Научная статья на тему 'Обученность педагогике к освоению учащихся сложным способам деятельности'

Обученность педагогике к освоению учащихся сложным способам деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
обученность педагога / современный учитель / творческая деятельность / сложные ситуации в педагогике

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

В педагогическом процессе перекрещиваются и взаимодействуют многие факторы, наряду с типовыми все время возникают неповторимые ситуации, которые невозможно предусмотреть заранее. Поэтому учитель в каждой новой ситуации должен действовать самостоятельно, решать каждый раз новые практические задачи. Современный учитель имеет право действовать самостоятельно, применяя новое сочетание уже имеющихся средств в новых ситуациях или же новые средства в типичных, повторяющихся педагогических ситуациях. Для осознания же этой деятельности, без которого также невозможно педагогическое творчество, учителю нужны научные знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обученность педагогике к освоению учащихся сложным способам деятельности»

Обученность педагогике к освоению учащихся сложным

способам деятельности

Комил Буронович Холиков Бухарский государственный университет

Аннотация: В педагогическом процессе перекрещиваются и взаимодействуют многие факторы, наряду с типовыми все время возникают неповторимые ситуации, которые невозможно предусмотреть заранее. Поэтому учитель в каждой новой ситуации должен действовать самостоятельно, решать каждый раз новые практические задачи. Современный учитель имеет право действовать самостоятельно, применяя новое сочетание уже имеющихся средств в новых ситуациях или же новые средства в типичных, повторяющихся педагогических ситуациях. Для осознания же этой деятельности, без которого также невозможно педагогическое творчество, учителю нужны научные знания.

Ключевые слова: обученность педагога, современный учитель, творческая деятельность, сложные ситуации в педагогике

Teaching pedagogy to learn students difficult ways of doing

things

Komil Buronovich Kholikov Bukhara State University

Abstract: In the pedagogical process, many factors intersect and interact, along with typical ones, unique situations arise all the time that cannot be foreseen in advance. Therefore, the teacher in each new situation must act independently, each time solve new practical problems. The modern teacher has the right to act independently, applying a new combination of already available means in new situations or new means in typical, repetitive pedagogical situations. To understand this activity, without which pedagogical creativity is also impossible, the teacher needs scientific knowledge.

Keywords: teacher training, modern teacher, creative activity, difficult situations in pedagogy

Твopчecкoe oтнoшeниe к paбoтe пpeдпoлaгaeт yмeниe иcпoльзoвaть зтания и тepминoлoгию муки. В oднoм cлyчae yчeбный мaтepиaл пpocтo «пpoxoдят», a в дpyгoм - ero ^тол^уют для дocтижeния цeлeй, яcнo cфopмyлиpoвaнныx та

языке науки. Научное знание в этом последнем случае позволяет учителю-мастеру понять, объяснить себе и другим причины и следствия тех или иных явлений педагогической действительности, своих успехов и неудач, а также правильно планировать свою дальнейшую работу.

Учитель - непосредственный творец образовательного процесса, создатель неисчислимого множества учебных и воспитательных ситуаций, через которые проходит ученик в школе. Именно порождаемый учителем учебно-воспитательный процесс становится объектом изучения педагогической науки. В свою очередь, педагог-практик опирается на плоды усилий многих людей -авторов учебных материалов, пособий, рекомендаций и т.п. Самостоятельно мыслящий учитель не оставляет без внимания и широкий круг теоретических педагогических знаний, пользуясь в своей работе теми средствами, которые создаются и совершенствуются наукой.

Педагогический процесс как бы воссоздается дважды - сначала в проекте, затем в самой действительности учителем. Действительность же всегда богаче нашего сколь угодно полного представления о ней. Даже в повседневном, традиционно протекающем образовательном процессе по - новому применяются какие-то уже известные средства и формы обучения и воспитания, создаются новые.

Осуществление задуманного развертывается на материале конкретной, бесконечно разнообразной, таящей всяческие неожиданности педагогической действительности. Учитель на уроке далеко не всегда имеет возможность и время все взвесить, обдумать. Ему приходится быстро принимать решения, нередко без достаточных логических оснований, руководствуясь интуицией, педагогическим чутьем. При этом, однако, интуиция предполагает, с одной стороны, предварительное накопление опыта, осмысление большого числа фактов, с другой - последующее осмысление решений, принятых интуитивно. То, что решение конкретных педагогических задач нередко происходит на основе интуиции, не означает, что учитель действует по какому-то наитию «свыше». Интуиция как непосредственное знание порождается во взаимодействии деятеля с объектом. Интуитивный опыт учителя - его собственный, личный опыт общения с учащимися. В этом опыте проявляются и формируются такие необходимые качества личности учителя, как педагогический такт, способность действовать нешаблонно, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Однако такой опыт принесет лишь ограниченную пользу самому учителю и совсем мало поможет другим, если он останется привязанным только к определенным ситуациям.

Современный учитель имеет право действовать самостоятельно, применяя новое сочетание уже имеющихся средств в новых ситуациях или же новые

cpegcTBa в TunuHHtix, noBToparornuxca negaroruHecKux cнтyaцнax. HHcTpy^uu, negaroruHecKue «pe^nTti» - npegnoctmKa pasBepTbrnaHua ero TBopHecKofi geaTentHocra. ^na oco3HaHua этofi geaTentHocra, 6e3 KoToporo TaK«:e HeBo3Mo^Ho negaroruHecKoe TBopHecTBo, yHuTenro Hy^Hti HayHHtie 3HaHua, b nepByro oHepegt Te, KoToptie negaroruHecKaa HayKa nonyHaeT, ocyrn,ecTBnaa cBoro HayHHo-TeopeTuHecKyro ^yH^uro.

YnHTent nonynaeT ot negaroruHecKofi HayKH cpegcTBa gna cBoefi geaTentHocra gByMa nyTaMH. OguH H3 hhx - gonrufi nyTt ot onucaHua negaroruHecKofi geficTBHTentHocTH Hepe3 Teopuro k HayHHo oöocHoBaHHoMy npoeKTy. YHuTent nont3yeTca KoHeHHMM npogyKToM Bcex negaroruHecKux uccnegoBaHufi. BTopofi nyTt - HenocpegcTBeHHoe ucnont3oBaHue um TeopeTuHecKoro negaroruHecKoro 3HaHua gna ocMticneHua ero coöcTBeHHofi npaKTuHecKofi geaTentHocra. Пoэтoмy mm u roBopuM, hto b npaKTunecKofi geaTentHocra 3aMMKaeTca цнкп cBa3u HayKu u npaKTuKu, HaxogaT npuMeHeHue pe3yntTara Bcefi HayHHofi paöoTM b oönacTu negaroruKu. ^na ynuTena oönagaTt MeTogonoruHecKofi KyntTypofi - 3HaHuT 3HaTt MeTogonoruro negaroruKu u yMeTt npuMeHaTt этo 3HaHue b npoцecce pemeHua negarorunecKux cнтyaцнfi. Ochobhmmu cocTaBHMMu HacTaMu KyntTypti этoгo Buga aB^aroTca: npoeKTupoBaHue u KoHcTpyupoBaHue yHeÖHo-BocnuTaTentHoro npoцecca; oco3HaHue, ^opMynupoBaHue u TBopHecKoe pemeHue negaroruHecKux 3agan; MeToguHecKaa pe^neKcua. 3tu cocTaBnarornue oöecneHuBaroT BticoKufi ypoBeHt npo^eccuoHantHofi geaTentHocra ynuTena, xapaKTeproyroT ero KaK TBopnecKyro huhhoctb.

MeTogonorua negaroruKu ecTt cucTeMa 3HaHufi oö ocHoBaHuax u cTpyKType negarorunecKofi Teopuu, o npннцнnax nogxoga u cnocoöax goötBaHua 3HaHufi, oTpa^arornux negaroruHecKyro geficTBuTentHocTt, a TaK^e cucTeMa geaTentHocra no nonyneHuro TaKux 3HaHufi u oöocHoBaHuro nporpaMM, noruKu u MeTogoB, oцeнкe KanecTBa uccnegoBaTentcKofi paöoTM.

^ugaKTuKa - этo negarorunecKaa Teopua oöyneHua, garorn,aa HayHHoe oöocHoBaHue ero cogep^aHua, MeTogoB u opraннзaцнoннмx $opM. ^ugaKMKa b KoHeHHoM cHeTe gon^Ha gaTt oTBeT Ha gBa Hauöonee oörnux Bonpoca: «^eMy yHuTt?» u «KaK yHuTt?». ^ugaKMKa, cpegu npoHero, pa3pa6araBaeT cnocoöt npegcKa3aHua, nporHo3upoBaHua nocnegcTBufi BBegeHua b npaKTuKy mKonti hobmx MeTogoB, hobmx yHeÖHtix MaTepuanoB. A yHuTena Hy^garoTca b HayHHoM oöocHoBaHuu cBoefi paöoTM u b ee ocMticneHuu c noзнцнfi HayKu.

Boo6rn,e oTHomeHua, Bo3HuKaro^ue b geaTentHocTu oöyHeHua, MHorooöpa3HM: yHuTent - yHeHuK, yHeHuK - yHeÖHMfi MaTepuan, yHeHuK - gpyrue yHarn,ueca. B negaroruHecKofi nuTepaType mo^ho BcTpeTuTt pa3Hte cy^geHua no noBogy Toro, KaKoe u3 hux cnegyeT cHuTaTt rnaBHMM gna gugaKTuKu. ^ocTaToHHo pacnpocTpaHeHa ToHKa 3peHua, coraacHo KoTopofi TaKuM rnaBHMM oTHomeHueM

является отношение ученика к учебному материалу, то есть отношение познавательное. Познание может осуществляться и вне обучения, а вот взаимосвязанные деятельности преподавания и учения протекают только в обучении. Их единство определяет и организует всю систему дидактических отношений, в том числе и познавательных. Этим характеризуется предмет дидактики. Реально при изучении явлений обучения необходим учет зависимостей между тремя объектами: учителем, учеником и учебным материалом.

Специфическим для этой деятельности отношением, лежащим в основе ее теоретического анализа с позиций педагогики, является отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика, выступающих в единстве. Другие отношения становятся дидактическими постольку, поскольку они объединяются этим отношением. Например, книга становится учебником, когда она включается в процесс обучения и становится средством для учителя и ученика. Для дидактического угла зрения характерно рассмотрение содержательной и процессуальной сторон обучения в их единстве. Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы и сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск.

Этот подход повлек за собой изменения в содержании, методах и организационных формах обучения. Таким образом, дидактика стоит перед дилеммой: либо дать систематическое, общее фундаментальное образование на высоком академическом уровне методом директивного обучения - и потерять индивидуальность, психологическое своеобразие и развитие личности, либо дать свободную инициативу ребенку в обучении, идти только от его потребностей, используя обучение через делание, - и потерять систематичность в знании учеников, снизить уровень образования в школе, что имеет место сегодня в США.

Цели обучения в большинстве подходов предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения. Содержание обучения строится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы и в младших, и в старших классах. Процесс обучения должен адекватно отвечать целям и содержанию образования и потому понимается как двусторонний и управляемый учителем. Учитель руководит учебно- познавательной деятельностью учеников, организует и ведет ее, одновременно стимулируя их самостоятельную работу,

ro6eraH кpaйнocтeй TpaAm,TOHHo^ oбъяcнитeльнoй и peфopмиcтcкoй иccлeдoвaтeльcкoй мoдeли oбyчeния и иcпoльзyя иx дocтoинcтвa.

Шкoлa - этo доток oбщecтвeннoгo paзвития, yчpeждeниe вocпитaния и pa3BOTM, a He cиcтeмa, ^e oбyчaютcя и oвлaдeвaют знaниями. Учитeль дoлжeн He cтoлькo пepeдaвaть инфopмaцию или кoнcyльтиpoвaть yчaщиxcя coглacнo cnoffraHHo вoзникaющим y ниx интepecaм к 4eMy-TO, cкoлькo opгaнизoвывaть пpoцecc oбyчeния. He ceкpeт, чтo oдни ypora пpoxoдят пpи пoлнoй aктивнocти y4eHrnoB, кoтopыe пoмoгaют yчитeлю cвoими oтвeтaми, нa дpyгиx ypoKax тe жe caмыe yчeники oxвaчeны oцeпeнeниeм, CTpaxoM, тaм пopoй цapят ^штивны^ peaкции нa пoвeдeниe yчитeля. Ha тaкиx ypoKax нe дo знaний. Стиль дeятeльнocти yчитeля, ero xapaктep oбщeния c yчeникaми coвepшeннo мeняeт дeятeльнocть шкoльникoв.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.

3. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

4. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

5. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

8. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

9. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

10. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.

13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция-совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.