НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Г. Д. Бухарова
ОБЗОР ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2008 Г.
ПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОВЕТА ПО ЗАЩИТЕ ДОКТОРСКИХ И КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
ПРИ РГППУ)
В Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ) с 1991 г. эффективно работает Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций. За период работы Совета успешно защищено и утверждено ВАКом 345 диссертационных исследований, из которых 45 докторских, 300 кандидатских работ. Сотрудниками университета успешно защищено 82 диссертации, из них 10 докторских.
Диссертационный совет Д 212.284.01 был утвержден в Свердловском инженерно-педагогическом институте (ныне РГППУ) приказом № 94-в ВАКа СССР от 17 января 1991 г., перерегистрирован приказом № 1051-в ВАКа МО РФ от 15 декабря 2000 г. В 2008 г. приказом № 14841104 ВАКа Минобрнауки России от 18 июля в работу Совета внесены изменения. Диссертационному совету разрешено принимать к защите кандидатские и докторские диссертации по специальностям 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (по общетехническим дисциплинам), 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.
В 2008 г. успешно состоялись защиты 18 кандидатских диссертаций. Тематика работ была тесно связана с исследованием проблем педагогического, профессионально-педагогического и профессионального образования, в частности с выполнением координационных планов НИР и программой Уральского отделения Российской академии образования (УрО РАО) «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций».
Диссертационное исследование И. В. Бачинина «Педагогические условия организации помощи взрослым в избавлении от негативных зависимостей в традициях Православия» (специальность 13.00.01) посвящено решению значимой для общества задачи - реадаптации людей, имеющих алкогольную зависимость. Для эффективного преодоления данной проблемы автор аргументированно обосновывает необходимость синтеза отраслей научного медицинского, педагогического, психологического, социологического знания и духовно-нравственных традиций педагогики
Православия. В диссертации выявлены организационно-педагогические условия помощи указанной категории людей; представлены нормативноправовые основания организации на базе православного прихода педагогической системы для сообщества людей, стремящихся к трезвости; разработана перспективная модель попечительства о народной трезвости -одна из возможных форм организации процесса духовно-нравственного и трезвеннического просвещения.
Целью исследования Е. Н. Пакалиной «Педагогическая поддержка развития Я-концепции старшеклассников» (специальность та же) стал поиск пределов педагогической поддержки, способствующей самопознанию, самоопределению, самоактуализации и самореализации личности в период ранней юности с учетом гендерных особенностей. Педагогическая поддержка развития Я-концепции рассматривается как непрерывный процесс, в котором выделены три уровня на основе критериев «образ Я», «самооценка», «уровень притязаний», «стиль общения» и показателей «полнота - неполнота», «осознание образа Я во временных аспектах (настоящем и будущем)», «позитивность - негативность», «адекватность - неадекватность самооценки», «оптимальность - неоптимальность уровня
притязаний», «соотношение уровня притязаний и самооценки, способствующее (не способствующее) развитию личности», «эффективность - неэффективность стиля общения».
В диссертации М. В. Славгородской «Педагогические условия укрепления здоровья учащихся в учреждениях внесемейного воспитания» (специальность также 13.00.01) определена и рассмотрена совокупность педагогических условий, методов и форм здоровьесберегающего образования, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, формирование представлений о ценности здорового образа жизни у детей, воспитывающихся вне семьи. Разработаны структура, содержание и организация соответствующего образовательного процесса, представлен учебно-методический комплекс, опирающийся на мотивационный, содержательный и организационный аспекты целостного образовательного процесса по укреплению здоровья учащихся и внедренный в практику работы школ-интернатов, детских домов, общеобразовательных школ сибирского региона.
Е. П. Вох в исследовании «Формирование графических компетенций у будущих инженеров в самостоятельной познавательной деятельности» (специальность 13.00.02) выводит и показывает комплекс педагогических условий успешности формирования графических компетенций в процессе самостоятельной познавательной деятельности будущих инженеров пожарной безопасности при изучении дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика». Проведен профессиографический анализ составляющих графических компетенций будущего инженера пожарной безопасности на основе квалификационной характеристики будущего специалиста и таксономии познавательной деятельности Б. С. Блума. Разработано учебно-методическое обеспечение, в которое включены теоретический материал,
образцы решения и варианты дифференцированных графических задач и заданий, тесты для самоподготовки, обобщенный алгоритм проверки и самопроверки качества выполнения графических работ.
В диссертационной работе И. А. Сусловой «Методика обучения студентов компьютерных специализаций с использованием интеллектуальных информационных систем» (специальность та же) обоснована методика обучения студентов компьютерных специализаций с использованием интеллектуальных информационных систем, базирующаяся на своевременной диагностике уровней понимания студентами учебного материала и необходимом корректировании, развитии положительной познавательной мотивации студентов, персонификации образовательного процесса, создании ситуации успеха. Выявлен дидактический потенциал интеллектуальных информационных систем в обучении, который состоит из возможности выбора темпа обучения, его вариативности и адаптации учебного материала для лучшего его понимания студентами и для более объективного оценивания знаний и умений обучающихся.
Наибольшее количество диссертаций (12) было защищено по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.
С. П. Брагиной в работе «Подготовка учителей технологии к деятельности по развитию творчества учащихся» была доказана необходимость включения в структуру профессиональной подготовки учителей технологии креативно-личностного и креативно-дидактического компонентов, которые повысят эффективность будущей деятельности по развитию творчества учащихся. Обоснованы структура и содержание креативноличностного компонента образовательного процесса и его позитивное влияние на формирование профессиональных качеств будущих учителей технологии.
А. В. Гамова в диссертации «Развитие профессиональных компетенций студентов на основе интеграции электротехнических дисциплин» для формирования профессиональных компетенций предлагает психоло-го-педагогический инструментарий, включающий интеграцию общепрофессиональных дисциплин, основанную на проектировочной деятельности студентов. Представлена педагогическая технология, включающая сочетание интегративного, компетентностного, информационного подходов к проектировочной деятельности студентов при формировании и развитии профессиональных компетенций. Разработана методика интегральной оценки уровня развития профессиональных компетенций студентов электротехнического направления, позволяющая осуществлять мониторинг процесса формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.
В исследовании А. Р. Демченко «Профильное обучение в системе общего образования Германии и России: сравнительный анализ» показаны и обобщены основные направления использования в Германии инновационных педагогических моделей и дидактических подходов к проек-
тированию содержания и российские методики организации профильного обучения. Выявлены особенности организации профильного обучения в школах ФРГ: ограниченное количество профилей в школе; практикоориентированная направленность элективных курсов; непрерывное пси-холого-педагогическое сопровождение профильной ориентации учащихся; предпрофильная ориентация, начиная с пятого класса; взаимодействие с социальными партнерами по созданию и включению школьников в основные сферы деятельности; производственная деятельность, основанная на личном участии учащихся в производственном процессе предприятий и организаций, и вовлечение их в реальные отношения между работодателями и работниками.
Диссертационное исследование Е. В. Карачевой «Развитие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования» направлено на выявление сущностных и формальных характеристик профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Теоретически обоснована и построена акмеологическая модель развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования, опирающаяся на андрагогический и антропологический подходы, определены условия реализации модели. Обозначены факторы, влияющие на эффективность этой реализации.
В диссертации С. С. Котовой «Формирование компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов вуза» теоретически обоснованы впоследствии апробированные педагогические условия, влияющие на эффективность формирования компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов вузов. К данным условиям относятся включение студентов в совместную с педагогом деятельность по организации, контролю и самоконтролю профессионально значимой учебной работы; внедрение в процесс обучения программы психолого-педагогического сопровождения учебно-профессиональной деятельности студентов; интегрированное применение активных форм, методов обучения и специально разработанных задач и заданий, нацеленных на формирование компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов; формирование и развитие у студентов рефлексивной позиции.
И. Ю. Менщиковой в работе «Формирование профессиональных ценностей у будущих специалистов по социальной работе» определены профессиональные ценности социальной работы как устойчивые этические представления специалистов об оказании помощи клиенту. Описаны состав и содержание основных профессиональных ценностей в социальной работе: уникальность, уважение, принятие личности клиента, социальная справедливость, признание права клиента на помощь и самоопределение, работа в интересах клиента и др.
В научном изыскании Н. В. Никулиной «Педагогический контроль качества технологической подготовки будущих учителей технологии
и предпринимательства» определены критерии и показатели оценки уровня технологической готовности будущего учителя технологии и предпринимательства. Смоделирована система педагогического контроля качества подготовки этой категории учителей, позволяющая получать объективную информацию об уровне технологической готовности студентов в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования.
В диссертационной работе Э. В. Патракова «Формирование готовности к деятельности в полипрофессиональной группе специалистов» по-липрофессиональная общность рассматривается как группа, состоящая из специалистов различных профессий, осуществляющих деятельность на основе принятия общих профессиональных ценностей, которые направленных на достижение согласованной цели при взаимодополнении, дифференцировании совместной и индивидуальной ответственности. Автором выявлен комплекс педагогических условий для формирования готовности к деятельности в полипрофессиональной группе специалистов, включающий информацию о содержании и принципах подобной деятельности; введение в образовательный процесс групповой рефлексивной практики; реализацию интенсивных образовательных программ (коммуникативных тренингов); построение обучения на основе формирования временных учебных групп для решения ситуационно-ролевых задач в условиях моделирования деятельности полипрофессиональной группы, которая на высшем уровне ее развития становится командой; ориентацию учащихся не на внутригрупповую динамику, а на достижение успешного результата совместной деятельности.
Исследование Г. Ф. Приваловой «Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога» посвящено обоснованию структурно-функциональной модели конкурса профессионального мастерства как средства развития творческого потенциала педагога с выделением стадий развития творческого потенциала педагога на подготовительном, основном и постконкурсном этапах. Доказана необходимость включения творческой деятельности по прогнозированию нестандартных педагогических ситуаций в содержание всех выделенных этапов и разработки на этой основе комплекса учебно-творческих задач с использованием учебного материала предметных областей.
В исследовательской работе О. Л. Прохоровой «Педагогические средства управления самостоятельной работой студентов вуза» выявлены педагогические средства управления, обеспечивающие самостоятельную деятельность обучающихся: интеграция междисциплинарного и модульного подходов; модель педагогического управления самостоятельной работой будущих юристов, отражающая взаимосвязь содержательного, деятельностно-процессуального и аналитико-результативного компонентов. Обоснован комплекс педагогических условий эффективной реализации модели педагогического управления самостоятельной работой будущих
юристов, включающий в себя разработку модульной конструкции содержания учебной дисциплины «Иностранный язык»; применение комплекса иноязычных профессионально ориентированных заданий как средства эффективного управления самостоятельной работой студентов; использование логико-структурных средств наглядности (схемы, блок-схемы, таблицы и т. д.); осуществление педагогического управления самостоятельной работой будущих специалистов.
Т. Н. Томилова в диссертационном изыскании «Развитие профессионального творчества будущих учителей в процессе педагогической практики» обосновывает необходимость выделения в структуре и содержании педагогической практики нового, профессионально-творческого компонента как разновидности педагогических систем и определяет его структуру, содержание и взаимосвязи с другими компонентами педагогической практики. Для методического обеспечения разработаны профессионально ориентированные творческие задания, задачи и комплекс адаптированных для их решения эвристических методов.
В диссертации В. А. Шемятихина «Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности преподавателей вузов» конфликтологическая компетентность рассматривается как когнитивнорегуляторная подструктура профессионализма личности преподавателя, позволяющая эффективно управлять конфликтами в особых условиях деятельности и разрешать их на объективной основе с целью снижения негативного влияния и последствий конфликтов. Обоснованы структура и содержание конфликтологической компетентности преподавателя в системе МЧС России, включающие шесть взаимосвязанных компонентов: гностический, регулятивный, проектировочный, рефлексивно-статусный, нормативный, коммуникативный. Продемонстрирован комплекс педагогических условий, обеспечивающий формирование конфликтологической компетентности преподавателей вузов МЧС России, и разработана технология формирования конфликтологической компетентности, включающая три этапа: накопление и осмысление конфликтологических знаний; приобретение необходимых умений и навыков; рефлексию собственной деятельности.
На стыке специальностей 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания по общетехническим дисциплинам и 13.00.08 - теория и методика профессионального образования успешно защищена кандидатская диссертация М. А. Федуловой «Формирование специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения». Автором исследования разработана модель формирования специальной компетенции будущих специалистов, включающая пять взаимосвязанных компонентов: мотивационно-целевой, информационно-содержательный, деятельностно-процессуальный, рефлексивно-оценочный, диагностико-коррек-ционный. Выявлены дидактические условия эффективной реализации модели, включающие проектирование содержания дисциплины «Теория
сварочных процессов» с учетом требований работодателей, рынка труда, основных тенденций развития современных научно-технических знаний, специфики профессионально-педагогической деятельности; разработку учебно-методического обеспечения формирования специальной компетенции в рамках изучения указанной дисциплины и его активное использование в образовательном процессе; выбор форм и методов обучения с учетом особенностей будущей профессионально-педагогической деятельности и саморазвития студента.
Материалы и планы диссертационных исследований систематически обсуждаются на ежегодных координационных совещаниях НИР в области профессионально-педагогического образования России и на заседаниях региональных научно-образовательных центров УрО РАО. В рамках работы Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию (УМО по ППО) защищено 13 кандидатских диссертаций (И. В. Бачинин, С. П. Брагина, Е. П. Вох, А. В. Гамов, Е. В. Карачева, С. С. Котова, Н. В. Никулина, Э. В. Патраков, Г. Ф. Привалова, И. А. Суслова, Т. Н. Томилова, М. А. Федулова, В. А. Шемятихин).
Все диссертационные исследования выполнены на базе профессиональных училищ, лицеев, колледжей, средних школ, педагогических и профессионально-педагогических вузов инацелены главным образом на модернизацию и развитие начальной, средней и высшей профессиональной школы.
Результаты, полученные в ходе проведенных исследований, вносят ощутимый вклад в дальнейшее совершенствование, укрепление и развитие учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений, прежде всего тех, которые входят в состав УМО по ППО.