Научная статья на тему 'Исследования локальных региональных рынков в работах представителей экономической теории'

Исследования локальных региональных рынков в работах представителей экономической теории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
274
Поделиться
Ключевые слова
Рынок / локальный рынок / регион / экономический район / рыночное взаимодействие / market / local market / region / economic region / market interaction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халилова С. М.

В статье рассматриваются взгляды теоретиков экономической мысли Запада на формирование локальных рынков как районообразующих факторов.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Халилова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article focuses on the theoretical discussions of Western theorist upon the issue of formation of local markets as district-creating factors.

Текст научной работы на тему «Исследования локальных региональных рынков в работах представителей экономической теории»

ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ В РАБОТАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

С.М. Халилова,

аспирант Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН (г. Махачкала)

t-ok@rambler.ru

В статье рассматриваются взгляды теоретиков экономической мысли Запада на формирование локальных рынков как районообразующих факторов.

Ключевые слова: рынок, локальный рынок, регион, экономический район, рыночное взаимодействие

УДК 332.142

Исследование локальных рынков требует системного понимания проблемы и изучения подходов и концепций, объясняющих это экономическое явление.

Д. Рикардо сформулировал основные положения теории сравнительных издержек. Согласно данной теории страны должны производить и экспортировать те товары, которые обходятся им относительно дешево, и импортировать товары, производство которых за границей требует меньших издержек, чем внутри страны [1].

Одним из основателей региональных экономических исследований был А. Вебер [2]. В основе изложенной Вебером модели лежит изолированное государство, в котором природные ресурсы, необходимые для производства, образуют концентрические зоны, располагающиеся вокруг рыночных центров. Взаимодействие проявляется в виде организованных рыночных связей по снабжению и сбыту продукции, обеспечению кредитом, трудовыми ресурсами, складскими помещениями и т.д.

Пространственные аспекты рынка получили развитие в исследованиях А. Леша, который приходит к выводу, что рынок является главным районообразующим фактором [3]. Выделение экономических районов он основывает на рыночных зонах. Последние он рассматривает как результат борьбы различных экономических сил: одни силы способствуют тенденции к концентрации, другие — к рассредоточению. К первым относят преимущества специализации и массового производства, ко вторым — универсализацию и общее снижение транспортных издержек. Классифицируют рынки по их размерам, а не по отдельным видам товаров, радиусы реализации которых различны. Товары с одинаковыми радиусами реализации приводят к формированию определенной категории рынков. Центры рыночных зон, то есть точки размещения предприятий, выпускающих товары одной и той же категории, размещены равномерно в центре каждой ячейки сотообразной сети. А.Леш выделяет три основных типа экономических районов: простые рыночные зоны; сети районов, то есть совокупность всех зон реализации одного и того же товара; системы районов. Высшим и самым сложным типом экономической зоны он считает экономический ландшафт — систему рынков.

В конце 60-х гг. У. Изард, обобщив элементы различных теорий размещения, содержащиеся в трудах Тюнена, Лаун-гардта, Вебера, Леша и др., констатировал, что во многих случаях авторы исходят из того, что рынки сбыта продукции представляют собой заданную величину [4]. Им была разработана следующая классификация товаров и рынков:

• Национальные — необходимые для всей рыночной системы товары, производство и потребление которых балансируется внутри страны в целом.

• Региональные — товары, производство и потребление которых уравновешивается по стране в целом и в пределах метрополитенского ареала.

• Субрегиональные — товары, производство и потребление которых уравновешивается внутри каждого субрегиона, входящего в состав метрополитенского ареала.

• Местные — товары, производство и потребление которых уравновешивается в пределах каждого микрорайона, а также в пределах любого другого субрегиона.

Концепции размещения, сформировавшиеся в начале XX века, оказали существенное влияние и на современных ученых — регионалистов. В теории рыночных потенциалов и про-

странственного взаимодействия исходным положением рынков является «гравитационный» подход, описывается локальный региональный рынок или регион в целом. Межрегиональные рыночные связи рассматриваются как взаимодействия масс, а частота и интенсивность рыночных взаимодействий подчиняются определенным законам, влияющим на поведение элементов внутри каждой массы.

Первые идеи о рыночном взаимодействии в пространстве были высказаны немецким ученым А. Шеффле в последней четверти XIX в. [5. С.36-38]. Он предположил взаимодействие торговли и промышленности и сформулировал схему гравитационной модели. Эта модель позволяла объяснить размещение ориентированных на рынки сбыта предприятий промышленности и в дальнейшем получила развитие в работах ряда ученых-регионалистов XX в.

Американский экономист Д. Рэй предложил расширенный вариант модели пространственного взаимодействия рыночных потенциалов с учетом влияния финансового капитала. Согласно Д. Рэю, рыночный потенциал территории является интегральным показателем, характеризующим степень экономического взаимодействия территории с рассматриваемыми региональными рынками. Значение рыночного потенциала территории зависит от расстояния до региональных рынков, транспортных издержек, а также от размеров финансового потенциала регионов, с которыми имеется рыночное взаимодействие [6].

В 80-х — 90-х гг. теория рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия получила дальнейшее развитие в работах М. Биркина, Ф. Фоулджера, X. Уильямса и др., в которых уделяется внимание прогнозированию региональных рынков товаров и услуг на основе моделей пространственного взаимодействия [7].

В основу теории центральных мест ее основатель В. Кристаллер положил следующие положения: ячейки расселения существуют равномерно и образуют правильные треугольные сети; так же равномерно распределены рыночные зоны, имеющие формы правильных шестиугольников; иерархия поселений (рыночных центров) одинакова по всей территории. Это означает, что у любого центрального места имеется одинаковое число зависимых от него поселений, стоящих в этой иерархии на ступень ниже.

Центры более высокого ранга поставляют все товары, производимые местами низшего ранга, и, кроме того, еще ряд товаров и услуг более высокого порядка. Центральные места высокого ранга поставляют более широкий набор товаров и услуг, в них размещено больше предприятий и организаций, обширнее рыночные зоны реализации товаров.

В. Кристаллер считал, что если учитывать некоторые факторы, модель станет ближе к реальности. Так, если в классической модели покупатели имеют полную свободу передвижения в условиях «идеального ландшафта», то в модифицированной модели вводятся административные границы между различными территориальными образованиями и ограничения, налагаемые транспортной системой. Эти модификации приводят к соответствующим изменениям размеров рыночных зон и численности центральных мест.

Наибольшее развитие модель В. Кристаллера получила в исследованиях Б. Бери. Он обосновал применимость теории центральных мест не только к условиям идеального экономического ландшафта, но и для регионов с неравномерной

плотностью населения и неравномерным распределением спроса по территории [5. С. 40-42]. Таким образом, модифицированная модель Б. Берри логически объясняет иерархию рыночных центров, которые в пределах городской территории эквивалентны центральным местам. Эта модель нашла широкое практическое применение в США в прогнозировании развития и размещения торговых предприятий (центральных бизнес-центров, региональных торговых центров, локальных торговых центров и отдельных предприятий торговли).

Исследования 70-х — 90-х гг. в области теории центральных мест (Б. Берри, Дж. Парр, К. Бивон, С. Уанмали) показали, что под влиянием научно-технического прогресса, быстрых темпов агломерации, интернационализации торговой и финансовой систем, интеграции функций оптовой и розничной торговли происходят определенные изменения в иерархии рыночных центров и рыночных зон, размещении предприятий оптовой и розничной торговли. Создаются принципиально новые пространственные схемы размещения торговли с обширными зонами влияния мегаполисов, в которых располагаются центры управления крупных торговых фирм [7].

Геомаркетинг изучает отношения между центрами бизнеса и тяготеющими к ним рыночными зонами. Эти отношения в пространственном аспекте рассматриваются как на уровне крупного региона, так и на уровне города и населенного пункта. В рамках геомаркетинга ведутся исследования пространственных характеристик рынков, расположения потенциальных покупателей. Проводится географическая сегментация рынков на основе выделения различных зон для разработки дифференцированной региональной маркетинговой стратегии. В основе разработки такой стратегии лежит гипотеза о зависимости рыночного поведения покупателей от региональных факторов.

Особенность американской школы геомаркетинга — исследование рынка на микроуровне, изучение размещения предприятий торговли, поставщиков и потребителей продукции в целях прогнозирования развития отдельных фирм. Для представителей американской школы геомаркетинга региональные рынки представляют интерес с точки зрения условий реализации продукции и формирования нового спроса на товары и услуги. Основы этого подхода были заложены американскими экономистами А. Шоу и Л. Уэлдом, авторами идеи новой философии бизнеса, связанной с рыночной ориентацией производства, формированием спроса и созданием для этой цели комплекса фирм, занимающихся продвижением производимой продукции на рынок [8]. Эта идея легла в основу теории сбыта (Дж, Фредерик, С. Дункан, П. Черингтон), которая в дальнейшем трансформировалась в теорию управления рынком (Дж. Хоу-ард, Е. Маккарти). В рамках этих теорий рынок рассматривался на уровне отдельной производственной фирмы и основное внимание уделялось разработке принципов принятия хозяйственных решений на базе рыночной информации и методов стимулирования спроса и продвижения продукции на рынок. Если в 50-х — 60-х годах ХХ века в центре внимания американской школы геомаркетинга был выбор оптимальных схем размещения предприятий торговли и сферы услуг, обеспечивающих минимизацию издержек обращения, то в 70-х — 90х годах наибольшее значение приобрели пространственные проблемы товародвижения.

При этом система товародвижения рассматривается с точки зрения отдельной фирмы с учетом издержек производства и обращения. При выборе направлений товародвижения в пространстве учитываются такие факторы, как количество и концентрация потребителей, особенности реализуемой продукции (стоимость, сохранность, техническая сложность и т.д.), уровень конкуренции на рынке, территориальные ограничения, альтернативы товародвижения и др. Разработка территориальной схемы товародвижения осуществляется на основе общей стратегии маркетинга, включающей распределение функций между производителем продукции и посредниками или же на основе контрактных соглашений, в которых определяются условия продажи, структура услуг, территориальные границы рынков сбыта, ценовая политика, ответственность и т.д.

Согласно концепции пространственного распределения товарных потоков региональный рынок представляет собой систему каналов распределения товаров в сфере обращения региона. Истоки этой концепции — работы А. Шоу, известно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го ученого и специалиста по проблемам рынка и товарного обращения [9].

Под рыночным распределением он понимал сферу обращения, или торгово-распределительную систему, обеспечивающую связь между производством и потреблением. Анализируя основные функции товарного обращения — транспортировка товаров, складирование, реализация товаров потребителям, финансирование товарного обращения, А. Шоу обосновал необходимость комплексного исследования системы торгово-распределительных процессов, включения в нее не только торговли (в узкоотраслевом смысле), но финансово-кредитной системы и других отраслей экономики, формирующих региональные рынки.

Заслуживает внимания концепция «треугольника рыночных процессов» Ф. Кларка, который предложил в исследовании рыночных процессов выделять процессы концентрации, выравнивания и рассредоточения товарных потоков в пространстве [8]. Он отмечал, что анализ товарных потоков в рыночной системе следует вести в двух направлениях. Во-первых, анализировать процессы концентрации товарных масс сырья, материалов, продовольствия и промышленных товаров в региональных оптовых центрах. Во-вторых, учитывать пространственное рассредоточение этих товаров и доведение их до потребителей — промышленных предприятий и оптовых посредников, которые впоследствии реализуют товары розничным фирмам.

Следует также отметить концепцию «радикальной гетерогенности рынков», сформулированную У. Алдерсоном. Автор исходит из предположения, что гетерогенность присуща и товарному спросу, и предложению, а взаимосвязь между структурой товарной массы, обращающейся на рынке, и человеческими потребностями носит вероятностный характер. У. Алдерсон предлагает подходить к анализу всех процессов в сфере обращения как к серии неких трансформаций, от меньшей степени гетерогенности к большей. Главное назначение региональных рынков он видит в обеспечении трансформации промышленных партий товаров в торговый ассортимент. Альтернативные модели товародвижения рассматриваются как различные комбинации каналов распределения и процессов накопления, размещения предприятий оптовой торговли и транспортировки товаров.

В 60-х гг. ХХ в. в рамках концепции пространственного распределения товарных потоков возникло новое научное направление — логистика. В сфере ее интересов — управление складированием, транспортировкой и другими материальными операциями по доведению продукции до потребителя, рационализация финансовых и информационных потоков. С точки зрения логистики, региональный рынок — это система, обеспечивающая физическое перемещение товаров по каналам товародвижения и обслуживающие эти процессы финансовые и информационные потоки. В центре внимания находится материально-техническая основа сферы обращения региона.

Развитие концепции пространственного распределения товарных потоков в 80-90-е годы ХХ в. происходило в трех основных направлениях:

• торгово-распределительная система региона в условиях возрастания конкуренции;

• региональное программирование распределительной системы;

• структура каналов распределения и разработка вертикальных, горизонтальных и многоканальных торгово-распределительных систем (внутрирегиональных и межрегиональных).

Согласно институциональной концепции рынка региональный рынок представляет собой систему взаимодействующих субъектов сферы обращения региона, выступающих в различных организационно-хозяйственных формах и обеспечивающих торгово-экономические и финансовые связи между производством и потреблением.

Одним из первых идею институционального подхода к анализу рыночных процессов высказал Р. Уэстерфилд, который исследовал роль посредника как экономического субъекта в развитии английского бизнеса. В наиболее разработанном виде институциональная концепция проявилась в работе Е. Дудди и Д. Ревзана. Эти авторы предложили комплексную институциональную структуру рынка, включающую различные типы экономических агентов: предлагающих услуги хранения товаров, специализированного транспорта, финансирования

26 1

и кредитования, торгового посредничества, рекламы, страхования и др.

Институциональная концепция была положена в основу экономико-математического моделирования рынка в исследованиях Ф. Булдерстона и А. Хоггата, которые построили матричную модель взаимодействия агентов рынка. На основе этой модели были проанализированы товарные, финансовые и информационные потоки между агентами сферы производства, потребления и рыночной инфраструктуры.

Развитие институциональной концепции в 70-90-е гг. ХХ в. шло в двух направлениях. Первое направление — это общетеоретические исследования институциональной структуры экономической системы с выделением институтов рынка как определяющих элементов его развития (О. Уильямсон, Дж. Энсминстер, Г. Элиассон и др.). Второе — работы, посвященные анализу институционального аспекта рынка (Г. Домингез, К. Джонс, Дж. Симоне, М. Янелл).

О. Уилъямсон и Г. Элиассон рассматривают рынок как систему институтов экономики, имманентную рыночной системе хозяйствования и обеспечивающую нормальное функционирование и взаимодействие всех элементов институциональной системы капитализма. В отличие от них, Дж. Энсминстер трактует рынок как систему институтов, которые необходимо создавать в развивающихся странах для ускорения темпов роста всей экономики.

В работах Г. Домингеза, К. Джонса и Дж. Симонса прослеживается тенденция к расширению состава институциональных элементов, включаемых в рыночную систему, прежде всего экономико-правовых и организационно-управленческих институтов. При этом наряду с чисто экономическим аспектом развития рынка большое внимание уделяется правовым, социально-психологическим и политическим вопросам.

В России региональные исследования начались в рамках экономической географии с трудов экономистов-географов

Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского.

Немаловажное место в изучении закономерностей функционирования локальных региональных рынков имеют место проблемы, связанные с определением методов и масштабов государственного воздействия на развитие локальных региональных рынков. Государственное регулирование процессов развития региональных рынков — это система экономических, административных и нормативно-законодательных мер, осуществляемых федеральными и региональными учреждениями и общественными организациями, в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития системы региональных рынков и ее адаптации к изменяющимся условиям [10].

Содержание государственного регулирования рыночных процессов на региональном уровне, его формы и методы определяются, с одной стороны, общегосударственной экономической политикой и, с другой стороны, региональной экономической политикой, учитывающей особенности развития регионов различного типа.

В современной экономической литературе проблемы государственного регулирования рыночных процессов трактуются неоднозначно. В настоящее время в рамках известных научных экономических школ — кейнсианства, монетаризма, институционализма, сформировалось несколько различных теорий государственного регулирования, которые по-разному трактуют

цели, задачи, формы и методы государственного регулирования рыночных процессов.

Роль государственного регулирования рыночных процессов по Дж. Кейнсу заключается в стимулировании спроса с помощью бюджетных инструментов. На основе идей Дж. Кейнса сформировались несколько научных направлений, из них наибольшую известность получил кейнсианско-неоклассический синтез (П. Самуэльсон, Дж. Хикс, Дж. Тобин и др.). Представителями этого направления разработана система мер антикризисного регулирования экономики, наряду с бюджетными и денежно-кредитными методами регулирования предлагаются более широкое использование рыночных условий таких, как конкуренция, динамика цен и др.

В отличие от кейнсианства, представители монетаристской школы считают, что роль государственного регулирования должна быть ограничена и заключаться в стимулировании свободной хозяйственной деятельности, поддержании необходимого уровня денежной массы в обращении, проведении кредитных мероприятий, ограничении социальных расходов.

Одним из главных пунктов регулирования рыночных процессов институционалисты считают систему общественного контроля над бизнесом, включая контроль на внутрифирменном, региональном и общегосударственном уровнях.

В 70-х гг. XX в. возникло новое направление в теории государственного регулирования рыночных процессов, которое получило название энвайронментализма, или теории регулирования внешней среды бизнеса (от английского слова environment — окружение, внешняя среда). Сторонники этой теории полагают, что оптимальное воздействие государства на функционирование рынков должно осуществляться через внешнюю среду бизнеса.

Отсутствие единой системы регулирования локальных региональных рынков приводит к негативным последствиям, связанным с нарушением нормального воспроизводства товарных и денежных ресурсов в регионе. В областях, краях и республиках России формирование и развитие локальных рынков протекают без целенаправленного регулирования со стороны областных и краевых администраций. Отсутствуют программы развития региональных рынков, у руководящих работников региональных органов управления нет четкого представления о концепции регулирования региональных рынков и основных направлениях ее реализации.

Наблюдается трансформация концепций регионального развития: от теорий размещения производства периода развертывания индустриализации до описания пространственного экономического равновесия, международной специализации и торговли, инновационных процессов. Экономический рост в регионе базируется на внутренних немобильных ресурсах и привлечении мобильных ресурсов из других регионов. Регионы конкурируют за ограниченные ресурсы, что сближает цены на мобильные факторы производства и обеспечивает эффективное распределение ресурсов между регионами. Региональные различия в ценностях, культуре, структуре экономики, существующих институтах способствуют повышению конкурентоспособности и приводят к созданию кластеров отраслей. Эти подходы органично сочетаются с концепцией территориального маркетинга, в основе которой лежит гипотеза о зависимости рыночного поведения покупателей, а также других субъектов рынка от региональных факторов.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Рикардо Д. Начала политической экономики и налогового обложения: Антология экономической классики. — М., 1993. — С.

34.

2. Вебер А. Теория размещения промышленности. — М.: Изд-во Книга, 1926.

3. Леш А. Географическое размещение хозяйства. — М., 1959.

4. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. — М., 1966.

5. Новоселов А.С. Теория региональных рынков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

6. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

7. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 1997.

8. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 2000.

9. Бос X. Размещение хозяйства. — М., 1970.

10. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс / под ред. Т.Г.Морозовой, А.В. Пикулькина — М.: Фин-статинформ, 1997.