Обзор концепций региональных рынков
А.Н. Симонов, ст. преподаватель,
ФГБОУ ВО Оренбургский ГУ
Одним из ключевых элементов развития экономики региона является региональный рынок. В период коренных преобразований экономиче-
ской жизни возникает множество проблем развития рынка на региональном уровне, требующих теоретического обоснования и глубокого изучения.
В силу важности обеспечения населения РФ товарами и услугами возникает потребность углубления теоретических исследований в обла-
сти закономерностей формирования и развития региональных рынков.
Необходимость изучения теоретических проблем организации региональных рынков обусловлена так же и стремлением к развитым рыночным отношениям, что требует глубокого анализа явлений и процессов, происходящих в экономике регионов, и закономерностей формирования рынков и рыночной инфраструктуры.
В связи с этим актуальной проблемой является использование новых подходов к изучению региональных рынков и новых методов их экономического регулирования. С целью выявления основных закономерностей функционирования региональных рынков рассмотрим теоретические концепции, которые сформировались в мировой экономической науке и в процессе развития различных школ и направлений.
Такая проработка позволит обеспечить углубление и расширение теоретических основ функционирования региональных рынков в условиях рыночных отношений.
В настоящее время научное экономическое сообщество располагает множеством теорий и концепций функционирования региональных рынков.
Создатели классической теории размещения производства одними из первых обратили внимание на пространственные особенности формирования рынка и необходимость выделения рыночных зон реализации различных товаров в зависимости от издержек производства и обращения. Во многих случаях авторы этой теории исходили из того, что рынки сбыта продукции представляют собой заданную величину. Но в реальности ёмкость соответствующего рынка может колебаться в значительных пределах.
Впоследствии изучение рынка в его пространственном аспекте выдвинулось на первый план и стало в первую очередь влиять на развитие и размещение производства. В целях оценки ёмкости регионального рынка были выделены определяющие её факторы: денежные доходы, численность и структура населения, состояние регионального платёжного баланса, кредитные ограничения, косвенный спрос (потребности всех отраслей в продукции каждой другой отрасли), стремление к пространственному взаимодействию и др. [1].
Дальнейшее развитие концепция размещения получила в работах современных учёных-регионалистов.
Несколько иное содержание имеют теории рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия рынков, основным положением которых является гравитационный подход. Согласно этим теориям, региональный рынок или регион в целом представляется в виде массы. Межрегиональные рыночные связи рассматриваются как взаимодействия масс, а частота и интенсивность рыночных взаимодействий подчиняются определённым зако-
нам, влияющим на поведение отдельных элементов (частиц) внутри каждой массы.
Первые идеи о рыночном взаимодействии в пространстве были высказаны немецким учёным А. Шеффле, который предположил, что существует взаимодействие торговли и промышленности, и предложил схему гравитационной модели. Американский учёный У. Рейли сформулировал закон гравитации розничной торговли, согласно которому городской рынок притягивает покупателей окружающего рынок региона прямо пропорционально численности городского населения и обратно пропорционально квадрату расстояния от покупателей до города.
Наибольшее развитие теория рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия получила в 80–90-х гг. ХХ в. в работах М. Биркина и др., которые уделяли внимание прогнозированию региональных рынков товаров и услуг [2].
В 1990—2000-е гг. эта теория получила дальнейшее развитие в работах, в которых рассматриваются расширенные варианты модели пространственного взаимодействия рыночных потенциалов с учётом влияния финансового капитала и методы прогнозирования региональных рынков на основе моделей пространственного взаимодействия.
Близкой к указанной теории является теория центральных мест. Её основателем считается немецкий учёный В. Кристаллер. Он предложил рассматривать города как центральные места или рыночные центры, выполняющие функции снабжения окружающих районов товарами и услугами. В основу теории центральных мест В. Кристаллер положил следующие положения:
— ячейки расселения существуют равномерно и образуют правильные треугольные сети;
— равномерно распределены рыночные зоны, имеющие формы правильных шестиугольников;
— иерархия поселений (рыночных центров) одинакова по всей территории.
Это означает, что у любого центрального места имеется одинаковое число зависимых от него поселений, стоящих в этой иерархии на ступень ниже.
Центры более высокого ранга поставляют все товары, производимые местами низшего ранга, и, кроме того, ещё ряд товаров и услуг более высокого порядка. Центральные места высокого ранга поставляют более широкий набор товаров и услуг, в них размещено больше предприятий и организаций, обширнее рыночные зоны реализации товаров.
В. Кристаллер считал, что если учитывать некоторые факторы, модель станет ближе к реальности [3].
Наибольшее развитие модель В. Кристаллера получила в исследованиях Б. Бери. Он обосновал применимость теории центральных мест не только к условиям идеального экономического ландшафта, но и для регионов с неравномерной плотностью населения и неравномерным распределением спроса по территории [4].
В рамках концепции геомаркетинга ведутся исследования пространственных характеристик рынков, размещения потенциальных покупателей. Региональный рынок рассматривается с позиции определения размеров рыночных зон и пространственных характеристик спроса и предложения товаров и услуг. При оценке параметров рыночных зон используются теория центральных мест и теория пространственного взаимодействия.
Авторы концепции геомаркетинга к числу главных проблем развития регионального рынка относят территориальную организацию торговой системы, основанную на иерархии торговых центров и рыночных зон, размеры которых варьируют от сельских населённых пунктов до крупных экономических районов.
Своё развитие теория геомаркетинга получила в рамках различных научных школ. Они исследуют, с одной стороны, широкий спектр проблем экономического взаимодействия между региональными рынками различного уровня и, с другой стороны, конкретные проблемы экономических отношений между отдельными фирмами и их клиентами.
Особый интерес представляют американская и британская школы.
Особенность американской школы геомаркетинга – исследование рынка на микроуровне, изучение размещения предприятий торговли, поставщиков и потребителей продукции в целях прогнозирования развития отдельных фирм.
Особенностью британской школы геомаркетинга является исследование региональных рынков на макроуровне, изучение общерегиональной системы спроса и предложения в целях регионального планирования и прогнозирования. Основные функции рынка видятся в создании условий для продвижения товаров от производственных предприятий к потребителям [5].
Концепция пространственного распределения товарных потоков рассматривает региональный рынок как систему каналов товародвижения и исследует не только финансово-экономические, но и материально-технические стороны движения товаров от производителя к потребителям.
Проведённое исследование позволяет сделать вывод, что развитие концепции пространственного распределения товарных потоков в 80–90-е гг. ХХ в. происходило в трёх основных направлениях:
– торгово-распределительная система региона в условиях возрастания конкуренции;
– региональное программирование распределительной системы;
– структура каналов распределения и разработка вертикальных, горизонтальных и многоканальных торгово-распределительных систем (внутрирегиональных и межрегиональных) [5].
Согласно институциональной концепции рынка, региональный рынок представляет собой
систему взаимодействующих субъектов сферы обращения региона, выступающих в различных организационно-хозяйственных формах и обеспечивающих торгово-экономические и финансовые связи между производством и потреблением.
Одним из первых идею институционального подхода к анализу рыночных процессов высказал Р. Уэстерфилд, который исследовал роль посредника как экономического субъекта в развитии английского бизнеса. В наиболее разработанном виде институциональная концепция проявилась в работе Е. Дудди и Д. Ревзана. Эти авторы предложили комплексную институциональную структуру рынка, включающую различные типы экономических агентов - предлагающих услуги хранения товаров, специализированного транспорта, финансирования и кредитования, торгового посредничества, рекламы, страхования и др.
Развитие институциональной концепции в 70–90-е гг. ХХ в. шло в двух направлениях. Первое направление – это общетеоретические исследования институциональной структуры экономической системы с выделением институтов рынка как определяющих элементов его развития (О. Уильямсон, Дж. Энсминстер, Г. Элиассон и др.). Второе – работы, посвящённые анализу институционального аспекта рынка (Г. Домингез, К. Джонс, Дж. Симоне, М. Янелл).
В работах Г. Домингеза, К. Джонса и Дж. Симонса прослеживается тенденция к расширению состава институциональных элементов, включаемых в рыночную систему, прежде всего экономико-правовых и организационно-управленческих институтов [5].
В работах представителей российской научной школы получила распространение воспроизводственная концепция регионального потребительского рынка, в соответствии с которой этот рынок рассматривается как территориальная организация сферы обращения во взаимодействии с региональным производством, распределением и потреблением.
Эта концепция раскрывает роль рыночных процессов в региональном воспроизводстве, социально-экономической среде и локальных воспроизводственных циклах, определяющих внутреннее экономическое пространство, базируется на положениях об открытом характере региональных рынков и внешнем экономическом пространстве. Для оценки состояния регионального потреби -тельского рынка используются региональные пропорции воспроизводства, отражающие уровень соответствия между различными элементами локальных воспроизводственных циклов товаров и услуг. Приближение к устойчивому равновесию на региональном потребительском рынке становится возможным, если достигается сбалансированность между платёжеспособным спросом населения и предложением товаров и услуг, между оборотом
денежных и товарных ресурсов, между объёмом товарооборота и товарных запасов и др. [6].
Обобщая изложенное выше, подчеркнём, что в основу изучения роли региональных рынков в создании условий для реализации воспроизводственного процесса положены следующие предпосылки:
— закономерности формирования рынков определяются системой экономических отношений в регионе и характером регионального воспроизводственного процесса;
— региональная экономика представляет собой систему взаимодействующих субъектов хозяйствования, функционирующих и сфере производства товаров и услуг, сфере обращения и финансовокредитной сфере;
— воспроизводство производительных сил региона и всей системы экономических отношений осуществляется посредством материальных, финансовых и информационных связей между субъектами региональной экономики, которые реализуются через систему региональных рынков, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов;
— региональные рынки формируют экономическую среду, необходимую для функционирования всего воспроизводственного процесса в регионе.
Постоянное возобновление производства предполагает реализацию на рынке ранее произведённых товаров через каналы сферы обращения. Поэтому сферу обращения региона, как в теоретическом, так и в практическом отношении, следует рассматривать в рамках всего воспроизводственного процесса, принимая во внимание место, которое она занимает в этом процессе и учитывая все её
взаимосвязи с другими сферами региональной экономики [7].
Анализ представленных концепций формирования и развития региональных рынков позволяет сделать следующие выводы:
1) развитие концепций происходило по мере изменения парадигмы рыночных отношений (уровня сложности рынков, скорости и предсказуемости изменений на них, степени влияния человеческого фактора);
2) плюрализм концепций связан с многоаспек-тностью и многогранностью изучаемого явления, целей и задач конкретного исследования;
3) в каждой теории понятие «региональный рынок» характеризуется специфическим подходом как к самому явлению, так и к его составляющим и основным функциям рынка.
Таким образом, изучение основных теорий и концепций региональных рынков товаров, сформировавшихся в экономической науке XX века, показывает, что их различия связаны с многогранностью и многоаспектностью изучаемого экономического явления.
Литература
1. Айзард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / пер. с англ. М.: Прогресс, 1966. 643 с.
2. Birkin М., Foulger F. Sales Performance and Sales Forecasting Using Spatial Interaction Modeling // Univ. of Leeds. Working Paper. 1992. № 21.
3. Christaller W. Die Zentralen Orte in Suddeutschland. Jena, 1933.
4. Berry B.J., Parr J.D. Market centers and retail location: Theory and applications. New Jersey, 1992. 320 p.
5. Новосёлов A.C., Новосёлов A.C. Теория региональных рынков. Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 448 с.
6. Шнипер Р.И., Новосёлов А.С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск: Наука, 1993. 443 с.
7. Новоселов А.С. Рыночная система региона: проблемы теории и практики. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2007. 568 с.