УДК 37.013
Метлев Никита Сергеевич,
студент, кафедра БЖД, направление обучения техносферная безопасность Уральский институт ГПС МЧС России, РФ, г. Екатеринбург Лопаткин Вячеслав Олегович, студент, кафедра БЖД, направление обучения техносферная безопасность Уральский институт ГПС МЧС России, РФ, г. Екатеринбург Буданов Борис Владимирович старший преподаватель, кафедра БЖД Уральский институт ГПС МЧС
России, РФ, г. Екатеринбург
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Аннотация: Первая помощь — это комплекс мер, направленных на сохранение жизни и восстановлении после какого-либо происшествия, осуществляемых немедицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь). Травмы людей часто возникают в различных чрезвычайных ситуациях, а также в повседневной жизни. Поэтому первая помощь имеет большое значение. Изучение раздела «Основы медицинских знаний и оказания первой помощи» охватывает широкое использование активных методов обучения. Эффективности учебного процесса способствуют различные способы организации познавательной деятельности учащихся в классе. Успешность освоения программы значительно улучшается при использовании в учебном процессе семинаров, тестов, ситуационных заданий, соревнований и иных инновационных способов обучения.
Ключевые слова: первая медицинская помощь; подготовка школьников; инновации; игровая деятельность.
Abstract: First aid is a set of measures aimed at the preservation of life and recovery after an accident, carried out by non-medical workers (mutual aid) or by the victims themselves (self-help). Injuries to people often occur in various emergency situations as well as in everyday life. Therefore, first aid is of great importance. The study of the section "Fundamentals of medical knowledge and first aid" covers the wide use of active teaching methods. Efficiency of educational process is promoted by various ways of the organization of cognitive activity of pupils in a class. The success of the development of the program is significantly improved when used in the educational process of seminars, tests, situational tasks, competitions and other innovative ways of learning.
Keywords: first aid; training of schoolchildren; innovations; game activity.
Каждый человек должен быть в состоянии оказать первую помощь, особенно выпускник средней школы. Основная задача оказания первой помощи - сохранить жизнь пострадавшего до прибытия аварийных служб, использовать любую возможность для его спасения.
Основное, что мешает решить проблему быстрого и эффективного обучения, — это формализм и распространение вербализма в обучении методам
оказания первой помощи, не уделяется должное внимание практическим аспектам.
Даже изучение анатомии, физиологии и посещение отделения реанимации не позволяет неподготовленному человеку приобрести навыки и психологическую подготовку профессионального врача. Знание теории и методов оказания первой помощи еще не говорит о способности использовать эти знания в случае крайней необходимости.
Чтобы повысить уровень подготовки учащегося, необходимо отойти от формализма в учебном процессе, заставить учащегося не сидеть на месте и поставить его в максимально приближенную к жизни ситуацию [2]. Школьное обучение на уроках по оказанию первой медицинской помощи должно быть построено на проблемных играх, которые имитируют самые разные виды происшествий. Основная цель этих упражнений состоит в том, чтобы разработать тактику и навыки для правильного поведения, научиться мобилизовать все силы и резервы, принимать рациональные решения максимально быстро в сложных чрезвычайных ситуациях (темнота, дождь, холод, отсутствие необходимого спасательного оборудования).
Чтобы повысить эффективность обучения, знания передаются по-разному - на словах, визуально, посредством получения информации, предназначенной для разных типов восприятия (визуализация, кинестетика и т. д.) [1]. Основное внимание при внедрении современных инновационных технологий обучения уделяется развитию практических навыков в оказании первой помощи. Для этого преподаватель на тренажере показывает первую помощь, затем ученик выполняет ее, что позволяет воссоздать реальную ситуацию с заданием. Для разработки определенного стереотипа поведения в чрезвычайных ситуациях были созданы алгоритмы, которые находят свое отражение в инновационных методах обучения в форме информации голосового теста на носителе информации для последующего воспроизведения на этапе применения. Важным пошаговым элементом является процедура оказания первой помощи, при этом информация о необходимых действиях переплетается с перерывами,
во время которых ученик выполняет озвучивание ситуации, и так далее. Повторить действия на тренажере в сопровождении звукового информатора можно столько раз, сколько необходимо для формирования практических навыков.
Использование компьютера — это не дань моде, не способ перенести многогранную творческую работу преподавателем на компьютер, а только один из способов, которыми возможно активизировать учебный процесс, улучшить познавательную активность и повысить эффективность урока.
На сегодняшний день существует большое количество традиционных и инновационных педагогических технологий обучения [4]. Нельзя сказать, что одно лучше, а другое хуже, или чтобы получить положительные результаты, следует использовать только это и ничего другого. Выбор технологии зависит от многих факторов: количества учеников, их возраста, уровня подготовки, предмета урока. Лучший вариант - использовать разные технологии в разнообразных своих вариантах [3].
Использование игровой активности на уроках первой помощи является важным методологическим инструментом развития творческих способностей школьников.
Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод обучения ученика своей активной позиции, связанной с инициативой, воображением, творчеством. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни приобретения знаний.
При организации игровых мероприятий должна учитываться форма организации коллективных действий школьников в первый час оказания первой помощи. Одним из способов организации коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся в классе с игровой деятельностью, где они учатся применять свои навыки, является групповая работа: работа в малых группах, работа в микрогруппах. Групповая форма организации учебно-познавательной деятельности студентов относится к личностно-ориентированным педагогическим технологиям, ориентированным на творческое развитие
каждого учащегося с учетом его индивидуальных способностей. На уроке студенты учатся вместе, чтобы получать знания, творить и всегда быть готовыми помочь друг другу.
Актуальность проблемы межпредметной коммуникации в образовании обусловлена объективными процессами в современном мире. Зачастую ученики не видят взаимосвязи между школьными предметами. Например: при изучении курса ОБЖ по оказанию первой медицинской помощи многое зависит от биологии, знания структур человеческого организма.
На интегрированном уроке студенты получают возможность получить глубокие и разносторонние знания, используя информацию из разных предметов, полностью переосмысливая события, явления. На интегрированном уроке появляется возможность для синтеза знаний, формируется способность передавать знания из одного сектора в другой. Это приводит к целостному восприятию реальности, необходимому условию видения мира естественных наук.
Использование проектного образования позволяет: актуализировать знания и навыки, индивидуализировать обучение, доступное для учащихся, каждый имеет возможность участвовать в процессе обучения, помогать выполнять работу в своем собственном ритме, использовать знания, полученные в ходе практического применения, четко планировать свою деятельность и учитывать время, ресурсы, методы и приемы работы, увидеть начальные, промежуточные и конечные результаты совместной деятельности.
Современные педагогические технологии дают положительный результат в педагогической деятельности. Применяемые элементы этих технологий позволяют повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализированное обучение. Предоставить учащимся возможность участвовать в учебном процессе, внешкольных мероприятиях и добиваться хороших результатов на различных олимпиадах, соревнованиях на школьном и муниципальном уровнях.
Знание теории и методов оказания первой помощи еще не означает то, что учащийся в состоянии использовать эти знания в чрезвычайных ситуациях. Поэтому необходимо: поставить обучающихся в ситуации, близкие к реальным; взять на вооружение только те методики оказания первой помощи, которые реально может применить обучающийся; обучить пользоваться средствами спасения и оказания первой помощи; внедрить во всех организациях и учреждениях краткие красочные и компактные инструкции по оказанию первой помощи при неотложных ситуациях; использовать для обучения навыкам первой помощи современные роботы-тренажеры; включать традиционные и инновационные технологии. Педагогическая деятельность должна учитывать принципы: системности, непрерывности и последовательности, интегративной связи, личностно-ориентированной и активной деятельности [5]. Теоретические и практические занятия нужно проводить с применением активных методов обучения (анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, решение ситуационных задач и другие).
Библиографический список:
1. Блинов Ю.Б. Инновационные подходы к обучению школьников методам оказания первой помощи // Инновационная наука. 2016. № 11-3. С. 161-165.
2. Володин А.С., Реализация новых подходов в обучении первой медицинской помощи// Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 35-45.
3. Гараева М. В. Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим // Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 932-934.
4. Диамант И.И. Инновационные подходы к обучению старших школьников оказанию первой помощи / И.И. Диамант // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск: Изд-во ТГПУ. № 4(132). 2017. С. 136-137.
5. Соболев А. Ю. К вопросу о формировании знаний по безопасности жизнедеятельности у школьников // КПЖ. 2016. № 2-2 (115). С. 305-308.