МЕТОДИКА nPtnOAASAHUS ОМСКИЙ HAYVMWH МСШИК М»4 {89, J010
6. Солсо, Р.К. Когнитивная психология / Р.К. Солсо. - М.:
Трнаола. 1996 - С. Ю4. ТОНКОНОГ Сергей Степанович, доцент кафедры
7. Иванов, в.в. Избранные груды но семиотике и истории изобразительного искусства.
хультуры/В.в. И|^иов. - М.. 1999. - т. 1. - с. 418. Адресдляпереписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.06.2009 г.
© С. С. Тонконог
удк 372 874 Т. Л. ЖУРИКОВА
Омский государственный педагогический университет
КОЛОРИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ИХ РАЗВИТИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ_____________________________
Статья посвящена актуализации исследования проблемы развития колористических способностей учащихся художественной школы, рассмотрению некоторых психологических и педагогических аспектов проблемы, актуальность которой обусловлена потребностью общества в профессиональной средообразующей колористической деятельности, постоянном повышении творческого потенциала личности. Цель и новизна исследования заключается в разработке и научном обосновании методики развития колористических способностей учащихся, которая включает систему заданий и упражнений, направленных на поэтапное изучение и проработку колористических понятий. Ключевые слова: цвет, колористические способности, живопись, творческое развитие, художественный цветовой образ, методика обучения цвету.
Колористические способности в ияобразите-льном искусстве рассматриваются как способности владения цветом. Специфику искусства цвета составляет художественный цветовой образ как форма отражения цветопого богатства и способ колористического преобразования окружающей действительности, объект познания внутреннего и внешнего мира. В настоящее время обучение цвету осуществляется учебными дисциплинами, связанными с ре-шепнем цветовых задач. Ведущим предметом, направленным на развитие колористических способностей, является живопись.
Актуальность исследования проблемы развития колористических способностей учащихся обусловлена реальными противоречиями между потребностью общества в профессиональной средообразующей колористической деятельности, постоянном повышении творческого потенциала личности и низким уровнем цветовой образованности, отсутствием методик для развития колористических способностей учащихся.
Решение комплекса задач но формированию творческой личности, колористического развития школьника усиливает роль детских художественных школ и школ искусств как начального звена художественного образования, предопределяющего профессиональную деятельность учащихся.
Выявление исходного уровня колористических способностей па начальном этапе обучения позволяет задать оптимальную направленность их развитию. На сегодня в школьной практике развитию колористических способностей уделяется недостаточное внимание. Просмотры учебно- творческих работ уча-
щихсиДХШ редко показывают их высокий уровень. В условиях вариативною обучения изобразительному искусству в школе различные методические подходы обучения цвету обеспечивают различный уровень развития способностей владения цветом учащихся, следовательно, проблема в большей степени состоит в поиске вариантов эффективных методов, способов и приемов обучения.
Для разработки методического материала и определения специфики развития колористических способностей учащихся необходимо было рассмотреть некоторые аспекты теории деятельности, способностей, творческого развития колористической деятельности.
Исследования психологов показали, что психическое развитие человека происходит в деятельности, человек стал рассматриваться как субъект психической деятельности (Б.Г. Ананьев, А.С. Выготский, Л.Н. Леотъев, С.Л. Рубинштейн и др.). Учеными определена зависимость развития от обучения. По мнению Л.С. Выготского, обучение идет впереди развития и ведетегоза собой. Именно в школе, в процессе учебной деятельности, подчеркивает B.C. Кузин, формирование у детей способностей приобретает целенаправлен!! ый и активный характер, а активность формирования способностей школьников определяется целенаправленностью обучения и воспитания. Следовательно, педагогически организованная деятельность человека является основой, средством и условием его психического развития, а развитие способностей зависит от содержания образования и качества обучения.
Психологическое изучение способностей ІЮЛУ'ЧИ-ло освещение втрудах П. С. Ананьева, Л. С. Выготского, В.Н. Дружинина, Е.П. Ильина, В.И. Кирсснко, ВА Круїецкого, Н.С.Лейиеса, А.Н.Леон1ъева, Ж.Пиаже, К.К. Платонова. А.С. Рубинштейна, Б.М. Теплова,
B. Д. Шадрикова, В. Штерна и др. Интерес ученых был направлен на определение сущности способностей, определение содержания понятия «способности». их обусловленность наследственными и социальными фак торами, проявлению и разви тию в конкретных видах деятельное! и.
В качестве основных понятий в теории способностей выступают задатки, способности и одаренность (общая и специальная). Задаткам, иодкоторымн нон и мались а натомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, придавалось решающее значение в формировании способностей (Б. М. Теплов,
C. А. Рубинштейн). Исследуя проблему происхождения способнос тей, наша наука исходит из концепции о диалектическом единстве природного и приобретенного в способностях, подчеркивая решающее значение ак тивной деятельности индивида.
Большое значение в понимании способностей с позиции функциональных систем имеют труды Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, Л.С. Выготского,
А. Н. Леонтьева, А. Р. Аурия. Выдающийся физиолог, создатель теории функциональных систем П. К. Анохин определяет функциональные системы живых организмов как самоорганизующиеся, саморегулиру-юіциегя динамические организации, все компонента которых взаимодействуют и взаимосодействуют достижению полезных для самой системы и организма в целом приспособительных результатов. По мнению ученых, функциональная система выступает как прижизненно формирующийся субстрат способностей и представляет собой все, что воздействует на человека с момента рождения, усваивается и перерабатывается мозгом. А. С.. Выготский и Б. Г. Ананьев выделяют в структуре способностей, прежде всего, функциональный и операционный компоненты (механизмы).
Понимая способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, В. Д. Шадриков сформулировал гипотезу относительно проблемы общих и специальных способностей. «Любая деятельность осваивается, а способности развиваются в деятельности на основе общих способностей, присущих индивиду. Способности развиваются за счет развития операционных механизмов. тонкого приспособления свойств личности к требованиям (условиям) деятельности (формирование оперативности общих способностей, как и обратный процесс - приобретение посредством деятельности индивидуального лица), формирования решающих правил, критериев достижения цели, программ выполнения (построения) отдельных действий по критериям эффективности деятельности. За счет отмеченных процессов формируются способности субъекта деятельности на основе способностей индивида. Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности» 11, с. 42). В. Д. Шадриков рассматривает способнос ти как свойства фупкциоиаль-ных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобрази и освоения и реализации деятельности.
Колористические способности как один из видов творческих способностей формируются и развиваются в колористической деятельности, кото рая тре-
бует решения новых задач, поиска новых путей, средств для решения задач.
Проблематика творчества, аспекты творческого развития способностей широко отражены в работах как зарубежной философии, психологии и педагогики (Аристотель, Д ГИлфорд В.Дильтей, А. Маслоу, Ж. Пиаже, Е. Торренс, 3. Фрейд Э. Фромм, А. Эллис, К. Юнги др.), так и отечественной (Н. Бердяев, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Л. А. Гройсман, Б. В. Зайгарник,
B. С. Кузин, В. И. Кириенко, Н. С. Лейтес, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон, Е. Л. Яковлева и др.). В исследованиях отмечается интегративный характер творчества, в котором неразрывно связаны познавательный, эмоциональный и личностный компонен ты.
Творческая деятельность — высшая форма деятельности, включающая в себя мобилизацию восприятия, мышления, воображения, интуиции, вдохновения, наблюдательности, памяти, внимания и т.д. Чем лучше развиты все познавательные процессы, тем больше вероятность того, что продукт творчества будет иметь какую-то ценность (В. И. Петрушин). Центральным звеном творческой деятельности является творческое мышление. Психологи признают, что творческое мышление представляет собой стгтез эмоций и логики. Многие автеры обосновываю!* вывод о важной роли эмоционально-чувственного компонента в творческом мышлении (И.Л.Васильев, О. К. Тихомиров и др.), о том, что уровень эмоционально-чувственного развития определяет стимуляцию или блокаду интеллектуальных возможностей человека, даёт импульс развитию интеллекта и мышления, самореализации творческих возможностей (Д. Б. Богоявленская, Е. Л. Яковлева и др.).
В живописи результатом творческой деятельности является живописное произведение в форме художественного цветового образа. Основным средством фор мирования художественного образа является ассоциация как способ художественной выразительности (И. И. Пьянкова). По словам автора, искусство вообще не способно существовать вне ассоциативного мышления.
Формирование личности художника-колориста связано с освоением тех способов деятельности, при помощи которых создается художественный цветовой образ. Специальные знания, умения и навыки в колористической деятельности сами по себе еще не создают художественный цветовой образ, но они необходимы, чтобы приблизиться к возможностям его создания. Для того чтобы овладеть этими знаниями, умениями и навыками в достаточном объеме, надо параллельно развивать органы чувств, цветовое зрение и те познавательные психические процессы, которые развиваются на их основе. Известно, что восприятие является опорой нашего опыта. Развивая восприятие средствами колористической деятельности, мы расширяем эмоционально-эстетический опыт ребенка и создаем основу для творческой деятельности.
Большой вклад в разработку проблем зрительного, художествешюго восприятия, восприятия цвета внесли выдающиеся ученые и художники: Б. Г. Ананьев, Р. Арихейм, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, Г. Гельмгольц, И. В. Гете, В. П. Зинченко, Б. В. Иогансон,
C. В. Кравков, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. П. Чистяков, П. М. Якобсон и др.
Полученные в исследованиях Д. Б. Богоявленской данные показали направляющую и регулятивную функцию интеллектуальной активности в изобразительном творчестве. Одним из важных вопросов.
рассматриваемых автором, является соотношение процесса «видения» художника и его выразительных средств. Д. П. Богоявленская считает важнейшим фактором художественного творчества особое видение и определяет процесс видения, прежде всего, как поиск и одновременно выражение собственной концепции мира, как и I «ли виду алы пай строй мышлю гия и мироощущения. формирующийся в результате познания действительности и определяющий способность художника видеть, воспринимать мир так, а не иначе. По мнению автора, выразительные средства тесным образом зависят от структуры художественных способностей, ко они не должны доминировать. «Без выразительных средств нет живописи, но сами по себе они не определяют значение художественного произведения, его ценность. Они могут становиться целью, и тогда перед нами не живопись, а виртуозный этюд. Напротив, у художника, для которого художественное творчество — познание, понимание действительности, — выразительные средства становятся именно средствами воплощения его видения. Их развитие и совершенствование идут одновременно с углублением видения, подчиняясь необходимости адекватного его выражении» |2, с. 225).
Целью и новизной нашего исследования является разработка и научное обоснование методики развитая колористических способностей, которая включает систему заданий и упражнений, направленных на поэтапное изучение и проработку колористических понятий. При создании методики мы ориентировались на концепцию «творческости» (Е.Л. Яковлева), которая предполагает развитие творческого потенциала через эмоциональное содержание. Возраст учащихся художественной школы совпадает с подростковым периодом, сенситивным к овладению средствами эмоционального творческого самовыражения. Данные, полученные с помощью тестов-Торренса, показали изменения в области использования средств эмоционального самовыражения детьми подросткового возраста. В ходе деятельности дети приходят к выводу, что внутренние состояния можно выразип, различными средствами, описывающими эмоциональные переживания, по сначала необходимо набрать опыт переживания и внешнего выражения эмоциональных состояний для других. Среди множества средств эмоционального самовыражения именно работа с цветом развивает колористические способности, что даёт огромную возможность и для накопления опыта эмоциональных переживаний, и для фактического выражения эмоциональных состояний через художественный цветовой образ.
Система заданий и упражнений для учащихся с 1-т по 4-й год обучения основана на постепенном усложнении колористических задач и включает поэтапное усвоение следующих колористических понятий: цветовою спектра, основных, составных, теплых, холодных, хроматических, ахроматических цветов, основных характеристик цвета, цветовой гаммы и се видов, контраста и его видов, декоративности, цветовой гармонии и ее видов, видов освещения, колорита и его видов, психологии и символики цвета. Изучение теоретических понятий и их практическая проработка позволяет учащимся приобрести навыки практического применения цвета как средства выражения, вошчощения своею видения, создания художественного образа на основе ассоциаций.
На рис. 1, 2, 3 представлены этапы выполнения заданий и упражнений па примере понятия цветовой гармонии (полихромии). На начальном репродуктив-ноориентирующем этапе учащиеся осваиваюттеоретические сведения о понятии, оиределяют границ!,1 цветов и воспроизводя т их в цветовой шкале (рис. 1), Следующий этап овладения-отработки помогает рс ализовать освоенное понятие в формальной или ассоциативной композиции (рис. 2). На заключительном творческо-преобразующем этапе учащиеся создают художественный цветовой образ в предметной композиции (рис. 3). Названные этапы пронизывают три аспекта художественного обучения и развития:
1) когнитивный (развитие познавательных способностей); 2) аффективный (развитие чувственно-эмоциональных способностей); 3) деятельностно-творческий (развитие изобразительных и выразительных способностей владения цветом). Когнитивный компонент проявляется в формах отражения: 1) непосредственное — способности ощущения и восприятия цвета;
2) опосредованное - способности цветовой памяти и представления цвета; 3) опережающее — способности колористического мышления, воображения цвета. Аффективный компонент - в формах отношения: 1) эмоциональная реакция па цвет; 2) переживание цвета; 3) чувство цвета. Деятельностно-творческий компонент — в формах выражения: 1) изобразительные умения и навыки работы с цветом; 2) владение способами и приемами цветовоспроизведения; 3) умения и навыки выражения мысли, чувства, состояния цветом. Каждое выполненное задание завершается просмотром работы. Учащиеся анализируют результат, соотносятего с поставленными задачами, сравнивают, оценивают, обобщают, дают названия по ассоциации цветовым оттенкам и формальной композиции.
На основе методики развития колористических способностей учащихся нами разработана образо-ватсльння программа «Основы изобразительного искусства» по предмету «Живопись» для детей 10-16 лет на четыре года обучения. Программа выстроена по следующим принципам: целостности (единство обучения. развития, воспитания); системности (объединение общей целью, направлением и наличием взаимосвязи отдельных тем урока): гуманизации (личностно-ориентированный подход, учёт возрастных и индивидуальных особенностей): деятельностного подхода (любые знания приобретаются учащимися во время активной творческой деятельности); интеграции (совмещение различных видов деятельности): наглядности (соответствие наглядного материала тематике паданий); научности (научная основа теоретическою материала); единство теории и практики (освоение теоретических положений в процессе практических занятий - самостоя тельной работы по заданиям); целостного развития (гармоничное развитие личности); доступнос ти изложения учебною материала; систематичности и последовательности (непрерывность и поэтапность в обучении, переход от простых заданий к сложным); результативности (определение наличия качества результатов деятельности). Диагностика эффективности работы по программе осуществляется в три этапа: 1) первичное диагностирование — задание-тест; 2) работа по программе (практические задания); 3) контрольная диагностика (выполнение контрольной работы но живописи и дипломной работы, анкета). Система заданий и упражнений поэтапного освоения колористических понятий осуществляется преимущественно па предмете «Живопись», некоторые формальные и творческие композиции, направленные на решение композиционных, графических и декоративно-прикладных задач, выполняются на предметах «Композиция», «Рисунок» и «Декоративно-прикладное искусство». На протяжении 4-летнего курса обучения цвету, учащиеся осваивают множество различные техник и материалов: живописи (гуашь, акварель, масляные краски), графики (пастель, гелевые ручки, фломастеры, акварельные карандаши, гратография и др.) и декоративно-прикладного искусства (коллажи из цветной бумаги; изделия из цветною картона, ткани, ниток; росписи по дереву, стеклу, ткани; вышивания гладью, крестом; плетение гобелена; папье-маше и т. д.). Ш ирокое использование разных техник и материалов позволяет учащимся прослеживать цветовые закономерности в разных видах художественной деятельности.
Таким образом, на основе вышеизложенною нами были сформулированы следующие выводы:
— предложенный в. Д Шадриковым подход к пониманию способностей позволяет определить колористические способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации колористической деятельности;
— для развития колористических способностей необходимо совершенствование органов чувств, цветовою зрения и развитие на их основе колористических
способностей: ощущения и восприятия цвета, цветовой памяти и представления цвета, колористического мышления и воображения цвета, эмоциональной реакции на цвет, переживания и чувства цвета, изобразительно-выразительных способностей владения цветом;
— обучение цвету как творческий процесс направлен на развитие познавательной, эмоциональной и личностной сферы учащихся;
— целенаправленное развитие колористических способностей учащихся художественных школы дает возможность и для накопления эмоциональных переживаний. и для внешнего эмоционального выражения через художественный цветовой образ;
— развитие колористических способностей будет более эффективным, если в содержание предмета «Живопись» ввести методику обучения цвет)', включающую систему заданий и упражнений поэтапного освоения колористических понятий;
— при определении уровня развития колористических способностей учащихся важными показателями продуктивности являются умение создавать новый художественный цветовой образ, экспрессия цвета, сформированность индивидуальной колористической манеры письма, согласованность между выразительными средствами цвета и воплощением индивидуального видения, содержания замысла в произведении;
— для колористических способностей как одного из видов творческих способностей харак терно наличие инварианта, следовательно, развивая творческие способности на материале обучения цвету, мы развиваем творческий потенциал личности, что дает ей возмож!юсть проявить себя в любой деятельности.
Методические «теоретические материалы исследования могут представлять интерес для педагогов и специалистов в области методики преподавания изобразительного искусства детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств, общеобразовательных школ и школ (классов) с углубленным изучением предметов изобразительного искусства.
Ьибл иограф и чсски й список
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей (Текст]: монография / Д.Б. Богоявленская. - М.: Изд-во Академия. 2002. - 320 с. - 1БВМ 5-7695-0888-4.
2. Шадриной. БД Способности и интеллект человека [Текст]: монография / БД Шадриной. - М.: №д-ио Современно! о гуманитарного университета, 2004. - 188с. - 13БМ5-8323-0354-7.
ЖУРИКОВА Татьяна Леонидовна, преподаватель художественных дисциплин МОУ дополнительного образования детей «Детская художественная школа № :>»> г. Омска, аспирантка кафедры изобразительного искусства и методики ею преподавания Омскою государственного педагогического университета. Адрес для переписки: е-пшії: [email protected]
Статья поступила в редакции» 25.06.2010 г.
© Т. Л. Журикова