И. В. Каминский, Т. С. Каминская
Раннее обучение ходьбе на лыжах: достоинства, перспективы, специфика
Каминский Игорь Владиславович - соискатель кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ ^ им. М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия)
Каминская Татьяна Святославовна - детский массажист, врач-ординатор по специальности «Педиатрия», ФГБУ НЦЗД Минздрава России (г. Москва, Россия)
Статья рассказывает о преимуществах раннего освоения двигательных навыков и концентрируется на специфике лыжного спорта и его значении для занятий с дошкольниками с точки зрения текущих сложностей и последующих перспектив обучения ходьбе на лыжах. В связи с этим рассмотрены особенности техники передвижения на лыжах и поэтапность овладения ей в дошкольном возрасте. На первый план выносится ведущая роль навыков сохранения равновесия на движущейся опоре и проблема их постепенного формирования. Указываются принципы применения игрового подхода и общие меры обеспечения безопасности во время занятий. Подчеркивается возможность и важность начала обучения ходьбе на лыжах уже в 2-3-летнем возрасте, ее оздоровительный, образовательный и воспитательный потенциал. При этом упор делается на правильный выбор лыжного инвентаря и ориентированность постановки задач на способности занимающихся.
Ключевые слова: физическое воспитание; ходьба на лыжах; развитие двигательных умений; оздоровительные занятия; поэтапное обучение; подбор инвентаря.
Teaching how to Ski in Early Age: Advantages, Prospects and Specifics
Igor V. Kaminskiy, PhD Student, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)
Tatyana S. Kaminskaya, Children's Therapist, Physician, Children's Health Research Center, Ministry of Health of Russia (Moscow, Russia)
The article highlights the benefits of an early acquisition of motor skills and focuses on the specifics of ski sport and its importance in teaching preschoolers how to ski in terms of current difficulties and future prospects. In this regard, the article considers the specific features of skiing techniques and their gradual mastery in preschool age. It focuses primarily on the significance of teaching preschoolers how to maintain their balance on a moving support and how to gradually form this skill. It sets forth the principles of using a game approach, and general safety measures during skiing lessons. It emphasizes the possibility and importance of learning how to ski as early as at 2-3 years of age. It also reveals its health, educational and educational potential. The emphasis is placed on the right choice of ski equipment and the focus is on setting tasks in line with preschool students' abilities.
Keywords: physical education; skiing; development of motor skills; fitness classes; gradual training; selection of equipment.
Считается, что раннее приобщение детей к спортивным занятиям не просто способствует максимальному раскрытию потенциала ребенка в развитии двигательных способностей и навыков управления своим телом, но и обогащает его познавательную деятельность за счет появления новых условий и способов взаимодействия с окружающей средой, а также является важным компонентом трудового воспитания и вносит существенный вклад в становление характера ребенка. Таким образом, несложно выявить три направления, в рамках которых ребенок имеет возможность развиваться, будучи систематически вовлеченным в подобную активность: оздоровительное, образовательное и воспитательное.
Безусловно, каждый конкретный вид спорта имеет свои особенности, определяющие его влияние на организм и личность ребенка во всех трех указанных направлениях с учетом возраста. Для преподавателя понимание данных особенностей должно служить основой при построении принципов обучения детей и организации их деятельности на спортивных занятиях. Родителю такая осведомленность поможет сделать осознанный выбор при определении перечня активности, наиболее пригодного для его ребенка, а также правильно организовать совместный досуг, одновременно оказывая направленное и размеренное влияние на развитие ребенка и формируя атмосферу теплоты и привязанности.
Преимущество раннего формирования двигательных навыков
Как известно, в сложнокоординационных видах спорта распространен подход, основанный на раннем формировании специальных двигательных навыков. Считается, что умения, освоенные в самом раннем возрасте, наиболее стойко сохраняются в течение всей жизни. При этом спортсмены способны проявлять повышенную гибкость в управлении такими навыками. Так, ни для кого не секрет, что в гимнастике и фигурном катании, являющихся классическими примерами сложнок-оординационных видов спорта, наибольшего успеха достигают спортсмены, начавшие свое обучение в возрасте 3-6 лет.
Научное обоснование этого явления можно вывести из работ «О построении движений» известного советского физиолога
Н.А. Бернштейна (1990). Согласно его теории, ведущая роль по контролю за механикой нового, неосвоенного движения принадлежит центрам коры головного мозга и требует вовлечения значительных ресурсов сознательного управления. При этом основным источником информации о движении является зрение. По мере наращивания специфического двигательного опыта человек неосознанно накапливает информацию о способах коррекции движения на основе проприоцептивных сигналов, обрабатываемых в нижележащих (подкорковых) эволюционно более древних структурах (см. Liutsko, 2013). На этот уровень затем передается основная нагрузка по контролю двигательной механики, в связи с чем визуальный контроль отходит на второй план. Переход к автоматическому контролю обеспечивает более быстрое и точное исполнение навыка и может осуществляться несколько легче именно в детском возрасте - за счет меньшей активности детей по детальному осознаванию движения, т.к. зоны мозга, ответственные за аналитические способности (префронтальная кора) и функционально формирующие потенциальный «барьер» для передачи управления на нижележащие уровни, как правило, созревают в полной мере несколько позднее (Goldman-Rakic et al., 1996; Hernandez, Lee, 2007). Таким образом, навыки, сформированные в раннем возрасте, более активно осваиваются на подкорковом уровне.
За подтверждением вышесказанного обратимся к еще одному положению, высказанному Н.А. Бернштейном (1990). Речь о том, что чем лучше сформирован навык, тем большее разрушающее воздействие может оказать на него обратное включение сознательного контроля за его механикой. Такой «побочный эффект» автоматизации движения и лег в основу эксперимента A. Hernandez et al. (2011). В рамках этого эксперимента, авторы констатировали одинаковый уровень владения ударом по мячу у игроков в гольф, начавших обучение в разном возрасте. Однако когда участники исследования должны были отследить, в какой именно позиции находились их локти в момент удара по мячу, наблюдалось значительно более выраженное падение показателей в группе спортсменов, освоивших данный навык в более раннем возрасте. Согласно Н.А.Бернштейну (1990), это указывает на качественно иные результаты раннего вовлечения в спортивные занятия, выражающиеся в большей автоматичности сформированного навыка.
Кроме того, данный эксперимент позволяет также отметить, что в обычных условиях движение, разученное более поздно, может выполняться столь же плавно, как и навык, освоенный в раннем возрасте. Вместе с тем, если задание будет предполагать дополнительную или нестандартную нагрузку, например, в виде параллельного выполнения другой задачи, непосредственно не связанной с предпринимаемым движением (Abernethy et al., 1998), то преимущество раннего обучения окажется зримым. Так и проявляет себя повышенная гибкость при осуществлении движения, которая достигается за счет более полного освобождения сознания от функций контроля за двигательной механикой и возможности максимального подключения имеющихся когнитивных ресурсов к выполнению других задач. В условиях спортивных соревнований это может быть поиск наилучшего варианта реализации движения с учетом конкретных обстоятельств (т.е. тактическая деятельность), в чем и может раскрываться преимущество спортсмена, раньше освоившего нужные навыки. С другой стороны, такое преимущество также может быть обусловлено большей устойчивостью движения при смене привычных условий его выполнения на другие, несколько отличные от них (Бернштейн, 1990).
Более того, постулированная Н.А. Берн-штейном возможность «переноса» навыка позволяет говорить о формировании специфических двигательных умений лишь весьма условно. Н.А. Бернштейн (1990) рассматривал движение как организованное взаимодействие моторного звена, обеспечивающего механическое его выполнение, и чувствительного звена, несущего информацию для его непрерывной коррекции. В соответствии с этим он считал, что если два навыка сходны по характеру требуемых для их осуществления коррекций, то овладение одним навыком существенно упрощает обучение другому. Такая точка зрения порой вынуждает рассуждать уже на более абстрактном уровне, возвращаясь к рассмотрению таких общих понятий, как скорость, ловкость и точность, отрывая их от какого-либо конкретного движения. Таким образом, можно говорить о том, что раннее обучение спортивным навыкам позволит заложить надежный фундамент в виде универсальных двигательных компетенций, которые в дальнейшем будут служить основой для реализации освоенных и формирования новых двигательных умений.
Лыжи: особенности
и оздоровительное значение
Как спортивная дисциплина лыжи представляют собой соревнования на скоростное преодоление различных дистанций, представленных комбинациями подъемов, спусков и равнинных участков. Перемещение по трассе обеспечивается главным образом применением лыжных ходов - циклически повторяющихся движений, производимых за счет строго согласованной работы всех крупных мышечных групп туловища, верхних и нижних конечностей (Захаров, 2011; Вегс1п, 1987; Nesser, 2004; Rusko, 2003).
В общей сложности различают более 50 способов передвижения на лыжах, включая как собственно лыжные ходы, так и другие способы преодоления подъемов, спусков, поворотов, неровностей, а также различные варианты торможения. Каждый из них может считаться оптимальным в зависимости от рельефа местности, погодных условий и состояния снежного покрова (Раменская, 1999). Так, например, для разгона со старта опытный лыжник будет применять ходы, позволяющие максимально увеличить частоту отталкиваний, тогда как после выхода на крейсерскую скорость сохранение прежней частоты движений будет уже нецелесообразно, и появится необходимость перейти на менее затратный ход, обеспечивающий поддержание той же быстроты перемещения. Однако попытка
такого перехода может только замедлить гонщика, если движение выполняется в подъем и/или снег по тем или иным причинам дает высокое трение при скольжении (например, при сильном морозе). Таким образом, рациональный выбор в пользу того или иного способа передвижения на лыжах и мастерство его исполнения реализуются на основе приходящих с опытом умений чувствовать изменяющиеся свойства окружающей среды и, не задумываясь, гибко подстраивать под них свои движения (Иванников, 2015).
В отличие от других способов передвижения на лыжах (стойки, переступания и т.д.) лыжные ходы подразумевают необходимость активного отталкивания руками и/или ногами для продвижения вперед. При этом отталкивание палками может выполняться двумя руками сразу (одновременные ходы) или поочередно (попеременные ходы). Толчок ногой может производиться вперед, для чего скольжение соответствующей лыжи прерывается (классические ходы), или под углом к направлению движения, что сопровождается закантовкой скользящей лыжи ребром в снег (коньковые ходы). Всячески сочетаясь между собой, подобные нюансы в упрощенном виде формируют все многообразие способов передвижения лыжника. Требования к технике исполнения отдельных двигательных элементов дополняет необходимость точной скоординированнос-ти движений рук, ног и туловища между собой. Таким образом, бег на лыжах - это умение управлять всем своим телом как единой сбалансированной системой.
Рассматривая особенности лыжных ходов, можно отметить, что способ отталкивания ногой, характерный для конькового хода, позволяет передвигаться быстрее, но при этом он обусловливает существенные отличия этого хода от типичных движений человека при ходьбе и беге (Раменская, 1999). Классические ходы, являясь более схожими со знакомой всем двигательной активностью, считаются более легкими в освоении, в связи с чем их техника нарабатывается несколько раньше и формирует двигательные умения, которые ложатся в основу овладевания коньковым ходом (Раменская, Баталов, 2005). В итоге, многообразие способов передвижения на лыжах и объективно различная сложность их освоения позволяют организовать обучение поэтапно и размеренно, максимально сглаживая переходы от одного этапа к другому. Это обус-
ловливает доступность лыжного спорта самым разным категориям населения, в том числе пожилым и физически неполноценным людям, а также возможность раннего начала обучения (Захаров, 2011).
Вне зависимости от выбранного способа передвижения на лыжах его эффективность определяется скольжением. Об этом говорит, например, увеличение длины шага лыжников по мере роста их мастерства. С одной стороны, это может быть обусловлено возрастанием силы отталкивания (Раменская, 1999), но не стоит забывать, что начинающие спортсмены (в особенности, если речь идет о дошкольном возрасте) зачастую недостаточно знакомы с чувством динамического равновесия, которое определяет умение балансировать на узкой движущейся опоре. Поэтому основным препятствием в достижении длительного скольжения поначалу является недостаточно развитое чувство равновесия (Новикова, 2014). Следовательно, один из первых больших успехов юных лыжников должно ознаменовать появившееся у них умение скользить. Далее при освоении ходов задача будет постепенно усложняться за счет необходимости перенести вес на опорную ногу, чтобы выполнить отчетливый толчок с выпадом, или подать корпус вперед, чтобы сильнее навалиться на палки и дальше себя продвинуть.
Примечательно, что среди наиболее очевидных примеров схожие задачи по контролю динамического равновесия характеризуют движение на ледовых или роликовых коньках, а также на скейт- или сноуборде. Поэтому согласно описанному ранее принципу переноса навыка обучение одному из вышеназванных умений существенно упростит формирование другого. Но при этом немаловажно, что при правильной организации лыжных занятий их начало не требует владения какими-либо специальными навыками, и даже напротив, представляет собой адаптированный путь, позволяющий заложить такие навыки и создать основу для последующего формирования новых двигательных умений.
Кроме того, беговые лыжи можно рассматривать как вид спорта, привлекательный для занятий в детском возрасте, принимая во внимание относительно низкую вероятность получения травмы (Khodasevich et а1., 2013). Если обратиться к статистике самого серьезного испытания для спортсменов - Олимпийских игр, то за медицинской помощью по причине
травмы обращается не более 3% зарегистрированных лыжников (Engebretsen et al., 2010). К сожалению, достоверные данные о степени тяжести полученных повереждений при этом не приводятся, и тем не менее не нужно специальных примеров, чтобы понять, насколько более травмоопасными являются такие виды спорта, как бокс, хоккей, спортивная гимнастика и т.д.
Падения в снег обычно не приводят к серьезным последствиям, более рискованно передвижение по специальным трассам с твердым укатанным снежным полотном. Здесь наиболее типичными травмами лыжников являются ушибы и растяжения (Kelsall, Finch, 1996), а причины травматизации молодых спортсменов чаще всего кроются в личных ошибках и неопытности. Поэтому, пока воспитанники недостаточно уверенно владеют лыжами и могут переоценивать свои возможности, тренерам и родителям следует ограждать их от рискованных спусков, прыжков, передвижения за пределами выбранного для занятий участка и т.п., а также напоминать о возможных последствиях неосмотрительных действий, при этом уделяя особое внимание самым импульсивным спортсменам. Максимально снизить риск травмы и увеличить пользу от обучения поможет тщательный выбор и подготовка участка для проведения занятий (важно отсутствие пней, кочек и больших камней), предварительный осмотр инвентаря и экипировки, а также составление плана занятий в соответствии с возрастом и способностями занимающихся, проведение разминки. В процессе обучения необходимо вовремя обратить внимание детей на безопасные способы падения на лыжах, и, кроме того, при первых выходах на крутые спуски или широкое снежное полотно можно дополнительно обезопасить ребенка ношением защиты, например, шлема. При достаточном внимании к таким элементарным мерам риск травматизации сводится к минимуму.
На фоне низкой вероятности травмы возрастает оздоровительное значение лыжного спорта. Так, включением в деятельность всех основных групп мышц ходьба на лыжах обеспечивает гармоничное физическое развитие (Ретюнских, 2014). Как циклический вид спорта, несущий интенсивные аэробные нагрузки (см. Каминский, 2013), лыжи благотворно влияют на дыхательную, сердечно-сосудистую и нервную систему, а занятия на открытом воздухе способствуют закали-
ванию организма, повышают его сопротивляемость (Захаров, 2011; Лисовский, 2008). Высококлассные лыжники демонстрируют абсолютно рекордные возможности насыщения крови кислородом (Bouchard et al., 1999; Ingjer, 1991; Rusko, 2003), более чем в 2 раза превосходя по этому показателю людей, ведущих пассивный образ жизни (Pollock, 1973; Sjodin, Svedenhag, 1992), и почти в 1,5 раза -профессоналов по игровым видам спорта (Bouchard, 1992). Разумеется, большинство из нас даже не помышляет о подобных сверхзадачах, но так или иначе, при выборе досу-говой активности это может быть рассмотрено как весомый аргумент, указывающий на огромный оздоровительный потенциал беговых лыж.
Для ребенка же важно не только подобрать тип физической активности, обеспечивающий формирование всевозможных полезных умений и качеств, но и позаботиться о том, чтобы его деятельность не имела негативных последствий для здоровья. Так, дети, которые впервые вовлекаются в спортивные занятия и до этого не выполняли регулярных физических упражнений или вели малоподвижный образ жизни, как правило, имеют недостаточно крепкую мускулатуру, чтобы та в необходимой мере обеспечивала опорную и поддерживающую функцию по отношению к скелетным структурам. Это вызывает повышенный риск формирования ортопедических нарушений, дополнительно усугублять который могут уже имеющиеся патологии опорно-двигательного аппарата, избыточная масса тела и пониженный мышечный тонус. Профилактика ортопедических нарушений заключается в планировании физической активности для укрепления скелетной мускулатуры с правильным выбором подводящих упражнений и исключением длительного или частого выполнения движений и поддержания поз, сопряженных с неравномерным распределением нагрузки на опорно-двигательный аппарат (Красикова, 2000). Например, вставая на роликовые коньки, неподготовленные дети могут компенсировать недостаток равновесия за счет широкой постановки ног, что увеличивает нагрузку на коленный сустав и может повышать риск его характерной деформации кнутри, известной как х-образное (вальгусное) искривление ног. Такой риск возрастает еще сильнее, если коньки не подходят ребенку по размеру или плохо закреплены на ноге. Поэтому до начала освоения конько-
вой техники желательно проводить предварительную подготовку для выработки динамического равновесия, укрепления коленных суставов и разработки толчковых движений ног. Такой цели и могут послужить лыжные занятия. Дети младшей группы начинают их с подводящих упражнений в виде приставных шагов, переступаний, разворотов на лыжах (Раменская, Баталов, 2005), после чего можно переходить к освоению стоек с удержанием равновесия во время скольжения или буксировки по пологому склону без применения ходов. Детские лыжи, как правило, достаточно широкие, чтобы обеспечить устойчивую опору для ноги с равномерным распределением давления. Более того, чтобы сохранять контроль над движением, занимающиеся стремятся принимать стойку с узко поставленными ногами, что является наиболее естественным и сокращает нежелательные нагрузки. В то же время юным лыжникам необходимо следить за поддержанием жесткости в голеностопном суставе для сохранения параллельного расположения лыж, обеспечивающего движение в заданном направлении. За счет этого занятия лыжами с самого начала способствуют укреплению связок и препятствуют развитию плоскостопия (Ретюнских, 2014), и, таким образом, они не только не создают нежелательных рисков для детского здоровья, но и имеют профилактический оздоравливающий эффект.
Лыжи: образовательное значение
Как известно, двигательные навыки лежат в основе взаимодействия ребенка с окружающей средой и обеспечивают возможность ее активного познания. Наиболее отчетливо познавательная мотивация движений выражена в младенчестве: уже в месячном возрасте ребенок следит взглядом за яркой погремушкой, затем тянется руками к интересующим его предметам, знакомится с ними, захватывая и ощупывая, а научившись ползать, самостоятельно перемещается в их направлении. Отсюда видно, что каждое движение функционирует еще и как средство сбора информации, которая формирует наш образ мыслей, закладывая знания о свойствах окружающих предметов, проявляющихся при тех или иных манипуляциях с ними.
С возрастом многообразие и сложность таких манипуляций повышаются, они теряют свою независимость и все чаще являются составной частью другой деятельности, в которой познавательный мотив на первый взгляд может и вовсе не просматриваться, как, например, в занятиях спортом. Однако в процессе знакомства со спортивным инвентарем, а также при возможности отвлечься от основной деятельности дети выплескивают свою любознательность через игровые манипуляции (например, это может быть рыхление снега внутренним ребром лыжи, его протыкание палками и т.п.). Начиная обучение, важно не препятствовать такой деятельности, если она не вредит дисциплине и не затмевает основных целей занятия. Напротив, использование заданий, включающих подобные манипуляции, поможет при объяснении предстоящих задач, а в младших возрастных группах позволит организовать обучение на основе игровой деятельности. Например, упражнения в виде стоек и разворотов, применяемые уже на самых первых лыжных занятиях, можно припод-нести следующим образом: «нарисуй лыжами на снегу веер» - поворот на 90° переступа-нием вокруг носков или пяток лыж, «нарисуй на снегу лыжную гармошку» - переступание в сторону поочередно носками и пятками лыж, «покажи стоящего аиста» - поднятие одной ноги с лыжей и сохранение такой позиции (Ретюнских, 2014).
По мере взросления и освоения двигательных навыков стремление к познанию играет все меньшую роль в спортивной деятельнос-
ти, однако выполняемые в рамках последней движения по своей сути остаются все тем же средством активного взаимодействия с внешней средой, а значит, они все так же поставляют информацию о ее свойствах и вносимых в нее изменениях, на основе которой, как уже говорилось выше, предпринимаемое действие строится с учетом текущей ситуации. Так с накоплением опыта деятельность формирует достоверные представления о свойствах среды, в которой она осуществляется (Корнев, 1998).
Для лыжника такая среда представлена в первую очередь снежным покровом, по которому выполняется передвижение. Свойства снега весьма многообразны и обусловливаются сочетанием или взаимной сменой физических процессов таяния, замерзания, уплотнения, фирнизации (укрупнения зерен снега) и т.д. (Барахтанов, Дмитриев, 2011). Не зря в языках северных народов, например в эскимосских диалектах, может насчитываться до 60-80 слов, обозначающих различные виды снега (Крупник, 2010).
Обучаясь передвижению на лыжах, дети обретают понимание того, как проявляют себя особенности снега при скольжении и отталкивании, как они изменяются под воздействием природных факторов, а также какое влияние оказывают на движение лыжника меняющиеся рельеф и сопротивление ветра. Этим закладывается умение мыслить реалистично, строить адекватную умственную модель ситуации и предсказывать успешность тех или иных действий.
Понимание естественных процессов (оседание, сжатие снега, смещение его пластов, трение) на базе эмпирического опыта делает информацию о них менее абстрактной, что в дальнейшем способствует легкому усвоению знаний, преподаваемых в образовательных учреждениях. Кроме того, закрепление любого полученного знания определяется числом его связей с уже имеющимся опытом, существенно обогатить который помогут занятия лыжами.
Лыжи: воспитательное значение
Проявляя заботу о детях, мы хотим, чтобы они были счастливыми и успешными. Для этого мы прививаем им здоровый образ жизни и развиваем у них сообразительность, но помимо этого мы хотим воспитать в них такие черты
характера, которые позволят им самим добиваться желаемого. Широко известно, что так же как личностные особенности определяют возможность преуспеть в том или ином деле, любая деятельность в итоге способствует развитию тех качеств, которые необходимы для ее осуществления. По этой причине трудовая деятельность, в том числе и занятия спортом, традиционно рассматривалась как средство воспитания.
В этой связи будет целесообразным подразделить спортивную деятельность на соревновательную активность, предусматривающую сопоставление физических и интеллектуальных способностей ее участников в соответствии с определенными правилами, и подготовку к такой активности, укрепление организма с помощью комплексов упражнений, планомерное развитие необходимых физических качеств и двигательных навыков.
В циклических видах спорта, куда относятся и беговые лыжи, победа на соревнованиях требует в первую очередь победы над собой: способности проявить максимальную быстроту, выносливость и силу, а также волю безостановочно следовать к намеченной цели, несмотря на усталость, умение рассчитывать свои силы и продумывать их расход на каждом этапе дистанции.
К таким испытаниям лыжники постепенно готовятся в ходе тренировок. Разумеется, тренировочные нагрузки не предполагают напряжения, характерного для соревнований, и все же спортсмены должны иметь определенную степень упорства в освоении и проработке двигательных навыков, быть ответственными, проявлять усердие и дисциплинированность, исправно посещать занятия. Всего этого не так уж сложно достичь, когда любовь к спорту привита с детства.
Кроме того, занятия лыжами помогают обрести и некоторые трудовые навыки. Так, дети проявляют интерес к прокладке лыжни, подготовке лыж снятием старой мази и нанесением новой, внимательно осматривают механизмы креплений и прочий инвентарь, проверяя его исправность (Кенеман, Хухлаева, 1978). Возвращаясь к образовательному значению лыжных занятий, стоит еще раз отметить, что в процессе таких манипуляций дети имеют возможность на практике осмыслить их назначение и те природные явления, с которыми оно связано, а также познакомиться с устройством механических приспособлений. Но, приступая к обучению, не стоит сразу взваливать
на ребенка весь груз ответственности по подготовке и организации проводимых занятий, ведь важно прежде всего поддерживать и развивать его естественный интерес, не прибегая к строгим требованиям и излишней настойчивости (см. Капустин, 2014).
Последовательность обучения ходьбе на лыжах в дошкольном возрасте
Рассматривая обучение ходьбе на лыжах, отечественные педагоги и психологи, как правило, определяли оптимальный возраст для начала занятий в диапазоне от 4-х до 7-ми лет (Лисовский с соавт., 2008). Зарубежная практика, например, в Финляндии, Норвегии и Швеции, показывает возможность успешного начала обучения уже с 2-3-х лет (Ретюнских, 2014). Принимая во внимание опыт зарубежных коллег, а также уже рассмотренные нами особенности раннего формирования двигательных навыков в совокупности с оздоровительным, образовательным и воспитательным значением беговых лыж, мы считаем, что правильная постановка вопроса о раннем обучении ходьбе на лыжах заключается уже не в обосновании его целесообразности в том или ином возрасте, а в поиске адекватных средств и методов обучения, а также в определении разумных целей для каждой возрастной группы занимающихся. Следуя такому принципу, в настоящее время во многих российских дошкольных образовательных учреждениях уже составлены программы обучения детей ходьбе на лыжах, начиная с 3-летнего возраста.
Как уже отмечалось, важно спланировать обучение поэтапно, поддерживая и используя природную любознательность детей, подбирая для них посильные задачи и способствуя формированию положительной эмоциональной связи с занятиями.
Однако первые сложности могут возникнуть еще до начала обучения, и связаны они с правильным подбором спортивного инвентаря. Так, необходимо позаботиться о том, чтобы первые лыжи были достаточно широкими -это облегчит задачу по удержанию равновесия и позволит ребенку быстрее освоиться. По длине они должны примерно соответствовать росту ребенка, поскольку управление более длинными лыжами потребует большего усилия в голеностопном суставе, к чему начинающие, как правило, не готовы. Предпочтителен
выбор в пользу лыж из монолитного пластика с насечками под колодкой (в средней части скользящей поверхности). Они будут одновременно обеспечивать относительно хорошее скольжение вперед и препятствовать движению в обратном направлении, не требуя нанесения мазей.
Первые занятия лучше проводить без палок, т.к. дополнительная опора воспрепятствует достижению основной цели - развитию умения сохранять устойчивость (Ретюнских, 2014). На этом этапе происходит освоение ступающего шага, который находит свое применение на глубоком или рыхлом снегу, в связи с чем детей можно заинтересовать передвижением по сугробам (Раменская, Баталов, 2005). Элементы ступающего шага - практически те же движения, что типично выполняются при ходьбе и беге, поэтому обычно они не вызывают у детей больших затруднений, что в скором времени позволяет усложнить задачу удлинением шагов и выполнением отчетливых размашистых движений руками с целью отработки перекрестной координации.
Более сложным представляется переход к скольжению, поскольку в отличие от повседневной двигательной активности оно требует умения балансировать на движущейся опоре. Сформировать его поможет буксировка или поддержка ребенка во время скольжения по пологим склонам. В таких условиях дети могут достигать скольжения и самостоятельно, выполняя разбег ступающим шагом.
По мере развития устойчивости появляется возможность использовать палки, которые послужат уже не для поиска дополнительной опоры, а для проталкивания себя вперед и наращивания скорости (Ретюнских, 2014). Палки должны быть оборудованы ремешками, препятствующими их потере и создающими дополнительный упор при отталкивании, а также кольцами или лапками, обеспечивающими опору на глубоком снегу. Оптимальная длина палок - примерно по плечо: слишком короткие палки не позволят задействовать при отталкивании корпус, что сократит не только эффективность толчка, но и оздоровительный потенциал занятий; избыточная длина палок создаст неудобство при их выносе, которое будет компенсироваться, например, за счет разведения штырей в стороны и послужит причиной ошибок, препятствующих обучению.
Важный этап заключается в отработке попеременных толчковых движений ногами,
основная сложность которых состоит в необходимости сохранять равновесие при од-ноопорном скольжении с переносом массы с одной лыжи на другую. Принципы обучения здесь во многом аналогичны отработке ступающего шага, привносится лишь скользящий элемент. Поэтому на время выработки устойчивости следует отложить палки и задавать постепенное наращивание амплитуды движений. В качестве подводящего упражнения может использоваться «лыжный самокат» - продолжительное скольжение на одной лыже за счет отталкивания другой (Ретюнских, 2014).
Дальнейший прогресс обеспечит смена лыж на более длинные, узкие, без насечек. Это позволит существенно облегчить скольжение (однако не меньшее внимание здесь стоит уделить качеству материала скользящей поверхности), благодаря чему катание будет доставлять истинное удовольствие. Но в то же время, такие лыжи потребуют нанесения на среднюю часть скользящей поверхности мазей, препятствующих проскальзыванию назад во время отталкивания ногой. Поэтому следует обратить внимание еще и на жесткость новых лыж: прогиб под колодкой должен сохраняться в процессе двухопорного скольжения, но при задавливании колодки во время толчка вся поверхность лыжи должна соприкасаться со снегом.
Ближе к старшему дошкольному возрасту считается возможным обучение коньковому ходу. Понимание его основных принципов существенно облегчается, когда ребенок уже умеет кататься на коньках. Первыми среди коньковых усваиваются ходы, которым свойственна асимметричность движений рук и ног, поэтому очень важно контролировать, чтобы ребенок в равной мере использовал левосторонний и правосторонний варианты хода (Раменская, Баталов, 2005).
Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети могут овладевать многими способами передвижения на лыжах и свободно применять их.
Заключение
Раннее приобщение ребенка к спортивным занятиям позволяет выработать точную координацию движений и надежно закрепить двигательные навыки. При правильном подходе любовь к спорту сохранится у ребенка на всю оставшуюся жизнь. Замечательный выбор
в качестве оздоровительных занятий - беговые лыжи. Как физическая активность они охватывают все основные группы мышц, а занятия на свежем воздухе способствуют закаливанию организма. Низкая вероятность травмы и простота мер, позволяющих значительно снизить ее риск, отсутствие негативного влияния на детское здоровье, а также возможность поэтапной организации обучения с применением игровых методик и простых подводящих упражнений делают лыжи приемлемым видом спорта для занятий в дошкольном возрасте. Такие занятия сформируют у ребенка превосходное чувство равновесия и скоординирован-ность в работе разных частей тела, познакомят со свойствами снега и ветра, научат терпению и целеустремленности. Лыжи предполагают множество различных способов передвижения по местности, и многие из них представляется возможным освоить в дошкольном возрасте, начиная занятия уже в 2-3 года. Самое важное - правильно подобрать инвентарь и спланировать обучение с постановкой адекватных целей на каждом этапе, не предъявляя к детям излишней требовательности и не оказывая давления. ■
Литература
1. Барахтанов Л.В., Дмитриев П.Е. Физико-механические свойства снега. -Н. Новгород, 2011.
2. Бернштейн H.A. Физиология движений и активность / Под ред. О.Г. Газенко. - М.: Наука, 1990.
3. Захаров П.Я. Базовые и новые физ-культурно-спортивные виды: лыжный спорт. Учебно-методический комплекс. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011.
4. Иванников ВА Порождение деятельности и проблема мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2015. - №2. - С. 15-22.
5. Каминский И.В. Различные аспекты психологической подготовки лыжников-гонщиков // Национальный психологический журнал. -2013. - №2(10). - С. 117-126.
6. Капустин СА Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 4. - С. 76-90.
7. Кенеман A.B., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978.
8. Корнев АН. Развивающее обучение: вопросы методологии и технологии. Вып. II, СПб, 1998.
9. Красикова И.С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Корона Принт, 2000.
10. Крупник И.И. Сколько слов для льда у эскимосов // Studia Anthropologica: Сборник статей в честь проф. М.А. Членова. - М., Иерусалим, 2010. C. 411-445.
11. Лисовский А.Ф., Решетников ИА, Власова О.В., Новикова ЕА Оздоровление и физическое развитие детей дошкольного возраста с применением средств горнолыжного спорта // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - №6 (1).
12. Новикова Н.Б. Применение видеоанализа в процессе научно-методического обеспечения сборной команды России по лыжным гонкам // Итоговый сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Итоги выступления спортивных сборных команд Российской Федерации на XXII Олимпийских зимних играх в г. Сочи». 2014. С. 130-134.
13. Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжный спорт: Учебник. - М.: Физическая культура, 2005.
14. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника: Учебно-практическое пособие. -М.: ФиС, 1999.
15. Ретюнских М.Е. Теоретико-методические основы физкультурного образования детей дошкольного возраста: Учебное пособие / М.Е. Ретюнских, Т.С. Никанорова. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр ««Научная книга», 2014.
16. Abernethy B., Summers J.J., Ford S. Issues in the Measurement of Attention // Advances in Sport and Exercise Psychology Measurement / J.L. Duda (Ed.). Morgantown WV: Fitness Information Technology, 1998. P. 173-194.
17. Berch U. The influence of body mass in cross-country skiing // Medicine and Science in Sports and Exercise. 1987. № 19. P. 324-331.
18. Bouchard C, Dionne F.T., Simoneau JA, Boulay M.R. Genetics of aerobic and anaerobic performances // Exercise and Sport Sciences Reviews. 1992. № 20. P. 27-58.
19. Bouchard C, An P., Rice T, Skinner J.S., Wilmore J.H., Gagnon J., Perusse L., Leon A.S., Rao D.C. Familial aggregation of VO(2max) response to exercisetraining: results from the
HERITAGE Family Study // Journal of Applied Physiology. 1999. №87(3). P. 1003-1008.
20. Engebretsen L., Steffen K., Alonso J.M., Aubry M., Dvorak J.,Junge A., Meeuwisse W., Mountjoy M., Renstrum P., Wilkinson M. Sports injuries and illnesses during the Winter Olympic Games 2010 // British Journal of Sports Medicine. 2010. №44. P. 772-780.
21. Goldman-Rakic P.S. The prefrontal landscape: implications of functional architecture for understanding human mentation and the central executive // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Series B, Biological Sciences. 1996.P.1445-1453.
22. Hernandez A.E., Li P. Age of acquisition: Its neural and computational mechanisms // Psychological Bulletin. 2007. №133. P. 638-650.
23. Hernandez A.E., Mattarella-Micke A., Redding R.W.T., Woods EA, Beilock S.L. Age of Acquisition in Sport: Start early and practice often // American Journal of Psychology. 2011. №124. P. 253-260.
24. IngjerF. Maximal oxygen uptake as a predictor of performance ability inwomen and men elite cross country skiers // Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 1991. №1. P. 25-30.
25. Kelsall H., Finch C.F. A Review of Injury Countermeasures and Their Effectiveness for Cross-country Skiing. Monash University Accident Research Center, 1996.
26. Khodasevich L.S., Khodasevich A.L., Ku-zin S.G. Fatal injuries in sports // European Journal of Physical Education and Sport. 2013. Vol. (1), №1. P. 38-48.
27. Liutsko L.N. Proprioception as a basis for individual differences // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. V. 6. №3. P. 107-119.
28. Nesser T.W., Chen S, Serfass R.C., Gaskill S.E. Development of upper body power in junior cross-country skiers // Journal of Strength and Conditioning Research. 2004. №18. P. 63-71.
29. Pollock M.L. Quantification of endurance training programs // Exercise and Sport Sciences Reviews. 1973. №1. P. 155-188.
30. Rusko H. Cross country skiing. Malden, MA, USA: Blackwell Science, 2003.
31. Sjodin B, Svedenhag J. Oxygen uptake during running as related to body mass incircum-pubertal boys: a longitudinal study. - European Journal of Applied and Occupational Physiology. 1992. №65(2). P. 150-157.
Статья поступила в редакцию 07.01.201 6 г.
Фото авторов