МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
*
УДК ЪТ\.Ъ : 75.0232 т. Л. ЖУРИКОВА
Детская
художественная школа № 5, г. Омск
СПЕЦИФИКА
КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ____________________________
В данной статье отражена специфика колористической подготовки учащихся художественной школы на занятиях по живописи. Раскрывается содержание ведущих колористических понятий живописи: цвета, цветовой гармонии, колорита. В рассмотрении специфики колористической подготовки учащихся уточняется понятие колористических способностей, определяются компоненты колористической подготовки, компоненты колористической деятельности, колористические способности. Ключевые слова: колористическая подготовка, колористические способности, цвет, колорит, цветовая гармония, компоненты колористической деятельности.
Одним из главных направлений детской художественной школы является подготовка учащихся к поступлению в художественные профессиональные заведения, к выбору будущей профессии в области изобразительного искусства.
Колористическая подготовка учащихся как необходимый компонент художественной подготовки требует глубокого изучения её особенностей.
Ведущим предметом в художественной школе, осуществляющим колористическую подготовку учащихся, является живопись. Цвет как основа языка живописи является активным средством в создании художественного образа, изобразительным и выразительным средством, а способности владения цветом и их развитие — одной из главных проблем и задач колористической подготовки учащихся художественной школы.
Широкий диапазон возможностей цвета, потребность общества в цветовой образованности и профессиональной колористической деятельности, высокие требования к уровню колористической подготовки выпускников художественной школы явились главными предпосылками к исследованию проблемы колористической подготовки, развития колористических способностей учащихся.
Цветовая значимость окружающей среды детерминирована многофункциональностью цвета в жизнедеятельности человека. Из широкого спектра функций цвета М. О. Сурина и А. А. Сурин выделяют основные функции: эстетическую, утилитарную, гедонистическую, символическую, информационную, визуальную, сакральную, стимулирующую, суггестивную, целебную и диагностико-прогности-ческую [1, с. 325 — 327].
Феномен цвета изучается с разных научных позиций: физиологии, физики, химии, психологии, эстетики, живописи. В изобразительном искусстве рассматривается преимущественно художественноэстетическая, эмоциональная сторона цвета, в колористической подготовке цвет используется как активное средство воспитания эстетических качеств личности, развития художественных и интеллектуальных способностей. Не случайно проблема цвета рассматривается учёными с различных точек зрения
эстетического воспитания и творческого развития учащихся, поскольку цвет является универсальным выразительным средством во всех видах изобразительного искусства: дизайне, графике, декоративноприкладном искусстве.
Искусствоцветавовсейполнотепроявляетсявжи-вописи. Колористическое мастерство как результат профессиональной колористической подготовки — сложный и многоступенчатый процесс, который начинается с обучения в художественной школе, где закладываются основы живописной грамоты, осуществляется целенаправленная колористическая подготовка, развиваются колористические способности детей.
Главными компонентами колористической подготовки учащихся являются колористические знания, умения, навыки и колористические способности. Основу и результат колористической подготовки в художественной школе составляют колористические способности учащихся, уровень развития которых оказывает влияние на дальнейшее обучение учащихся и их будущую профессиональную деятельность в сфере изобразительного искусства, поэтому развитие колористических способностей учащихся является очень важной задачей и проблемой колористической подготовки, требующей научно-методического исследования.
В рассмотрении специфики колористической подготовки учащихся художественной школы на занятиях по живописи важно раскрыть содержание её ведущих колористических понятий: цвет, гармония цвета и колорит.
Цвет является одним из главных изобразительно-выразительных средств художественного образа в искусстве. Накопленный опыт исследований в области цвета содержит наука о цвете — цветоведе-ние, колористика.
Большое значение для исследуемой проблемы имеют труды по теории и психологии цвета, колорита (С. С. Алексеев, Б. А. Базыма, В. Бецольд, Н. Н. Волков, И. В. Гете, А. С. Зайцев, И. Иттен, М. Матюшин, Л. М. Миронова, В. Оствальд, Ф. Рун-ге, Н. В. Серов, В. М. Шугаев, П. В. Яньшин и др.)
На протяжении всей истории цвет всегда являл-
ся предметом размышления для философов, ученых, искусствоведов, художников (Леонардо да Винчи, П. Флоренский, Э. Делакруа, В. В. Кандинский и др.).
Огромную ценность как для теории и психологии цвета, так и для практического применения в художественной практике имеют научные открытия и концепции в области цвета: законы взаимодействия света и цвета, зрительного восприятия (Леонардо да Винчи, А. Альберти); физические основы учения о свете и цвете, определение цветов спектра (И. Ньютон); теории и классификации цветовой гармонии (И. В. Гете, В. Бецольд, Б. В. Оствальд, В. М. Шугаев, М. Матюшин и др.); трехкомпонентная теория цветового зрения (М. В. Ломоносов, Т. Юнг, Г. Гельмгольц); теория оппонентности (Э. Геринг); теории психофизиологического воздействия цветов (Г. Фрилинг, К. Ауэр и др.); описание символического значения цветов (Т. А. Буймистру, Л. Н. Миронова и др.).
П. В. Яньшин выделяет в науке три самостоятельных подхода к формулировке понятия «цвет»: механистический (И. Ньютон), феноменологический (Э. Геринг) и эстетико-феноменологический (И. В. Гете). С точки зрения И. Ньютона и современного естествознания, цвет рассматривается не как часть видимого мира, а как элементарная составляющая света. Цвет — субъективное ощущение, возникающее в ответ на воздействие на сетчатку глаза электромагнитного излучения определенной частоты [2, с. 81]. По мнению Э. Геринга и его сторонников, цвет — это то, что мы видим и можем описать с помощью свойств, которые мы в нем видим; не «стимул» (по И. Ньютону), а «перцепт», цвет, существующий в восприятии человека в виде предметного образа, который отличается от сенсорного. Как утверждает П. В. Яньшин, подход Э. Геринга создал принципиальные возможности исследования эмоционального компонента в восприятии цвета, поставив его в один ряд с параметрами светлоты, насыщенности и цветового тона. Оба подхода представляют цвет как феномен субъективного мира (мира ощущений или образов). Концепция И. В. Гете противоположна концепции И. Ньютона. По убеждению И. В. Гете, цвет присущ всей природе. Утверждая гносеологическую (теоретико-познавательную) ценность цвета для непосредственно воспринимающего его человека, И. В. Гете придает воспринимаемому цвету статус символа, свойство обладания объективным значением. Цвет в мире и процессе познания мира занимает подобающее ему место, осуществляя функцию символического «раскрытия» законов мироздания воспринимающему субъекту [2, с. 330]. Современные исследования психофизиологии и медицины подтверждают убеждения И. В. Гете в том, что цвета взаимодействуют не только со зрением, но и со всем организмом, целостным человеком, комплексно и закономерно изменяя его психологическое и физиологическое состояние. По мнению Н. Н. Волкова, сила учения И. В. Гете не в физике цвета, а в широкой системе фактов и закономерностей цветоощущения, в изучении зримого взаимодействия цветов, деятельности глаза, познающего в объективном мире «сходное со своей собственной природой». Н. Н. Волков считает не бесполезным для художественной практики изучение цветоведения и физиологии цветового зрения.
Гармонию цвета принято трактовать как определенную согласованность, порядок, равновесие, соразмерность и пропорциональность цветов.
Л. Н. Миронова связывает колористическую гармонию с чувством возвышенного, прекрасного, с по-
нятием добра и красоты. Связь гносеологического, эстетического и этического утверждается многими мыслителями и философами (Аристотель, Сократ, Н. А. Бердяев, Г. Гегель, Ф. Ницше, В.С. Соловьеви др.), подчеркивается духовность красоты. По словам Н. И. Пьянковой, красота как одна из высших духовных ценностей, как одна из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и внутренние качества. Взаимосвязанность, тождественность понятий гармонии и красоты автор объясняет тем, что красота предполагает организованность как преодоление дезорганизованности.
О выполнении цветовой гармонии в произведениях живописи не только декоративной, но и эмоционально-содержательной, мировоззренческой, моральной функции писали известные художники П. Синьяк, Э. Делакруа. В то же время Л. Г. Медведев отмечает частое сравнение известных художников живописи с музыкой, поскольку, как считает автор, «именно цветовая гармония может передавать тончайшие нюансы мироощущения художника, его эмоциональное отношение к изображаемому» [3, с. 37]. Н. Н. Волков же убеждён, что и красота цветовых сочетаний и изобразительная сила цвета существуют в искусстве ради выражения чувств и идей. По мнению автора, чувство красоты цвета и вкус к цвету можно и необходимо развивать.
Гармоничность сочетаний цветов объясняется психофизиологическими закономерностями зрения, которые были исследованы ещё М. В. Ломоносовым.
Развитие науки о цвете, а также и истории, и теории искусства приводит к более глубокому анализу ведущего понятия живописи «колорит».
Цвет — основное средство живописи, однако, как пишет С. С. Алексеев, он приобретает определённую художественную выразительность лишь тогда, когда вступает в содружество с остальными цветами, то есть в систему цветов — колорит. Оценка цвета в картинах предопределяется содержанием изображённого. Совокупность цветов, находящихся в определённых соотношениях друг с другом, наделённых определённым предметным смыслом, образует конкретный, чувственно-воспринимаемый строй, способный выразить содержание, т. е. едино целостно воспринимаемая система цветов становится элементом, составной частью, одной из граней художественной формы [4, с. 15].
Проблему колорита в живописи изучали многие учёные и художники: С. С. Алексеев, Г. В. Беда, Н. Н. Волков, Л. Н. Миронова, А. А. Унковский и др.
Среди множества подходов к понятию колорита выделяется тенденция к его трактовке как гармоничного взаимодействия цветов (С. П. Ломов, Н. М. Сокольникова, А. П. Яшухин и др.). Согласно убеждениям С. П. Ломова и А. П. Яшухина, «колорит в живописи представляет собой определенное сочетание цветов, гармонизирующих между собой и обладающих известным единством. В более узком, профессиональном смысле под колоритом понимают красоту и гармонию цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков» [5, с. 18]. Л. Н. Миронова формулирует колорит «как систему цветов, выражающую какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека» [6, с. 93].
Согласно В. М. Полевому, колорит есть система соотношений цветовых тонов, образующая определённое единство и является эстетическим претворением красочного многообразия действительности. По мнению автора, важными элементами, опреде-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
*
ляющими колорит, являются общее цветотоновое состояние, цветовые и тоновые отношения, система валерных отношений.
С точки зрения А. М. Кантора, характер колорита, как своеобразное истолкование цветового богатства мира, определяется эпохой, стилем, индивидуальностью художника, особенностями его цветового видения, общим замыслом произведения.
А. А. Унковский формулирует колорит в живописи как совокупность всех цветов картины, как «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности... В конечном счете, все основные особенности колорита определяются соответствием правдивому идейно-образному замыслу» [7, с. 241].
Достаточно полное определение колорита даёт С. С. Алексеев. Он приводит объективные, заложенные в произведениях живописи, и субъективные, связанные с восприятием произведений зрителем факторы, влияющие на колорит. К объективным факторам автор относит эстетический идеал эпохи, школа, индивидуальный стиль художника, художественно-творческие задачи и цели, национальные особенности, развитие живописной культуры, развитие техники в области производства живописных материалов, техника живописного письма, структура света, отношение света к цвету, цветовой охват, цветовая композиция, трактовка и др. К субъективному фактору — восприятие зрителей. Колорит, по мнению автора, окончательно формируется в процессе восприятия. Зритель подходит к произведениям со своими критериями и нормами, которые не чисто субъективны. Они обусловлены историческими и социальными предпосылками, в их основе лежит эстетический идеал, в то же время они связаны с индивидуальными особенностями зрителя. Определённую роль играет и подготовленность зрителя, его способность воспринимать художественное произведение. По словам С. С. Алексеева, колорит — едино, целостно воспринимаемая совокупность взаимно соподчинённых цветов, исчерпывающая цветовой охват живописного произведения, либо ряда живописных произведений [4, с. 29].
Н. Н. Волков рассматривает колорит как «цветовое единство картины, в котором все пятна цвета влияют друг на друга, обогащая образ, и потому ни одно пятно не может быть лишним. По убеждению Н. Н. Волкова, колористические задачи связаны с созданием цветового образа, что подтверждается его словами: его словами: «Где цвет не играет образной роли, не возникает и задачи цветового единства» [8, с. 106]. Выразительность составляет, по словам автора, главную внутреннюю основу образа, а выразительность цвета — главную внутреннюю основу колорита картины.
В последние десятилетия многие диссертационные исследования посвящены вопросам цвета и колорита, в которых рассматриваются различные проблемы применения цвета в живописи и других видах колористической деятельности: формирование колористического видения у студентов (Е. В. Воронина); совершенствование колористической подготовки будущих художников-педагогов (А. В. Новикова); теория и методика формирования колористического восприятия и передачи цвета у студентов (Д. М. Оверчук); формирование колористиче-скогоединствавпроцессеживописногоизображения (Н. К. Пронина).
Несмотря на важную роль, которую играет цвет
и колорит в создании художественного образа, в живописной передаче объектов внешнего мира, в эстетическом претворении красочного многообразия действительности, в выражении творческой мысли и чувств художника, многие вопросы колористической подготовки остаются открытыми и требуют теоретических дополнений и новых методических подходов. Изучение состояния проблемы колористической подготовки учащихся в науке и школьной практике свидетельствует о её недостаточной разработанности, отсутствуют методические разработки колористической подготовки, развития колористических способностей учащихся художественной школы в процессе обучения живописи.
В рассмотрении особенностей колористической подготовки учащихся художественной школы необходимо было проанализировать некоторые психологические аспекты способностей и деятельности, а также изучить психические процессы, участвующие в колористической деятельности, в результате чего было уточнено понятие колористических способностей, определены компоненты колористической деятельности, классифицированы колористические способности.
Предложенный В. Д. Шадриковым подход к пониманию способностей позволяет уточнить понятие колористических способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности и проявляющихся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации колористической деятельности.
Колористическая деятельность как процесс создания новых цветовых образов является одним из видов творческой и познавательной деятельности, следовательно, колористические способности формируются и развиваются в колористической деятельности, которая требует решения колористических задач, поиска новых способов для их решения.
В высказывании П. П. Чистякова «чувствовать, знать и уметь — полное искусство», по мнению
В. С. Кузина, отражены составные части изобразительного творчества художника — знания, эмоциональная сфера и умения [9, с. 65].
Обучение живописи учащихся в художественной школе представляет собой процесс создания цветовых образов, живописной передачи объектов внешнего мира, выражения внутреннего мира ребёнка. На занятиях по живописи учащиеся познают, оценивают, изображают и выражают колористическими средствами своё видение, которое сформировалось в процессе образного отражения и эмоционально-эстетического переживания цветовых явлений и предметов действительности. Колористическая деятельность учащихся включает процессы ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения, эмоциональных реакций, эмоциональных переживаний, чувств, изобразительные и выразительные процессы. В условиях колористической деятельности общие способности приобретают черты оперативности под влиянием требований деятельности.
Опираясь на утверждение того, что классификация способностей может быть построена на основе психических функций и процессов (В. Д. Шадри-ков), можно заключить, что колористическая деятельность, как творческая, направлена на построение нового художественного цветового образа и включает процессы отражения, эмоционально-эстетического отношения и творческого практического
воплощения образа, что, в свою очередь, предполагает познавательную, эмоционально-эстетическую и практическую деятельность, требующую соответственно познавательных, эмоционально-чувственных и изобразительно-выразительных способностей.
Установленная психологами взаимообусловленность способностей и знаний, умений и навыков указывает на то, что для развития колористических способностей необходимо усвоение колористических знаний, умений и навыков. Колористические способности проявляются в колористических умениях. Умения и навыки базируются на знаниях. Многие учёные подчеркивают большую роль знаний основ цветоведения в формировании и совершенствовании колористических умений.
Таким образом, была выявлена специфика колористической подготовки учащихся художественной школы на занятиях по живописи, которая заключается: 1) в умениях и способностях образного отражения цветовых явлений и предметов действительности, эмоционально-эстетического отношения к ним, практического воплощения цветовых образов, живописной передачи объектов внешнего мира, выражения внутреннего мира учащихся изобразительными и выразительными средствами цвета; 2) во взаимообусловленности развития колористических способностей и усвоения колористических знаний, умений и навыков учащихся: развитие колористических способностей зависит от качества усвоения колористических знаний, умений и навыков учащимися на занятиях по живописи, в свою очередь, уровень сформированности колористических способностей определяет качество дальнейшего обучения и усвоения колористических знаний, умений и навыков; в обусловленности возрастными и индивидуальными особенностями учащихся художественной школы.
В ходе исследования, с учётом специфики колористической подготовки учащихся художественной школы, была обоснована и разработана методика колористической подготовки учащихся, включающая систему заданий и упражнений поэтапного усвоения колористических понятий. Результаты исследования показали, что применение разработанной ме-
тодики на занятиях по живописи в художественной школе положительно влияет на развитие колористических способностей учащихся, тем самым способствуя повышению эффективности колористической подготовки учащихся.
Библиографический список
1. Сурина, М. О. История образования и цветодидактики (история систем и метода обучения цвету) / М. О. Сурина, А. А. Сурин. — М. : МарТ, Ростов н/Д. : МарТ, 2003. — 352 с. — ISBN 5-241-00189-1.
2. Яньшин, П. В. Введение в психосемантику цвета : учеб. пособие / П. В. Яньшин. — Самара : Изд-во СамГПУ, 2001. — 189 с. - ISBN 5-9268-0485-Х.
3. Медведев, Л. Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета : альбом-монография / Л. Г. Медведев. — СПб. : Мультипринт Северо-Запад ; Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. — 152 с. — ISBN 978-5-88141-062-9.
4. Алексеев, С. С. О колорите / С. С. Алексеев. — М. : Изобразительное искусство, 1974. — 172 с.
5. Яшухин, А. П. Живопись : учебник / А. П. Яшухин, С. П. Ломов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во АГАР, 1999. — 232 с. — ISBN 5-89218-097-2.
6. Миронова, Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве : пособие для учителей / Л. Н. Миронова. — 2-е изд. — Минск : Беларусь, 2003. — 151 с. — ISBN 985-01-0482-1.
7. Унковский, А. А. Живопись. Вопросы колорита : учеб. пособие для студ. худ-граф. фак-тов. пед. ин-тов / А. А. Унковский. — М. : Просвещение, 1980. — 128 с.
8. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков. — М. : Искусство, 1985. — 320 с.
9. Кузин, В. С. Психология : учебник / В. С. Кузин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : АГАР, 1997. — 304 с. — ISBN 5-89218-030-1.
ЖУРИКОВА Татьяна Леонидовна, преподаватель художественных дисциплин.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.02.2012 г.
© Т. Л. Журикова
Информация
Гранты для участия в постдокторской программе в ЦЕРНе (Швейцария)
ЦEРH (European Organization For Nuclear Research) сообщает о приеме заявок от молодых физиков-теоре-тиков из стран, HE являющихся членами ЦEРH (Non-Member State), для участия в постдокторской программе.
Ежегодно в рамках программы выделяется две стипендии. Изначально стипендия присуждается на один год и обычно продлевается на второй.
К участию в программе приглашаются! кандидаты наук (PhD); специалисты, заканчивающие работу над диссертацией; специалисты с опытом работы не более 10 лет после получения диплома магистра или специалиста (MSc или эквивалент).
Финансовые условияі
— Размер стипендии определяется индивидуально.
— Стипендия не облагается налогом.
— Предоставляется оплачиваемый отпуск из расчета 2,5 дня в месяц, медицинская страховка для стипендиата и членов его семьи.
— Возмещаются транспортные расходы, выплачивается детское и семейное пособие.
— Оказывается помощь в поиске жилья.
Крайний срок подачи заявки для участия в программе — 7 декабря 2012 года.
Информация о программе на сайте CERN httpsy/ert.cern.ch
Адрес публикации в Интернет http://www.rsci.ru/grants/grant_news/257/23209і.php
Источник http://www.rsci.ru/grants/grant_news/257/23209і.php (дата обращенияі 12.05.2012).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ