4. Закономерности формирования хронотропных резервов адаптации при физической нагрузке / М.М. Лапкин, С.В. Булатецкий, А.В. Платонов, Ю.М. Рекша // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 1. - С. 19-20.
5. Прогностический потенциал нагрузочной кардиоритмограммы раннего адаптационного периода / Н.С. Бирченко, Д.А. Похачевский, В.Н. Пожималин, А.Б. Петров // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - № 1 (18). - С. 46-59.
6. Применение хронотропного индекса для анализа переносимости физической нагрузки / В.М. Михайлов, А.Б. Петров, Д.А. Донсков, Д.А. Фалеев // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 7. - С. 47-49.
7. Лапкин, М.М. Сравнительная характеристика вегетативного контроля и профилактика нарушений сердечного ритма у подростков при физической нагрузке / М.М. Лапкин, А.Л. Похачев-ский // Профилактическая медицина. - 2014. - № 3 (17). - С. 27-31.
8. Значение предикторов выживаемости в молодежной выборке / М.М. Лапкин, А.В. Платонов, А.А. Трунтягин, Ф.Р. Гаджимурадов // Профилактическая медицина. - 2018. - № 3 (21). - С. 57-61.
9. Похачевский, А.Л. Сравнительный мониторинг функционального состояния вегетативной нервной системы подростков / А.Л. Похачевский // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. -2010. - № 3 (89). - С. 51-56.
REFERENCES
1. Lapkin, М.М. and Pokhachevskiy, A.L. (2017), "Importance ofRR-interval variability in stress test", Human Physiology, Vol. 43, No 1, pp. 71-77.
2. RU 2355301 C1, "Method for determination of tolerance to physical exercise by point of heart rate elusion from vegetative control", A.L. Pokhachevskiy, B.A. Sadelnikov, V.M. Mikhailov, App. 2007143527/14, 23.11.2007, Publ. 20.05.2009, Bull. 14, 5 p.
3. RU 2468740 C1, "Method of determining vegetative activity in stress testing", B.A. Sadelnikov, A.L. Pokhachevskiy, App. 2011110624/14, 21.03.2011, Publ. 10.12.2012, Bull. 34, 8 p.
4. Lapkin, M.M., Bulatetskiy, S.V., Platonov, A.V. and Reksha, Y.M. (2017), "Laws of development of chronotropic reserves under physical exercises", Theory and Practice of Physical Culture, No 1, pp. 6-10.
5. Birchenko, N.S., Pokhachevskiy, DA., Pozhimalin, V.N. and Petrov, A.B. (2018), "Prognostic potential of exercise cardiac rhythmgram during early adaptation period", Human. Sport. Medicine, Vol. 18, No 1, pp. 46-59.
6. Mikhailov, V.M., Petrov, A.B., Donskov, D.A. and Faleev, D.A. (2017) "Chronotropic index application for exercise tolerance tests", Theory and Practice of Physical Culture, No 7, pp. 16-19.
7. Lapkin, М.М. and Pokhachevskiy, A.L. (2014), "The comparative characteristics of autonomic control and the prevention of heart arrhythmias in adolescents during physical exercise", Preventive medicine, Vol. 17, No 3, pp. 27-31.
8. Lapkin, М.М., Platonov, A.V., Truntyagin, A.A. and Gadzhimuradov F.R. (2018), "The significance of survival predictors in a young sample", Preventive medicine, Vol. 21, No 3, pp. 57-61.
9. Pokhachevskiy, A.L. (2010), "Comparative monitoring of the functional state of the adolescent autonomic nervous system", Pediatrics. Zhurnal im. G.N. Speranskogo, Vol. 89, No 3, pp. 51-56.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.01.2019
УДК 796.61
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ СТАРТА И СТАРТОВОГО РАЗГОНА НАЧИНАЮЩИХ
ВЕЛОГОНЩИКОВ ВМХ
Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Александр Сергеевич Пушкин, Виталий Николаевич Попков, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
(СибГУФК), Омск
Аннотация
Исследование затрагивает проблемы подготовки спортивного резерва в экстремальном олимпийском виде спорта ВМХ и посвящено обоснованию методики обучения технике старта и
стартового разгона начинающих гонщиков. Обосновано содержанием методики обучения технике старта, выстроенной поэтапно. Дана характеристика средств и методов обучения на каждом этапе разработанной методики. Приведены сведения об эффективности методики обучения техники старта и стартового разгона, заключающейся в значимом приросте показателей качества выполнения технических элементов, показателей координационной и кондиционной подготовленности. Применение разработанной методики позволяет сократить время обучения, повысить качественные и количественные показатели результативности выполнения старта и стартового разгона, снизить общее время прохождения дистанции велодрома ВМХ.
Ключевые слова: велогонщики ВМХ, обучение техническим действиям, техническая подготовка, фазы старта и стартового разгона.
TRAINING TO TECHNIQUE OF STARTING AND STARTING ACCELERATION OF
VMX NOVICE RIDERS
Inessa Yurevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Ser-geyevich Pushkin, Vitaly Nikolaevich Popkov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk
Annotation
The study touches upon the problems of training the sports reserve in the extreme Olympic sport of the BMX and is devoted to substantiating the methods of teaching the start technique and the starting acceleration of novice riders. It is substantiated by the content of the technique that teaching to the start technique is built up in stages. The characteristic of the means and methods of training at each stage of the developed methodology is given. Information is given on the effectiveness of the methods of teaching to the start technique and the starting acceleration, which consists in a significant increase in the quality indicators of the technical elements, coordination and conditioning readiness indicators. The use of the developed technique allows reducing the training time, improve the qualitative and quantitative indicators of the performance of the start and the start acceleration, reduce the total time of the BMX velodrome distance.
Keywords: BMX cyclists, technical training, technical training, start and start acceleration phases.
ВВЕДЕНИЕ
В исследованиях ряда авторов отмечается значимость освоения техники старта уже на начальных этапах многолетней спортивной подготовки в спорте [1, 2, 3, 5]. Что касается BMX-race, то исследований, касающихся обоснования эффективной методики обучения старту и стартовому разгону, крайне недостаточно. В отечественных публикациях такие исследования практически отсутствуют, а зарубежные авторы также отмечают необходимость расширения научного поиска в этом направлении ввиду значимости старта для успешности результата прохождения дистанции в ВМХ и недостаточной разработанности этой проблемы в относительно молодом экстремальном виде спорта [4].
Цель исследования: обоснование методики обучения технике старта и стартового разгона велогонщиков в BMX-race 10-11 лет и экспериментальная проверка ее эффективности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе исследования разработана методика обучения технике старта и стартового разгона гонщиков ВМХ, в основу которой положены предварительные исследования, направленные на выявление типичных ошибок техники выполнения этого элемента на начальном этапе подготовки, а также обоснование фазовой структуры старта и стартового разгона. Старт и стартовый разгон являются одними из основных технических элементов в BMX-race, в связи с чем, внедрение разработанной методики в тренировочный процесс целесообразно осуществлять уже на начальном этапе спортивной подготовки, начиная с 1-го года обучения в соответствии с задачами раздела технической подготовки данного этапа (формирование основ техники вида спорта, овладение основными техническими элементами). При этом, акцент на 1-м году обучения необходимо делать на правильное
формирование качественных показателей техники старта и стартового разгона (отсутствие технических ошибок), на следующих этапах спортивной подготовки акцент смещается на количественные показатели техники, особенно на скорость выполнения элемента при сохранении правильного выполнения, а также на вариативность компонентов техники.
Задачи методики: 1. Создание представления (теоретического и сенсорного) о правильном выполнении технических элементов; 2. Развитие кондиционных и координационных способностей, обеспечивающих успешность выполнения старта и стартового разгона; 3. Формирование качественных и количественных показателей техники выполнения старта и стартового разгона; 4. Предотвращение и коррекция технических ошибок при выполнении старта и стартового разгона; 5. Работа над скоростью выполнения отдельных компонентов старта и стартового разгона; 6. Развитие статической и динамической устойчивости при выполнении основных поз старта и стартового разгона; 7. Профилактика травматизма.
Разработанная в ходе исследования методика включает несколько этапов:
1. Этап создания представления о правильном выполнении технических элементов (апрель). На первом этапе главная задача заключается в создание ясного и чёткого представления о техническом действии «старт». На данном этапе применялись теоретические занятия, на которых рассказывалось о значимости старта и стартового разгона для успешности достижения общего результата в заезде, раскрывались основные компоненты техники, опорные точки, сложности, возникающие при выполнении старта и стартового разгона. Проводился показ элементов и видеопросмотр выполнения элементов гонщиками высокой квалификации. В качестве средств на этом этапе использовались подводящие упражнения и упражнения на динамическое равновесие. Упражнения на велосипеде по площадке с использованием конусов (змейка, медленная езда на велосипеде по линии, ускорение по линии). В этих упражнениях отрабатывается правильное положение спортсмена: руки на руле, положение ног на педалях, а также посадка велосипедиста ВМХ. Используемые методы: метод подводящих упражнений, наглядный и теоретический метод.
2. Подготовительный этап. На подготовительном этапе (май) проходило изучение основных поз старта и формирование стабильности их выполнения. Главная задача этого этапа - правильное выполнение отдельных фаз старта в облегченных условиях, скоростно-силовая подготовка, способствующая более качественному освоению старта. В заключении этого этапа обеспечивалось выполнение полноценного старта на разработанном тренажёрном устройстве «Стартовые ворота» в условиях спортивного зала. Обращалось особое внимание на возможные технические ошибки, пояснялись правильные положения рук, ног, головы, корпуса с опорой на модель спортсменов высокой квалификации. На данном этапе использовался в основном метод расчлененного упражнения для отработки правильного выполнения отдельных фаз старта и стартового разгона, умения сохранять устойчивое положение при выполнении поз старта. Занятия проводились в условиях спортзала, в условиях пересеченной местности, в условиях велодрома. В качестве средств на этом этапе обучения используются упражнения, представляющие отдельные фазы старта и стартового разгона. Упражнения на имитационном тренажёре, такие как удержание позы, правильная посадка спортсмена, ускорения на тренажёре с использованием звукового и зрительного сигналов. Для укрепления мышц бедра, голени и стопы используются скоростно-силовые упражнения (прыжки, подскоки, ускорения в гору и с горы, бег по пересечённой местности). Применение таких упражнений приводит к более успешному рывку при падении стартовых ворот в ВМХ. Так как в ВМХ спортсмен находится всегда в четырех-опорном положении на велосипеде (без опоры на седло), укрепление мышц ног ведёт к более успешному овладению техническим приёмам. Также нужно делать акцент на развитие мышц рук и корпуса. Используемые методы: метод расчлененного упражнения, имитационного упражнения, стандартно-повторного упражнения.
3. Этап начального разучивания. Данный этап (июнь-июль) реализовывался в условиях велодрома. Главная задача данного этапа - правильное выполнение отдельных фаз
старта в условиях велодрома, координационная подготовка, способствующая более качественному освоению старта. Обучающиеся выполняли и отрабатывали в реальных условиях велодрома выполнение отдельных фаз старта и стартового разгона. Проводилась текущая коррекция возникающих технических ошибок. Используются сопряженные упражнения технической и координационной направленности, такие как удержание позы на велосипеде с упором передним колесом и без упора, приближённые к позе «Предстартовая готовность велосипедиста ВМХ». Применяются упражнения на развитие кондиционных способностей спортсмена. Применялся метод расчлененного упражнения, стандартно-повторного упражнения.
4. Этап целостного овладения двигательным навыком (август). На данном этапе (август) осуществлялся переход на целостный метод обучения. Применяется целостное выполнение старта и стартового разгона в условиях велодрома с последующим анализом и коррекцией ошибок. Занимающиеся выполняли старт и стартовый разгон с имитацией сигналов стартового светофора, соответствующих реальным. Работа проводилась поточным методом с применением анализа правильности выполнения и срочной коррекции с применением средств ТСО (видеопросмотр, компьютерная программа видеоанализа движений). Применяемые методы: целостного упражнения, контрольных прикидок.
5. Этап закрепления двигательного навыка (сентябрь). На данном этапе акцент делался на скорость выполнения технических элементов старт и стартовый разгон с сохранением правильности выполнения. Проводились тренировочные заезды (старт и проезд до первого препятствия), в том числе в виде соревнования внутри тренировочной группы. Особое внимание уделялось отработке реакции на сигналы стартового светофора и голосовые команды стандартного старта. Проводилась коррекция возникающих технических ошибок. В тренировочном процессе используются специальные упражнения (езда накатом - не крутя педали, старты со стартовой горы). Применяемые методы: целостного упражнения, контрольных прикидок, игровой метод, соревновательный метод.
6. Этап создания вариативных способов выполнения старта и стартового разгона. На этом этапе (октябрь) отрабатывалось выполнение старта и стартового разгона в условиях велодрома в одновременных заездах нескольких гонщиков. Заезды комплектовались таким образом, чтобы создать модель разных вариантов выполнения старта и стартового разгона (с более «быстрыми» и «медленными» гонщиками). Обсуждались варианты поведения во время старта и стартового разгона в разных погодных условиях, способы нивелирования допущенных ошибок во время старта, способы ведения тактической борьбы в соревновательных условиях при многократных заездах, способы осуществления старта и стартового разгона в условиях падения соперников и помех на велодроме.
В качестве основных средств в методике были использованы: а) специальные упражнения различной координационной сложности, направленные на развитие реагирующих способностей, способностей к сохранению равновесия, кинестетических способностей; б) подводящие упражнения; упражнения на тренажере «Стартовые ворота»; в) обще-развивающие силовые и скоростно-силовые упражнения для укрепления мышц бедра, голени и стопы; г) имитационные упражнения.
Эффективность разработанной методики подтвердили данные педагогического эксперимента, проведенного в течение 7 месяцев на начальном этапе подготовки с участием мальчиков 10-11 лет (п=50 чел.). Было выявлено достоверное улучшение качества выполнения технических элементов по завершению эксперимента в ЭГ по каждой фазе старта и стартового разгона велосипедистов ВМХ-гасе. Это проявилось при анализе частоты встречаемости грубых и мелких технических ошибок. Для примера в статье приведены результаты оценки частоты встречаемости ошибок при выполнении 1-ой, 3-ей и 5-ой фаз старта (таблицы 1, 2, 3).
Анализ результатов эксперимента свидетельствует, что в ЭГ отдельные виды типичных ошибок полностью устранены (например, отклонение велосипеда от центральной оси
дорожки (то есть гонщик расположен параллельно центральной оси, но не по центру дорожки стартовых ворот); неправильное положение ступни правой и левой ног на педали (сдвиг пяточной части стопы вовнутрь/наружу); потеря равновесия с касанием двух ног поверхности стартовой горы; недостаточно высокая стойка над велосипедом; нарушение симметрии при опоре рук и др.).
Таблица 1 - Сравнение частоты встречаемости ошибок у велосипедистов ВМХ до и после педагогического эксперимента (%) в 1 фазе - постановка велосипеда в стартовое положение
Вид ошибки ЭГ КГ
до эксп-та после эксп-та до экс-та после экс-та
Грубые ошибки:
1. Отклонение от центра дорожки стартовых ворот переднего колеса (то есть гонщик расположен по диагонали по отношению к центральной оси) 56 4 56 48
2. Отклонение велосипеда от центральной оси дорожки (то есть гонщик расположен параллельно центральной оси, но не по центру дорожки стартовых ворот) 24 0 24 24
3. Неправильная постановка рук 44 8 28 28
4. Неправильное положение гонщика по отношению к велосипеду 12 0 24 16
Мелкие ошибки
1. Отклонение от центра дорожки стартовых ворот заднего колеса (то есть гонщик расположен по диагонали по отношению к центральной оси) 16 12 8 4
2. Недостаточная фиксация велосипеда 48 16 48 28
Наиболее выражены положительные изменения в качестве выполнения 4 и 5 фазы старта. Так, при выполнении 5 фазы в ЭГ зафиксирован лишь один вид грубой ошибки техники - неустойчивое равновесие после падения стартовых ворот, однако, частота встречаемости этой ошибки после эксперимента также снизилась.
Таблица 2 - Сравнение частоты встречаемости ошибок у велосипедистов ВМХ до и после педагогического эксперимента (%) в 3 фазе - принятие стартовой позы гонщиком_
ЭГ КГ
Вид ошибки до после до э после
эксп-та эксп-та кс-та экс-та
Грубые ошибки:
1. Неправильная постановка рук (предплечье и тыльная сторона ки-
сти должны находиться на одной линии) 48 0 56 44
2. Неправильный захват руля кистью 60 12 56 48
3. Потеря равновесия с касанием одной ноги поверхности стартовой горы 16 4 12 12
4. Потеря равновесия с касанием двух ног поверхности стартовой горы 12 0 12 12
Мелкие ошибки
1. Слишком близкое расположение коленей к раме велосипеда 32 52 36 44
2. Низкий угол наклона гонщика к рулю 40 8 36 16
3. Отклонение корпуса от руля назад 12 0 8 0
4. Нестабильное положение головы 4 4 4 4
5. Взгляд не направлен на стартовые ворота 4 4 0 0
6. Потеря равновесия с созданием помехи соседнему гонщику (касание соседа) 12 0 12 8
Эффективность разработанной методики оценивалась также по показателям качества выполнения элемента старт и стартовый разгон (экспертная оценка), где каждая фаза оценивалась по 5-тибалльной шкале (максимальная сумма баллов - 25). Результаты экспертной оценки свидетельствуют о выраженном преимуществе спортсменов ЭГ (рисунок 1). В ходе проведения педагогического эксперимента произошли достоверно значимые положительные приросты результатов тестирования координационной и кондиционной
подготовленности гонщиков в ЭГ, превышающие показатели в КГ (при Р <0,05). Наиболее выраженные приросты выявлены по показателям скоростно-силовой подготовленности (прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа), а также ориентации в пространстве, способностей к сохранению статического равновесия.
Таблица 3 - Частота встречаемости грубых и мелких ошибок в 5 фазе - выполнение старта и начало стартового разгона (%)___
Вид ошибки ЭГ КГ
до эксп-та после эксп-та до экс-та после экс-та
Грубые ошибки:
1. Неустойчивое равновесие после падения стартовых ворот 40 20 56 64
2. Задержка движения после падения стартовых ворот (например, если спортсмен по ошибке нажал на тормоз) 48 0 56 36
3. Не стабильное положение руля в момент старта и после старта («танцующий руль») 40 0 28 12
4. Потеря контакта ноги с педалью 4 0 8 4
5. Потеря контакта двух ног с педалями 16 0 16 16
6. Посадка на седло 8 0 16 12
7. Потеря равновесия с касанием одной ноги поверхности велодрома 8 0 4 0
Мелкие ошибки
1. Потеря равновесия после падения стартовых ворот с касанием двух ног поверхности велодрома 4 0 12 4
2. Потеря прямолинейности движения после старта 16 52 12 8
3. Недостаточно активное педалирование 20 20 24 20
4. Потеря равновесия с созданием помехи соседнему гонщику (касание соседа) 4 0 12 8
5. Недостаточно «сгруппированная» поза гонщика 8 0 12 8
5
4 -3 -2 -1 -0
ЭГ
КГ
3
2 1 1
0
1 фаза 2 фаза 3 фаза 4 фаза 5 фаза
1 фаза 2 фаза 3 фаза 4 фаза 5 фаза
□до эксперимента □после эксперимента
□до эксперимента Ппосле эксперимента
Рисунок.1 - Изменение показателей экспертной оценки у велосипедистов ВМХ 10-11 лет в ходе педагогического эксперимента
ВЫВОД
В результате экспериментальной проверки разработанной методики показатели времени выполнения старта и стартового разгона сократились в ЭГ с 4,2 с до 3,8 с (различия статистически достоверны при Р <0,05), в КГ статистически значимых изменений по этому показателю не выявлено. Время прохождения дистанции велодрома (320 м) в ЭГ после эксперимента сократилось на 3,1 с (с 44,7 с до 41,6 с), тогда как в КГ - лишь на 0,9 с. Доказательством эффективности разработанной методики обучения технике старта и стартового разгона на начальном этапе подготовки в ВМХ-гасе является сокращение сроков обучения и формирование более высоких показателей качества техники ведущих элементов, значимых для успешности соревновательного результата, сокращение общего времени прохождения стандартной трассы ВМХ.
5
4
ЛИТЕРАТУРА
1. Дышаков, А.С. Обучение стартовому действию в BMX-race посредством специальных упражнений / А.С. Дышаков, В.Г. Медведев // Вестник педагогики физической культуры и спорта. -2017. - № 3. - С. 32-41.
2. Chong-Hoon, L. The kinematic analysis of 500m sprint start in 2005 world short track speed skating championship / L. Chong-Hoon, Back Jin-Ho, Ki-Kwang Lee // ISBS - Conference Proceedings Archive, 24 International Symposium on Biomechanics in Sports. - 2006. - Режим доступа : http://w4.ub.unikonstanz.de/cpa/article/view/337 (дата обращения: 01.01.2019).
3. Coh, M. The sprint start: Biomechanical analysis of kinematic, dynamic and electromyographic parameters / M. Coh, S. Peharec, P. Bacic // New Studies in Athletics. - 2007. - Vol. 22. - No. 3. - P. 29-38.
4. Mateo, M. Improvement of performance of BMX cycling gate start by using slingshot technique (In Spanish: English abstract) / M. Mateo, M. Zabala // Revista Digital - Buenos Aires - Ano 12, Agosto de 2007. - No. 111. - P. 97-104.
5. Schollhorn, W.I. Does noise provide a basis for the unification of motor learning theories / W. I. Schollhorn [et al.] // International Jurnal of Sport Psychology. - 2006. - V. 37. - P. 186-206.
REFERENCES
1. Dyshakov, A.S. and Medvedev V.G. (2017), "Training in starting action in VMH-Race by means of special exercises", Messenger of pedagogics of physical culture and sport, No. 3, pp. 32-41.
2. Chong-Hoon, L., Jin-Ho Back and Lee Ki-Kwang (2006), "The kinematic analysis of 500m sprint start in 2005 world short track speed skating championship", ISBS - Conference Proceedings Archive, 24 International Symposium on Biomechanics in Sports, available at: http://w4.ub.unikonstanz.de/cpa/arti-cle/view/337. (accessed 7 January 2001).
3. Coh, M., Peharec, S. and Bacic, P. (2007), "The sprint start: Biomechanical analysis of kinematic, dynamic and electromyographic parameters", New Studies in Athletics, Vol. 22, No. 3, рр. 29-38.
4. Mateo, M. and Zabala, M. (2007), "Improvement of performance of BMX cycling gate start by using slingshot technique (In Spanish: English abstract)", Revista Digital, Buenos Aires, Ano 12, Agosto, No. 111, рр. 97-104.
5. Schollhorn, W.I. (2006), "Does noise provide a basis for the unification of motor learning theories", International Jurnal of Sport Psychology, V.37, рр. 186-206.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.01.2019
УДК 796.922.093.642
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ И ГОНОЧНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У
ЮНЫХ БИАТЛОНИСТОВ
Светлана Александровна Дементьева, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Ирина Владимировна Переверзева, кандидат педагогических наук, Анна Валерьевна Чернышева, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный технический университет; Ольга Ивановна
Разумова, старший преподаватель, Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина
Аннотация
В статье обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для сопряжения навыков стрельбы и гоночной выносливости у юных биатлонистов. В качестве данных психолого-педагогические условий, респонденты отметили необходимость разработки технологии подготовки юных биатлонистов на основе сопряжения навыков стрельбы и гоночной выносливости, а также соблюдения определенной последовательности педагогических воздействий тренерами при обучении этим навыкам. Респонденты также обратили внимание на формирование навыков самоконтроля у юных биатлонистов по анализу собственных технических ошибок во время стрельбы и во время подготовки к стрельбе. Большое значение имеют учет влияния полученной физической