ЛОКАЛЬНЫЕ РЫНКИ
УДК 332.142
РОЛЬ РЫНКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТАМИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ
Светлана Владиславльевна Лобова,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики, социологии труда и управления персоналом, Алтайский государственный университет, Барнаул, Российская Федерация Ьагпаи11юте@таИ. ги
Наталья Валерьевна Евтушенко,
аспирантка кафедры экономики предпринимательства
и маркетинга, Алтайский государственный университет, Барнаул, Российская Федерация [email protected]
Тема. Статья посвящена воспроизводственным процессам на рынке обеспечения нефтепродуктами Алтайского края.
Цель/задачи. Целью статьи является обоснование авторского подхода к определению роли и места рынка нефтепродуктообеспечения в региональном воспроизводстве. Для достижения цели была исследована категория регионального воспроизводственного процесса в теории региональной экономики, аргументирована встроенность рынка в региональный воспроизводственный процесс, а также изучена роль рынка обеспечения нефтепродуктами Алтайского края в развитии других локальных рынков и обеспечении региональных воспроизводственных процессов и формировании воспроизводственных пропорций.
Методология. Использованы приемы синтеза и анализа.
Результаты. Обоснована взаимообусловленность функций рынка и стадий регионального воспроизводства. Показано, что рынок обеспечения нефтепродуктами региона является важной составляющей рыночной системы региона и его развитие влияет на некоторые воспроизводственные пропорции региона (общеэкономические, структурные,
экономико-демографические и финансово-экономические). рынки, как пространственно локализованные (с позиций экономико-географической и товарной идентификации) структуры, удовлетворяя потребности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории региона, обслуживают основные последовательно сменяемые стадии регионального воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление, - и обусловливают эффекты регионального развития.
Выводы. Сделан вывод о том, что сдерживающими факторами развития локального рынка обеспечения нефтепродуктами являются большие финансовые затраты на приобретение земельных участков и собственно строительство новых автозаправочных станций, а также рост цен на нефтепродукты. Также доказано, что рынок обеспечения нефтепродуктами влияет на показатели, характеризующие развитие оптовой и розничной торговли, ресурсного обеспечения других секторов экономики, занятости населения региона и участвует в формировании валового регионального продукта, насыщении регионального бюджета за счет налоговых отчислений.
Ключевые слова: рынок, региональное воспроизводство, воспроизводственный процесс, рынок обеспечения нефтепродуктами, воспроизводственные пропорции
Необходимость рассмотрения региона как целостной воспроизводственной системы была доказана в уникальной по своей содержательности и новизне для того времени (1978 г.) монографии Р.И. Шнипера [1]. Известный ученый-региона-лист, основатель научной школы регионального воспроизводственного процесса подчеркивал, что эффективность региональной экономики определяется сбалансированностью воспроизводственных пропорций. В качестве важнейшей отличительной черты региона воспроизводство было отмечено в исследованиях А.Ф. Ланкиной [2] и А.И. Добрынина [3]. Наличие возможностей для воспроизводства своей традиционной деятельности, как и для освоения ее новых направлений и форм, является необходимым условием для самосохранения региона и его саморазвития. Обоснованный в ХХ в. воспроизводственный подход к управлению региональной экономикой получил свое развитие, научное осмысление с позиций пространственно-временных новаций и эмпирическое доказательство и в современных исследованиях. Так, по мнению профессора В.И. Беляева, «воспроизводство на определенной ограниченной территории является единственной экономической основой самоорганизации региона ..., не опираться на эту характеристику просто невозможно, и она в определении региона должна стоять на первом месте. Потому что воспроизводство - это не просто самоорганизация региона как системы, но и саморазвитие, и его самосохранение» [4].
В Большой советской энциклопедии1 воспроизводство определяется как процесс производства, осуществляемый в непрерывном движении и возобновлении, т.е. имеет циклический характер. Воспроизводство с позиций процессного подхода -это процесс производства, осуществляемый в непрерывном движении и имеющий циклический характер, описываемый стадиями производства, распределения, обмена и потребления. Обособленная в пределах границ региона часть общественного воспроизводства обусловливает региональное вос-
1 БСЭ. URL: http://www.dasses.ru/aU-russian/russian-dictionary-encycl-term-4111.htm.
производство. Содержательно определяя каждую из названных стадий, К.В. Екимова, С.В. Буравова и И.П. Савельева отмечают, что производство является начальной фазой воспроизводственного процесса, и в свою очередь также представляет процесс созидательный, направленный на приспособление вещества и сил природы для удовлетворения потребностей общества в материальных благах и услугах. Распределение входит в производство в виде рассредоточения средств производства и, соответственно, членов общества по сферам и отраслям. Обмен означает обмен продукцией и ресурсами как внутри рынка, так и между рынками региона, других регионов страны и мира. Потребление создает потребность в новом производстве, т.е. в обществе потребления формируется рост потребления [5].
Процессный подход к определению воспроизводства дает основание для использования в настоящей работе наряду с термином «региональное воспроизводство» термина «региональный воспроизводственный процесс». Под региональным воспроизводственным процессом понимается обособленная в границах региона часть процессов общественного воспроизводства, основанных на трансформации ресурсов в материальные и нематериальные блага для их потребления с целью обеспечения жизнедеятельности целостного территориального образования. Характер процесса регионального воспроизводства может быть описан с использованием слов «открытый» и «незамкнутый», а значит, его участники вовлечены в различного рода связи (в том числе производственные, трудовые, торговые, информационные, финансовые) как внутри, так и за пределами региона.
Обеспечение потребностей субъектов регионального воспроизводственного процесса, а также обмен ресурсами и распределение продуцируемого ими продукта осуществляются с помощью системы рынков.
Одним из первых отечественных ученых-экономистов, который обосновал необходимость изучения рынка на региональном уровне, был основатель научной школы регионального воспроизводственного процесса Р.И. Шнипер. Но, как отмечает его последователь и соавтор нескольких работ А.С. Новоселов, исследования в этой области не получили должного развития в период господства административно-командной системы управления [6]. Позже исследования рынков в воспроизводственном контексте получили развитие в
трудах ученых Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук. «Недостаточный уровень развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры, - констатирует А.С. Новоселов, -в ряде районов Российской Федерации приводит к снижению деловой активности, отставанию в развитии производства, нарушению нормального воспроизводственного процесса» [6]. Появилось также значительное количество работ и у других отечественных исследователей, изучавших рынок и рыночную структуру в контексте регионального воспроизводства. Например, по мнению В.И. Беляева, рынок является материальной основой обеспечения регионального воспроизводства. Такое заключение явилось основой для написания целой серии работ [4, 7, 8]. «Именно рынок, -утверждает он, - находится в начале цепочки причинно-следственных связей, обеспечивающих воспроизводственное самосохранение региона, ибо именно рынок определяет экономическое, социальное и иное его (региона) состояние» [7]. Оценка организационно-экономических процессов, происходящих на таких стадиях регионального воспроизводственного процесса, как распределение и обмен, позволяет сделать вывод о том, что в совокупности они формируют собой сферу обращения, которая определяет трансформацию представления о воспроизводстве в следующую процессную цепочку - «производство - обращение - обмен». А обращение, в свою очередь, конституирует рынок. Данные заключения позволяют сделать вывод не просто о том, что между региональным воспроизводством и рынком существует достаточно очевидная взаимообусловленность, но, более того, - рынок следует рассматривать как стадию регионального воспроизводственного процесса.
В современной научной литературе можно найти множество предлагаемых отечественными и зарубежными исследователями различных онтологических обоснований рынка. Наиболее удачным, по мнению автора, является вариант обобщения и критического осмысления концепций рынка в работе В.В. Радаева [9, с. 21-60]. Исследователь рассматривает рынок как систему «регулярного, преимущественно денежного, взаимовыгодного, добровольного и состязательного обмена благами, в которой действия его участников регулируются (помимо цен) их структурными связями, институциональными формами, властными иерархия-
ми и культурными конструкциями». По мнению В.И. Беляева, «рынок как механизм - это средство управленческого (со стороны властных структур) и конъюнктурного (со стороны предпринимательских структур) воздействия на производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг в регионе, т.е. на региональное воспроизводство» [7]. По мнению автора настоящего исследования, функции рынка соотносятся со стадиями регионального воспроизводственного процесса (табл. 1).
Анализ данных, представленных в табл. 1, позволяет сделать вывод о том, что рынок обслуживает в большей или меньшей степени все стадии воспроизводства и может рассматриваться как детерминанта регионального воспроизводства, а взаимодействие участников рынка обеспечивает региональный воспроизводственный процесс.
Возможно, представленные аргументы взаимообусловленности между рыночным взаимодействием и региональным воспроизводственным процессом могут показаться недостаточными, но именно они формируют специфику авторского подхода к рассматриваемому вопросу.
Итак, предлагается рассмотреть рынок нефтеп-родуктообеспечения на примере Алтайского края.
Роль нефти и нефтепродуктов в жизни современного человека значительна. Макроэкономический рост России, ее благосостояние и уровень жизни жителей зависят от нефтяного комплекса. На долю нефти в совокупном энергопотреблении приходится 40%. И эта цифра остается неизменной на протяжении 20 лет [10]. Что касается Алтайского края, то извлекаемых нефтяных ресурсов в нем нет, нет и объектов нефтепереработки. Нефтепродукты в край завозятся железнодорожным транспортом. Поставка светлых нефтепродуктов на территорию в край осуществляется в основном с нефтеперерабатывающих заводов Сибири:
- Ачинского НПЗ (основной оператор-поставщик -ОАО «НК «Роснефть»-Алтайнефтепродукт») -28% в объемах поставок;
- Омского НПЗ (основной оператор-поставщик -ОАО «Газпромнефть - Новосибирск»);
- Ангарской нефтехимической компании;
- Павлодарского НПЗ (Республика Казахстан);
- Яйского НПЗ;
- Мини-НПЗ Новосибирской области.
В крае функционируют 11 крупных нефтебаз, расположенных в Алейском, Бийском, Благовещенском, Завьяловском, Заринском, Каменском,
Источник: авторская разработка.
Примечание. Пр - производство, Р - распределение, О - обмен, П - потребление; знак «+» означает, что функция рынка проявляется (дифференцируется) на стадии воспроизводственного процесса.
Таблица 1
Авторское представление о взаимообусловленности функций рынка и стадий регионального воспроизводственного процесса
Концепции научного представления о рынке Функции рынка Стадии воспроизводства
Пр Р О П
Рынок как форма хозяйствования Создание хозяйствующим субъектам (агентам рынка) условий для регулярного, преимущественно взаимовыгодного, добровольного и состязательного обмена благами + +
Регулирование спроса и предложения, основанное на принципах свободной конкуренции между агентами + + + +
Рынок как совокупность ниш, занимаемых участниками с разными организационными формами Комбинирование различных ресурсов, позволяющее агентам извлекать доход за счет эксплуатации определенной рыночной ниши + + + +
Проведение «отбора» среди хозяйствующих субъектов, порождаемого конкурентной борьбой, состязательностью рыночных отношений, предполагающего их миграцию между рыночными нишами, эволюционирование и видоизменение + + +
Выявление организационных, структурных и нишевых «пустот» + + +
Рынок как совокупность устойчивых связей между участниками Структурирование сложившихся связей между хозяйствующими субъектами, позиционирование и ролирование агентов в рыночных связях + + +
Создание условий для тестирования контрагентов на предмет возможного взаимного доверия, формирование репутационного капитала хозяйствующих субъектов + + +
Рынок как совокупность институтов Институциализация транзакций между агентами + + + +
Создание условий и выработка правил для взаимовыгодного функционирования на рынке хозяйствующих субъектов (конкурентов, партнеров, контрагентов) + + + +
Рынок как набор культурных конструкций Формирование рыночной культуры (в когнитивном, ценностном и символическом аспектах) отношений, обмена, сосуществования хозяйствующих субъектов, конкуренции между ними, позиционирования агентов + + + +
Рынок как организационное поле Выявление лидеров и аутсайдеров рынка, рыночной власти агентов + + +
Обеспечение возможностей хозяйственным субъектам для мониторинга действий других хозяйствующих субъектов, институционального изоморфизма (заимствование элементов поведения) + + + +
Саморегулирование и стабилизация рынка + + + +
Кулундинском, Повалихинском, Поспелихинском, Рубцовском и Топчихинском районах. По мнению авторов, применительно к рассматриваемому региону справедливо говорить не о рынке нефтепродуктов, а о рынке обеспечения нефтепродуктами.
Рынок обеспечения нефтепродуктами Алтайского края следует относить к рынкам, формирующим материально-вещественно-информационные потоки и воспроизводственный потенциал региона. Рынок нефтепродуктообеспечения имеет решающее значение в функционировании других локальных рынков региона, тем самым играя значительную роль в обеспечении расширенного регионального
воспроизводства. Его состояние и развитие влияют на определенные показатели региональных воспроизводственных пропорций и, как следствие, оказывают непосредственное влияние на их сбалансированность. Влияние рынка обеспечения нефтепродуктами на воспроизводственные пропорции региона (общеэкономические, экономико-демографические, структурные, финансово-экономические) представлено на рис. 1.
Общеэкономические воспроизводственные пропорции отражают роль региона в экономике страны и характеризуются следующими отношениями:
Источник: авторская разработка.
Рис. 1. Влияние локального рынка нефтепродуктообеспечения на воспроизводственные пропорции региона
- между валовым общественным и валовым региональным продуктами;
- между производственной и непроизводственной сферами;
- между численностью трудовых ресурсов и численностью безработных. Структурные воспроизводственные пропорции -
это соотношения между отдельными элементами
конструкции региональной экономики, которые обеспечивают ее участие в территориальном разделении труда и развитие хозяйственного комплекса (между секторами экономики, отраслями экономики, между добывающими и перерабатывающими отраслями, между экспортно ориентированными и внутриориентированными отраслями). Экономико-демографические воспроизводственные пропорции
отражают взаимосвязи демографического и экономического процессов регионального воспроизводства и определяются показателями соотношений:
- между приростом и выбытием трудовых ресурсов;
- между трудовыми ресурсами и наличием рабочих мест;
- между заселенностью территории и ее площадью.
Финансово-экономические воспроизводственные пропорции связаны с кругооборотом материальных и финансово-денежных ресурсов и отражают распределение компетенций между управляющими структурами. Для их характеристики используются относительные показатели:
- между статьями доходной и расходной частей бюджета;
- между прибыльными и убыточными предприятиями;
- между развитием финансового регионального рынка и эффективностью распределительных процессов [11, 12].
Основными нефтепродуктами, определяющими товарные границы рассматриваемого рынка, являются дизельное топливо (код ОКП 025130) и автомобильные бензины (код ОКП 025110), которые представляют собой две подгруппы группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100):
- автомобильный бензин А-76 (АИ-80);
- автомобильный бензин АИ-92;
- автомобильный бензин АИ-95;
- автомобильный бензин АИ-98.
В основу демаркации рынка по товарному признаку положено определение Дж. Робинсон, которая интепретирует рынок как продуктовую цепочку товара и его субститутов до того момента, пока не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Этот разрыв и ограничивает рынок [13]. Подход Дж. Робинсон к идентификации рынка с небольшими вариациями используется антимонопольными комитетами многих стран до сих пор.
Предлагается дать субъектную характеристику рынка нефтепродуктообеспечения Алтайского края. По мнению А.С. Новоселова, «институциональная структура рыночной системы региона включает в себя фирмы, осуществляющие производственную, торговую, посредническую деятельность, логистические операции, реализацию товаров, страхование, кредитование и др., а также систему прямых, обратных и комбинированных связей, обеспечивающих
потоки товарных, финансовых, информационных ресурсов, контракты, заказы и платежи, регистрацию отношений собственности (владения и распоряжения экономическими ресурсами)» [14]. Участниками локального рыка обеспечения нефтепродуктами Алтайского края, по мнению авторов, являются:
1) сбытовые подразделения крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), осуществляющих добычу, переработку сырой нефти, ее реализацию, а также реализацию и хранение продуктов переработки в рамках производственной цепочки «нефтяная вышка -нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) - нефтехранилище - бензовоз - автозаправочная станция (АЗС) - бензобак». Как правило, на территории конкретного ненефтяного региона они представлены развитой сетью АЗС, тем самым осуществляется связь локального рынка нефтепродуктообеспечения с национальным рынком нефтепродуктов;
2) посреднические (дистрибьюторские) компании, приобретающие нефтепродукты у НПЗ (в том числе в рамках франчайзингового договора) для использования в предпринимательских целях и получения коммерческой выгоды, осуществляющие мелкооптовую и розничную продажу нефтепродуктов через АЗС непосредственным потребителям;
3) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в различных сферах экономики на территории региона, приобретающие нефтепродукты для их потребления в производственной и иной деятельности, т.е. осуществляющие профессиональное использование. При этом под профессиональным использованием (производственным потреблением) понимается использование потребителями нефтепродуктов для целей, не связанных с перепродажей, а именно: для заправки в бак, иную предназначенную для этого емкость (для обеспечения движения, работы транспортных средств, сельскохозяйственной и военной техники, механизмов, агрегатов и т.п.). Локальный рынок нефтепродуктообеспечения в Алтайском крае относится в основном к рынкам товаров производственного назначения (В2В) и отчасти к рынкам потребительских товаров (В2С);
4) частные лица, приобретающие нефтепродукты для удовлетворения индивидуальных потребностей.
Рынок обеспечения нефтепродуктами является достаточно дифференцированным, но в то же время, находясь во взаимосвязи с другими локальными рынками, оказывает воздействие на их функционирование и развитие, тем самым обслуживая воспроизводственные процессы в регионе. На рис. 2 представлено взаимодействие рынка обеспечения нефтепродуктами Алтайского края с другими локальными рынками.
Имея в составе участников хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в различных отраслях экономики, а также индивидуальных потребителей, локальный рынок нефтепродукто-обеспечения находится во взаимодействии с локальными рынками продуктов нефтепереработки других регионов, сельхозпродукции, промышленной продукции, средств производства, транспортных услуг, энергетическим, кредитным, потребительским и другими рынками, тем самым обслуживая стадии регионального воспроизводственного процесса. Взаимосвязь локальных рынков, к которым авторы настоящей статьи относят и рынок обеспечения нефтепродуктами, а также их значительная роль в развитии территорий отмечена во многих исследованиях (в частности, в серии публикаций
Local Markets
60 -
И.В. Филимоненко [15-18] и других авторов [19, 20]). Видение авторов настоящей статьи коррелирует с трактовкой локального рынка А.С. Новоселова как открытой, сложноорганизованной подсистемы товарных рынков, функционирующих в едином предпринимательском пространстве, формируемом совокупностью природно-климатических, социально-экономических, политических и ментально-психологических факторов, присущих конкретной территориальной и товарной (групп товаров) локализации [6].
Основным продавцом светлых нефтепродуктов в Алтайском крае является ОАО НК «Роснефть -Алтайнефтепродукт», значительное место на не-фтепродуктовом рынке занимает и ОАО «Газпро-мнефть». На их долю приходится 80% полезного объема хранения нефтепродуктов и более 70% объемов продаж светлых нефтепродуктов. Эти две компании практически полностью покрывают территорию Алтайского края сетью нефтебаз и АЗС (табл. 2). Остальные операторы занимают незначительную долю рынка. Рынок является динамичным. В октябре 2014 г. с рынка «ушел» такой агент, как ООО «Сибирская сырьевая компания», и появился новый для региона оператор - ОАО «Лукойл», пред-
Локальныи рынок нефтепродуктообеспечения Алтайского края
Сбытовые подразделения ВИНК, осуществляющих добычу, переработку сырой нефти, ее реализацию, а также реализацию и хранение продуктов переработки
Дистрибьюторские компании, приобретающие нефтепродукты для использования в предпринимательских целях и получения коммерческой выгоды, осуществляющие мелкооптовую и розничную продажу нефтепродуктов через АЗС
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в различных сферах экономики на территории региона, приобретающие нефтепродукты для их потребления в своей деятельности
Частные лица,
приобретающие
нефтепродукты для
удовлетворения
индивидуальных
потребностей
Продавцы
Рынок продуктов нефтепереработки других регионов, кредитный рынок
Рынок сельхозпродукции, промышленной продукции, энергетический рынок, рынок средств производства, транспортных услуг, другие рынки
Потребители
Потребительский рынок
Другие локальные рынки Алтайского края
Производство
Обслуживает стадии регионального воспроизводственного процесса ---------------------------
Распределение
Обмен
Потребление
Источник:авторская разработка.
Рис. 2. Взаимодействие рынка нефтепродуктообеспечения с другими локальными рынками и его участие в обслуживании стадий регионального воспроизводственного процесса
Дополнительные сервисы для физических лиц Шиномонтаж, подкачка шин, кофе-аппарат, холодильники с напитками, ТНП Шиномонтаж, подкачка шин, холодильники с напитками, ТНП Шиномонтаж, холодильники с напитками Система технического обслуживания, ТНП - |ТНП - -
для юридических лиц Пополнение топливных карт с помощью терминала АТП-POS (для крупных клиентов), ТНП**, личный кабинет ТНП, личный кабинет Личный кабинет ТНП - |ТНП - -
Доля рынка по объему продаж, % 41,9 30,00 19,90 1,10 1,40 3,50 ,2 2, 0 0
Доля рынка по количеству АЗС/ АЗК, % 16,34 5,71 5,91 2,95 0 ,3 2, 3 4, 62,66 0 0
Количество собственных АЗС/АЗК, шт. | В том числе в районе t--т - 6 4 3 5
на трассе <N 4 7 3 5 2
в городе 4 3 4 <N 7 ОО 2 4
В том числе АЗК 3 6 3
Всего 3 ОО 9 <N 0 3 ■й-■й-■й- 5 0 2 21 0 3 ОО 0 5
Наличие марочных топлив G-Drive Prime Экто Евро 4
Бренд Роснефть Газпро-мнефть Октан Лукойл ССК НИКА |
ВИНК/ДО* ВИНК ВИНК О О О О О
Владелец АЗС/АЗК ОАО «НК «Роснефть» -Алтайнефтеп-родукт» ОАО «Газпро-мнефть - Новосибирск» Торговая компания «Октан» ООО «Горно-Алтайск - Нефтепродукт» ООО «Сибирская Сырьевая Компания» |ООО «НИКА» I | Прочие Всего
ставленный фран -чайзи ООО «Горно-з Алтайск - Нефтеп-
| родукт».
<и Насыщенность
| АЗС в Алтайском
крае из расчета 1 £ АЗС на 1 000 авто-
с
о мобилей составляет
о
0,83 (среднероссий-¡2 ский показатель -
Ц 1,27). Наибольшее
о
й количество АЗС, ко-
о
к торые осуществляют
продажу нефтепро-
л &
5
6
я
дуктов, расположено в Барнауле (97), Бий-ске (35)и Рубцовске (27). Между тем в ^ последние пять лет
£ темпы строительства
ц | новых АЗС сущест-
Ц й венно снижены, что
п н
§ | свидетельствует о
& и достаточном насы-
° &
§ 13 щении данного сек-
¡^ л
£ £ тора рынка. При этом
§5 ^ активно продолжа-
« ется реконструкция Ц действующих объ-
¡й ектов, расширяется
о ¡1 к сфера оказываемых
^ ¡3 о Й
.Ц ^ | на них услуг, в том
Эй < числе не связанных
9 1
¡а с реализацией не -
фтепродуктов (мой-й Н ^ й
о ка транспортных
>2 средств, услуги кафе,
« о £ гостиниц, торгов -й Й о
С^ ля сопутствующими
о^^ 3 товарами). Сдержи® о ё вающими факторами
й § а Й
а « « развития локального ое2 н о рынка обеспечения
К и О К л s а и 5&S е
не фтепродуктами
2 § являются большие финансовые затра-
Ч Л § О
^^ | ты на приобретение
м и £
öffipq ^ земельных участков m^jJ и собственно строи-
тельство новых автозаправочных станций, а также рост цен на нефтепродукты.
Рынок обеспечения нефтепродуктами влияет на показатели, характеризующие развитие оптовой и розничной торговли, ресурсного обеспечения других секторов экономики и занятости населения региона. Кроме этого, данный рынок также участвует в формировании валового регионального продукта, насыщении регионального бюджета за счет налоговых отчислений, а значит, играет немаловажную роль в региональном воспроизводстве.
Список литературы
1. Шнипер Р.И. Региональные предплановые исследования: экономический аспект. Новосибирск: Наука, 1979. 367 с.
2. Ланкина А.Ф. Особенности взаимодействия локальных рынков региона // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2006. № 2. С. 57-59.
3. Некрасов Н.Н. Региональная экономика: монография. М.: Экономика, 1978. 340 с.
4. Беляев В.И. Маркетинг территорий: локальные рынки и расширенное воспроизводство в регионах // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2-1. С. 284-288.
5. Екимова К.В., Буравова С.В., Савельева И.П. Локальные рынки в структуре региональной экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2011. № 41. С. 14-18.
6. Новосёлов А.С. Регион как исходное понятие теории регионального воспроизводства // Регион: Экономика и Социология. 2006. № 3. С. 3-14.
7. Беляев В.И. Локальные рынки, их роль, место и назначение в развитии воспроизводственных процессов в регионах // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2-1. С. 247-252.
8. Беляев В.И., Сурай Н.М., Ковалева И.В., Чернышева Е.В. Локальные рынки и воспроизводственные процессы в регионах России: формирование стратегии развития предприятий местной промышленности (по материалам ЗАО «Волчихин-ский пивоваренный завод») // Вестник Алтайского аграрного университета. 2013. № 4. С. 97-103.
9. РозенфланцИ.В., Суркова С.А. Региональный рынок нефтепродуктов: состояние и тенденции развития // Экономика региона. 2006. № 1. С. 67-80.
10. Малышев Ю.А., Камзалова О.Н. Тер -риториальная сбалансированность структуры воспроизводственных процессов // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2012. № 4. С.107-114.
11. ВертаковаЮ.В., Точко А.В. Воспроизводственные пропорции устойчивого регионального развития - объективные характеристики экономического состояния региона // Регион: системы, экономика, управление. 2011. № 3. С. 8-15.
12. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986. 469 с.
13. Новоселов А.С. Рыночная система региона: воспроизводственный аспект // Регион: Экономика и Социология. 2007. № 1. С. 28-41.
14. Филимоненко И.В. Роль и место локальных рынков в устойчивом развитии региона // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 420.
15. Филимоненко И.В. Моделирование экономического развития региона с учетом структурных сдвигов локальных рынков // Микроэкономика. 2014. № 1. С. 43-48.
16. Филимоненко И.В. Система управления структурными сдвигами локальных рынков для обеспечения устойчивости регионального роста // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С.388-392.
17. Васильева З.А., Филимоненко И.В. Концептуальные основы управления локальными рынками как факторами устойчивого инновационного развития региона // Микроэкономика. 2014. № 2. С. 37-42.
18. Екимова К.В., Буравова С.В. Взаимосвязь локального рынка труда, рынка недвижимости и потребительского рынка через систему воспроизводственного процесса // Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2011. № 1. С. 12-15.
19. Новоселов С.Н. Роль и место локальных рынков в обеспечении устойчивого развития региона // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. Спецвып. С. 164-166.
20. Ступникова А.В. Теоретические аспекты формирования и функционирования локальных рынков // Проблемы современной экономики. 2013. № 2. С. 70-72.
Regional Economics: Theory and Practice Local Markets
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
THE ROLE OF THE PETROLEUM PRODUCTS SUPPLY MARKET IN A REGIONAL REPRODUCTION
Svetlana V. LOBOVA, Natal'ya V. EVTUSHENKO
Abstract
Importance The article deals with the reproduction processes in the market of oil products supply of the Altai Krai.
Objectives The article aims to justify the author's approach to determine a role and place of the oil products supply market in the regional reproduction. Methods The authors used techniques of synthesis and analysis. To achieve the goal, the authors studied the category of regional reproduction process in the theory of regional economy, argued market integration in the regional reproductive process, and examined the role of the petroleum products market of the Altai Krai in the development of other local markets and regional reproductive processes and formation of the reproduction ratio.
Results The paper reflects the authors' theoretical understanding of the interdependence of the functions of the market and regional stages of reproduction. It shows that the oil products supply market is an important part of the market system in the region; its development affects certain reproductive proportions of the region. Conclusions and Relevance The authors conclude that the limiting factors of development of the local market for oil products are the large financial expenditures for the acquisition of land and the construction of new filling stations, as well as rising prices for oil products.
Keywords: market, regional reproduction, regional reproduction process, oil products supply, reproduction proportions
References
1. Shniper R.I. Regional'nye predplanovye issle-dovaniya: ekonomicheskii aspect [Regional preplanned researches: an economic aspect]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1979, 367 p.
2. Lankina A.F. Osobennosti vzaimodeistviya lokal'nykh rynkov regiona [Peculiarities of regional local markets' interaction]. Izvestiya Irkutskoi gos-
udarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikal'skii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2006, no. 2, pp. 57-59.
3. Nekrasov N.N. Regional'naya ekonomika: monografiya [Regional economy: a monograph]. Moscow, Ekonomika Publ., 1978, 340 p.
4. Belyaev V.I. Marketing territorii: lokal'nye rynki i rasshirennoe vosproizvodstvo v regionakh [Region marketing: local markets and expanded reproduction in regions]. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta = News of Altai State University, 2013, no. 2-1, pp. 284-288.
5. Ekimova K.V., Buravova S.V., Savel'eva I.P. Lokal'nye rynki v strukture regional'noi ekonomiki [Local markets in the regional economy structure]. Vest-nik Yuzhno-Ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika i menedzhment = Bulletin of South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2011, no. 41, pp. 14-18.
6. Novoselov A.S. Region kak iskhodnoe ponyatie teorii regional'nogo vosproizvodstva [Region as a basic term of the regional reproduction theory]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2006, no. 3, pp. 3-14.
7. Belyaev V.I. Lokal'nye rynki, ikh rol', mesto i naznachenie v razvitii vosproizvodstvennykh prot-sessov v regionakh [Local markets: their role, place and value in the development of reproduction processes in regions]. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta = News of Altai State University, 2012, no. 2-1, pp. 247-252.
8. Belyaev V.I., Surai N.M., Kovaleva I.V., Cherny-sheva E.V. Lokal'nye rynki i vosproizvodstvennye protsessy v regionakh Rossii: formirovanie strategii razvitiya predpriyatii mestnoi promyshlennosti (po materialam ZAO "Volchikhinskii pivovarennyi zavod") [Local markets and reproduction processes in regions of Russia: formation of strategy of development of enter-
prises of local industry (a case of CJSC Volchikhinsky Brewery)]. Vestnik Altaiskogo agrarnogo universi-teta = Bulletin of Altai State Agricultural University, 2013, no.4, pp. 97-103.
9. Rozenflants I.V., Surkova S.A. Regional'nyi rynok nefteproduktov: sostoyanie i tendentsii razvitiya [A regional market of mineral oil: the condition and tendencies of development]. Ekonomika regiona = The Region's Economy, 2006, no. 1, pp. 67-80.
10. Malyshev Yu.A., Kamzalova O.N. Terri-torial'naya sbalansirovannost' struktury vosproiz-vodstvennykh protsessov [A territorial balance of the reproduction processes structure]. Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Ekonomika = Bulletin of Perm University. Ser. Economy, 2012, no. 4, pp. 107-114.
11. Vertakova Yu.V., Tochko A.V. Vosproizvodst-vennye proportsii ustoichivogo regional'nogo razvitiya -ob"ektivnye kharakteristiki ekonomicheskogo sos-toyaniya regiona [Reproduction proportions of steady regional development: objective characteristics of the economic condition of a region]. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie = Region: Systems, Economy, Management, 2011, no. 3, pp. 8-15.
12. Robinson J.V. Ekonomicheskaya teoriya nes-overshennoi konkurentsii [The Economics of Imperfect Competition]. Moscow, Progress Publ., 1986, 469 p.
13. Novoselov A.S. Rynochnaya sistema regiona: vosproizvodstvennyi aspekt [Regional market structure: a reproduction aspect]. Region: ekonomika i sotsi-ologiya = Region: Economics and Sociology, 2007, no. 1, pp. 28-41.
14. Filimonenko I.V. Rol' i mesto lokal'nykh rynkov v ustoichivom razvitii regiona [The local markets' role and position in stable development of the region]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 3, p. 420.
15. Filimonenko I.V. Modelirovanie ekonom-icheskogo razvitiya regiona s uchetom strukturnykh sdvigov lokal'nykh rynkov [Modeling of economic development of the region taking into account structural shifts of local markets]. Mikroekonomika = Microeconomics, 2014, no. 1, pp. 43-48.
16. Filimonenko I.V. Sistema upravleniya struktur-nymi sdvigami lokal'nykh rynkov dlya obespecheniya
ustoichivosti regional'nogo rosta [A system of structural shift management of local markets for ensuring the sustainable regional development]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2014, no. 1, pp. 388-392.
17. Vasil'eva Z.A., Filimonenko I.V. Kontseptual'nye osnovy upravleniya lokal'nymi rynkami kak faktorami ustoichivogo innovatsionnogo razvitiya regiona [Conceptual bases of management of local markets as factors of the sustainable innovative development of the region]. Mikroekonomika = Microeconomics, 2014, no. 2, pp. 37-42.
18. Ekimova K.V., Buravova S.V. Vzaimos-vyaz' lokal'nogo rynka truda, rynka nedvizhimosti i potrebitel'skogo rynka cherez sistemu vosproizvodstven-nogo protsessa [Interrelation of the local labor market, market of real estate, and the consumer market through a reproduction process system]. Vektor nauki Tol 'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika i upravlenie = Vector of Science of Tolyatti State University. Ser. Economy and Management, 2011, no. 1, pp. 12-15.
19. Novoselov S.N. Rol' i mesto lokal'nykh rynkov v obespechenii ustoichivogo razvitiya regiona [A role and place of local markets in the regional sustainable development]. Mezhdunarodnoe nauchnoe izdanie Sovremennye fundamental 'nye i prikladnye issle-dovaniya = International Scientific Periodical Modern Fundamental and Applied Researches, 2013, Special Issue, pp. 164-166.
20. Stupnikova A.V. Teoreticheskie aspekty formi-rovaniya i funktsionirovaniya lokal'nykh rynkov [Formation and functioning of local markets: some theoretical aspects]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2013, no. 2, pp. 70-72.
Svetlana V. LOBOVA
Altai State University, Barnaul, Altai Krai, Russian Federation [email protected]
Natal'ya V. EVTUSHENKO
Altai State University, Barnaul, Altai Krai,
Russian Federation