Научная статья на тему 'Обзор кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в ГНУ Иов РАО в 2005 году'

Обзор кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в ГНУ Иов РАО в 2005 году Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в ГНУ Иов РАО в 2005 году»

ВЕСТНИК ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА ГНУ ИОВ РАО

О.В. Павлова,

ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат педагогических наук

ОБЗОР КАНДИДАТСКИХ И ДОКТОРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ, ЗАЩИЩЕННЫХ В ГНУ ИОВ РАО В 2005 ГОДУ

Диссертационный совет Д 008.007.01 в Государственном научном учреждении «Институт образования взрослыгх Российской Академии образования» в Санкт-Петербурге утвержден приказом ВАК Министерства образования России ц 1145-В от 29 декабря 2000 г.

Диссертационным совет принимает к защите диссертации по специальностям 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 — теория и методика профессионального образования (педагогические науки).

В период с 1 сентября по 31 декабря 2005 года в Диссертационном совете ИОВ РАО защищено 13 диссертаций.

ДОКТОРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ВВЕДЕНСКИЙ В.А. «Развитие педагогической профессии как социального института» (специальность 13.00.01). Научный консультант — доктор педагогических наук, профессор А.Е.Марон. Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что: впервые введено понятие «педагогическая профессия как социальный институт», обоснованы его сущность, структура и роль в общей педагогике как понятийного базиса содержания развития педагогической профессии; обоснованы и раскрыты сущностные характеристики системы становления педагогической профессии как социального института на основе вычленения ее параметров — социальная функциональность, конкурентоспособность, демократизация и непрерывность развития педагогического образования; раскрыты ведущие свойства и закономерности педагогической профессии как функционирующей системы; обоснованы психологические основы институционализации профессии педагога; разработана и экспериментально проверена интегративная модель совершенствования ключевых компетентностей педагога в системе повышения квалификации. В диссертации разработаны теоретические основы развития педагогической профессии как социального института на основе системной методологии, основанной на интеграции институционального, культурологического, деятельностного и личностно-ориентированного подходов; уточнен понятийный аппарат педагогической науки (компетентноцентрическая модель, содержание педагогического образования, профессионально-педагогическое сообщество); определен исторический генезис становления и развития педагогической профессии как социального института; сформулированы и обоснованы структурные компоненты педагогической профессии как социального института; обоснована модель профессиональной компетентности педагога, представляющей собой ядро модели педагогической профессии как социального института; спроектированы технологичные модели развития непрерывного педагогического образования, разработаны их содержания и условия их реализации для процесса развития непрерывного педагогического образования.

НИКИТИН В.Я. «Фокус-групповые исследования в управлении образовательным социумом региона» (специальность 13.00.01). Научный консультант — доктор педагогических наук, профессор Н.Н.Суртаева. Научная новизна исследования заключается в том, что: дано обоснование методологии включения фокус-групп в проведение педагогических исследований; выявлены признаки метода фокус-групп; впервые раскрыты возможности метода фокус-групп применительно к педагогическим исследованиям; обоснована эффективность применения фокус-групповых исследований в процессе управления образовательным социумом; раскрыт дидактический аспект фокус-групп применительно к организации педагогического процесса; разработана технология включения фокус-групп в процесс управления образовательным социумом; впервые разработана программа подготовки модераторов для проведения фокус-групповых исследований субъектов образования; раскрыты теоретические аспекты применения фокус-групп в процессе управления образовательным социумом; показано место фокус-групп в системе педагогических исследовательских методов, а также определено их место в системе классификации научных методов педагогических исследований; выделены функции и интеграционные характеристики метода фокус-групп. Полученные результаты, теоретические выводы и рекомендации могут представлять значительный интерес для работников системы управления образованием, работников системы повышения квалификации; предложены блок-схема разработки стратегического плана, антропологически-со-циальная модель управления образовательным социумом региона, разработаны сценарии фокус-групп при исследовании различных проблем региона. Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров, в управлении образовательными системами.

КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ИГИШЕВ В.Г. «Современные молодежные движения как средство гражданского воспитания старших школьников» (специальность 13.00.01). Научный руководитель — доктор педагогических наук С.В.Кривых. В диссертационном исследовании обозначены особенности новой социально-педагогической системы гражданского воспитания, ориентированной на построение демократического общества; обоснованы основные направления деятельности современных молодежных движений в системе гражданского воспитания старших школьников; разработана социально-педагогическая система гражданского воспитания старшеклассников средствами современных молодежных движений; теоретически обоснованы условия и раскрыта специфика современных молодежных движений в гражданском воспитании старших школьников, заключающиеся в учете современных тенденций социально-экономической и политической жизни страны; представлено дидактическое обеспечение, включающее организационные средства, формы и методы для реализации целостной, непрерывной системы гражданского воспитания средствами молодежных движений; выявлены критерии эффективности социально-педагогической системы гражданского воспитания старшеклассников.

ТУРОВИНИНА Г.А. «Управление региональным филиалом вуза в условиях сельского социума» (специальность 13.00.01). Научный руководитель — доктор педагогических наук А.И.Жилина. В диссертации разработана социально-педагогическая парадигма модернизации управления высшим образованием в условиях сельского социума; предложена концепция управления развитием регионального филиала вуза как ведущего социокультурного образовательного фактора осуществления социально-экономических преобразований в сельской местности; создана Программа развития регионального филиала вуза; определена стратегия развития управления региональным филиалом вуза; расширена теоретическая база представлений о социально-педагогической парадигме модернизации управления высшим образованием в условиях сельского социума, которая рассмотрена как теоретическая практико-ориентированная характеристика типологических особенностей существования филиала вуза в качестве субъекта педагогической деятельности во внешней социальной среде; расширена теоретическая база представлений о системном психолого-педагогическом подходе к решению проблем управления высшим

образованием в региональном филиале вуза, расположенном в сельском социуме; разработаны и внедрены программы развития профессионально-компетентных специалистов, умеющих успешно строить свою деятельность в новых рыночных условиях.

ДАНИЛОВ A.B. «Социальный институт семьи как педагогическая проблема» (специальность 13.00.01). Научный руководитель — доктор педагогических наук А.И.Жилина. В диссертационном исследовании социальный институт семьи рассмотрен как педагогическая проблема; определены педагогические, психологические, философские основы развития социального института семьи как педагогической проблемы; социализация индивида в социальных институтах семьи и образования рассмотрена как единая педагогическая проблема семьи и школы; семейные традиции исследованы как основа взаимодействия институтов семьи и образования с другими социальными институтами; разработана новая модель взаимодействия школы и семьи в современных условиях на основе внутренней согласованности действий педагогов и родителей в интересах их детей, создания «поля совместного бытия» в результате педагогической помощи школы в развитии и укреплении семьи; дан категориальный анализ понятий «семья», «социальный институт семьи» как педагогических понятий; определена теоретическая сущность социального института семьи как системы, объекта государственного управления и педагогической проблемы; расширена теоретическая база представлений о социальном институте семьи на основе его эволюционного развития и выявления психолого-педагогических функций семьи в современном постиндустриальном обществе; обогащена педагогическая теория взаимодействия семьи и школы на основе выявления структуры, специфики и воспитательных возможностей современной семьи; обогащена теория образования взрослых на основе системного подхода к совместной организации деятельности педагогов, родителей и детей по успешной их социализации, укреплению семьи в современных условиях, повышению педагогической и общей культуры родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.