Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (ФГОС) В ШКОЛЕ: ТРЕБОВАНИЯ, ЗАДАЧИ, РЕЗУЛЬТАТЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (ФГОС) В ШКОЛЕ: ТРЕБОВАНИЯ, ЗАДАЧИ, РЕЗУЛЬТАТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧИТЕЛЬ / УЧАЩИЙСЯ / ПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Нина Ивановна

В статье обоснована актуальность введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Перечислены основные характеристики, требования, задачи и результаты Cтандарта нового поколения. Обозначена роль учителя и учащегося в реализации Стандарта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Нина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS (FSES) IN THE SCHOOL: REQUIREMENTS, OBJECTIVES, RESULTS

The relevance of the introduction of the Federal state educational standard basic General education is substantiate in the article.There are the main features, requirements, objectives and outputs of the Standard of the new generation. The role of the teacher and the student is designated in the implementation of the Standard.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (ФГОС) В ШКОЛЕ: ТРЕБОВАНИЯ, ЗАДАЧИ, РЕЗУЛЬТАТЫ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (ФГОС) В ШКОЛЕ: ТРЕБОВАНИЯ, ЗАДАЧИ, РЕЗУЛЬТАТЫ

Захарова Нина Ивановна

учитель русского языка и литературы, МБОУ «Школа №4» г.Муравленко, Ямало-Ненецкий Автономный

округ

IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS (FSES) IN THE SCHOOL: REQUIREMENTS, OBJECTIVES, RESULTS

Zakharova Nina, Russian language and literature teacher MBOU "School №4" in Muravlenko, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug (YaNAO)

АННОТАЦИЯ

В статье обоснована актуальность введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Перечислены основные характеристики, требования, задачи и результаты Стандарта нового поколения. Обозначена роль учителя и учащегося в реализации Стандарта. ABSTRACT

The relevance of the introduction of the Federal state educational standard basic General education is substantiate in the article.There are the main features, requirements, objectives and outputs of the Standard of the new generation. The role of the teacher and the student is designated in the implementation of the Standard.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, учитель, учащийся, метапредмедные, предметные и личностные результаты.

Keywords: Federal state educational standard of basic General education, teacher, student, subject, transdisciplinarity and personal results.

«Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование

- бесконечно» Л.Н. Толстой

«Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

В.А.Сухомлинский

Уже никого не удивляет, с какой скоростью происходит обновление всех сфер жизни. Подобные перемены предъявляют серьёзные требования к человеку, его готовности решать вновь возникающие нестандартные проблемы.

Сегодня обновление информации идет со стремительной быстротой. И если в конце ХХ века объем человеческих знаний удваивался каждые 3-4 года, то в XXI веке -удваивается каждые 72 часа.

Неудовлетворенность качеством школьного образования, понимание, что нынешние образовательные результаты не могут быть реализованы в успешной профессиональной карьере и жизненных устремлениях выпускников школы, выразились в стремлении общества и государства сформировать новую модель развития учебного учреждения. Контуры развития отечественной школы были даны в ряде документов последних лет, в частности, в Федеральной целевой программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации и других.

Переосмысление целей и задач образования означает появление новой стратегической линии развития личности, пробуждения внешних и внутренних мотивов познавательной деятельности, обоснования критериев, механизмов раскрытия успешной профессиональной карьеры в будущем.

Новый федеральный образовательный стандарт общего образования впервые основывается на отечественных психолого-педагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. В основе стандарта лежит общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования».

Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество начинает осознавать, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе.

На первое место в Стандарте выходят требования к результатам образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями. Требования задают ориентиры оценки личностных, мета-предметных и предметных результатов обучения, которые предполагают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте

как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения [5, 10]. Это многим определяется и связано с социальным заказом общества и требованиями практической продуктивной деятельности.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа.

Обозначенные в Стандарте личностные результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школьного обучения такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение личностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии. Таким образом, перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

Поставленная задача требует перехода к новой си-стемно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.

В условиях введения в практику работы школы ФГОС учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Исходя из Стандарта, предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Но и сегодня педагог, используя возможности традиционного урока, может уже успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Деятельность учителя предполагает поиск новых точек соприкосновения традиционного обучения с инновационным, поиск золотой середины в развитии индивидуальности, в раскрытии механизмов формирования нестандартной творческой личности вопреки всем социальным трудностям и проблемам. Педагог должен от роли ментора перейти к роли тьютора. При такой роли учителю необходимо одновременно инициировать учебный и воспитательный процесс, своевременно реагировать на потребности учащихся, использовать информационно-коммуникативные технологии, организовывать проектную деятельность учащихся, выстраивать партнерские отношения. Педагогу необходимо овладеть технологией, при которой на практике он сможет диагностировать потребности ребенка, объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного или воспитательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, учить их выражать собственное мнение, отношение, не требуя единогласной поддержки; развивать самооценку учащегося.

Учитель сегодня - активная, мобильная, гибкая, мыслящая личность, умеющая прогнозировать деятельность в соответствии с требованиями времени.

Учитель прежде всего Творец. Его уроки, занятия -почва для новых идей и творческих находок. Но если педагог уверен, что прежние традиционные методы работы или их элементы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Учитель - фигура государственного уровня, обеспечивающая качество образования, воспитания, развития в современном мире. Поэтому самообразование является важнейшей составляющей педагогического мастерства учителей, формой представления научно - педагогических знаний, реализацией компетентностного подхода.

Инновационной особенностью по ФГОС является формирование единого поля деятельности учащихся и учителей, что выражается в создании новой образовательной среды. Ядром среды является ценностно - смысловая, социально - трудовая, информационно - коммуникативная ориентация учащихся и профессиональная деятельность учителей, как фактор развития ключевых компетентностей.

Все школьные дисциплины, выполняя функцию вооружения знаниями, умениями и навыками, преследуют единую цель - формирование общей базовой культуры личности, где речь является основой, фундаментом. Таким образом, образование представляет собой совокупность внутренних связей и развития стратегических приоритетов в обучении, воспитании, развитии личности на принципах гуманной педагогики, личностно - деятель-ностном подходе, интеграции и использовании адаптивных методик в обучении и развитии учащихся. А продуктивная деятельность учителей и учащихся возможна только в контексте диалога смежных предметов с опорой на гуманитарную составляющую и индивидуальный подчерк учителя и ученика. Следовательно, коммуникативная культура - выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности, обуславливать личностное развитие учащегося, ключ к успеху - это и реализует ФГОС.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого развития. Книга 1. - Казань: Издательство Казанского университета, 1996 - 567с.

2. Бакуменко Г.А. Педагогические условия совершенствования речевой культуры студентов: диссертация...канд.педагогических наук:13.00.01. - Йошкар-Ола: 2002- 179с.

3. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Занев-ская площадь, 2014. — С. 74-76.

4. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

5. Савинкова С. И. Методическая работа — ценностное ядро инновационной деятельности в условиях переходного периода к ФГОС нового поколения [Текст] / С. И. Савинкова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 95-98.

6. Сохань Л.В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры. - М.: Наука, 2000 - 162с.

7. Парошина Р.А. Формирование компетентности у старшеклассников: автореферат дис...канд.педагогических наук. - Красноярск, 1991 - 16с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Ильина Екатерина Константиновна

кандидат биол. Наук, доцент ИФК и С ФГБОУ ВПО ОГПУ Дюкарева Ольга Константиновна студентка 404 группы направление подготовки Безопасность жизнедеятельности заочной формы

обучения ИФК и С ФГБОУ ВПО ОГПУ Гирченко Ксенья Анатольевна

Преподаватель ФКПОУ «Оренбургский государственный колледж-интернат» Министерства труда

и социальной защиты РФ, г. Оренбург

TEACHING OF STUDENT TO PROVIDING OF THE FIRST AID IN EXTRAORDINARY SITUATIONS: THEORETICAL GROUND of PROBLEM

Il'ina Ekaterina Konstantinovna, Candidate of biol. Sciences, associate professor IFK and With FGBOU VPO OGPU Dyukareva Olga Konstantinovna, student 404 groups direction of preparation Safety of vital functions of extra-mural form of teaching of IFK and With FGBOU VPO OGPU

Girchenko Ksen'ya Anatol'evna, teacher FKPOU «Orenburgskiy state college-boarding-school» of Ministry of labour and social defence of Russian FEDERATION АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема обучения школьников приемам оказания первой помощи на уроках основ безопасности жизнедеятельности и применение компетентностного подхода в данном направлении.

методы: теоретический анализ источников научной литературы и педагогического опыта преподавания основ оказания первой помощи пострадавшим в курсе ОБЖ выводы:

- анализ литературы показал, что значимая роль в формировании готовности оказать первую помощь пострадавшему в чрезвычайной ситуации принадлежит школьному образованию;

- наиболее эффективно процесс обучения будет осуществляться за счет применения широкого арсенала педагогических форм и методов обучения, способствующих не только формированию знаний, но и готовности применить их на практике;

- в процессе изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности», основной упор должен быть направлен на формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций.

An ANNOTATION

In the article is examined problem of teaching of schoolboys to the receptions of providing of the first aid on the lessons of bases of safety of vital functions and application of kompetentnostnogo approach in this direction.

methods: theoretical analysis of sources of scientific literature and pedagogical experience of teaching of bases of providing of the first aid postradavshim in a course OBZH

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.