Литература
1. Андреев В.И. Педагогика творческого развития. Книга 1. - Казань: Издательство Казанского университета, 1996 - 567с.
2. Бакуменко Г.А. Педагогические условия совершенствования речевой культуры студентов: диссерта-ция...канд.педагогических наук:13.00.01. - Йошкар-Ола: 2002- 179с.
3. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Занев-ская площадь, 2014. — С. 74-76.
4. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
5. Савинкова С. И. Методическая работа — ценностное ядро инновационной деятельности в условиях переходного периода к ФГОС нового поколения [Текст] / С. И. Савинкова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 95-98.
6. Сохань Л.В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры. - М.: Наука, 2000 - 162с.
7. Парошина Р.А. Формирование компетентности у старшеклассников: автореферат дис.канд.педаго-гических наук. - Красноярск, 1991 - 16с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Ильина Екатерина Константиновна
кандидат биол. Наук, доцент ИФК и С ФГБОУ ВПО ОГПУ Дюкарева Ольга Константиновна студентка 404 группы направление подготовки Безопасность жизнедеятельности заочной формы
обучения ИФК и С ФГБОУ ВПО ОГПУ Гирченко Ксенья Анатольевна
Преподаватель ФКПОУ «Оренбургский государственный колледж-интернат» Министерства труда
и социальной защиты РФ, г. Оренбург
TEACHING OF STUDENT TO PROVIDING OF THE FIRST AID IN EXTRAORDINARY SITUATIONS: THEORETICAL GROUND of PROBLEM
Il'ina Ekaterina Konstantinovna, Oandidate of biol. Sciences, associate professor IFK and With FGBOU VPO OGPU Dyukareva Olga Konstantinovna, student 404 groups direction of preparation Safety of vital functions of extra-mural form of teaching of IFK and With FGBOU VPO OGPU
Girchenko Ksen'ya Anatol'evna, teacher FKPOU «Orenburgskiy state college-boarding-school» of Ministry of labour and social defence of Russian FEDERATION АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема обучения школьников приемам оказания первой помощи на уроках основ безопасности жизнедеятельности и применение компетентностного подхода в данном направлении.
методы: теоретический анализ источников научной литературы и педагогического опыта преподавания основ оказания первой помощи пострадавшим в курсе ОБЖ выводы:
- анализ литературы показал, что значимая роль в формировании готовности оказать первую помощь пострадавшему в чрезвычайной ситуации принадлежит школьному образованию;
- наиболее эффективно процесс обучения будет осуществляться за счет применения широкого арсенала педагогических форм и методов обучения, способствующих не только формированию знаний, но и готовности применить их на практике;
- в процессе изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности», основной упор должен быть направлен на формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций.
An ANNOTATION
In the article is examined problem of teaching of schoolboys to the receptions of providing of the first aid on the lessons of bases of safety of vital functions and application of kompetentnostnogo approach in this direction.
methods: theoretical analysis of sources of scientific literature and pedagogical experience of teaching of bases of providing of the first aid postradavshim in a course OBZH
onclusions: - the analysis of literature rotined that a meaningful role in forming of willingness to render the first aid postradavshemu in an extraordinary situation belonged to school education; - most effectively a teaching process will be carried out due to application of wide arsenal of pedagogical forms and teaching methods, cooperant not only forming of knowledges but also willingness to apply them in practice; - in the process of study of section of «Basis of medical knowledges and providing of the first aid» of on-line tutorial «Bases of safety of vital functions», basic support must be directed on forming of personality, cognitive, regulyativnykh and communicative jurisdictions.
Ключевые слова: обучение, оказание первой помощи пострадавшему, виды первой помощи, педагогические компетенции, здоровьесбережение.
Keywords: teaching, providing of the first aid postradavshemu, types of the first aid, pedagogical jurisdictions, zdorov'esberezhenie.
Современность характеризуется насыщенностью стихийными бедствиями, катастрофами, чрезвычайными ситуациями различного характера, опасных для здоровья и жизни людей. Роль государства в подготовке к предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций основывается не только в готовности специальных профессиональных служб к реагированию в этих ситуациях, но и в обучении населения к деятельности по спасению и обеспечению безопасности жизнедеятельности в них. Основу такой деятельности составляют информированность людей о чрезвычайных ситуациях, наличие знаний о первой помощи в нестандартных ситуациях, а также обученность навыкам оказания первой помощи.
Деятельность по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс мер и мероприятий на месте происшествия и в его зоне, направленных на временное устранение причин, угрожающих жизни, пострадавших и предупреждающих развитие тяжёлых осложнений [2].
Определение чрезвычайной ситуации подразумевает объективно сложившуюся обстановку, сопряжённую с неожиданностью, непредсказуемостью развития события и последующими стрессами, нервно-психическими расстройствами, физическими недугами, возникающими у людей после осознания, случившегося. Состояния, возникающие у человека вследствие воздействия экстремальных факторов чрезвычайной ситуации, характеризуются проявлением острых или хронических переживаний, таких как тревога, страх, депрессия, агрессия, раздражительность, боль. Их интенсивность может достигать различной степени тяжести, провоцировать у человека возникновение дезорганизующего воздействия на интеллектуальную деятельность, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям, вызывать тяжкие последствия в виде проявления специфических форм так называемого аддиктивного поведения: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, злоупотребление лекарственными препаратами, суицидальное поведение [1].
Понятие первой помощи в настоящее время достаточно широкое. Традиционно под ним подразумевается первая помощь при несчастных случаях, а именно комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего. Там, где отсутствует медицинский персонал (в основном на производствах) важна первая доврачебная помощь, которая должна быть оказана пострадавшему немедленно после несчастного случая до прибытия врача или доставки пострадавшего в медицинское учреждение. Человек, оказывающий первую помощь должен суметь оценить состояние пострадавшего (проверить пульс, дыхание), освободить его от действия травмирующих факторов, определиться в последовательности необходимых спасательных
мероприятий, вызвать скорую помощь или обеспечить транспортировку пострадавшего в ближайший медицинский пункт.
Но, есть и другие виды первой помощи, такие как психологическая, моральная, материальная и т.д. Анализ современной специальной литературы свидетельствует об особенностях оказания первой помощи. Первая особенность заключается в двойственности ситуации: стрессовое состояние, переживание эмоциональной и умственной дезорганизации испытывает не только тот, кто нуждается в первой помощи, но и тот, кто её оказывает. Человек, не имеющей медицинской подготовки, оказывая первую помощь пострадавшему, берёт на себя ответственность в том, чтобы не навредить и сделать так, чтобы его состояние не ухудшилось до приезда скорой помощи. Вторая особенность заключается в правильном выборе содержания первой помощи пострадавшему, которое зависит от его состояния. В одном случае необходимо человека поддержать морально и психологически, в другом -пресечь, например, слухи, панику; в третьем - поговорить, утешить [3].
Главными принципами оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации являются: безотлагательность, приближенность к месту событий, ожидание и уверенность в восстановлении нормального состояния, единство видов первой помощи, простота методов оказания первой помощи.
В специальных руководствах по оказанию первой помощи, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях выделены:
- практическая, заключающаяся в непосредственном оказании первой помощи;
- координационная, обеспечивающая связь и взаимодействие со специализированными службами: скорой медицинской помощи, спасателями, пожарными, полицией [2].
Особую категорию, нуждающуюся в оказании первой помощи составляют дети и подростки, с их слабо развитыми адаптационно-приспособительными механизмами к внезапным нестандартным ситуациям. Они часто становятся жертвами эмоционального, психологического, физического, сексуального насилия в школе, в семье, в группе сверстников, что для них также является чрезвычайными ситуациями. Кроме того, современная действительность такова, что и ребёнок должен уметь оказывать первую помощь не только окружающим, но и самому себе. В этом значительная роль принадлежит школьному образованию [1].
В Примерной программе по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» жизнедеятельности для учащихся 5-9 классов предусмотрен раздел «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»,
предусматривающий формирование компетенций. Среди них основными являются [5]:
- личностные: наличие представления об основах медицинских знаний и об оказании первой помощи, готовность и способность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; сформированность ценностно-смысловой ориентации у учащихся; способность к проектированию собственной деятельности по здоровьесбережению и сохранению жизни;
- регулятивные: способность к анализу последствий неотложных состояний в случаях, несвоевременного оказания первой помощи; соблюдение последовательности действий при оказании первой помощи в разнообразных ситуациях; умение анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера; выполнение приёмов оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений в паре/втроём; отработка основных приемов оказания первой медицинской помощи в различных условиях;
- познавательные: знакомство с общей характеристикой травм и повреждений; освоение правил оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений; знание о неотложных состояниях, требующих оказания первой медицинской помощи; умение накладывать повязки, оказывать первую медицинскую помощь травмах и отравлениях, владение способами остановки кровотечения; знакомство с причинами массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера, с системой мер по защите населения в случае возникновения массовых поражений; изучить мероприятия по оказанию помощи населения в местах массовых поражений;
- коммуникативные: обеспечение развития социальной компетентности и учет позиции партнеров по общению или деятельности; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интеграция в группу сверстников, а также взрослых, взаимодействуя и сотрудничая с ними при достижении предметных и меж предметных результатов обучения.
Реализация перечисленных выше компетентностей будет эффективной при общей нацеленности на повышение качества образовательного процесса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в обучении учащихся оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях при следующих организационно-педагогических условиях:
- расширение возможностей и способов получения учащимися теоретических знаний по оказанию первой помощи пострадавшим на уроке «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- применение широкого арсенала педагогических и специфических методов (вербальных, наглядных, практических) обучения практическим навыкам оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и форм организации урока;
- своевременное использование разнообразных видов контроля (тестирование, опрос, решение ситуационных задач, выполнение практических заданий на оценку) усвоения полученных знаний, умений, навыков по оказанию первой помощи пострада -вшим в чрезвычайных ситуациях.
Литература
1. Денисова В. В. Формирование готовности подростков к действиям в опасных ситуациях как социально-психологическая проблема / В. В. Денисова // Общественные науки. - М: МИИ Наука. - 2012 / 4. -С. 55 - 62
2. Диамант И.И. Инновационные подходы к обучению старших школьников оказанию первой помощи / И.И. Диамант, Д. С. Романов // Вестник Томского государственного педагогического университета. -Томск: Изд-во ТГПУ. - № 4 (132). - 2013. - С. 136 -137
3. Первая помощь - режим доступа к изд.: ШрБ: //ru.wikipedia.org
4. Понятие первой помощи - режим доступа к изд.: http://bezopasnost-info.ru
5. Примерная учебная программа общеобразовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования (5-9 классы) - режим доступа к изд.: http://obg221spb .narod.ru
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Кириллова Валентина Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Кириллова Мария Игоревна
кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет,
г. Ставрополь
THE QUESTION OF FORMATION OF TOLERANCE IN A MULTINATIONAL SCHOOLS
Kirillova Valentina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor, North Caucasus State University, Stavropol
Kirillova Maria Igorevna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor, North Caucasus State University, Stavropol