Научная статья на тему 'Обобщение опыта раннего обучения детей дошкольного возраста способам передвижения на лыжах в семье'

Обобщение опыта раннего обучения детей дошкольного возраста способам передвижения на лыжах в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN / ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ / ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ / TRAINING OF PRESCHOOL CHILDREN IN WAYS OF SKIING / TECHNIQUE OF SKIING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румянцева Наталья Валерьевна

В статье рассматриваются методические аспекты раннего обучения детей дошкольного возраста способам передвижения на лыжах. Установлено, что при соблюдении ряда педагогических условий в организации занятий на лыжах в семье дошкольники могут успешно овладевать многими способами передвижения на лыжах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE EARLY LEARNING OF PRESCHOOL CHILDREN TO WAYS OF MOVEMENT ON SKIS IN THE FAMILY

In the article the methodological aspects of the early learning of preschool children to ways of movement on skis. It is established that, under appropriate pedagogical conditions in organizing the skiing lessons in the family preschoolers can successfully learn various ways of movement on skis.

Текст научной работы на тему «Обобщение опыта раннего обучения детей дошкольного возраста способам передвижения на лыжах в семье»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СПОСОБАМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ В СЕМЬЕ

GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE EARLY LEARNING OF PRESCHOOL CHILDREN TO WAYS OF MOVEMENT ON SKIS IN THE FAMILY

РРумянцева Наталья Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра « Теоретические основы физического воспитания

и спортивных дисциплин» Вологодский государственный университет

г. Вологда, Россия Rumjantseva Natalia Valerievna Ph.D., associate professor of the department «Theoretical foundations of physical education and sports disciplines.»

Vologda State University Vologda, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты раннего обучения детей дошкольного возраста способам передвижения на лыжах. Установлено, что при соблюдении ряда педагогических условий в организации занятий на лыжах в семье дошкольники могут успешно овладевать многими способами передвижения на лыжах.

Abstract. In the article the methodological aspects of the early learning of preschool children to ways of movement on skis. It is established that, under appropriate pedagogical conditions in organizing the skiing lessons in the family preschoolers can successfully learn various ways of movement on skis.

Ключевые слова: физическое воспитание дошкольников, техника передвижения на лыжах, обучение дошкольников способам передвижения на лыжах.

Key words: physical education of preschool children, technique of skiing, training of preschool children in ways of skiing.

В регионах с устойчивым снежным покровом в качестве гармоничного средства развития личности ребенка родители выбирают лыжный спорт и лыжные прогулки. Однако если положительные воздействия данного вида двигательной активности на организм дошкольника подробно раскрываются [5], то методике занятий на лыжах с детьми дошкольного возраста в условиях семьи, педагогическим условиям раннего обучения способам передвижения на лыжах практически не уделяется внимания. Кроме того, встречаются противоположные взгляды на методику обучения различным способам передвижения на лыжах, что выражается в разных подходах к приоритетности компонентов содержания, последовательности обучения способам передвижения на лыжах дошкольников.

Цель исследования - обобщить опыт раннего обучения детей дошкольного возраста способам передвижения на лыжах в семье.

Методы и организация исследования. С целью изучения передового опыта родителей в использовании средств лыжной подготовки в физическом воспитании дошкольников было проведено педагогическое наблюдение и опрос родителей в форме бесед (п=12). Изучался опыт родителей, систематически реализующих занятия на лыжах не только в выходные и праздничные дни, но и на вечерних прогулках в течение рабочей недели (2-3 раза в неделю). Оценка владения дошкольниками техникой передвижения на лыжах осуществлялась на основе критериев предложенных Г. А. Сергеевым, И. В. Мельниковой, Ю. Н. Сивковой [7] на семейных лыжных прогулках на трассах ст.Локомотив (г.Вологда) и с.Конановская (Архангельская область), во время проведения мероприятий социально значимого проекта «Малые Олимпийские игры» г.Вологда (п=45).

Результаты исследования. Предварительный опрос родителей и педагогическое наблюдение за техникой передвижения на лыжах дошкольников позволило распределить детей на три группы. Первая группа (п=12; 26,6%) - дети, с которыми родители систематически осуществляют обучение технике передвижения на лыжах. Занятия проходят не только в выходные и праздничные дни, но и на вечерних прогулках в течение рабочей недели (2-3 раза в неделю). В данной группе из 26,6% детей от всей выборки у одной половины (13,3%) отмечается высокий уровень владения техникой передвижения на лыжах со средним баллом 7,6, а у второй половины (13,3%) средний уровень владения со средним баллом 6,5.

Для высокого уровня владения техникой характерна уверенность, точность, четкость в движениях, отмечается легкость и равномерность скольжения, ловкость движений, скоординированность, ребенок свободно владеет лыжами и палками, хорошо сохраняет равновесие, легко переносит вес тела с одной ноги на другую, устойчиво стоит на лыжне, соблюдает правильную посадку лыжника.

Ребенок со средним уровнем владения техникой передвижения на лыжах уверен в себе, но его движения не достаточно четкие и точные, отмечаются небольшие затруднения в скольжении и ловкости движения, т.к. наблюдаются периоды утомления, достаточно хорошо владеет лыжами и палками, в большинстве случаев сохраняет равновесие, на лыжне не всегда устойчив и скоординирован (иногда падает), старается соблюдать правильную посадку лыжника (не всегда руки работают параллельно туловищу, движения ног не пружинящие).

Ко второй группе (п=22; 49%) были отнесены дети, с которыми родители периодически катаются на лыжах (2-3 раза в месяц), как правило, в выходные дни. В основном занятия представлены равномерным передвижением на лыжах и свободным катанием с горок. Дети данной группы (49% всей выборки) по уровню владения техникой передвижения на лыжах так же распределились на две примерно равные части. Чуть меньше половины детей данной группы (22,2%) имеют средний уровень владения техникой со средней оценкой 5,7 балла, вторая часть группы (26,7%) продемонстрировала низкий уровень владения техникой передвижения на лыжах с оценкой 3,2 балла.

Третья группа (п=11; 23,4%) была представлена дошкольниками, с которыми родители очень редко выходят на лыжи (2-3 раза в сезон),

но обучающимися ходьбе на лыжах в детском саду на физкультурных занятиях. Они демонстрировали преимущественно средний уровень владения техникой передвижения на лыжах (17,8%) со средней оценкой 5,3 балла, а так же низкий (6,7%), где средняя оценка составила 2,5 балла.

Распределение детей на группы позволило нам определить те семьи, опыт которых будет показателен как передовой в раннем обучении способам передвижения на лыжах.

Одним из важных вопросов раннего обучения ходьбе на лыжах является вопрос возраста для начала занятий. В настоящее время существуют различные подходы к определению возраста, в котором можно начинать обучение детей ходьбе на лыжах. По данным научно-методической литературы возрастной диапазон составляет от 2-3 лет до 6-7 лет [4].

Однако, зарубежная практика скандинавских стран [6] и практический опыт работы инструкторов ряда российских дошкольных образовательных учреждений [1; 8] показывают успешность освоения ходьбы на лыжах в 2-2,5 года детьми с нормально протекающими процессами физического и психического развития. При этом отечественные инструкторы отмечают, что важную роль в обучении ходьбе на лыжах играют родители.

Принимая во внимание опыт зарубежных коллег, особенности раннего формирования двигательных навыков, широкие возможности лыжного спорта в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, Каминский И.В., Каминская Т.С. предложили интересный подход к решению проблемы определения оптимального возраста к началу занятий на лыжах. Авторы считают, что постановка вопроса о раннем обучении ходьбе на лыжах должна заключается в поиске адекватных средств и методов обучения и в определении разумных целей для каждой возрастной группы занимающихся. Отмечается, что обучение спортивным навыкам в раннем возрасте будет способствовать формированию надежной базы в виде универсальных двигательных компетенций, которые в дальнейшем будут служить основой для реализации освоенных и формирования новых двигательных умений [2; 3].

Данный подход поддерживают и многие родители - любители лыжного спорта, спортсмены лыжники. Собственные наблюдения показали, что многие родители придерживаются распространенного мнения описанного во многих методических рекомендациях и начинают обучать детей в возрасте 4-5 лет. Однако в ряде случаев детей ставят на лыжи в возрасте 2 лет и ранее, как правило, это родители спортсмены-лыжники (любители или профессионалы) (рис.1). Обзор опыта подобных семей из различных регионов, собственный опыт автора так же подтверждает обоснованность подхода к раннему обучению детей ходьбе на лыжах представленного авторами.

Нами было установлено, что самый ранний возраст, в котором ребенка поставили на лыжи - 1 год и 9 месяцев, при этом, за три зимних месяца ребенок освоил не только ходьбу на лыжах ступающим шагом, но и спуски с пологих спусков в лыжной колее. К 4 годам свободно передвигался скользящими шагами и умел одновременно отталкиваться двумя палками при скольжении на двух лыжах, спускался с ровных склонов разной длины и средней крутизны. В 5 лет он овладел техникой торможений плугом, умел выполнять повороты в движении плугом в удобную сторону, передвигался бесшажным ходом, скользящими

шагами с палками. В 6 лет выполнял поворот переступанием, поворот плугом в неудобную сторону, демонстровал бесшажный ход, одновременный

и / V \ и и

одношажный ход (скоростной вариант), попеременный двухшажный ход с качественным подседанием, свободным одноопорным скольжением и широким прокатом, одновременный двухшажный коньковый ход.

Рис.1

до двух лет два года три года чегьгрегода пять лет Возраст начала обучения детей дошкольного возраста (%

Обобщая беседы с родителями, было установлено, что для успешного раннего освоения способов передвижения на лыжах необходимо соблюдение ряда педагогических условий, представленных ниже.

1. Пример родителей и других членов семей, искренность положительных эмоций и чувств от занятий лыжным спортом как вида спорта и двигательной активности. Установка на получение удовольствия от тренировочных занятий и соревнований.

2. Качественный лыжный инвентарь. Выбор лыжного инвентаря для детей дошкольного возраста является важным условием успешности обучения способам передвижения на лыжах. Родители, осознающие важность инвентаря для первых шагов на лыжах делают акцент не на лыжи, а на обувь и лыжные крепления. Беседы с родителями показали, что дети, сделавшие первые шаги на лыжах в ботинках с носковыми креплениями, достигают больших успехов в освоении техники передвижения на лыжах, чем те, кто крепил лыжи на ноги на обычную обувь мягкими и полужесткими креплениями. Отмечается, что первые лыжи могут быть как деревянные, так и пластиковые (с насечками), при этом некоторые родители сожалеют, что в настоящее время в продаже отсутствуют деревянные лыжи, которые были бы предпочтительней для детей 2-3 лет.

Обобщив мнение родителей, можно констатировать, что для успешного освоения спусков с гор, сохранения равновесия на одной лыже при выполнении скользящих шагов важен выбор лыжных ботинок с носковыми креплениями обеспечивающими стабилизацию стопы на лыже за счет направляющих платформ, что позволяет более равномерно распределять нагрузку на стопу, повышает управляемость лыж.

Для успешного освоения общей схемы движения и элементов работы рук и ног в попеременном двухшажном ходе (подседание, своевременный выпад, отталкивание ногой, перекрестная координация работы рук и ног) будет целесообразен выбор деревянных лыж. Такие лыжи характеризуются лучшими характеристиками сцепления со снегом, лыжа не проскальзывает, скорость скольжения оптимальна для выполнения всех элементов как ступающего, так и скользящего шага.

Пластиковые лыжи с насечкой против проскальзывания имеют преимущества в скорости скольжения. Это с одной стороны облегчает освоение одновременных отталкиваний палками при скольжении на двух лыжах (даже детьми 2-3 лет), позволяет ребенку почувствовать скорость при спуске с гор, но с другой стороны недостаточно уверенное сцепление пластика, сдерживает освоение элементов попеременного двухшажного хода. В то же время, бесшажный ход дошкольниками выполняется с ошибками, скорее всего это скольжение на двух лыжах с одновременными отталкиваниями палками. У ребенка слабые мышцы рук не позволяют выполнять отталкивание в той амплитуде, которая предусмотрена техникой, слабые мышцы брюшного пресса и мышц, фиксирующих движения в плечевых суставах, не позволяют подключить к отталкиванию палками туловище. Во время отталкивания ребенок компенсирует эти недостатки подседанием и высокой частотой движений. Ко всему прочему неокрепшие мышцы рук не контролируют вынос и постановку палок на опору, зачастую палки ставятся домиком, широко, не одновременно с запаздыванием. Наблюдается общая рассогласованность мышц антогонистов. В данном случае единственный путь в освоении одновременного отталкивания палками - это не акцентировать внимание ребенка на ошибках, выполнять упражнения общеразвивающего характера и обращать его внимание на общие рекомендации: дави на палки туловищем, не части, дольше скользи на лыжах, не приседай. Следует добавить, что уже в возрасте 5-6 лет дети могут копировать увиденную технику и демонстрировать приподнимание на носки при выносе палок вперед.

Опыт родителей в обучении ребенка ходьбе на лыжах с палками не однозначен, в данном случае их выбор исходит из конкретной ситуации. Если ребенок делает первые шаги на деревянных лыжах то, как правило, палки ребенку нужны только для поддержания равновесия, так как при плохих условиях скольжения из-за недостаточной силы мышц рук ребенок не способен ими отталкиваться. Если обучение начинается на пластиковых лыжах, то с первых занятий можно осваивать лыжные палки как спортивный инвентарь, предназначенный для отталкивания.

3. Адекватность выбора средств и методов обучения, определения разумных целей уровню физического развития и подготовленности конкретного ребенка.

Многие родители начинают обучение ходьбе на лыжах с самого раннего возраста (1-1,5 лет). Происходит это, прежде всего с создания у малышей представления о лыжах в процессе игр в домашних условиях. Ребенок знакомится с лыжами, рассматривая и одевая их, делает первые попытки ходьбы по ковровому покрытию, пытается имитировать отталкивания палками, подражая взрослым. Кроме того, первоначальное знакомство с передвижением

на лыжах можно начинать еще и до того как ребенок научиться ходить за счет катания ребенка родителем удерживающим его прижав к груди (лицом вперед) или буксировки ребенка на санках или тюбинге. Как правило, такое знакомство с чувством скорости при передвижении на лыжах доставляет немало удовольствия малышу.

Следует отметить, что родители акцентируют внимание и на широкое использование подготовительных и подводящих упражнений выполняемых в облегченных условиях. Облегчение достигается за счет выполнения передвижения под уклон, по ровной хорошо накатанной лыжной колее или, наоборот, без колеи по рыхлому, но неглубокому снегу, грамотно осуществляемой страховки (например, при спуске в парах удерживая палки перед собой), выполнения упражнений на ровной укатанной поверхности в процессе буксировки.

Необходимо отметить опыт родителей в освоении техники лыжных ходов, как основных способов передвижения на лыжах, а в частности коньковых ходов. Современные дети очень быстро осознают привлекательность коньковых лыжных ходов, в первую очередь их привлекают скоростные преимущества. Родители отмечают, что ребенок может испытывать желание и делать первые попытки уже в 5 лет, однако неготовность ОДА в первую очередь мышц и связок не позволит ему форсировать процесс обучения. В данном случае посредством подготовительных и подводящих упражнений (упражнения при спуске гор и в процессе буксировки, направленные на отработку устойчивого скольжения на одной лыже при переносе массы тела с ноги на ногу, упражнения имитационного характера без лыж с палками и без палок) ребенок постепенно сможет освоить основные элементы одновременного двухшажного конькового хода, конькового хода без отталкивания палками.

4. Дозировка нагрузки на занятиях играет важную роль в раннем обучении ходьбе на лыжах.

В подавляющем большинстве родители придерживаются мнения, что дозирование нагрузки должно осуществляться по принципу «занятие в удовольствие». Именно желание ребенка должно определять целесообразность продолжения выполнения того или иного упражнения. Родители отмечают, что для повышения интереса ребенка обращали внимание на разнообразие заданий, чередовали самостоятельное передвижение по кругам с буксировкой, со спусками на склоне, ходьбой по целинному снегу, играми и игровыми заданиями. Следует отметить, что во время занятия смена видов деятельности позволяет выполнить ребенком достаточный объем циклической нагрузки. Так ребенок двух лет способен самостоятельно преодолевать до 1 км, а при выполнении упражнений в буксировке и до 2-2,5 км в течение 30-40 минут, при этом ежегодно увеличивая преодолеваемую дистанцию на 1 км. Нами выявлены случаи, когда ребенок в шесть лет самостоятельно преодолевал дистанцию по пересеченной местности в 7-8 км, в течение полутора часов.

5. Учет возрастных особенностей психической сферы личности дошкольника. Так как у дошкольников ведущий тип деятельности игровой, то подавляющее число родителей включает в занятия игровые задания и игры. Родители широко используют игры, игровые задания: «Уступи лыжню (Гоп!)»,

«Иголка и нитка», «К своим палкам», «Нарисуй веер (снежинку, солнышко)», «Подними игрушку», «Преодолей ворота», «Самокат» и др.

Кроме того особенности восприятия и мышления детей данного возраста предполагают использование образов, зрительных ориентиров. Поэтому при выполнении заданий на склоне широко используются не только лыжные палки как вешки и ворота, но и разнообразные игрушки, фишки, флажки. Отмечаются родителями и варианты проведения сюжетных прогулок и походов в зимний лес.

6. Многие родители интуитивно используют занятия на лыжах как средство взаимодействия ребенка с окружающей средой, тем самым обеспечивая возможность ее активного познания. Учеными установлено, что каждое движение функционирует еще и как средство сбора информации, которая формирует образ мыслей ребенка, закладывая знания о свойствах окружающих предметов, проявляющихся при тех или иных манипуляциях с ними.

Так опыт родителей показывает разнообразное проявление данных закономерностей. В процессе выполнения заданий задаются вопросы, на которые ребенок должен дать ответ исходя из своего опыта: Где легче идти на лыжах - по лыжне или по сугробам? Зачем лыжник спускается с горы в стойке? Зачем лыжник мажет лыжи мазью? Почему ты упал? Как надо сделать правильно? Как появились лыжи? Подобными задачами закладывается умение мыслить реалистично, строить адекватную умственную модель ситуации и предсказывать успешность тех или иных действий.

На лыжных прогулках родители обращают внимание ребенка на явления окружающего мира (погоду, растения, характеристики снега, качество скольжения лыж, природные явления, следы животных и т.п). Понимание естественных процессов на базе эмпирического опыта делает информацию о них менее абстрактной, что в дальнейшем способствует легкому усвоению знаний, преподаваемых в образовательных учреждениях.

7. Расширение двигательных возможностей ребенка в решении задач по контролю динамического равновесия за счет использования принципа положительного переноса навыка. Наряду с освоением способов передвижения на лыжах родители уделяют внимание освоению ребенком скольжения на ледовых или роликовых коньках, скейт- или сноуборде, горных лыжах, передвижения на самокате и велосипеде и даже на лыжероллерах.

8. Формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни, физической культуры личности посредством занятий на лыжах отмечаются многими родителями как обязательное условие в работе с дошкольниками. В данном случае лыжная подготовка является тем средством, посредством которого будут решаться данные задачи.

Раннее обучение ходьбе на лыжах в ненавязчивой форме формирует представления у ребенка о необходимости систематических занятий физической культурой и спортом. При этом родители делают акцент на двигательную активность в целом, а не на конкретный вид спорта.

Формируются представления о методике тренировки: понятие о двигательных качествах (силе, ловкости, выносливости, быстроте, гибкости). Ребенок учится самостоятельно подбирать упражнения для той или иной цели. Придумывать новые варианты упражнений, показывать упражнения другим детям.

Формируются навыки выбора правильной одежды для занятий на улице. Родители отмечают, что совместно с действием принципа «занятия в удовольствие», правильный выбор одежды позволяют ощущать ребенку комфортность даже при очень низких температурах воздуха, так родители не боятся проводить занятия с детьми 4-5 лет даже при температуре -20°-25°.

Ребенок знакомится с понятийным аппаратом: что такое подседание, скольжение, классические ходы, коньковые ходы, в чем их отличие, для чего необходима стойка спуска.

Благодаря систематическим занятиям ребенку проще освоить схему тела. Он распознает не только правую и левую руку (ногу), но и части тела (стопу, голень, бедро, позвоночник, плечо, предплечье, кисть и др.), и даже мышцы (бицепс, трицепс, дельтовидная мышца, мышцы пресса, ягодичные мышцы и др.).

Формируются основы: здорового питания, правильного режим сна и бодрствования и двигательного режима, гигиены одежды и обуви. Создается непринятие вредных привычек.

Совместные занятия с родителями, участие ребенка в соревнованиях не только в качестве спортсмена, но и болельщика, совместный просмотр телевизионных трансляций состязаний способствуют формированию любви к спорту, умению побеждать и проигрывать.

Таким образом, проведенное исследование позволило обобщить опыт родителей в раннем обучении детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах и выявить педагогические условия определяющие успешность раннего освоения способов передвижения на лыжах.

Литература

1. Дворянцева, Е. Учимся кататься на лыжах [Электронный ресурс] / Е.Дворянцева. - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/uchimsja-katatsja-na-lyzhah.html. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 29.01.2017).

2. Каминский, И. В. Раннее обучение ходьбе на лыжах: достоинства, перспективы, специфика / И. В. Каминский, Т. С. Каминская // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2016. - №1(63). - С. 28-38.

3. Каминский, И. В. Различные аспекты психологической подготовки лыжников-гонщиков // Национальный психологический журнал. - 2013. -№2(10). - С. 117-126.

4. Лисовский, А. Ф. Оздоровление и физическое развитие детей дошкольного возраста с применением средств горнолыжного спорта / А. Ф. Лисовский, И. А. Решетников, О. В. Власова, Е. А. Новикова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: Электронный журнал Камского государственного института физической культуры. - 2008. - №6 (1) - 8 с. - Режим доступа: http://www.kamgifk.ru/magazin/1_08/1_2008_05.pdf - Загл. с экрана. (Дата обращения: 26.02.2017).

5. Ляхова, Д. В. Влияние ходьбы на лыжах на здоровье человека / Д. В. Ляхова // Вестник научных конференций. - 2016. - №7. - 2 (11). - С. 70-

6. Ретюнских, М. Е. Теоретико-методические основы физкультурного образования детей дошкольного возраста: Учебное пособие / М. Е. Ретюнских, Т. С. Никанорова. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. - 386 с.

7. Сергеев, Г. А. Методика формирования навыков передвижения на лыжах у старших дошкольников / Г. А. Сергеев, И. В. Мельникова, Ю. Н. Сивкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - 248252.

8. Холодухина, О. В. Обучение детей 5-7 лет ходьбе на лыжах в условиях ДОУ № 12 "Солнышко" [Электронный ресурс] / О. В. Холодухина. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/605069/. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 22.01.2017).

References

1. Dvoryantseva E. Uchimsya katat'sya na lyzhakh [Learning to ski]. Available at: http://www.maam.ru/detskijsad/uchimsja-katatsja-na-lyzhah.html. (Accessed: 29.01.2017). (In Russian).

2. Kaminskiy I. V., Kaminskaya T. S. Rannee obuchenie khod'be na lyzhakh: dostoinstva, perspektivy, spetsifika [Early training in skiing: dignity, prospects, specificity]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika - Modern preschool education. Theory and practice, 2016, no. 1 (63), pp. 28-38.

3. Kaminskiy I. V. Razlichnye aspekty psikhologicheskoy podgotovki lyzhnikov-gonshchikov [Various Aspects of the Psychological Preparation of Skiers-Riders]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal - The National Psychological Journal, 2013, no (10), pp. 117-126.

4. Lisovskiy A. F., Reshetnikov I. A., Vlasova O. V., Novikova E. A. Ozdorovlenie i fizicheskoe razvitie detey doshkol'nogo vozrasta s primeneniem sredstv gornolyzhnogo sporta [Improvement and physical development of preschool children with the use of skiing]. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoy kul'tury i sporta: Elektronnyy zhurnal Kamskogo gosudarstvennogo instituta fizicheskoy kul'tury - Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports : Electronic Journal of the Kama State Institute of Physical Culture, 2008, no. 6 (1), pp. 8. Access mode: http://www.kamgifk.ru/magazin/1_08/1_2008_05.pdf. (Date of circulation: 26.02.2017). (In Russian).

5. Lyakhova D. V. Vliyanie khod'by na lyzhakh na zdorov'e cheloveka [The effect of walking on skiing on human health]. Vestnik nauchnykh konferentsiy - Bulletin of scientific conferences, 2016, no. 7-2 (11), pp. 70-75.

6. Retyunskikh M. E., Nikanorova T. S. Teoretiko-metodicheskie osnovy fizkul'turnogo obrazovaniya detey doshkol'nogo vozrasta [Teoretiko-methodical bases of sports education of children of preschool age]. Voronezh, Scientific Book Publ., 2014, 386 p.

7. Sergeev G. A., Mel'nikova I. V., Sivkova Yu. N. Metodika formirovaniya navykov peredvizheniya na lyzhakh u starshikh doshkol'nikov [Method of formation of skiing skills in senior preschoolers]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta -

Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft, 2016, no. 4 (134), pp. 248-252.

8. Kholodukhina, O. V. Obuchenie detey 5-7 let khod'be na lyzhakh v usloviyakh DOU № 12 "Solnyshko" [Teaching children of 5-7 years of walking on skis in conditions of DOU № 12 "Solnyshko"]. Available at: http://festival.1september.ru/articles/605069/. (Accessed: January 22, 2017). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.