ / РЫНОЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / REGIONAL MARKET / REGION / MARKET SPACE / CONCEPT / MARKET INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонов Андрей Николаевич

Представлены материалы теоретических основ исследования региональных рынков. С целью выявления основных закономерностей функционирования региональных рынков рассмотрены теоретические концепции, которые сформировались в мировой экономической науке и процессе развития различных школ и направлений. Необходимость изучения теоретических проблем организации региональных рынков обусловлена стремлением к развитым рыночным отношениям, что требует глубокого анализа явлений и процессов, происходящих в экономике регионов, и закономерностей формирования рынков и рыночной инфраструктуры. В связи с этим актуальной проблемой является использование новых подходов к изучению региональных рынков и новых методов их экономического регулирования. Такая проработка позволит обеспечить углубление и расширение теоретических основ функционирования региональных рынков в условиях рыночных отношений. Изучение основных теорий и концепций региональных рынков товаров, сформировавшихся в экономической науке XX века, показывает, что их различия связаны с многогранностью и многоаспектностью изучаемого экономического явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF REGIONAL MARKET CONCEPTS

The materials on theoretical principles of regional markets research are submitted in the article. To reveal the basic regularities of regional markets functioning the theoretical concepts, having been formed in the world economic science and in the process of different schools and trends development, are considered. The necessity to study the theoretical problems of regional markets organization is conditioned by the drive to developed market relations, which requires a profound analysis of phenomena and processes occurring in regional economies as well as principles of markets and market infrastructure development. In this connection, the use of new approaches to the research of regional markets and of new methods of their economic regulation is an urgent problem nowadays. It is these methods of research activities that are to ensure the deepening and extension of theoretical bases of regional markets functioning under the conditions of market relations. The study of the fundamental theories and concepts of regional commodity markets, having been formed in the economic science of the XX century, shows that their differences are connected with the versatility and multiple aspects of the economic phenomenon under study.

Текст научной работы на тему «Обзор концепций региональных рынков»

Обзор концепций региональных рынков

А.Н. Симонов, ст. преподаватель,

ФГБОУ ВО Оренбургский ГУ

Одним из ключевых элементов развития экономики региона является региональный рынок. В период коренных преобразований экономиче-

ской жизни возникает множество проблем развития рынка на региональном уровне, требующих теоретического обоснования и глубокого изучения.

В силу важности обеспечения населения РФ товарами и услугами возникает потребность углубления теоретических исследований в обла-

сти закономерностей формирования и развития региональных рынков.

Необходимость изучения теоретических проблем организации региональных рынков обусловлена так же и стремлением к развитым рыночным отношениям, что требует глубокого анализа явлений и процессов, происходящих в экономике регионов, и закономерностей формирования рынков и рыночной инфраструктуры.

В связи с этим актуальной проблемой является использование новых подходов к изучению региональных рынков и новых методов их экономического регулирования. С целью выявления основных закономерностей функционирования региональных рынков рассмотрим теоретические концепции, которые сформировались в мировой экономической науке и в процессе развития различных школ и направлений.

Такая проработка позволит обеспечить углубление и расширение теоретических основ функционирования региональных рынков в условиях рыночных отношений.

В настоящее время научное экономическое сообщество располагает множеством теорий и концепций функционирования региональных рынков.

Создатели классической теории размещения производства одними из первых обратили внимание на пространственные особенности формирования рынка и необходимость выделения рыночных зон реализации различных товаров в зависимости от издержек производства и обращения. Во многих случаях авторы этой теории исходили из того, что рынки сбыта продукции представляют собой заданную величину. Но в реальности ёмкость соответствующего рынка может колебаться в значительных пределах.

Впоследствии изучение рынка в его пространственном аспекте выдвинулось на первый план и стало в первую очередь влиять на развитие и размещение производства. В целях оценки ёмкости регионального рынка были выделены определяющие её факторы: денежные доходы, численность и структура населения, состояние регионального платёжного баланса, кредитные ограничения, косвенный спрос (потребности всех отраслей в продукции каждой другой отрасли), стремление к пространственному взаимодействию и др. [1].

Дальнейшее развитие концепция размещения получила в работах современных учёных-регионалистов.

Несколько иное содержание имеют теории рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия рынков, основным положением которых является гравитационный подход. Согласно этим теориям, региональный рынок или регион в целом представляется в виде массы. Межрегиональные рыночные связи рассматриваются как взаимодействия масс, а частота и интенсивность рыночных взаимодействий подчиняются определённым зако-

нам, влияющим на поведение отдельных элементов (частиц) внутри каждой массы.

Первые идеи о рыночном взаимодействии в пространстве были высказаны немецким учёным А. Шеффле, который предположил, что существует взаимодействие торговли и промышленности, и предложил схему гравитационной модели. Американский учёный У. Рейли сформулировал закон гравитации розничной торговли, согласно которому городской рынок притягивает покупателей окружающего рынок региона прямо пропорционально численности городского населения и обратно пропорционально квадрату расстояния от покупателей до города.

Наибольшее развитие теория рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия получила в 80–90-х гг. ХХ в. в работах М. Биркина и др., которые уделяли внимание прогнозированию региональных рынков товаров и услуг [2].

В 1990—2000-е гг. эта теория получила дальнейшее развитие в работах, в которых рассматриваются расширенные варианты модели пространственного взаимодействия рыночных потенциалов с учётом влияния финансового капитала и методы прогнозирования региональных рынков на основе моделей пространственного взаимодействия.

Близкой к указанной теории является теория центральных мест. Её основателем считается немецкий учёный В. Кристаллер. Он предложил рассматривать города как центральные места или рыночные центры, выполняющие функции снабжения окружающих районов товарами и услугами. В основу теории центральных мест В. Кристаллер положил следующие положения:

— ячейки расселения существуют равномерно и образуют правильные треугольные сети;

— равномерно распределены рыночные зоны, имеющие формы правильных шестиугольников;

— иерархия поселений (рыночных центров) одинакова по всей территории.

Это означает, что у любого центрального места имеется одинаковое число зависимых от него поселений, стоящих в этой иерархии на ступень ниже.

Центры более высокого ранга поставляют все товары, производимые местами низшего ранга, и, кроме того, ещё ряд товаров и услуг более высокого порядка. Центральные места высокого ранга поставляют более широкий набор товаров и услуг, в них размещено больше предприятий и организаций, обширнее рыночные зоны реализации товаров.

В. Кристаллер считал, что если учитывать некоторые факторы, модель станет ближе к реальности [3].

Наибольшее развитие модель В. Кристаллера получила в исследованиях Б. Бери. Он обосновал применимость теории центральных мест не только к условиям идеального экономического ландшафта, но и для регионов с неравномерной плотностью населения и неравномерным распределением спроса по территории [4].

В рамках концепции геомаркетинга ведутся исследования пространственных характеристик рынков, размещения потенциальных покупателей. Региональный рынок рассматривается с позиции определения размеров рыночных зон и пространственных характеристик спроса и предложения товаров и услуг. При оценке параметров рыночных зон используются теория центральных мест и теория пространственного взаимодействия.

Авторы концепции геомаркетинга к числу главных проблем развития регионального рынка относят территориальную организацию торговой системы, основанную на иерархии торговых центров и рыночных зон, размеры которых варьируют от сельских населённых пунктов до крупных экономических районов.

Своё развитие теория геомаркетинга получила в рамках различных научных школ. Они исследуют, с одной стороны, широкий спектр проблем экономического взаимодействия между региональными рынками различного уровня и, с другой стороны, конкретные проблемы экономических отношений между отдельными фирмами и их клиентами.

Особый интерес представляют американская и британская школы.

Особенность американской школы геомаркетинга – исследование рынка на микроуровне, изучение размещения предприятий торговли, поставщиков и потребителей продукции в целях прогнозирования развития отдельных фирм.

Особенностью британской школы геомаркетинга является исследование региональных рынков на макроуровне, изучение общерегиональной системы спроса и предложения в целях регионального планирования и прогнозирования. Основные функции рынка видятся в создании условий для продвижения товаров от производственных предприятий к потребителям [5].

Концепция пространственного распределения товарных потоков рассматривает региональный рынок как систему каналов товародвижения и исследует не только финансово-экономические, но и материально-технические стороны движения товаров от производителя к потребителям.

Проведённое исследование позволяет сделать вывод, что развитие концепции пространственного распределения товарных потоков в 80–90-е гг. ХХ в. происходило в трёх основных направлениях:

– торгово-распределительная система региона в условиях возрастания конкуренции;

– региональное программирование распределительной системы;

– структура каналов распределения и разработка вертикальных, горизонтальных и многоканальных торгово-распределительных систем (внутрирегиональных и межрегиональных) [5].

Согласно институциональной концепции рынка, региональный рынок представляет собой

систему взаимодействующих субъектов сферы обращения региона, выступающих в различных организационно-хозяйственных формах и обеспечивающих торгово-экономические и финансовые связи между производством и потреблением.

Одним из первых идею институционального подхода к анализу рыночных процессов высказал Р. Уэстерфилд, который исследовал роль посредника как экономического субъекта в развитии английского бизнеса. В наиболее разработанном виде институциональная концепция проявилась в работе Е. Дудди и Д. Ревзана. Эти авторы предложили комплексную институциональную структуру рынка, включающую различные типы экономических агентов - предлагающих услуги хранения товаров, специализированного транспорта, финансирования и кредитования, торгового посредничества, рекламы, страхования и др.

Развитие институциональной концепции в 70–90-е гг. ХХ в. шло в двух направлениях. Первое направление – это общетеоретические исследования институциональной структуры экономической системы с выделением институтов рынка как определяющих элементов его развития (О. Уильямсон, Дж. Энсминстер, Г. Элиассон и др.). Второе – работы, посвящённые анализу институционального аспекта рынка (Г. Домингез, К. Джонс, Дж. Симоне, М. Янелл).

В работах Г. Домингеза, К. Джонса и Дж. Симонса прослеживается тенденция к расширению состава институциональных элементов, включаемых в рыночную систему, прежде всего экономико-правовых и организационно-управленческих институтов [5].

В работах представителей российской научной школы получила распространение воспроизводственная концепция регионального потребительского рынка, в соответствии с которой этот рынок рассматривается как территориальная организация сферы обращения во взаимодействии с региональным производством, распределением и потреблением.

Эта концепция раскрывает роль рыночных процессов в региональном воспроизводстве, социально-экономической среде и локальных воспроизводственных циклах, определяющих внутреннее экономическое пространство, базируется на положениях об открытом характере региональных рынков и внешнем экономическом пространстве. Для оценки состояния регионального потреби -тельского рынка используются региональные пропорции воспроизводства, отражающие уровень соответствия между различными элементами локальных воспроизводственных циклов товаров и услуг. Приближение к устойчивому равновесию на региональном потребительском рынке становится возможным, если достигается сбалансированность между платёжеспособным спросом населения и предложением товаров и услуг, между оборотом

денежных и товарных ресурсов, между объёмом товарооборота и товарных запасов и др. [6].

Обобщая изложенное выше, подчеркнём, что в основу изучения роли региональных рынков в создании условий для реализации воспроизводственного процесса положены следующие предпосылки:

— закономерности формирования рынков определяются системой экономических отношений в регионе и характером регионального воспроизводственного процесса;

— региональная экономика представляет собой систему взаимодействующих субъектов хозяйствования, функционирующих и сфере производства товаров и услуг, сфере обращения и финансовокредитной сфере;

— воспроизводство производительных сил региона и всей системы экономических отношений осуществляется посредством материальных, финансовых и информационных связей между субъектами региональной экономики, которые реализуются через систему региональных рынков, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов;

— региональные рынки формируют экономическую среду, необходимую для функционирования всего воспроизводственного процесса в регионе.

Постоянное возобновление производства предполагает реализацию на рынке ранее произведённых товаров через каналы сферы обращения. Поэтому сферу обращения региона, как в теоретическом, так и в практическом отношении, следует рассматривать в рамках всего воспроизводственного процесса, принимая во внимание место, которое она занимает в этом процессе и учитывая все её

взаимосвязи с другими сферами региональной экономики [7].

Анализ представленных концепций формирования и развития региональных рынков позволяет сделать следующие выводы:

1) развитие концепций происходило по мере изменения парадигмы рыночных отношений (уровня сложности рынков, скорости и предсказуемости изменений на них, степени влияния человеческого фактора);

2) плюрализм концепций связан с многоаспек-тностью и многогранностью изучаемого явления, целей и задач конкретного исследования;

3) в каждой теории понятие «региональный рынок» характеризуется специфическим подходом как к самому явлению, так и к его составляющим и основным функциям рынка.

Таким образом, изучение основных теорий и концепций региональных рынков товаров, сформировавшихся в экономической науке XX века, показывает, что их различия связаны с многогранностью и многоаспектностью изучаемого экономического явления.

Литература

1. Айзард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / пер. с англ. М.: Прогресс, 1966. 643 с.

2. Birkin М., Foulger F. Sales Performance and Sales Forecasting Using Spatial Interaction Modeling // Univ. of Leeds. Working Paper. 1992. № 21.

3. Christaller W. Die Zentralen Orte in Suddeutschland. Jena, 1933.

4. Berry B.J., Parr J.D. Market centers and retail location: Theory and applications. New Jersey, 1992. 320 p.

5. Новосёлов A.C., Новосёлов A.C. Теория региональных рынков. Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 448 с.

6. Шнипер Р.И., Новосёлов А.С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск: Наука, 1993. 443 с.

7. Новоселов А.С. Рыночная система региона: проблемы теории и практики. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2007. 568 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.