Научная статья на тему 'Контроль и совершенствование координационной подготовленности начинающих велосипедистов вмх'

Контроль и совершенствование координационной подготовленности начинающих велосипедистов вмх Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1093
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / НАЧАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / НАЧИНАЮЩИЕ СПОРТСМЕНЫ / КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ВЕЛОСПОРТ BMХ-RACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горский А. А., Карпеев А. Г.

В статье дано обоснование методики контроля и развития координационных способностей, значимых для успешности достижения соревновательных результатов в экстремальном велоспорте BМХ-race.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горский А. А., Карпеев А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль и совершенствование координационной подготовленности начинающих велосипедистов вмх»

УДК 796.01

КОНТРОЛЬ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ ВМХ

А.А. Горский, А.Г. Карпеев

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», Омск, Россия Для связи с авторами: [email protected]

Аннотация:

В статье дано обоснование методики контроля и развития координационных способностей, значимых для успешности достижения соревновательных результатов в экстремальном велоспорте BМХ-race. Ключевые слова: координационные способности, начальная спортивная подготовка, начинающие спортсмены, координационная подготовленность, экстремальный велоспорт BM^-race.

CONTROL ANDIMPROVEMENT OFCOORDINATIONREADINESS BEGINNING CYCLISTS BMX А.А. Gorsky, A.G.Karpeev

Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia Abstract:

The article gives arationale forthe development ofmethodsof control andcoordination abilitiesof importance forthe success of achieving competitive resultsin extremecycling BM^-race.

Key words. Coordination abilities, the initial sports training, young athletes, coordinating preparedness, extremecycling BM^-race.

АКТУАЛЬНОСТЬ

ВМХ относится к экстремальным видам спорта, стремительно развивающимся в последние годы. В настоящее время основные центры развития ВМХ находятся в США, Европе и Австралии [1; 2; 3; 4]. В России этот вид спорта начал распространяться в конце прошлого столетия. Однако материально-техническое и научно-методическое обеспечение ВМХ в России находится на недостаточном уровне, что объясняет низкий рейтинг российских спортсменов на мировой арене. Международным союзом велосипедистов (иС1) дисциплина ВМХ с 2004 года включена в программу Олимпийских игр. В ВМХ спорте существует 4 соревновательных вида. ВМХ-гасе представляет собой гонку по специальному велодрому с препятствиями определенной конфигурации, при этом длина дистанции составляет примерно 300-400 м в зависимости от трассы, а преодоление препятствий связано с необходимостью выполнять в ходе прохождения дистанции сложные повороты, прыжки, обгоны, перестроения [4]. Одним из самых перспективных направлений совершенствования технического мастерства

спортсменов ситуационных, экстремальных видов спорта, в том числе ВМХ-гасе, является развитие координационных способностей (КС). Учитывая динамичность современного процесса развития разных видов ВМХ-спорта, частое изменение условий для проведения состязаний, разную конфигурацию трасс и растущие требования к подготовленности спортсмена, необходимость разработки эффективной методики развития координационных способностей спортсмена в ВМХ-гасе является актуальной проблемой. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование методики оценки, развития и совершенствования координационных способностей в ВМХ-гасе на этапе начальной спортивной подготовки.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Разработать критерии оценки общих и специфических координационных способностей мальчиков, занимающихся ВМХ-гасе, на этапе начальной спортивной подготовки.

2. Определить уровень развития общих и специфических координационных способно-

стей мальчиков, занимающихся ВМХ-гасе, на этапе начальной спортивной подготовки.

3. Выявить спектр координационных способностей, наиболее значимых для ВМХ-спорта.

4. Обосновать содержание методики развития координационных способностей в ВМХ-гасе на этапе начальной спортивной подготовки и проверить ее эффективность. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование, видеоанализ соревновательной и тренировочной деятельности, метод экспертной оценки, педагогическое наблюдение, педагогическое контрольное тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Исследование проводилось на базе кафедры ТиПФМД СибГУФК, а также на базе СДЮС-ШОР по BMX № 30 г. Омска в 2009-2014 г. Проведён видеоанализ 120 соревновательных и тренировочных заездов велосипедистов BMX-race, анкетный опрос 18 тренеров высокой квалификации. Осуществлялось тестирование КС и экспертная оценка качества выполнения технических элементов 50 велосипедистов BMX-race. В эксперименте принимали участие спортсмены (мальчики) в количестве 47 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения значимости разных показателей координационной подготовленности для успешности прохождения трассы и выявления наиболее информативных показателей координационной подготовленности проводился корреляционный анализ (таблицы 1, 2). В процессе анализа корреляционной матрицы были изучены взаимосвязи общего результата прохождения трассы (время) с показателями общих и специальных координационных способностей. В ходе исследования выявлено значительное количество корреляционных связей показателя времени прохождения трассы с параметрами координационной подготовленности. Коэффициенты корреляции достаточно высоки и варьируют в диапазоне от 0,5 до 0,8. Количество связей результата прохождения трассы с показателями тестов, оценивающих разные виды координационных способностей,

неодинаково. Наибольшее количество взаимосвязей результата прохождения трассы выявлено с показателями кинестетических, реагирующих, ориентационных способностей и способностей к сохранению равновесия. Анализ количества, степени тесноты и характера корреляционных связей, выявленных между показателями качества выполнения разных технических элементов и параметрами общей и специальной координационной подготовленности, свидетельствует об отличиях в спектре значимых координационных способностей. Это подтвердило наше предположение о том, что при обучении и совершенствовании разных технических элементов следует акцен-тированно использовать координационные упражнения неодинаковой направленности, в разном соотношении.

В ходе исследования разработана программа оценки общей и специальной координационной подготовленности, включающая нормативные шкалы оценки, которая позволяет осуществлять полноценный контроль этих показателей в ходе тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки, а также коррекцию тренировочного процесса в случае необходимости. Наиболее информативными можно назвать тесты, результаты которых наиболее тесно взаимосвязаны с показателями общего результата прохождения трассы и показателями качества выполнения технических элементов. Использование разработанной программы возможно для индивидуального и группового контроля уровня координационной подготовленности. Программу можно использовать как в полном объеме, так и выборочно, используя отдельные тесты в зависимости от задач тестирования. Выявлен спектр наиболее значимых КС для BMX-race: кинестетические способности (преимущественно способности к дифференцированию, отмериванию и воспроизведению пространственных параметров движения), способности к ориентации в пространстве, сохранению статического и динамического равновесия и реагирующие способности. На основании проведенных предварительных исследований по выявлению значимости разных видов КС для успешности освоения техниче-

Таблица 2 - Корреляция результата прохождения трассы (время, с) с параметрами специальной координационной подготовленности у велосипедистов ВМХ-гасе 10-11 лет

Таблица 1 - Корреляция результата прохождения трассы (время, с) с параметрами общей координационной подготовленности у велосипедистов ВМХ 10-11 лет

Показатели Коэффициент корреляции

Общая координационная подготовленность

ККТ точность, баллы 0,5

Воспроизведение заданного временного интервала со звуком, величина ошибки, % 0,7

Оценка величины предъявляемых углов, величина ошибки, % 0,5

Отмеривание отрезков, величина ошибки, % 0,5

Узнавание предъявляемых углов, величина ошибки, % 0,5

Воспроизведение половины максимального прыжка в длину, величина ошибки, см 0,5

Слаломный бег на 15 м, с 0,8

Разница между бегом на 15 м и слаломным бегом на 15 м, с 0,5

Проба Яроцкого, с -0,6

Тест со ступенчатым воздействием, коэффициент резкого изменения направления движений, у.е. -0,6

Время РДО, Мс 0,5

Теппинг-тест, максимальное кол-во движений за 10 с 0,6

Количество связей 12

Показатели Коэффициент корреляции

Специальная координационная подготовленность

Точность проезда по прямой линии, кол-во отклонений 0,7

Поворот руля на 30 градусов вправо, величина ошибки, градусы 0,5

Поворот руля на 30 градусов влево, величина ошибки, градусы 0,7

Проезд по прямой линии, с 0,5

Езда на велосипеде 15 м с объезжанием расставленных кеглей, с 0,6

Выполнение виража, с 0,5

Проезд препятствия с трамплина в обратном направлении, с 0,5

Разница между ездой на велосипеде 15 м и ездой на велосипеде 15 м с расставленными кеглями, с 0,8

Сохранение равновесия в позе «Упор передним колесом о стену», с 0,5

Имитация старта на зрительный сигнал со стартового холма, с 0,7

Количество связей 10

ских элементов и результативности прохождения трассы была разработана методика развития КС у велосипедистов ВМХ-гасе 10-11 лет. Разработанная методика состоит из тестирующей и обучающе-тренирующей частей. Тестирующая часть включала в себя критерии экспертной оценки качества выполнения технических элементов по 10 параметрам, а также программу тестирования значимых видов КС. Обучающе-тренирующая часть методики состоит из упражнений различной координационной сложности, эстафет и игр, имитационных комбинаций и ситуационных моделей. Разработанная методика предназначена для использования на подготовительном этапе годичного цикла подготовки в течение 6 месяцев. Средства развития КС включают 2 блока, направленных на развитие общих и специфических координационных способностей. Каждый блок состоит из средств, направленных на развитие различных КС (значимых для ВМХ-гасе). Процентное соотношение средств, направлен-

ных на развитие разных видов КС, подобрано на основе полученных сведений о значимости отдельных координационных проявлений для освоения технических элементов и результата прохождения трассы (рисунок 1). Результаты проведения педагогического эксперимента по оценке эффективности разработанной методики свидетельствуют о положительных изменениях по большинству показателей общей координационной подготовленности (величины прироста составили от 30 до 70 %) и специальной координационной подготовленности (величины прироста составили от 15 до 40 %) в ЭГ. Для примера в таблице 3 приведены данные по динамике показателей специфических координационных способностей в ходе педагогического эксперимента.

Кроме того, в ЭГ произошли достоверно значимые приросты по показателям качества выполнения технических элементов и общей результативности прохождения трассы. Анализ

Специальная

координационная подготовка 40% 4 тренировки в неделю (упражнения с элементами ВМХ с использованием велосипеда в условиях велодрома, в условиях пересеченной местности) 34 учебно-тренировочных занятия апрель-май

Рисунок 1 - Направленность методики развития координационных способностей велосипедистов ВМХ-гасе на начальном этапе спортивной подготовки

Таблица 3 - Отдельные показатели специфических координационных способностей велосипедистов ВМХ-гасе 10 - 11 лет до и после педагогического эксперимента

Показатели специальной координационной подготовленности До эксперимента Х±з После эксперимента Х±а Величина прироста, %

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Имитация старта по звуковому сигналу со стартового тренажера, с 3,20±0,67 3,4±0,9 2,90±0,64 3,12±0,74 9,3 8,2

Имитация старта по зрительному сигналу со стартового тренажера, с 3,81±1,47 3,78±0,9 3,25±1,04 3,46±0,84 14,6 8,4

Разница между ездой на велосипеде 15 м и ездой 15 м с расставленными кеглями, с 6,5+3,2 7,3+2,6 5,4+2,6" 7,0+2,7 16,7 3,5

Время проезда препятствия «большое двойное» из полож-я стандартн. старта, с 5,74±0,81 5,87±0,9 4,56±0,85" 5,12±0,96 20,5 12,7

Время проезда препятствия «большое двойное» со стартового холма, с 6,19±1,35 6,54±1,57 5,46±1,24 5,95±1,68 11,7 9

Время проезда препятствия «большое тройное» с препятствия «маленький стол» в обр. направлении, с 4,73±0,81 4,55±0,95 3,5±0,96 3,97±0,87 26 12,7

Время проезда 1-го виража по удобной траектории, с 5,81±1,58 5,64±2,05 4,56±1,94" 5,22±1,65 21,5 7,4

Время проезда 1-го виража с препятствия «маленькое двойное» в обратном направлении, с 5,98±1,46 5,74±2,47 4,45±1,75" 5,17±2,36 25,5 9,9

Сохранение равновесия в упоре передним колесом о стену, с 14±4,7 15±5,6 23±6,3" 17±6,4 64 13,9

Езда по прямой, с 12,6±4,4 13,4±5,4 18,4±5,3" 15,2±6,5 45,4 13,4

Езда по прямой, кол-во отклонений 3,5+1,6 4,1+1,4 2,1+0.6" 3,8+1,7 40,2 8,4

Воспроиз-е поворота руля на 30 градусов вправо, величина ошибки, градус 3,6±2,5 3,9±2,1 1,4±0,9" 3,3±1,7 59,9 15,1

Воспроиз-е поворота руля на 30 градусов. (влево) величина ошибки, градус 5,1+3,2 6,1+3,5 2,5+2,6" 3,5+2,2 49,9 43,5

Отмеривание 10 м, величина ошибки, м 2,2±1,6 2,9±1,5 1,2±0,7" 2,5±1,7 45,2 14,9

Результат прохождения трассы, с 39,9±5,0 38,6 ±0,9 34,3±0,6" 36,9±0,6 14,1 4,3

Примечание: (*) - достоверность различий при Р<0,05 между результатами до и после эксперимента в ЭГ и КГ

Общая

координационная подготовка 60% 2-3 тренировки в неделю (упражнения с использованием средств ОФП без велосипеда в условиях спортивного зала) 44 учебно-тренировочных занятия декабрь-март

полученных данных выявил улучшение результатов в прохождении трассы на время в ЭГ на 14,1% (Р<0,05), а в КГ время прохождения трассы уменьшилось только на 4,3% (Р>0,05). Показатели качества выполнения технических элементов (оцененные с помощью экспертной оценки по 5-балльной системе) изменились в ЭГ с 3,2 балла до эксперимента (средний балл по 8 элементам) до 4,2 балла после эксперимента, причем оценка изменилась на более высокую по всем оцениваемым техническим элементам. В КГ средний балл выполнения технических элементов изменился только по результатам экспертной оценки трех элементов.

ВЫВОДЫ:

1. Разработаны критерии оценки общей и специфической координационной подготовленности велосипедистов ВМХ-гасе на этапе начальной спортивной подготовки, включающие программу тестирования и нормативные шкалы дифференцированной оценки, с возможностью оценить различные виды координационных способностей: способности к реагированию, кинестетические способности, способности к ориентации в пространстве и способности к сохранению равновесия. Программа состоит из 12 тестов, оценивающих общую координационную подготовленность, и 9 специфических тестов, результаты которых наиболее тесно взаимосвязаны с общим результатом прохождения трассы и показателями качества выполнения технических элементов (коэффициенты корреляции 0,6-0,8). Разработанную программу тестирования целесообразно использовать для текущего контроля и коррекции тренировочного процесса как в целостном виде, так и используя часть тестов, оценивающих отдельные виды координационных способностей.

2. Изучен уровень развития разных видов координационных способностей и выявлены наиболее значимые компоненты координационных способностей для успешности прохождения трассы и освоения технических элементов велосипедистами ВМХ-гасе: кинестетические способности (преимущественно способности к дифференцированию, отмериванию, оценке и воспроизведению простран-

ственных параметров движения), способности к ориентации в пространстве, сохранению статического и динамического равновесия и реагирующие способности.

3. Определено оптимальное процентное соотношение упражнений, направленных на развитие разных видов координационных способностей, которое подобрано на основе сведений о значимости отдельных координационных проявлений для освоения технических элементов и результата прохождения трассы, полученных в ходе исследования. В разработанной методике воздействие на ори-ентационную способность занимает приблизительно 30%, кинестетическую (преимущественно способность к дифференцированию, оценке, отмериванию и воспроизведению пространственных параметров движения) -30%, реагирующую способность - 20%, на способность к сохранению равновесия - 20%.

4. Разработанная методика координационной подготовки велосипедистов ВМХ-гасе рассчитана для использования на подготовительном этапе годичного цикла начального этапа подготовки в течение 6 месяцев. Разработанная методика состоит из 2 частей: общей координационной подготовки — 60% (в условиях спортивного зала), 44 учебно-тренировочных занятия (декабрь-март); специальной координационной подготовки — 40% (в условиях пересеченной местности и велодрома), 34 учебно-тренировочных занятия (апрель-май). В методике предусмотрено рациональное сочетание средств, направленных на развитие значимых для ВМХ-гасе координационных способностей: упражнений различной координационной сложности, эстафет и игр, имитационных комбинаций и ситуационных моделей.

5. Методика развития и совершенствования координационных способностей велосипедистов ВМХ-гасе на начальном этапе спортивной подготовки способствует значительному повышению уровня развития как общей координационной подготовленности (величины прироста составили от 30 до 70%), так и специфической (величины прироста составили от 15 до 40%), а также оказывает положительное влияние на техническую подготовленность (качество вы-

полнения технических элементов «старт», «прохождение разных видов препятствий») и общий результат прохождения трассы. 6. Результаты эксперимента свидетельствуют о большей эффективности разработанной методики для показателей способности к сохранению равновесия, кинестетических, ори-ентационных способностей и точности, что подтверждают наибольшие величины приро-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ковылин, М. М. Новые экстремальные виды велосипедного спорта / М. М. Ковылин, Г. М. Мартынов, А. А. Леонтьев // Спорт. Олимпизм. Гуманизм. : Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. С. А. Кореневского, К. Н. Ефременкова, Р. А. Пирожникова. - Смоленск: СГИФК, 2004. - Вып. 5. - С. 277.

2. Пушкин, А. С. Разработка и использование имитационного тренажера «Стартовые ворота» в технической подготовке начинающих велосипедистов ВМХ-race / А. С. Пушкин, И. Ю. Горская // Омский вестник 2013. - № 4 (121). - С. 179-182.

BIBLIOGRAPHY

1. Kovylin, M.M. New extreme kinds of cycling / M.M. Kovylin, G.M. Martynov, AA Leontyev // Sport. Olympic movement. Humanism.: University research papers collection / Ed. by SA Korenevsky, K.N. Efremenkova, RA Pirozhnikova. - Smolensk: SGIFK, 2004. - Iss. 5. - P. 277.

2. Pushkin, A.S. Development and exploitation of «Starting gates» simulator in technical training of beginning BMX-race cyclists / A.S. Pushkin, I.U. Gorskaya // Omsk herald 2013. - № 4 (121). - P. 179 -182.

ста в тестах, оценивающих как общую, так и специфическую координационную подготовленность. Наибольшие приросты произошли по показателям способностей к сохранению равновесия (40-60%), кинестетическим способностям (35-50%), способностям к ориентации в пространстве (30-40%). Наиболее низкие величины прироста выявлены по показателям реагирующих способностей — 5-12%.

3. Debraux, P. Muscular determinants of performance in BMX during exercises of maximal intensity / P. Debraux, W. Bertucci // Computer methods in biomechanics and biomedical enerineering. - 2011. -14 (Sup 1). - P. 49-51.

4. Mateo-March, M. Notational Analysis of European, World, and Olimpic BMX Cycling Races / M. Mateo-March, C. Blasco-Lafarga, D. Doran, R.C. Romero-Rodrigez, M. Zabala // Journal of Sports Science & Medicine. - Sep.2012. - 11(3). - P. 502-509 [Электронный ресурс] http://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pubmed/24149360. - дата обращения: 28.03.2014.

3. Debraux, P. Muscular determinants of performance in BMX during exercises of maximal intensity / P. Debraux, W. Bertucci // Computer methods in biomechanics and biomedical enerineering. - 2011. -14 (Sup 1). - P. 49-51.

4. Mateo-March, M. Notational Analysis of European, World, and Olimpic BMX Cycling Races / M. Mateo-March, C. Blasco-Lafarga, D. Doran, R.C. Romero-Rodrigez, M. Zabala // Journal of Sports Science & Medicine. - Sep.2012. - 11(3). - P. 502-509. -28.03.2014.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Горский Андрей Алексеевич - соискатель кафедры теоретических и прикладных физико-математических дисциплин ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта». Карпеев Анатолий Георгиевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических и прикладных физико-математических дисциплин ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.