Научная статья на тему 'Актуальные вопросы обучения оказанию первой помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях'

Актуальные вопросы обучения оказанию первой помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
504
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
FIRST AID TO VICTIMS / EMERGENCIES / PROBLEMS OF FIRST AID TRAINING / RESCUE WORK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гафуров Немат Нозирович

В статье актуализируется проблематика подготовки специалистов-спасателей в рамках обучения оказанию первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Автор рассматривает данную проблему с позиций ее многоуровневости, к которой относит: проблемы формирования необходимых качеств личности, проблемы Программного и учебно-методического комплекса, а также проблемы, связанные с вопросами нормативно-правового регулирования вопроса первой помощи пострадавшим, оказываемой сотрудниками спасательных организаций. В статье обосновывается важность обучения оказанию первой помощи пострадавшим. Определяется необходимость расширения сфер оказания первой медицинской помощи в зависимости от временного лимита, отводимого на помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article actualizes the problems of training rescue specialists in the framework of first aid training for victims in emergencies. The author considers this problem from the standpoint of its multi-levelness, which includes: problems of the formation of the necessary personality qualities, problems of the Program and educational-methodical complex, as well as problems associated with regulatory issues of first aid to victims provided by employees of rescue organizations.The article substantiates the importance of first aid training for victims. The need is determined to expand the scope of first aid depending on the time limit allocated to help victims in emergency situations.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы обучения оказанию первой помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях»

УДК 614.88; 378.046.4

Медицинские науки

Гафуров Немат Нозирович, кандидат медицинских наук, доцент, Институт гражданской защиты Республики Узбекистан, г. Ташкент

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация: В статье актуализируется проблематика подготовки специалистов-спасателей в рамках обучения оказанию первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Автор рассматривает данную проблему с позиций ее многоуровневости, к которой относит: проблемы формирования необходимых качеств личности, проблемы Программного и учебно-методического комплекса, а также проблемы, связанные с вопросами нормативно-правового регулирования вопроса первой помощи пострадавшим, оказываемой сотрудниками спасательных организаций. В статье обосновывается важность обучения оказанию первой помощи пострадавшим. Определяется необходимость расширения сфер оказания первой медицинской

помощи в зависимости от временного лимита, отводимого на помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: первая помощь пострадавшим, чрезвычайные ситуации, проблемы обучения оказанию первой помощи, спасательные работы.

Abstract: The article actualizes the problems of training rescue specialists in the framework of first aid training for victims in emergencies. The author considers this problem from the standpoint of its multi-levelness, which includes: problems of the formation of the necessary personality qualities, problems of the Program and educational-methodical complex, as well as problems associated with regulatory issues of first aid to victims provided by employees of rescue organizations.The article substantiates the importance of first aid training for victims. The need is determined to expand the scope of first aid depending on the time limit allocated to help victims in emergency situations.

Keywords: first aid to victims, emergencies, problems of first aid training, rescue work.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим гражданам в условиях чрезвычайных происшествий является на сегодняшний день одной из важнейших проблем профессиональной подготовки пожарно-спасательных подразделений, а также военнослужащих спасательных воинских формирований. Приоритет данной задачи обозначен сегодня многими учеными, уделяющими внимание проведению аварийно-спасательных работ [2; 4; 7; 10].

Неоспорим тот факт, что оказание первой помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях является наиболее эффективным в том случае, когда субъект получил ее [первую помощь] в первые полчаса или час. Увеличение количества времени предопределяет тенденцию нарастания неблагоприятных для здоровья и жизни последствий, подвергая объект помощи различного рода осложнениям, включая и смертельный исход. В этой связи пострадавшие граждане нуждаются в оперативной медицинской помощи сразу же на месте

возникновения чрезвычайного происшествия или в наиболее близком безопасном удалении от очага его возникновения [2].

Подготовка специалистов, оказывающих первую помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, на сегодняшний день имеет немало проблемных вопросов, которые связаны как с обеспечением процесса подготовки и методов ее сопровождающих, так и с концептами формирования профессионально важных качеств и свойств личности спасателя [1; 9].

Учитывая, что оказание первой помощи осуществляется в непредсказуемых условиях и требует высокой степени самоорганизации в мероприятиях, направленных на сохранение здоровья и жизни людей на месте происшествия, профессиональная подготовка к оказанию первой помощи должна обязательно включать обеспечение психофизической и психической и психофизиологической готовности к деятельности в экстремальных и экстренных ситуациях. В настоящее же время вопросам такой подготовки не уделяется необходимого внимания. Так, например, в своей работе «Проблемные вопросы подготовки к оказанию первой и медицинской помощи пострадавшим силами пожарно-спасательных подразделений» В. А. Балабанов и Е. Б. Ульянова указывают на то, что в условиях современных образовательных реалий недостаточность подготовки пожарных и спасателей определяет констатацию «удручающей» картины в области оказания первой помощи [2].

Такая картина, с точи зрения исследователей, обусловлена недостаточностью времени, отводимого Программами профессиональной подготовки и объемом изучаемого по данному направлению материала. Помимо этого, отсутствие единой политики в области подготовки к оказанию первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, а также неразработанность профессиограмм специалистов-спасателей на фоне неопределенности единых требований осложняет решение возникающих проблем профессиональной подготовки.

Так, например, чтобы эффективно действовать в условиях непредвиденных обстоятельств и результативно оказывать первую помощь в экстренной ситуации, ход развития которой необходимо ежеминутно прогнозировать, необходимо использовать симуляционные методы в профессиональной подготовке при обучении оказанию первой помощи. Тем не менее, данные методы проникают сегодня даже не во все области подготовки медицинских работников, условия осуществления профессионального труда которых намного отличаются от условий действий в чрезвычайной и порой нерегулируемой обстановке.

Среди методов совершенствования подготовки специалистов-спасателей на сегодняшний день наибольшее внимание уделяется методам функционального тренинга, достижения необходимого уровня стрессоустойчивости. Вносятся разнообразные предложения по совершенствования технологий подготовки [3; 8].

Несомненно, что данный вид подготовки также оказывает большое влияние на качество оказываемой первой помощи, поскольку позволяет сформировать основу «наращивания» практического опыта. Эпизодически решаются эти вопросы в центрах подготовки с использованием разнообразных тренажерных комплексов, но, тем не менее, системность обучения именно медико-биологического характера еще не достигнута.

Помимо этого, недостаточно эффективно используются современные инновационные средства информационно-коммуникационных технологий, позволяющие создавать многоуровневые электронные образовательные ресурсы, построенные на обучении оказанию первой помощи на основе контекстных задач, что позволяет специалисту-спасателю не только научиться прогнозировать действия с учетом внешних обстоятельств, но и организовать работу групп для достижения нужного результата. Так, например, многоуровневые профессионально-контекстные и ситуационные задачи по оказанию первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, реализуемые на платформах различных электронных мобильных устройств,

позволят достигать должного уровня теоретической и практико-ориентированной подготовки в любое время, в любом месте, неограниченно о времени и с использованием любых доступных средств связи с целью самостоятельной организации подготовки [5].

Отсутствие необходимой разнонаправленной подготовки по проблемам оказанию первой помощи является проблемой в начальной стадии необходимости ее решения. Следующей ступенью является противоречие, возникающее в контексте соотнесенности задач оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и комплектации наборов для оказания первой медицинской помощи, которые зачастую не удовлетворяют обеспечению контроля состояния пострадавшего (отсутствие обезболивающих средств, автоматических дефибрилляторов и т.п.) в условиях лимита времени, в связи с чем в содержании Программ обучения оказанию первой помощи рассмотрение вопросов работы с подобной аппаратурой отсутствует [6].

Таким образом, актуальность обучения вопросам по оказанию первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях не нова, но и не утрачивает своей силы. Решение этих проблем имеет разные уровни и направления. В процессе профессиональной подготовки - это системность, совершенствование средств и методов обучения практическим навыками оказания первой помощи в центрах подготовки спасателей. На нормативно-правовом уровне - это расширение спектра медицинской помощи и комплектации пакета для ее оказания в связи с тем временными рамками, в которых она является остро необходимой, что, в свою очередь, должно повлечь за собой внедрение нового методического инструментария в процесс специальной подготовки в рамках модуля «Оказание первой помощи».

Библиографический список:

1. Аспедников, М. Г. Личностные качества в структуре профессионально важных качеств спасателей МЧС / М. Г. Аспедников // Молодой ученый. - 2019. - №7. - С. 229-231.

2. Балабанов, В. А. Проблемные вопросы подготовки к оказанию первой и медицинской помощи пострадавшим силами пожарно-спасательных подразделений / В. А. Балабанов, Е. Б. Ульянова // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». - 2015. - № 2. - С. 120-126.

3. Жалеев, Р. Т. Совершенствование методов подготовки пожарных и спасателей / Р. Т. Жалеев, П В. Родионов // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2015. - № 1 (6). - С. 96-99.

4. Иевлев, А. А. Повышение эффективности оказания первой помощи пострадавшим в ДТП: правовые основания и возможные правовые последствия / А. А. Иевлев, А. И. Камышников, Т. В. Золотухина // Вестник Воронежского института МВД России. - 2014. - № 4. - С. 259-268.

5. Красильникова, И. В. Опыт проведения практического конкурса по оказанию неотложной помощи среди обучающихся / И. В. Красильникова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - № 3 (14). - С. 82-85.

6. Приказ Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями набора для оказания первой помощи для оснащения пожарных автомобилей» от 10 октября 2012 года № 408н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902376087.

7. Резина, Л. А. Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций / Л. А. Резина // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - № 3 (14). - С. 45-49.

8. Фральцова, Т. А. Предложения по совершенствованию техники и технологии обучения спасателей / Т. А. Фральцова, П. А. Монахов // Технологии гражданской безопасности. - 2014. - № 4 (42). - С. 90-97.

9. Шленков, А. В. Навыки саморегуляции психических состояний как важное профессиональное качество спасателей / А. В. Шленков, Р. Г. Зайкин //

Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». - 2016. - № 3. - С. 165-169.

10. Chomoncik, Mariusz, What are the limits of advanced first aid?/Mariusz Chomoncik Jacek Nitecki//Bezpieczenstwo i Technika Pozarnicza. - 2018. - № 2. -Рр. 132-140.

УДК 349.6 Юридические науки

Мучиринова Дарина Сергеевна, студент 4 курса Института Права Волгоградский Государственный Университет (ВолГУ),

Россия, г. Волгоград Ахмадов Ибрагим Махмудович, студент 4 курса Института Права Волгоградский Государственный Университет (ВолГУ),

Россия, г. Волгоград Джикия Михаил Давидович, научный руководитель, преподаватель кафедры конституционного и муниципального права

Института Права Волгоградский Государственный Университет (ВолГУ),

Россия, г. Волгоград

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы касающиеся защиты правовых основ экологического предпринимательства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.