Научная статья на тему 'Инновационные подходы к обучению старших школьников оказанию первой помощи'

Инновационные подходы к обучению старших школьников оказанию первой помощи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1347
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диамант Ирина Ивановна, Романов Денис Сергеевич

Рассматривается вопрос об инновационных подходах при обучении оказанию первой помощи старших школьников, предполагающий комплексное применение в процессе занятия разных методов, приемов и средств обучения, сочетанное получение теоретических знаний и практических навыков, которые осваиваются школьниками после демонстрации преподавателем самостоятельно с применением алгоритма, записанного на аудионосителе. Применение инновационных подходов позволяет сформировать новую педагогическую технологию, которая способствует повышению обучаемости старших школьников оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к обучению старших школьников оказанию первой помощи»

УДК 372.8

И. И. Диамант, Д. С. Романов

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Рассматривается вопрос об инновационных подходах при обучении оказанию первой помощи старших школьников, предполагающий комплексное применение в процессе занятия разных методов, приемов и средств обучения, сочетанное получение теоретических знаний и практических навыков, которые осваиваются школьниками после демонстрации преподавателем самостоятельно с применением алгоритма, записанного на аудионосителе. Применение инновационных подходов позволяет сформировать новую педагогическую технологию, которая способствует повышению обучаемости старших школьников оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, первая помощи.

Современный мир характеризуется постоянным увеличением числа природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих здоровью и жизни людей. По предположению некоторых философов и социологов, в XXI в. общество будет «обществом риска» [1]. Готовность государства к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера во многом основывается не только на подготовке соответствующих служб и структур, но и на готовности населения к адекватным действиям. Основой такой готовности является информированность населения о чрезвычайных ситуациях и обучение навыкам оказания первой помощи, т. е. комплексу мероприятий на месте происшествия и вблизи него, направленных на временное устранение причин, угрожающих жизни пострадавших и предупреждающих развитие тяжелых осложнений [2-4]. Любая чрезвычайная ситуация всегда сопряжена со стрессом, реакция людей на который различна. Человек попадает в зону неустойчивой компетентности (зону дискомфорта) или в зону некомпетентности (зону страха). Деятельность по управлению стрессом является просто необходимой, причем как для поддержания эффективности оказания первой помощи, так и для сохранения своего здоровья и работоспособности [5, 6]. Что может сделать человек, не имеющий специальной подготовки, в промежуток между обнаружением пострадавшего и приездом скорой помощи? Он может не навредить и сделать так, чтобы состояние пострадавшего на момент появления врача не ухудшилось. Чтобы предупредить растерянность при чрезвычайных ситуациях, необходимо, с одной стороны, заранее подготовить возможно большее число людей, способных оказывать первую помощь, а с другой - обеспечить доступность технологий по управлению стрессом и оказанию первой помощи [7].

Понимание органами государственной власти необходимости в современном мире подготовки

помощь, методы обучения, алгоритм оказания первой

людей к чрезвычайным ситуациям привело к тому, что на всех образовательных уровнях основы безопасности жизнедеятельности преподаются в виде отдельного предмета ОБЖ или элементы ОБЖ включаются при преподавании других дисциплин в изучаемый материал. Однако многочисленные примеры показывают, что теоретические и зачастую формально поданные знания не оказываются востребованными в момент катастрофы [8]. Много смертей и случаев инвалидности вызвано бездействием, паникой или неграмотным поведением людей, оказавшихся в критической ситуации. Становится понятным, что применяемые в настоящий период времени формы обучения не дают того эффекта, на который рассчитан курс обучения основам первой помощи. Для обеспечения необходимого эффекта обучения надо освоить умения и сформировать навыки, которые позволят действовать как в типичных, так и нестандартных ситуациях, т. е. сформировать компетентностный подход [6-8].

Г. Х. Вахитовой [9] сделан вывод о том, что компетентностный подход с учетом деятельного подхода оправдан, реален, но требует практической разработки его осуществления.

Задачей настоящего исследования является повышение эффективности обучения, способного обеспечить качественную подготовку по оказанию первой помощи людьми, не имеющими медицинского образования, в условиях чрезвычайных ситуаций. Кроме того, предлагается расширить возможности предъявления учебной информации, сделать процесс обучения более привлекательным для преподавателя и обучаемого.

Поставленная задача решается путем передачи теоретических знаний, освоения практических навыков и контроля полученных знаний в процессе одного занятия разными методами обучения (словесными, наглядными, практическими) [10, 11].

Каждое занятие посвящено изучению одной

темы (первая помощь при определенной ситуации). Занятие состоит из двух частей: теоретической и практической, соотношение по длительности каждой части примерно 1 : 2. Вначале теоретическую суть изучаемого вопроса в сопровождении мультимедийной демонстрации для всей группы излагает преподаватель (лекция, беседа, рассказ). Затем группа делится на две-три подгруппы (в зависимости от количества тренажеров). Преподаватель демонстрирует оказание первой помощи на тренажере, после чего обучаемые при аудиосопровождении самостоятельно осваивают последовательность и выполнение алгоритма оказания первой помощи в индивидуальном порядке. После того как все учащиеся осваивают практические навыки, проводится контроль усвоения знаний в разных формах: тестирование, опрос, решение ситуационных задач, выполнение практических заданий.

К преимуществам данной педагогической технологии относится направленность всего процесса обучения на формирование компетентностного подхода, который базируется на трех основных признаках стандарта определения компетентности: 1) способность принять решение, основанное на рациональных мотивах; 2) способность прийти в результате решения к разумным целям; 3) способность принимать решения вообще [11].

Для достижения цели предлагается активное применение информационных методов, т. е. процесс накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Применение при изучении каждой темы разных информационных методов обучения характеризуется:

1) наличием технической среды (вид используемой техники для решения основных задач), к которым относится применение мультимедийной и аудиотехники;

2) программной средой (набор программных средств для реализации обучения), для формирования которой разработаны алгоритмы оказания первичной помощи при различных последствиях чрезвычайных ситуаций;

3) наличием предметной среды (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания), в данном случае это оказание первой помощи;

4) наличием методической среды (порядок применения информационных технологий в процессе занятия, оценка эффективности обучения путем тестирования теоретических знаний и практических навыков по оказанию первичной помощи, решения ситуационных задач и др.) [10, 11].

Для повышения эффективности обучения знания передаются разными способами - вербально, зрительно, тактильно, т. е. получение информации рассчитано на разные типы восприятия (визуалов, кинестетиков и т. д.). Основное внимание при реализации предложенной технологии обучения уде -ляется освоению практических умений и навыков оказания первой помощи. Для этого первую помощь сначала демонстрирует на тренажере преподаватель, затем выполняет обучающийся, что позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Для выработки определенного стереотипа поведения в условиях чрезвычайных ситуаций созданы алгоритмы, которые в заявленном способе обучения в виде речевой изучаемой информации записывают на носитель информации для последующего воспроизведения на стадии применения. Важным является пошаговое управляющее озвучивание порядка выполнения действий оказания первой помощи, причем информация о необходимом действии чередуется с паузами, во время которых обучающийся выполняет озвученное действие и так далее. Повторить действия на тренажере в сопровождении звукового информатора можно столько раз, сколько необходимо для формирования практических навыков.

Данная технология в течение 3 лет применяется в школах городов Северска, Томска, в летних лагерях, учреждениях дополнительного образования. Обучено более 5 тыс. школьников. Установлено, что обучение по данной технологии позволяет существенно повысить обучаемость. Непосредственное усвоение навыков оказания первой помощи составило 100 %.

Список литературы

1. Управление риском: риск. Устойчивое развитие. Синергетика. М., 2000.

2. Бойко И. А. Первая помощь - право или обязанность? // Твоя дорога. 2008. № 2 (март - апрель). С. 22-24.

3. Гудков В. А., Артишевский Э. В. Основы первой медицинской помощи: учебное пособие. М.: ИМЦГЦК МВД России. 2004. 160 с.

4. Приказ Минздравсоцразвития России № 353 от 17 мая 2010 г. «О первой помощи».

5. Тищенко П. Д. Феномен биоэтики // Вопросы философии. 2000. № 3.

6. Макнат К. Руководство по оказанию первой помощи / пер. с англ. К. Ткаченко. М.: ФАИР-Пресс, 2002. 336 с.

7. http://www.vniigochs.ru

8. http://www.vedomosti.rU/newspaper/article/256470/uroki_yaponskogo#ixzz1Gj05WUbQ

9. Вахитова Г. Х. Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 8-12.

10. Плигин А. А. Психология познавательных стратегий школьников в индивидуализации образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2009.

11. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000.

Диамант И. И., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: diamiriv@mail.ru

Романов Д. С., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию

1.1. Diamant, D. S. Romanov INNOVATIVE APPROACHES IN TEACHING HIGH SCHOOL STUDENTS TO PROVIDE THE FIRST AID

Innovative approaches in teaching high school students to provide the first aid are considered in the article. The proposed approaches involve complex application of different methods, techniques, and training tools in the teaching process. The students also obtain theoretical knowledge and practical skills that they master themselves after the teacher demonstrations using an algorithm recorded by teacher on audio media. Innovative approaches allow one to create a new educational technology that enhances learning of high school students to provide the first aid in emergency situations.

Key words: emergency, first aid, teaching methods, algorithm of the first aid.

Diamant I. I.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: diamiriv@mail.ru

Romanov D. S.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.