Научная статья на тему 'Обзор кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в ГНУ Иов РАО в 2005 г'

Обзор кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в ГНУ Иов РАО в 2005 г Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в ГНУ Иов РАО в 2005 г»

ВЕСТНИК ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА ГНУ ИОВ РАО

О. В. Павлова

ОБЗОР КАНДИДАТСКИХ И ДОКТОРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ, ЗАЩИЩЕННЫХ В ГНУ ИОВРАО В 2005 ГОДУ

Диссертационный совет Д 008.007.01 в государственном научном учреждении «Институт образования взрослых Российской академии образования» в Санкт-Петербурге утвержден приказом ВАК Министерства образования России № 1145-В от 29 декабря 2000 г.

Диссертационный совет принимает к защите диссертации по специальностям 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 — теория и методика профессионального образования (педагогические науки).

В период с 01 марта по 01 июля 2005 года в Диссертационном совете ИОВ РАО защищено 5 диссертаций.

ДОКТОРСКИЕ

ФЕДОРЯК Л.М. «Становление качества жизни субъектов образования в современный условиях обучения» (специальность 13.00.01). Научный консультант - длн. АИ. Жилина. В диссертационном исследовании разработана концепция и модель системы становления качества жизни субъектов образования в современных условиях обучения; дано теоретическое обоснование системы становления качества жизни субъектов образования на основе развития познавательной активности как фактора развития качества человека, выявлены механизмы становления качества жизни субъектов образования в современных условиях обучения; впервые исследована на теоретико-методологическом уровне проблема качества жизни субъектов образования в современных условиях обучения; раскрыта педагогическая сущность понятия «качество жизни»; показана синтезирующая роль мировоззренческого аспекта познавательной активности как фактора становления качества человека, способного создавать качество своей жизни и жизни общества; раскрыта ведущая роль качества образования в системе становления качества жизни человека и общества. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения опыта развития познавательной активности в учебном процессе как фактора становления качества жизни детей и взрослых в любом учебном заведении от начальной до профессиональной школы и постдипломного образования взрослых.

КАНДИДАТСКИЕ

ФАЛЕВИЧ Л.Н. «Формирование экономической компетентности учащихся профессиональных училищ в современных условиях» (специальность 13.00.08). Научный руководитель - д.п.н. А.И. Жилина. В диссертации дана сущностная характеристика экономической компетентности учащихся профессиональных училищ на основе педагогических технологий. Бизнес-образование и социальное партнерство рассмотрены как современные технологии формирования экономической компетентности учащихся начального профессионального образования; обоснована модель форми-

Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования

рования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ в условиях развивающегося рынка; определенысоциально-педагогические условия формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ в современных условиях; разработана и апробирована концепция формирования экономической компетентности учащихся; обоснованы критерии и показатели оценки сформированности экономической компетентности учащихся.

ЖЕНАЕВ АЛ. «Социально-профессиональная адаптация личности в системе «Школа - учреждение НПО - предприятие»» (специальность 13.00.08). Научный руководитель - для. С.В. Кривых. В диссертационном исследовании выявлены методологические основы решения проблемы социально-профессиональной адаптации молодежи в современных социально-экономических условиях; разработана система профессиональной адаптации личности, состоящей из трех компонентов и включающей как непосредственную подготовку к профессиональной деятельности, так и социально-психологическую подготовку к жизни и работе в учебном и трудовом коллективах; выделены средства формирования социально-профессиональной адаптированности молодежи: информационная работа и просвещение, профессиональные пробы, профконсультирование и профориентационная работа, психолого-педагогическая поддержка и диагностика; обоснованы факторы, положительно и отрицательно влияющие на формирование социально-профессиональной адаптированности учащихся.

ДМИТРИЕВА И.А. «Повышение эффективности обучения средствами интерактивных информационных технологий (на примере изучения курса «Педагогика»)» (специальность 13.00.08). Научный руководитель - д.психолог.наук, проф. ВА Худик Научная новизна диссертационного исследования состоит в определении и теоретическом обосновании возможности повышения эффективности обучения путем использования интерактивных информационных технологий в процессе самостоятельной работы студентов, организованной с учетом индивидуальной восприимчивости учащегося к тому или иному способу подачи информации, дозированной помощи; в поиске теоретических и практических путей реализации принципов диалогичности, комплексности, системного подхода и активности учащихся при разработке обучающих компьютерных программ, направленных на решение задач индивидуализации обучения, в частности, при усвоении курса такой учебной дисциплины, как «Педагогика»; в разработке и обосновании модели интерактивной информационной технологии для повышения эффективности обучения при усвоении дисциплин гуманитарного цикла.

БОБРОВА М.С. «Духовно-нравственное становление студента в образовательном процессе вуза» (специальность 13.00.01). Научный руководитель - д.пн., проф. ВВ. Горшкова. В диссертации обосновано соотношение и взаимообусловленность понятий «духовность», «нравственность», «ценности»; актуализирована идея аксиологизации содержания и процесса образования в контексте духовно-нравственного становления студента; выявлена закономерная связь между духовной ценностью, ее содержательной вариативностью и совокупностью нравственных ценностей, из контекста которых вырастает студент - субъект духовности; научно обосновано и экспериментально проверено положение о месте и роли культурно-образовательной среды в духовно-нравственном становлении студента; раскрыт энергийный потенциал духовно-нравственной активности студента, свободной от внешних и внутренних принуждений, и направленной на достижение высшей цели - духовно-нравственного становления себя лучшего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.