Научная статья на тему 'Обучение живописи учащихся в художественной школе'

Обучение живописи учащихся в художественной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2057
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журикова Т. Л.

В рамках исследования проблемы колористической подготовки учащихся художественной школы в статье рассматриваются особенности обучения живописи. Определяются условия развития колористических способностей учащихся, способствующие более эффективной колористической подготовке учащихся художественной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение живописи учащихся в художественной школе»

должен забывать о повышении собственной квалификации и овладении всем спектром самых современных идей.

Список литературы:

1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002.

2. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2001.

ОБУЧЕНИЕ ЖИВОПИСИ УЧАЩИХСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

© Журикова Т.Л.*

Детская художественная школа № 5, г. Омск

В рамках исследования проблемы колористической подготовки учащихся художественной школы в статье рассматриваются особенности обучения живописи. Определяются условия развития колористических способностей учащихся, способствующие более эффективной колористической подготовке учащихся художественной школы.

Художественное образование - многоступенчатый процесс, основными составляющими которого являются детские художественные школы (школы искусств), средние и высшие профессиональные художественные учебные заведения. Детская художественная школа - начальный этап художественного образования, где закладываются основы профессиональной изобразительной грамотности, раскрывается творческий потенциал учащихся в сфере изобразительного искусства.

Одним из главных направлений детской художественной школы является подготовка учащихся к поступлению в художественные профессиональные заведения. Колористическая подготовка как необходимый компонент художественной подготовки занимает особое место в изобразительном творчестве. Высокие требования к уровню подготовки выпускников художественной школы и отсутствие методики колористической подготовки учащихся явились главной предпосылкой исследования проблемы колористической подготовки учащихся художественной школы.

Среди учебных дисциплин художественной школы живопись выполняет главную функцию по колористической подготовке учащихся. Отличие обучения живописи в художественной школе от обучения в общеобразовательной школе заключается в том, что если в общеобразовательной школе дети

* Преподаватель художественных дисциплин.

обучаются основам живописи, получают элементарные знания, умения и навыки живописной грамоты, то в художественной школе осуществляется целенаправленная колористическая подготовка учащихся на занятиях по живописи. Именно в художественной школе закладываются академические основы живописи для дальнейшего обучения в средних и высших профессиональных художественных учебных заведениях.

Главными составляющими колористической подготовки учащихся являются колористические знания, умения, навыки и колористические способности. Колористические знания являются основой формирования и совершенствования колористических умений и навыков. Психологами установлена взаимозависимость между способностями и знаниями, умениями и навыками, выражающаяся в том, что способности формируются и развиваются путем усвоения знаний, умений и навыков, а от способностей в свою очередь зависят легкость и быстрота овладения знаниями, умениями и навыками (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов). Как утверждают авторы, «для развития способностей человека требуется усвоение, а затем творческое применение знаний, навыков и умений, выработанных в ходе общественно-исторической практики». По словам Н.И. Пьянко-вой, усвоение является показателем эффективности обучения.

Период обучения в художественной школе совпадает с периодом подросткового возраста, который, с точки зрения С.Е. Игнатьева, характеризуется живописно-пространственным решением живописной композиции. Живописно-пространственное изображение объектов действительности предполагает решение таких важных задач как передача цветового богатства, объема и формы объектов окружающего мира, пространства, цветовых и тоновых отношений, колористического единства с учетом различных условий освещения. Обучение живописи учащихся в художественной школе представляет собой процесс создания цветовых образов, живописной передачи объектов внешнего мира, выражения внутреннего мира ребенка. На занятиях по живописи учащиеся образно познают, эмоционально оценивают, выражают колористическими средствами свое видение, эстетическое отношение, которое сформировалось в процессе образного отражения и эмоционально-эстетического переживания цветовых явлений и предметов действительности. Колористическая деятельность учащихся включает процессы ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения, эмоциональных реакций, эмоциональных переживаний, чувств, изображение и выражение.

Для формирования и совершенствования колористических знаний, умений, навыков и развития колористических способностей учащихся как одного из видов творческих способностей период среднего школьного возраста является особенно благоприятным, поскольку именно в этот период учеными отмечается способность к творческому мышлению (Н.И. Пьянкова), эмоциональному самовыражению (Е.Л. Яковлева), когда складывается собственное

мироощущение, мировосприятие, мировоззрение, когда в процессе познания участвуют и образное, и логическое мышление. Подросткам свойственно умение видеть в соответствии с чувственным восприятием (В.С. Мухина), умение мыслить в понятиях и образах, стремление к творческому самовыражению.

Совершенствование методов обучения живописи в художественной школе осуществляется с учетом традиций реалистической школы и новых идей. Современная художественная педагогика обогащается через применение различных методических разработок, образовательных программ, материалов научных исследований, учебно-методических пособий, рекомендаций по живописи и колористике, исторического опыта.

Значительный вклад в становление и развитие отечественной теории и методики обучения живописи внесли русские и советские художники, педагоги, методисты: Г.В. Беда, Н.Н. Волков, Г.В. Лабунская, А.А. Унковский, П.П. Чистяков, В.С. Щербаков и др. Для достижения совершенства в живописи они придавали большое значение развитию целостного восприятия, аконстантного видения; умению анализировать, сравнивать и обобщать цветовые и тоновые отношения, осмысливать свои наблюдения; «постановке руки и глаза»; накоплению впечатлений и наблюдений.

Важные теоретические и методические вопросы курса живописи подробно рассматриваются в учебных пособиях Г.В. Беда, В.В. Визер, Ю.М. Кирцер, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, Г.И. Панксенова, А.С. Пучкова, Н.М. Сокольниковой, Н.С. Штаничевой, А.П. Яшухина и др.

При освоении грамоты живописного изображения объектов натуры А.С. Пучков придает большое значение изучению базовых понятий цвето-ведения, а так же постадийности выполнения живописного изображения. Многие ученые и педагоги утверждают, что изучение основ цветоведения является важнейшим условием успешного решения вопросов колористического характера, возникающих при создании живописного произведения (В.В. Визер, И. Иттен, Л.Н. Миронова и др.). Так в рассмотрении вопросов обучения живописной грамоте учащихся В.В. Визер считает необходимым изучение основ цветоведения и последующее применение знаний в решении следующих живописных задач: передачи влияния света и тени на цвет предмета; тона в живописи; освещения; цветового контраста; воздушной перспективы, цветовой гармонии, цветового акцента, колорита; применения способов соединения красок, основных форм красочного мазка и др. Знания цветовой гармонии, по мнению В.В. Визер, помогают глубже понять цветовые оттенки природы, грамотно усилить цветовые оттенки в сложных цветовых отношениях для полноты передачи желаемого эмоционального настроения пейзажа или портрета.

Как показывает опыт, в процессе обучения живописи глубокому изучению понятий цветоведения уделяется недостаточно внимания. Для овладения учащимися грамотой живописного изображения необходимо осмысление теоретических основ цветоведения, осознанное практическое примене-

ние их в решении живописных задач. Одним из методических недостатков в реальной практике является изучение колористических понятий на вербальном уровне, без практической проработки. Учащиеся, таким образом, не осмысливают понятия, а понимание их содержания достигается методом проб и ошибок.

Несмотря на достаточно разработанный материал по теории цвета, теории и методике обучения живописи, в научно-методической литературе не представлена методика колористической подготовки учащихся художественной школы на занятиях по живописи, которая бы включала не только изучение, но и практическую проработку колористических понятий, целенаправленно развивающих колористические способности детей.

Большое значение в исследовании данной проблемы имеют описания психологических особенностей познавательных (сенсорных, перцептивных, представления, мнемических, мыслительных, имажинитивных), эмоционально-чувственных, изобразительно-выразительных процессов и их развития у детей (Л.С. Выготский, В.С. Кузин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и др.). Подробное описание процессов, связанных с колористической деятельностью отражено В.С. Кузиным. Автор указывает на необходимость целенаправленного обучения в успешном развитии способностей детей.

Рассмотрение особенностей развития способностей учащихся подросткового возраста в процессе изобразительной колористической деятельности позволяет заключить, что активизацию колористической деятельности обеспечивает применение на занятиях по живописи средств музыкального и литературного сопровождения; применение методов наблюдения натуры, одновременного сравнения, словестно-наглядных методов, метода ассоциаций; рисование с натуры, по памяти, по представлению, по воображению; накопление опыта эмоциональных переживаний.

Таким образом, важными условиями развития колористических способностей учащихся, способствующими более эффективной колористической подготовке учащихся художественной школы являются: целенаправленное обучение, которое бы включало систему заданий и упражнений, направленных на изучение и проработку колористических понятий; сочетание разнообразных эффективных методов, средств, форм обучения, активизирующих колористическую деятельность; постепенное усложнение колористических задач в процессе усвоения учебного материала, при котором осуществляется плавный переход от репродуктивной деятельности к творческому применению колористических знаний, умений и навыков.

Анализ литературы по теории и методике обучения живописи, особенностей развития способностей в изобразительной колористической деятельности учащихся среднего школьного возраста, собственного опыта обучения живописи позволил сделать вывод о том, что результативность процесса колористической подготовки учащихся художественной школы в ус-

ловиях обучения живописи зависит от развития колористических способностей, которое базируется на усвоении учащимися колористических знаний, умений и навыков. Качество усвоения колористических умений и навыков во многом определяют знания основ цветоведения и умения практического применения их на практике в решении живописных задач, организация и активизация психических процессов колористической деятельности.

Список литературы:

1. Кузин В.С. Психология: учебник / В.С. Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997. - 304 с.: ил.

2. Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству: учеб. пособие для студентов худ.-граф. факультетов педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1984. - 112 с.: ил.

3. Мелик-Пашаев А.А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством: Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. - М., 1985. - 28 с.

4. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство 59 кл. / В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - 2-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2000. - 320 с.

5. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: учеб. пособие для студентов худ-граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1982. - 156 с.: ил.

6. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов худ.-граф. фак. пединститутов / Н.Н. Ростовцев и др. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

7. Школа изобразительного искусства: В 9 выпусках. Вып. II / Ред кол. М.Г. Манизер, В.А. Серов, П.М. Сысоев, М.Н. Алексич, А.М. Кузнецов (отв. ред.). - М.: Изд. Академии Художеств СССР, 1961. - 229 с.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТОВ НАЧАЛА ОТКАТА И ОКОСТЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НЕРОДНОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЧИСЛЕННЫХ МЕТОДОВ

© Кирий В.Г.*, Чан В.А.

Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск

В статье предлагается математическая модель амбивалентной системы обучения неродному языку, в которой отражаются такие особенности процесса обучения как появление отката и окостенения. На основе

* Профессор кафедры Вычислительной техники, кандидат технических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.