Научная статья на тему 'Обзор диссертаций, защищенных в ГНУ Иов РАО в период с 1 января по 1 июля 2006 года'

Обзор диссертаций, защищенных в ГНУ Иов РАО в период с 1 января по 1 июля 2006 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор диссертаций, защищенных в ГНУ Иов РАО в период с 1 января по 1 июля 2006 года»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

ВЕСТНИК ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА ГНУ ИОВ РАО

ОВ.Павпова,

ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат педагогических наук

ОБЗОР ДИССЕРТАЦИЙ, ЗАЩИЩЕННЫХ В ГНУ ИОВ РАО В ПЕРИОД С 1 ЯНВАРЯ ПО 1 ИЮЛЯ 2006 ГОДА

Диссертационный совет Д 008.007.01 в Государственном научном учреждении «Институт образования взрослыгх Российской Академии образования» в Санкт-Петербурге утвержден приказом ВАК Министерства образования России ц 1145-В от 29 декабря 2000 г.

Диссертационным совет принимает к защите диссертации по специальностям 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 — теория и методика профессионального образования (педагогические науки).

В период с 1 января по 1 июля 2006 года в Диссертационном совете ГНУ ИОВ РАО защищено 20 диссертаций.

КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ХАМИДУЛИНА Ю.Т. «Развитие умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в информационной интерактивной среде» (специальность 13.00.01). Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор А.Е. Марон. В диссертации уточнены и обоснованы понятия «информационная интерактивная среда обучения», «самостоятельная учебно-познавательная деятельность»; определена общая логика проектирования модели информационной интерактивной среды обучения студентов, охарактеризованы ее структурные компоненты; раскрыты факторы обеспечения качеств интерактивности информационной среды; обоснованы и экспериментально апробированы варианты организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в информационной интерактивной среде; разработаны концептуальная модель и педагогические условия целостной системной организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов вуза в информационной интерактивной среде; расширена теоретическая база представлений об особенностях формирования системы умений учебно-познавательной деятельности студентов в информационной интерактивной среде, обоснованы функции и компоненты этой системы, раскрыта специфика образовательно-развивающих возможностей интерактивного взаимодействия в системе «студент — компьютер — преподаватель - студент». Практическая значимость исследования: разработана система учебных занятий по организации само-

стоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в информационной интерактивной среде в высших учебных заведениях; подготовлены экспериментальные материалы для моделирования процесса управления учебно-познавательной деятельностью студентов в интерактивной среде; разработана методика анализа готовности студентов к обучению в информационной интерактивной среде. Материалы диссертации могут быть использованы в исследованиях, связанных с научным обоснованием и апробацией условий повышения качества самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в информационной среде.

СТАРОДУБЦЕВ С.А. «Система воспитания взрослых в процессе воинской службы» (специальность 13.00.08). Научный руководитель - доктор педагогических наук П.И. Юнац-кевич. В диссертационном исследовании разработаны новые знания о системе воспитания военнослужащих; обоснована единая методика воспитания военнослужащих Российской армии, основу которой составляет интеграция профессионально-военного, государственно-общественного и нравственного компонентов профессиональной подготовки и деятельности взрослых в процессе воинской службы; разработана модель организационно-педагогической системы "взвод-рота-батальон" как первичного педагогического коллектива; обоснована социально-ориентированная модель государственной идеологии как основной элемент системы воспитания взрослых в процессе воинской службы; внесен определенный вклад в развитие теории образования и воспитания взрослых в специфической системе военной службы; структура «взвод-рота-батальон» исследована как организационно-педагогическая система в сфере воинской службы; расширены возможности применения теории образования и воспитания взрослых в организационнопедагогической системе «взвод-рота-батальон»; разработаны системные основания социально-ориентированной модели воспитания и образования взрослых в процессе воинской службы. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методика воспитания военнослужащих в современных условиях может быть полностью или частично положена в основу деятельности по совершенствованию существующей практики обучения и воспитания не только в Российской армии, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, а также органах государственной гражданской власти. Самостоятельную ценность имеет создание методического инструментария организации воспитательной работы в звене "взвод-рота-батальон" и им равных подразделениях -организационно-педагогических системах. Содержание теоретического, научнометодического и учебно-методического, а также эмпирического разделов исследования может быть включено в необходимом объеме в состав лекционных курсов по педагогике. Материалы диссертации могут быть использованы при создании системы воспитания взрослых в процессе воинской службы; при организации набора желающих служить в армии; при разработке модели социально-ориентированной государственной идеологии; при построении системы социально-ориентированного государственного управления и профессиональной подготовке и воспитании взрослых в процессе государственной службы.

ТЕДЕЕВ А.Х. «Педагогические условия организации образовательного процесса в риэлтерских учебных центрах» (специальность 13.00.08). Научный руководитель - доктор педагогических наук П.И. Юнацкевич. В диссертации риэлтерская деятельность определена как интегративная по содержанию; обоснован нравственный фактор личности риэлтера как ведущий в содержании образования и профессиональной деятельности взрослых; создана система педагогических условий организации образовательного процесса в риэлтерских учебных центрах; разработана технология формирования социально-ориентированного профессионального поведения риэлтеров в учебно-воспитательном процессе риэлтерского учебного центра; обоснована необходимость создания на рынке недвижимости государственного единого научно-образовательного и методического центра образования взрослых в сфере операций с недвижимостью и комиссии по государственной аттестации специалистов по операциям с объектами недвижимости; раскрыто теоретическое значение понятия социально-ориентированной профессиональной подготовки и деятельности риэлтера; расширено теоретическое представление о системе педагогических условий организации образовательного процесса в риэлтерских

учебных центрах; существенно дополнена теория профессионального образования и методика образования взрослых в сфере операций с объектами недвижимости; создана теоретическая предпосылка управления риэлтерской деятельностью через систему образования взрослых; разработана теоретическая и прикладная модель организации образовательного процесса в риэлтерских учебных центрах; обоснован концептуальный подход к созданию системы государственной аттестации риэлтеров. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан и апробирован механизм социально-ориентированного регулирующего государственного воздействия на рынок недвижимости, основанный на систематическом образовании взрослых в сфере операций с недвижимостью на базе государственных научных учреждений (научных центров формирования социально-ориентированной государственной политики); разработана и апробирована организационно-структурная система деятельности профильного государственного научного и образовательного учреждения образования в сфере операций с объектами недвижимости; разработана и апробирована нормативная документация деятельности комиссии государственной аттестации специалистов по операциям с объектами недвижимости; разработан единый учебно-профессиональный программный комплекс педагогических, психологических, управленческих, экономических, этических, правовых социально-ориентированных знаний и умений; разработаны и внедрены в практику образования взрослых в сфере операций с недвижимостью учебные программы и курсы подготовки риэлтеров в регионах России и других государств, входящих в ее состав. Материалы диссертации могут быть использованы при создании государственной комиссии аттестации специалистов по операциям с объектами недвижимости в России и государствах-участниках СНГ, а также при организации образовательного процесса, обеспечивающего социально-ориентированную профессиональную подготовку и деятельность риэлтеров.

ОШИНА О.В. «Образовательная система подготовки студентов вузов к здоровому образу жизни» (специальность 13.00.01). Научный руководитель -доктор педагогических наук С.В. Кривых. В диссертационном исследовании с позиций акмеологического подхода в образовательном процессе вузов определены факторы и принципы, конструирующие здоровье студентов и ориентирующие на индивидуальный здоровый образ жизни; выявлены смыслообразующие мотивы формирования готовности личности к здоровому образу жизни; разработана и внедрена в образовательную практику вуза система формирования готовности студентов к здоровому образу жизни, включающая вале-ологически обоснованную образовательную среду; выделены средства для формирования готовности студентов к здоровому образу жизни. Теоретически обоснованы условия и раскрыта специфика формирования здорового образа жизни студентов в образовательном процессе вузов в современных социокультурных условиях; обосновано понятие «готовность к здоровому образу жизни» применительно к теме исследования; выявлены критерии и показатели готовности студентов к здоровому образу жизни. Практическая значимость исследования состоит в разработке Положения об управлении организацией внеучебной и воспитательной работы в вузе; коррекционно-развивающих программ («Адаптационный период для студентов», «Психолого-педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение социального и профессионального самоопределения студентов», «Развитие коммуникативных навыков», «Программа работы со студентами группы риска» и др.); программ курсов по выбору для студентов («Основы здорового образа жизни», «Валеология - наука о здоровье», «Экология человека» и др.); методических рекомендаций «Физкультура в группах здоровья».Материалы исследования могут быть использованы в образовательной практике вузов с целью формирования у студентов готовности к здоровому образу жизни.

МЕЛЕХОВА В.Е. «Профессиональное самоопределение будущих специалистов социальной работы в условиях ВУЗа» (специальность 13.00.01). Научный руководитель -доктор педагогических наук И.Н. Пашковская. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в разработке междисциплинарной теоретической основы профессионального самоопределения будущих специалистов социальной работы в условиях ВУЗа; в выявлении зависимости развития процесса самоопределения будущих

специалистов социальной работы от социально-педагогических, образовательных и личностных механизмов, опосредующих данный процесс; в раскрытии форм и способов формирования профессионального самоопределения будущих специалистов социальной работы в контексте гуманистической направленности их профессии; проблема профессионального самоопределения будущих специалистов социальной работы рассмотрена на междисциплинарном теоретическом уровне; уточнен и дополнен терминологический аппарат педагогики применительно к проблематике и задачам ее инновационного направления, связанного с профессиональным самоопределением будущих специалистов социальной работы в условиях ВУЗа; обоснован и практически реализован курс социально- и личностно-ориентированного образования, представляющий собой практическое воплощение идей гуманистической педагогики в процессе обучения и самоопределения будущих специалистов социальной работы в условиях ВУЗа. Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы позволяют осмыслить и реализовать процесс профессионального самоопределения студентов в современной социально-экономической и социокультурной ситуации, определить основные направления совершенствования содержания образования студентов - будущих специалистов социальной работы в гуманистической перспективе. Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов и спецкурсов ВУЗов для будущих специалистов социальной работы.

МОНОГАРОВА И.И. «Развитие творческой индивидуальности в

пространстве дополнительного образования» (специальность 13.00.01).

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В.В.Горшкова. В диссертации на основе существующих теорий развития и саморазвития личности, научных положений о специфике и содержании дополнительного образования сформулированы концептуальные характеристики феномена творческой индивидуальности, разработана идея развивающего пространства дополнительного образования как стратегического ресурса реализации творческого потенциала человека; обогащен понятийный аппарат педагогической науки путем инновационной актуализации и научной интерпретации понятия «пространство дополнительного образования», уточнено педагогическое содержание критериев творческой индивидуальности как высшего уровня развития субъектно-сти человека; сконструирована и экспериментально проверена модель развивающего пространства дополнительного образования современной гимназии, основнная на меж-субъектном и полисубъектном взаимодействии; разработана и апробирована системная диагностика атворческого развития субъектов в условиях дополнительного образования; в арсенал педагогической теории введено и обосновано новое понятие «пространство дополнительного образования»; дано теоретическое обоснование модели развивающего пространства дополнительного образования в современной гимназии; разработаны педагогические условия творческого развития субъектов в пространстве дополнительного образования; раскрыт социально-культурологический потенциал пространства дополнительного образования, способствующего актуализации и развитию творческой индивидуальности учащихся, их ответственного самоопределения в условиях современного социума; раскрыта специфика своеобразной реабилитационной функции дополнительного образования для некоторой категории учащихся. Материалы исследования могут быть использованы учреждениями и Центрами дополнительного образования на базе современных инновационных учреждений; для разработки авторских программ, педагогических технологий, ориентированных на креативное развитие учащихся в Домах творчества детей и молодежи; для разработки спецкурсов для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования, методических объединений классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе.

ГОРЮНОВА М.А. «Распределенная модель повышения квалификации педагогов в сфере информационных и коммуникационных технологий» (специальность 13.00.01).

Научный руководитель — доктор педагогических наук, доцент О.Н. Шилова. В диссертационном исследовании уточнено понятие «распределенная модель повышения квалификации» как модель, обеспечивающая дифференциацию, интеграцию и координацию

деятельности в области повышения квалификации педагогов различных образовательных учреждений региона на основе сетевых технологий взаимодействия; обоснована и спроектирована распределенная модель ПК педагогов в сфере ИКТ, характеризующаяся инновационными признаками развития образовательной информационной среды региона (участие широкого спектра ОУ в качестве опорных площадок ПК, активизация деятельности в среде педагогов); введено понятие «ресурсное ядро», которое является инструментальной, содержательной и деятельностной основой реализации информационной, образовательной и коммуникативной функций модели для формирования ИКТ-компетентности всех субъектов системы ПК; определен качественный показатель результативности повышения квалификации педагогов в сфере ИКТ на основе участия их учеников в развитии образовательной информационной среды региона; раскрыта концептуальная сущность распределенной модели ПК педагогов в сфере ИКТ, заключающаяся в перераспределении функций и полномочий различных образовательных учреждений региона в области ПК при консолидации целей, ценностей и ответственности на основе мобильного и динамичного профессионального взаимодействия; определены основные аспекты проектирования и реализации распределенной модели ПК педагогов в сфере ИКТ — структурный, процессуальный и сетевой, позволяющие во взаимодействии обеспечить доступное, непрерывное, массовое и качественное повышение квалификации педагогов в условиях информатизации общества, а также устойчивое развитие образовательной информационной среды региона; выявлены организационно-педагогические условия эффективного функционирования распределенной модели ПК педагогов в сфере ИКТ, основанные на активном использовании и развитии ресурсов образовательной информационной среды региона всеми субъектами образовательного процесса. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и прошла апробацию в регионе распределенная модель повышения квалификации педагогов в сфере ИКТ, основанная на широком и эффективном использовании региональной инфраструктуры образовательных учреждений; созданы, освоены и внедрены в практику информационно-образовательные Интернет-ресурсы, способствующие формированию ИКТ-компетентности педагогов и развитию образовательной информационной среды региона; разработано учебно-методическое сопровождение процесса ПК по вопросам использования ИКТ в образовательной деятельности.

БАРАНОВА И.В. «Метасистема освоения предметной образовательной области как социокультурной ценности (на примере курса русского языка)» (специальность 13.00.01).

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор В.В. Горшкова. В диссертационном исследовании выявлены и реализованы принципиальные педагогические возможности освоения предметной образовательной области как социокультурной ценности; разработан механизм реализации основополагающих принципов теории систем, теории познания и теории обучения в единстве и оптимальном соотношении применительно к социокультурным условиям освоения предметной образовательной области; открыта и обоснована Периодическая система элементов русской речи, включающая Периодический закон, раскрываемый в Периодической таблице; проведено масштабное исследование влияния разработанной метасистемы освоения курса русского языка как социокультурной ценности на образовательный процесс и его результативность; дан категориальный анализ понятий „предметная образовательная область", „метасистема освоения предметной образовательной области", „социокультурная ценность предметной образовательной области", „механизм освоения предметной образовательной области"; расширена теоретическая база представлений об освоении предметной образовательной области; обогащена педагогическая теория взаимодействия положений основополагающих образовательных теорий на основе выявления системной структуры, специфики предметной образовательной области и её педагогических возможностей в образовательном процессе; сформулированы закономерности существования предметной образовательной области; раскрыта теоретическая сущность метасистемы освоения курса русского языка как Периодической системы элементов русской речи; обозначена теоретическая предпосылка освоения курса русского языка как средства межпредметной связи в образовательном пространстве. Практическая значимость исследования: результаты исследования предоставляют возможность освоения курса русского

языка как социокультурной ценности через образовательную метасистему. Материалы исследования могут быть использованы в практике организаторов образования, методических служб, педагогических коллективов общеобразовательных учебных заведений как эффективное средство в осуществлении стратегии модернизации российского образования, а также для преддипломного и постдипломного образования педагогов разной специализации; для самообразования и продолжения образования различных категорий взрослого населения.

ГОЛУБЕНКО Г.М. «Социальная адаптация учителей в последипломном образовании» (специальность 13.00.08). Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор В.П. Топоровский. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что выявлены методологические основы социальной адаптации учителей в процессе последипломного образования в современных социокультурных условиях; разработана концептуальная модель социальной адаптации учителей в последипломном образовании; обоснованы внутренние и внешние, субъективные и объективные факторы, положительно и отрицательно влияющие на социальную адаптацию учителей в последипломном образовании в современных социокультурных условиях; выявлены своеобразие и формы организации процесса социальной адаптации учителей, их назначения, функции, задачи, содержание и организационные условия; обоснована социальная адаптация учителей в современных социокультурных условиях как многоэтапный, интегративный процесс; обоснованы соотношение и взаимосвязь целевых, организационнопедагогических и процессуальных компонентов концептуальной модели социальной адаптации учителей в последипломном образовании; теоретически разработаны организационно-педагогические условия, механизм и мониторинг социальной адаптации учителей в современных социокультурных условиях в системе последипломного образования. Практическая значимость исследования состоит в разработке пакета программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей, а также рекомендаций по их реализации; внедрении технологий управления и оценки эффективности процесса социальной адаптации; определении критериев эффективности модели социальной адаптации учителей в последипломном образовании. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учреждениях дополнительного профессионального образования, при разработке программ повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, учеными-специалистами для развития идей в области социальнопрофессиональной адаптации учителей на разных этапах их деятельности в условиях модернизации образования и подготовки к участию в национальном проекте «Образование».

ПАШКИН Г.П. «Подготовка педагогов к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы (на примере Ханты-Мансийского автономного округа)» (специальность 13.00.01). Научный руководитель — доктор педагогических наук С.В. Кривых. В диссертации разработано концептуально-содержательное обоснование национально-регионального компонента учебного плана профильной школы, которое не ограничивается задачами стандартизации общего образования, а реализуется в максимально широком социокультурном и этнопедагогическом контекстах; разработана региональная модель подготовки педагогов к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы, создающая условия для роста национального самосознания и поддержки уникального развития каждого опыта, каждой инновации; выделены средства подготовки педагога к реализации национальнорегионального компонента учебного плана профильной школы; уточнены понятия «национальное образование» и «региональность образования»; теоретически обоснованы условия, выделены принципы реализации и раскрыта специфика национально-регионального компонента в системе образования ХМАО; выявлены критерии и показатели эффективности региональной модели подготовки педагога к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы. Практическая значимость исследования состоит в разработке содержания национально-регионального компонента в учебном плане профильной школы ХМАО; дополнительных профессиональных образовательных программ подготовки педагогов к реализации национально-регионально-

го компонента учебного плана профильной школы; положения о Центре развития регионального образования; диагностического инструментария по изучению профессионально-образовательных потребностей, оценке собственной профессиональной подготовки, выявлению наиболее актуальных педагогических знаний, профессионально значимых умений и навыков. Материалы исследования могут быть использованы при разработке содержания национально-регионального компонента учебного плана, условий, принципов реализации и специфики в системе образования различных регионов страны, а также в организации подготовки педагогов к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы в системе дополнительного профессионального образования.

ВАСЮТЕНКОВА И.В. «Развитие поликультурной компетентности учителя в условиях последипломного педагогического образования» (специальность 13.00.08). Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор С.В.Тарасов. Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования состоят в том, что выявлены механизмы и функции развития поликультурной компетентности в условиях открытой образовательной среды, направленной на формирование духовно-нравственных ценностей личности в поликультурном пространстве; выявлены внутренняя логика и особенности развития поликультурной компетентности в условиях открытой образовательной среды в последипломном образовании учителя; выделены наиболее значимые качественные характеристики и составляющие системы последипломного педагогического образования как существенного фактора развития поликультурной компетентности учителя; определена зависимость развития поликультурной компетентности учителя от избранного образовательного маршрута в системе последипломного образования; определены культурологический компонент и методы его включения в содержание последипломного педагогического образования; дано теоретическое обоснование поликультурной компетентности учителя как готовности и способности осуществлять воспитание и обучение ребенка как человека культуры; разработана структурная модель поликультурной компетентности, раскрывающая ее составные компоненты; теоретически обоснованы критерии развития поликультурной компетентности учителя; построена и обоснована модель развития поликультурной компетентности учителя, включающая базовые принципы и процессы; сформулировано представление о последипломном образовании как системообразующем факторе развития открытой образовательной среды учителя. Практическая значимость исследования состоит в разработке разноуровневой системы курсов повышения квалификации, способствующей развитию поликультурной компетентности учителя; вариантов учебно-тематических планов, программ и образовательных маршрутов профессионального развития и повышения квалификации учителей как средства обеспечения оптимальных условий для профессионального развития учителя; методических рекомендаций по реализации данных программ; критериев и показателей определения уровня сформированности поликультурной компетентности учителя. Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут быть использованы в практике работы учреждений системы последипломного образования при разработке программ повышения квалификации, организации методической работы в образовательных учреждениях, в ходе аттестации учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.