ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ АГРООРИЕНТИРО-
ВАННОГО РЕГИОНА
И.В. Ковалева1, д-р экон. наук, профессор Т.В. Кучеренко2, преподаватель
1Алтайский государственный аграрный университет 2Алтайская академия гостеприимства (Россия, г. Барнаул)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10777
Аннотация. В статье рассматриваются процессы, которые протекают на локальных рынках сельских территорий и являются результатом и отражением тенденций, протекающих в экономической системе страны, области, региона. Авторами проведен анализ сущности локального рынка и его роль в развитии сельских территорий; изучены теоретико-методологические подходы к определению сущности рынка. Под локальной территорией в статье принято понимать территорию, учитывающую исторические особенности, имеющую определенные границы и ограниченную рамками муниципального образования субъектов (регионов) РФ. Алтайский край является уникальным регионом, как с точки географической локализации, так и природно-климатическим условиям, ресурсному потенциалу для развития аграрного производства и развития промышленной инфраструктуры. Кроме того, регион является трансграничной территорией с рядов государств Ближнего зарубежья, что открывает новые возможности развития экспорта региональной продукции и диверсифицирования региональной экономики.
Ключевые слова: рынок, локальный, сельские территории, регион.
Алтайский край является уникальным регионом, как с точки географической локализации, так и природно-климатическим условиям, ресурсному потенциалу для развития аграрного производства и развития промышленной инфраструктуры. Кроме того, регион является трансграничной территорией с рядов государств Ближнего зарубежья, что открывает новые возможности развития экспорта региональной продукции и диверсифицирования региональной экономики. Эффективное функционирование отраслей зависит от факторов макро- и микросреды, при этом приоритетное направление, на наш взгляд, занимают вопросы формирования и развития локальных рынков сельских территорий, как основополагающей характеристики развития региона.
Демографический фактор развития региона является одним из стратегических, поэтому негативная тенденция сокращения численности населения Алтайского
края, и том числе и сельского, подчеркивает актуальность исследования формирования и развития локальных рынков агро-ориентированного региона [5].
В современной экономической научной литературе существуют различные суждения и трактовки сущности, понятия локальных территорий и локальных рынков. Так, Д.В. Рожкова под локальным рынком представляет «... рынок муниципального образования субъекта РФ или его части, представляющий собой совокупность существующих потенциальных и местных потребителей, производителей, посредников, вступающих во взаимоотношения, базирующихся на принципах ограниченности ресурсов, а также характеризующихся преобладанием товаров местного производства, едиными логистикой и зоной ценового влияния» [1,с. 140].
В представленном определении территория локального рынка была ограничена рамками муниципального образования
субъекта РФ. А поскольку субъект и регион являются схожими понятиями, то предлагается применять к анализу экономических систем - регион.
Некоторые авторы под регионом он понимают «...территориальное образование с однородными или близкими по содержанию природно-климатическими условиями, в пределах которого осуществляется продуктивное взаимодействие государственных и местных учреждений территориального управления с объектами производственной, социальной, культурной инфраструктуры, а также с предпринимательскими структурами и рынком, направленное на формирование и поддержание отношений воспроизводства товаров и услуг, а также населения, трудовых ресурсов, духовных и культурных ценностей, исторически присущих данной территории» [4].
Политико-географические регионы совпадают с границами субъектов РФ, что позволяет говорить о некотором совпадении этих понятий. Однако к региону предъяв-
ляются требования, направленные на формирование экономического базиса, способствующему более эффективно реализовать свои функции. Поэтому в экономических исследованиях необходимо применять понятие «регион». Под совокупностью существующих потенциальных и местных потребителей, производителей, посредников, вступающих во взаимоотношения - будем понимать экономическую систему. В соответствии с этим необходимо уточнить и дополнить понятие локальный рынок.
Локальный рынок представляет собой рынок муниципального образования региона РФ или его части, представляющий, экономическую систему, базирующуюся на принципах ограниченности ресурсов, а также характеризующуюся преобладанием товаров местного производства, едиными логистикой и зоной ценового влияния.
Теоретико-методологические подходы к определению сущности и понятия рынка и его локализации представлены в таблице 1.
Авторы Теория /методы размещения продукции
Теоретический подход ( подход «чистых» теорий) к определению зонального рынка
И. Тюнен Сопоставление затрат на перевозку продукции до места сбыта и выявление благоприятных зон для размещения видов сельскохозяйственного производства, размещения сельскохозяйственного производства - это система концентрических кругов (поясов) разного диаметра вокруг города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. чем выше продуктивность (урожайность), тем ближе к городу должно размещаться данное производство
В. Лаунхардт Рациональный штандорт промышленного предприятия предполагает размещение производства, ориентируясь на транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения организации находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний и рассчитывается методом весового треугольника, который имеет геометрическое и механическое решение. Геометрический метод решения предполагает, что каждой из сторон весового треугольника строится еще один треугольник, подобный весовому, стороны которого соотносятся как а: в: 1. Затем вокруг каждого треугольника строится окружность, точка пересечения которой является точкой минимума транспортных затрат
В. Кристеллер Теория о функциях и размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве ; зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники (пчелиные соты), заселенная территория покрывается шестиугольниками без просвета (кристаллеровская решетка). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания. Теория объясняет, почему одни товары и услуги должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте (продукты первой необходимости), другие — в средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуги и т.п.), третьи — только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.п.)
А. Леш Разработка принципиальных основ теории пространственного экономического равновесия путем расширения состава факторов и условий, рассматриваемых при размещении предприятий и их сочетаний (налоги, пошлины, эффекты монополий и олигополии и т.д.); выбор местоположения определяется не только стремлением каждой фирмы к максимуму прибыли, но и увеличением числа фирм, заполняющих все рыночное пространство. Состояние равновесия характеризуется условиями: 1) местополо-
Таблица 1. Подходы к определению сущности рынка [2, 3, 4]
жение каждой фирмы обладает максимально возможными преимуществами для производителей и потребителей; 2) фирмы размещаются так, что территория полностью используется; 3) существует равенство цен и издержек; 4) все рыночные зоны имеют минимальный размер; 5) границы рыночных арен проходят по изолиниям. Рыночные зоны определяются радиусами конкурентоспособного сбыта соответствующих видов продукции, и экономический ландшафт - высший тип региона, объединяющий региональный рынок
Системный подход к определению рынка
С. Фишер, Р. Дорнбуш Рынок представляет собой пакет соглашений, при помощи которых продавцы и покупатели товаров и услуг вступают в контакт по поводу купли-продажи данных товаров или услуг
Э. Фрейхейт Является государственным мероприятием, концентрирует куплю и продажу товаров в определенное время и в определенном месте
Т.Паландер Соединение теории размещения организаций и пространственного анализа рынков
Х. Хотеллинг Определены правила оптимального поведения конкурирующих производителей, исследуя модель дуопольного рынка
Э. Хекшер, Б. Олин Теория международного (межрегионального) разделения труда. Основные теоретические положения
1) страны (регионы) должны вывозить продукты интенсивного использования избыточных (относительно недефицитных) факторов производства и ввозить продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов; 2) в международной (межрегиональной) торговле при соответствующих условиях осуществляется тенденция выравнивания «факторных цен»; 3) вывоз и ввоз товаров могут заменяться перемещением факторов производства ; 4) регионы, обладающие большими площадями сельскохозяйственных угодий и относительно низкой плотностью населения, заинтересованы в расширении вывоза сельскохозяйственной продукции .
Рыночно-ориентированный подход к определению рынка
Ф .Котлер Совокупность покупателей товара, покупателей существующих и потенциальных
У. Джевонс Группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара
А. Маршалл Рынок - это совокупность людей... которые осуществляют операции с каким-либо товаром
Н.А. Абыкаев Система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, формирующегося на них спроса, предложения и цены
О. Курно Пространственно автономные региональные рынки
Факторный подход к определению отраслевого рынка
А. Вебер Новые факторы размещения производства: транспорт, рабочая сила, агломерация. Ему впервые удалось разработать многофакторную теорию размещения промышленного предприятия с применением математического моделирования
Воспроизводственный подход к определению отраслевой рынка
И. Шумпетер Рынок как «все бесчисленные акты обмена, которые нам дано наблюдать в рыночной экономике в любой хозяйственный период. Они в своей совокупности образуют внешнюю форму, в которой осуществляется кругооборот хозяйственной жизни»
Штапова И.С. Отраслевой рынок - это сложная экономическая категория, представляющая собой совокупность рыночных субъектов, осуществляющих рыночные отношения по перераспределению некоего продукта (спрос и предложение) при непосредственном или косвенном участии других элементов рыночной инфраструктуры. Причем предложение образуют предприятия, осуществляющие определенные виды экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, формирование которых происходит на основе имеющихся ресурсов
Беляев В.И. Представление рынка как механизма означает, что он (рынок) может быть использован, с одной стороны, территориальными органами управления, а с другой стороны, предпринимательскими структурами для воздействия на конъюнктуру, на ее формирование и изменение, если в этом возникла необходимость
Ковалев А.А., Кундиус В.А. Зональный рынок отраслевого подкомплекса следует понимать комплекс организационных и социально-экономических отношений между субъектами рынка, имеющих территориальные границы и оптимальные условия (природно-климатические, породный состав скота, кормовую базу, квалифицированные кадры, перерабатывающие мощности и др.) для развития воспроизводственных процессов в молочном скотоводстве.
Нам представляется целесообразным выделение воспроизводственного подхода к определению рынка, поскольку он включает в себя комбинацию различных отраслей, органически связанных между собой
территориально-производственной локализацией и представляющим, тем самым, уникальную специализацию, позволяющую иметь конкурентные преимущества на рынке продукции и услуг.
Таким образом, исследовав различные сообразно понимать территорию, учиты-научные методологические подходы к вающую исторические особенности, изучению проблемы развития локальных имеющую определенные границы и огра-рынков , следует отметить, что под ло- ниченную рамками муниципального обра-кальной территорией, на наш взгляд, целе- зования субъектов (регионов) РФ.
Библиографический список
1. Рожкова Д.В. К вопросу формирования и развития локальных рынков: теоретический аспект // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2015. -№ 2 (124). - С. 137-143.
2. Ковалев А.А. Формирование и развитие рынка продукции
молочно-продуктового подкомплекса региона (на материалах Алтайского края). - Новосибирск, 2016. - 173 с.
3. Ковалева И.В., Рожкова Д.В., Ковалев А.А. Функционирование локального рынка молочной продукции в системе АПК региона: тенденции и перспективы развития: монография. - Барнаул: Концепт, 2016. - 108 с.
4. Ковалев А.А., Кундиус В.А. Развитие молокоперерабатывающей промышленности в условиях территориальной локализации молочного рынка Алтайского края / А.А. Ковалев, В.А. Кундиус // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2017. - № 1 (147). - С. 179-185.
5. Электронный ресурс: https://www.altairegion22.ru/region_news/uchastniki-vneshneekonomicheskoideyatelnosti-altaiskogo-kraya-podveli-itogi-deyatelnosti-za-2017-god_652827.html/ (дата обращения 18.01.2019).
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACH TO THE FORMATION OF
LOCAL MARKETS IN RURAL TERRITORIES AS A BASIC PERFORMANCE OF DEVELOPMENT OF AGRO-ORIENTED REGION
I.V. Kovaleva1, doctor of economic sciences, professor T.V. Kucherenko2, lecturer Altai academy of hospitality sciences 1Altai state agricultural university (Russia, Barnaul)
Abstarct. The article discusses the processes that occur in the local markets of rural areas and are the result and reflection of trends in the economic system of a country, region, or region. The authors analyzed the essence of the local market and its role in the development of rural areas; studied theoretical and methodological approaches to the definition of the essence of the market. Under the local territory, the article usually refers to the territory that takes into account historical features, has certain borders and is limited by the framework of the municipal formation of the subjects (regions) of the Russian Federation. The Altai Territory is a unique region, both from the point of geographical localization, and natural and climatic conditions, resource potential for the development of agricultural production and the development of industrial infrastructure. In addition, the region is a cross-border area with the ranks of the countries of the near abroad, which opens up new opportunities for the development of exports of regional products and diversification of the regional economy.
Keywords: market, local, rural areas, region.