Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ'

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Загородникова А.Ю., Жалилов А.В., Правдов Д.М., Шевелева А.Ю.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность программы тренировок для обучения технике передвижения на лыжах взрослого населения при самостоятельных занятиях. Методика и организация исследования. Использовались следующие методы исследования: анализ научной и специальной литературы, анализ видеоуроков по лыжной подготовке, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической обработки данных, анкетирование. В педагогическом эксперименте приняли участие 50 спортсменов любителей в возрасте 35-50 лет с незначительным опытом передвижения на лыжах. Результаты исследования и выводы. Разработанная программа тренировок для обучения взрослого населения технике передвижения на лыжах позволяет качественно проводить самостоятельные занятия. Сочетание имитационных упражнений, подводящих упражнений на беговых лыжах и упражнений на развитие координации способствует целенаправленному овладению и совершенствованию техники лыжных ходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Загородникова А.Ю., Жалилов А.В., Правдов Д.М., Шевелева А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING IN THE TECHNIQUE OF SKIING FOR ADULTS DURING SELF-STUDY

Objective of the study was to develop and experimentally substantiate the effectiveness of a training program for teaching the technique of skiing for adults during self-study. Methods and structure of the study. The following research methods were used: analysis of scientific and specialized literature, analysis of video lessons on ski training, pedagogical observation, pedagogical experiment, method of expert assessments, methods of mathematical data processing, questioning. 50 amateur athletes aged 35-50 with little experience of skiing took part in the pedagogical experiment. Results and conclusions. The developed training program for teaching the adult population the technique of skiing allows you to conduct high-quality independent classes. The combination of imitation exercises, lead-up exercises on cross-country skiing and exercises for the development of coordination contributes to the targeted mastery and improvement of the technique of skiing.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

УДК/UDC 796.034

Поступила в редакцию 04.07.2022 г.

Информация для связи с автором: anastasiazagorodnikova@mail.ru

А.Ю. Загородникова1-2

Кандидат педагогических наук А.В. Жалилов1 Кандидат педагогических наук, доцент Д.М. Правдов1 А.Ю. Шевелева1

1Российский государственный социальный университет, Москва 2Московский педагогический государственный университет, Москва

TRAINING IN THE TECHNIQUE OF SKIING FOR ADULTS DURING SELF-STUDY

A.Yu. Zagorodnikova1- 2 PhD A.V. Zhalilov1

PhD, Associate Professor D.M. Pravdov1 A.Yu. Sheveleva1

1Russian State Social University, Moscow 2Moscow Pedagogical State University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность программы тренировок для обучения технике передвижения на лыжах взрослого населения при самостоятельных занятиях. Методика и организация исследования. Использовались следующие методы исследования: анализ научной и специальной литературы, анализ видеоуроков по лыжной подготовке, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической обработки данных, анкетирование. В педагогическом эксперименте приняли участие 50 спортсменов любителей в возрасте 35-50 лет с незначительным опытом передвижения на лыжах.

Результаты исследования и выводы. Разработанная программа тренировок для обучения взрослого населения технике передвижения на лыжах позволяет качественно проводить самостоятельные занятия. Сочетание имитационных упражнений, подводящих упражнений на беговых лыжах и упражнений на развитие координации способствует целенаправленному овладению и совершенствованию техники лыжных ходов.

Ключевые слова: лыжная подготовка, обучение технике передвижения на лыжах, самостоятельные занятия.

Abstract

Objective of the study was to develop and experimentally substantiate the effectiveness of a training program for teaching the technique of skiing for adults during self-study.

Methods and structure of the study. The following research methods were used: analysis of scientific and specialized literature, analysis of video lessons on ski training, pedagogical observation, pedagogical experiment, method of expert assessments, methods of mathematical data processing, questioning. 50 amateur athletes aged 35-50 with little experience of skiing took part in the pedagogical experiment.

Results and conclusions. The developed training program for teaching the adult population the technique of skiing allows you to conduct high-quality independent classes. The combination of imitation exercises, lead-up exercises on crosscountry skiing and exercises for the development of coordination contributes to the targeted mastery and improvement of the technique of skiing.

Keywords: ski training, skiing technique training, self-study.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Развитие физической культуры и спорта, как эффективного средства оздоровления нации, выступает важнейшей составляющей социальной политики государства. Недостаточный уровень физической активности является одним из факторов развития многих заболеваний, что требует внедрения новых физкультурно-оздоровительных технологий. Лыжный спорт, как один из востребованных видов двигательной активности населения РФ, является отличным средством, улучшающим деятельность всех систем организма человека, развивающим и совершенствующим физические качества, а также повышающим устойчивость организма к действию факторов окружающей среды. Наиболее доступной формой организации для взрослого населения выступают самостоятельные занятия лыжной подготовкой [2, 4].

Самостоятельные занятия - система организации занятий физическими упражнениями, обусловленная задачами

необходимого для жизнедеятельности человека объема двигательной активности и их содержанием. Систематические и грамотно организованные самостоятельные занятия на беговых лыжах служат средством активного отдыха, повышения общей работоспособности занимающихся, а также способствуют гармоничному физическому развитию, повышению устойчивости организма к психическому стрессу и умственному перенапряжению, воспитанию морально-нравственных качеств [1].

В современных реалиях занимающиеся сталкиваются с рядом проблем, связанных с организацией самостоятельных занятий физической культурой и спортом, одна из которых - несоответствие уровня подготовленности занимающихся и тренировочных программ, размещенных в открытом доступе [3]. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность настоящего исследования.

72

http://www.teoriya.ru

№12 • 2022 Декабрь | December

Таблица 1. Базовый набор упражнений, составляющих основу тренировочной программы по лыжной подготовке

Упражнение Дозировка

Имитационные упражнения

Классическая шаговая имитация 3 подхода по 15 м

Классическая прыжковая имитация на правой (левой) ноге

Классическая прыжковая имитация одновременного бесшажного хода

Коньковая шаговая имитация одновременного одношажного хода

Коньковая прыжковая имитация одновременного одношажного хода с двойным подскоком

Коньковая шаговая имитация одновременного двухшажного хода

Коньковая шаговая имитация одновременного двухшажного хода с двойным подскоком

Коньковая имитация скрестным шагом правым (левым) боком

Коньковая прыжковая имитация правым (левым) боком

Коньковая прыжковая имитация с касанием

Подводящие упражнения на лыжах

Стойка лыжника на левой (правой) ноге 3 подхода по 60 сек

Перенос массы тела с левой на правую из стойки лыжника 3 подхода по 50 р

Упражнение «самокат» на одной лыже без движений руками 600 м

Упражнение «самокат» с имитацией отталкивания палками 3 подхода по 300 м

Полуконьковый ход левосторонний (правосторонний) без движений руками 600 м

Прыжки на лыжах в сторону из стойки лыжника 2 подхода по 100 р

Перешагивания через конусы на лыжах 2 подхода по 50 р

Прыжки через конусы на лыжах 2 подхода по 50 р

Повороты вокруг конуса 2 подхода по 15 р

Упражнение «змейка» с конусами 2 подхода по 50 р

Упражнение «змейка» с поворотами вокруг конусов 3 подхода по 30 р

Упражнение «восьмёрка» вокруг конусов 2 подхода по 10 р

Упражнение «самокат» с отталкиванием палками 500 м

Упражнение «самокат» с имитацией отталкивания, хватом за середину палок 600 м

Упражнение «самокат» с отталкиванием палками и имитацией отталкивания толчковой ноги 600 м

Попеременный бесшажный ход 2 подхода по 500 м

Одновременный бесшажный ход с имитацией отталкивания палками 2 подхода по 500 м

Коньковый ход без движений руками 3 подхода по 600 м

Коньковый ход, палки перед собой 2 подхода по 500 м

Коньковый ход, палки на лопатках 2 подхода по 500 м

Двухшажный левосторонний (правосторонний) подъемный ход с хлопками 3 подхода по 200 м

Двухшажный левосторонний (правосторонний) подъемный ход с имитацией отталкивания палками 3 подхода по 200 м

Двухшажный левосторонний (правосторонний) подъемный ход с имитацией отталкивания, хватом за середину палок 4 подхода по 200 м

Упражнения на развитие координации

Стойка лыжника на балансировочной подушке 30-60 с

Имитация классического попеременного хода, стоя на балансировочной подушке

Имитация полуконькового хода, стоя на балансировочной подушке

Приседания на балансировочной подушке

Имитация одновременного бесшажного хода (дабл-полинг) с набивным мячом, стоя на балансировочной подушке

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность программы тренировок для обучения взрослого населения технике передвижения на лыжах при самостоятельных занятиях.

Методика и организация исследования. Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ научной и специальной литературы, анализ видеоуроков по лыжной подготовке, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической обработки данных, анкетирование. Исследование проводилось на базе лыжно-биатлонного клуба РгоЫа^оп в период с декабря 2021 г. по март 2022 г. В педагогическом эксперименте приняли участие 50 спортсменов любителей в возрасте 35-50 лет с незначительным опытом передвижения на лыжах.

Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная программа тренировок представлена в формате видеоконтента «Видеошкола ProAthletes» и размещена в сво-

бодном доступе в сети Интернет. Упражнения, составляющие основу тренировочной программы по лыжной подготовке, разделены на три блока: имитационные упражнения, подводящие упражнения на беговых лыжах и упражнения на развитие координации (табл. 1).

Результаты экспертных оценок технической подготовленности испытуемых (по 5-балльной шкале) в начале эксперимента 2,32±0,21 балла (р<0,01) и в конце - 4,11±0,19 балла (р<0,01) позволили выявить положительную динамику освоения техники лыжных ходов. Экспертами выступили шесть тренеров по лыжным гонкам и биатлону со стажем работы более пяти лет. В результате анкетирования участников эксперимента были получены следующие результаты: 100% занимающихся получили удовольствие от самостоятельных занятий, 96% заявили, что абсолютно удовлетворены результатом самостоятельных занятий по предложенной программе тренировок, 100% респондентов охарактеризовали программу как интересную, включающую нестандартные упражнения.

№12 • 2022 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

Выводы. Таким образом, разработанная программа тренировок для обучения взрослого населения технике передвижения на лыжах позволяет качественно проводить самостоятельные занятия. Сочетание имитационных упражнений, подводящих упражнений на беговых лыжах и упражнений на развитие координации способствует целенаправленному овладению и совершенствованию техники лыжных ходов.

Литература

1. Антонов С. В. Самостоятельные занятия лыжной подготовкой -важное звено укрепления здоровья и функциональных возможностей организма студента / С. В. Антонов, Л. Ф. Грошева, Л. А. Шин-карюк // Молодежь и наука. - 2018. - № 7. - С. 83-87.

2. Зюрин Э. А. Мониторинг физической подготовленности населения субъектов Российской Федерации, определяющий готовность к выполнению нормативов вФСк ГТО VI-XI ступени / Э. А. Зюрин, В. А. Куренцов, Е. Н. Бобкова // Вестник спортивной науки. -2018. - № 4. - С. 46-49.

3. Лавриненко В. В. Особенности подготовки спортсменов-любителей в лыжном спорте / В. В. Лавриненко // Актуальные вопросы педагогики: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 мая 2020 года. - Пенза: Наука и Просвещение, 2020.- С. 104-106.

4. Латушкина Е. Н. Оценка востребованности видов двигательной активности у населения Российской Федерации / Е. Н. Латушкина,

О. Н. Степанова, Е. А. Шмелева // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 30-32.

Reference

1. Antonov S.V., Grosheva L.F., Shinkaryuk L.A. Samostoyatelnyye zanyatiya lyzhnoy podgotovkoy - vazhnoye zveno ukrepleniya zdorovya i funktsionalnykh vozmozhnostey organizma studenta [Independent ski training is an important link in strengthening the health and functional capabilities of the student's body]. Molodezh i nauka. No. 7. pp. 83-87.

2. Zyurin E.A., Kurencov V.A., Bobkova E.N. Monitoring fizicheskoy podgotovlennosti naseleniya subyektov Rossiyskoy Federatsii, opre-delyayushchiy gotovnost k vypolneniyu normativov VFSK GTO VI-XI stupeni [Monitoring of physical fitness of the population of the subjects of the Russian Federation, which determines the readiness to comply with the standards of the VFSK GTO VI-XI stages]. Vestnik sportivnoy nauki. No. 4. pp. 46-49.

3. Lavrinenko V.V. Osobennosti podgotovki sportsmenov-lyubiteley v lyzhnom sporte [Features of the training of amateur athletes in skiing]. Aktualnye voprosy pedagogiki [Topical issues of pedagogy]. Proceedings International scientific-practical conference, Penza, 25 may 2020. Penza: Nauka i Prosveshchenie publ., pp. 104-106.

4. Latushkina E.N., Stepanova O.N., Shmeleva E.A. Otsenka vostrebovan-nosti vidov dvigatelnoy aktivnosti u naseleniya Rossiyskoy Federatsii [Assessment of the demand for types of motor activity among the population of the Russian Federation]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. No. 8. pp. 30-32.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

ОСОБЕННОСТИ СОМАТОТИПОЛОГИЧЕСКОИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕВУШЕК, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ

А.С. Белоножкина1

Кандидат медицинских наук, доцент Н.С. Бахарева1 Е.С. Коваленко1

1Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар

УДК/UDC 572.087

Ключевые слова: соматометрическая характеристика, типы телосложения, девушки.

Введение. Соматотипологический подход в юношеском возрасте позволяет оценить индивидуальные особенности организма.

Цель исследования - выявить соматотипологические характеристики девушек в зависимости от региона проживания.

Методика и организация исследования. Авторами был проведен поиск и анализ информации из следующих источников: Scopus, eLIBRARY, PubMed, Google Scholar с использованием ключевых слов somatotype, morphometry, somatometry.

Результаты исследования и их обсуждение. У девушек, проживающих в Москве, превалирует мезосомная (32,5%), реже определяются лептосомная (18,6%) и неопределенная (17,4%) конституция; абсолютное количество жирового компонента максимально у представительниц мегалосомной (20,9 кг), а минимально - у лептосомной (8,3 кг); относительное содержание жировой ткани преобладает у девушек неопределенного типа телосложения (38,4%); абсолютное содержание мышечной компоненты минимально при лептосомии (19,4 кг) [1].

В Сибири у 1937 обследованных преобладают представительницы нормостенического типа (30,3%), в меньшем количестве выявлены астенического (8,4%) и гиперстенического типов (6,2%), использованы методики Никитюка Б.А., Козлова А.И. (1990 г.) [2].

По этой же методике в Пензе при проведении исследования 179 девушек выявлено преобладание мезоморфного телосложения (53,08%); долихоморфного (23,4%), брахиморфного (22,9%) [3].

FEATURES OF SOMATOTYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF GIRLS LIVING IN VARIOUS REGIONS OF RUSSIA

A.S. Belonozhkina1

PhD, Associate Professor N.S. Bakhareva1 E.S. Kovalenko1

1Kuban State Medical University, Krasnodar

Поступила в редакцию 10.10.2022 г.

У 355 жительниц Карелии отмечается преобладание мегалосомной конституции (71,3%); реже встречаются представительницы лептосомной (17,5%) и мезосомной (9,6%) [4].

У 200 практически здоровых девушек, проживающих в г. Ярославле, соматометрическое обследование по методике М.В. Черноруцкого выявило преобладание нормостеников (50%); доля астеников составила 36%, доля гиперстеников - 14% .

На юге России у 280 девушек, обследованных по методике Р. Дорохова, В. Петрухина, отмечается преобладание мезо-сомного соматотипа (29,9%). По данным автора Е.В. Чаплыгиной (2013), у 369 девушек, проживаюших на юге России, отмечается преобладание эндоморфного типа телосложения (69,88%).

Вывод. Соматотипологическая характеристика девушек позволяет установить связь этих параметров с регионом проживания, является наиболее доступным, устойчивым и значимым параметром при проведении спортивной ориентации.

Литература

1. Акыева Ш.Б. Соматическая характеристика женщин Москвы / Ш.Б. Акыева, Н.К. Акыева, С.В. Клочкова // Морфология. - 2016. - Т. 149. - № 3. - С. 13.

2. Колокольцев М.М. Сравнительная конституциональная характеристика соматотипов у девушек 17-20 лет с учетом медицинской группы здоровья / М.М. Колокольцев // Вестн. ИрГТУ. - 2013. -№ 9. - С. 269-274.

3. Галкина Т.Н. Антропометрические и соматотипологические особенности лиц юношеского возраста: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Т.Н. Галкина - Волгоград, 2008. - 22 с.

4. Пашкова И.Г. Характеристика анатомических компонентов тела и распределения соматотипов у девушек в условиях Карелии / И.Г. Пашкова // Экология человека. - 2011. - № 5. - С. 24-30.

Информация для связи с авторами: bahareva_1955@mail.ru

74

http://www.teoriya.ru

№12 • 2022 Декабрь | December

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.