Научная статья на тему 'Обзор кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в ГНУ Иов РАО в 2004 г'

Обзор кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в ГНУ Иов РАО в 2004 г Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Ольга Валентиновна, Чернецкая Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в ГНУ Иов РАО в 2004 г»

ВЕСТНИК ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА ГНУ ИОВ РАО

О. В. Павлова, Н. В. Чернейшая

ОБЗОРКАНДИДАТСКИХИДОКТОРСКИХДИССЕРТАЦИЙ, ЗАЩИЩЕННЫХ В ГНУ ИОВРАО В 2004 ГОДУ

Диссертационный совет Д 008.007.01 в государственном научном учреждении «Институт образования взрослых Российской академии образования» в Санкт-Петербурге утвержден приказом ВАК Министерства образования России ц 1145-В от 29 декабря 2000 г.

Диссертационный совет принимает к защите диссертации по специальностям 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) и 13.00.08 — теория и методика профессионального образования (педагогические науки).

В 2004 в Диссертационном совете ИОВ РАО защищено 13 диссертаций.

ДОКТОРСКИЕ

ИВАНОВАО.А.Системаподготовкипедагогаквзаимодействиювконфликтнойобра-зовательнойсреде (спец-сть 13.00.08). В диссертации разработаны концепция и теоретическая модель системы подготовки педагога к взаимодействию в конфликтной образовательной среде, а также показаны пути реализации этой модели; установлены особенности конфликтов в образовательной среде; разработаны методики выявления уровня конфликтологической грамотности и конфликтологической компетентности, критерии готовности педагога к взаимодействию в конфликтной образовательной среде; предложена система подготовки педагога в вузе, системообразующим компонентом которой выступает конфликтологическая компетентность.

КАНДИДАТСКИЕ

СОБОЛЕВЮ.Н.Условияорганизацииадаптивногообученияспециалистовпенитен-циарнойсистемывпроцессеихпереподготовкииповышенияквалификации (спец-сть 13.00.08). Научный руководитель д.п.н., проф. А.Е.Марон. В диссертационном исследовании проведен системный анализ технологий повышения квалификации специалистов пенитенциарной системы в контексте реализации принципов адаптивного обучения, раскрыта логика функционирования адаптивной среды дополнительного профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы.

КОРНЕЕВС.И.Интеграциясодержанияобщегоипрофессиональногообразованияв условияхпрофильнойшколЫ спец-сть 13.00.01). Научный руководитель д.п.н. СВКривых. В диссертации представлена модель интеграции содержания общего и профессионального образования как средства саморазвития личности в условиях профильной школы, обеспечения реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможности дальнейшего профильного образования, гарантии трудоустройства в избранной сфере деятельности.

Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования

СОКОЛОВВ.И.Организационно-педагогическиеусловияпостроенияадаптив-нойобразовательнойсистемывечернейшколы (спец-сть 13.00.01). Научный руководитель д.п.н., проф. А.Е.Марон. В диссертации предложен новый комплекс организационно-педагогических идей, выстроенных вокруг понятия адаптации, представлена концептуальная модель адаптивной образовательной системы вечерней школы, проведен анализ взаимодействия субъектов и условий построения информационного компонента адаптивной образовательной среды.

ВЫСОЦКИЙЛ.А.Управлениеинтеграционнымипроцессамивсистемеподго-товкистудентовучрежденийсреднегопрофессиональногообразования (спец-сть 13.00.08). Научный руководитель д.п.н., проф. В.П.Топоровский. В исследовании представлена модель управления интеграционными процессами в системе подготовки студентов «ПУ - УСПО - ВУЗ - предприятие», обеспечивающая преемственность в профессиональном образовании между учреждениями начального, среднего и высшего образования, которая позволяет повысить качество профессиональной подготовки, а также осуществить социальную и профессиональную адаптацию выпускников на производстве.

ГОЛЬЦОВН.Ф.Организацияструктурыуправленияинновационнымипроцес-самивсистемеповышенияквалификации(спец-сть 13.00.01). Научный руководитель д.п.н. А.И.Жилина. В диссертации рассматривается механизм построения мобильных организационных структур управления инновационными процессами в системе повышения квалификации, направленных на повышение профессионализма андрагога.

ШАРОВАЕ.П.Инновационныйопытучителякаксредстворазвитиясоциаль-но-профессиональноймобильностипедагогическогоколлективашколы (спец-сть 13.00.01). Научный руководитель д.п.н., проф. Н.Н.Суртаева. Предложена оригинальная педагогическая система, рассматриваемая как необходимое условие системного развития социально-профессиональной мобильности. Показаны возможности использования индивидуально-инновационного опыта учителя при развитии социально-профессиональной мобильности педагогического коллектива школы; рассматриваются условия использования инновационного опыта учителя и предлагается механизм реализации выявленных условий, позволяющий позитивно влиять на развитие социально-профессиональной мобильности педагогического коллектива школы.

БУРДАКОВАО.ПАкмеологическийподходкуправлениюпрофессиональным развитиемпедагогическогоколлективаэкспериментальнойшколы (спец-сть 13.00.08).

Научный руководитель д.п.н. Н.М.Полетаева. В диссертации представлена акмеоло-гическая стратегия управления профессиональным развитием педагогического коллектива, обеспечивающая необходимые организационно-педагогические, психолого-педагогические и научно-методические условия профессионального развития педагогов и учащихся в творческой деятельности и в соответствии с акмеологически-ми критериями качества образования: рост профессиональной (от первичной к вторичной и к интегративной) и социальной зрелости выпускников акмеологической профильной школы.

МАКАРЧУКА.М. Соматическоевоспитаниекак средствообщегоразвитияи сохраненияздоровьяучащихсяобщеобразовательныхшкол (спец-сть 13.00.01). Научный руководитель д.п.н., д.х.н., проф. А.А.Макареня. В диссертационном исследовании научно обоснована взаимосвязь физического, когнитивного и психосоциального развития школьников с позиций антропоэкологического подхода; разработана система соматического воспитания, направленная на общее развитие учащихся и сохранение их здоровья; определено основное содержание процесса соматического воспитания; разработаны структура и содержание познавательно-развивающей методики уроков физического воспитания. Уточнены содержания понятий «соматическая культура» и «соматическое воспитание», а также предложены научно-методические рекомендации по созданию системы соматического воспитания.

72 - Человек и образование №1 2005

О.В. Павлова, Н.В. Чернецкая. Обзор кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в ГНУ ИОВ РАО

САНИТАРОВАН.Д.Проектированиеинтегративныхобразовательныхпрограмм педагогамидополнительногообразованиядетейнаосновеакмеологическогопод-хода (спец-сть 13.00.01). Научный руководитель д.п.н., проф. В.Н.Максимова. Разработаны концепция, модель и технологии проектирования интегративных образовательных программ на основе акмеологического подхода, ориентированного на развитие творческой индивидуальности как педагога, так и обучающегося, а также разработана система показателей профессиональной зрелости педагогов и творческой самореализации обучающихся, что вносит существенный вклад в развитие теории и практики дополнительного образования детей.

ФРОЛОВ Ю.Н. Муниципальное управление сельскими социально-образова-тельнымикомплексамивусловияхреструктуризации (спец-сть 13.00.01). Научный руководитель д.п.н. А.И.Жилина. В диссертации предложена и научно обоснована система коллегиального муниципального управления сельскими социально-образовательными комплексами при ведущей роли главы администрации муниципального образования и педагогическом обеспечении управления отделом образования; выявлены сущностные характеристики и закономерности муниципального управления сельской школой для выполнения ею новых функций в условиях развития сельских социально-образовательных комплексов.

ЛАРИНА Т.А. Развитие интеллектуальных умений студентов среднего про-фессиональногообразования (спец-сть 13.00.08). Научный руководитель д.п.н., проф. Н.Н.СУРТАЕВА. В диссертации теоретически обоснована возможность использования алгоритмов, тестов, игр для развития интеллектуальных умений как фактора научения; выделены этапы организации образовательного процесса, направленного на развитие интеллектуальных умений в условиях СПО, раскрыто их содержание; отобраны методики диагностики уровня сформированности интеллектуальных умений, адекватные возможностям развития интеллектуальных умений, учитывающих специфику СПО; представлена модель педагогической системы развития интеллектуальных умений в СПО.

ДЕМЧУКН.А.Развитиенаблюдательностипедагогическизапущенныхдетей младшего школьного возраста (спец-сть 13.00.01). Научный руководитель д.п.н. С.В.Кривых. В исследовании выявлено влияние процесса приобщения учащихся к наблюдению как средству общего развития в образовательном процессе педагогически запущенных детей; обоснованы педагогические условия и разработана педагогическая система развития наблюдательности младших школьников; предложены методические и дидактические возможности приобщения к наблюдению педагогически запущенных учащихся начальных классов; определены показатели и подобраны методики диагностики развития наблюдательности педагогически запущенных детей в образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.