УДК: 796.92.022 DOI 10.14526/01_1111_53
ТРЕНАЖЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА В ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Зеленин Л.А. - доцент, доктор педагогических наук, КанаевЮ.С. - ассистент Пермский национальный исследовательский политехнический университет
(ПНИПУ), Пермь Россия
TRAINING SIMULATORS IN SKI TRAINING
Zelenin L.A. - associate professor, doctor of pedagogics, Kanaev Y.S. - assistant lecturer Perm National Research Polytechnic University (PNRPU), Perm Russia
e-mail: zelenindoz48@mail. ru
Ключевые слова: тренажеры, техника передвижения на лыжах, двигательная координация, устойчивость на лыжероллерах, равновесие, искусственные условия, специфические качества лыжника, техника лыжных ходов.
Аннотация. Тренажерные устройства активно стимулируют функциональную подготовку лыжников и являются одними из основных средств в тренировке распределения и перераспределения мышечных усилий, связанных с механизмами энергообеспечения мышечной деятельности и направленных на повышение общего уровня равновесия. Тренажерные устройства в тренировочном процессе лыжников создают возможность вариативности применения техники лыжных ходов, значительно повышают способность спортсмена к своевременному изменению амплитуды движений, темпа, ритма и толчковых двигательных действий руками, ограничивают нерациональные траектории лыжных и отдельных связок движений через положения звеньев тела, зрительный, слуховой, двигательно-координационный и другие анализаторы.
Методы: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по лыжному спорту, общепедагогические методы обучения, методы обучения двигательным действиям, методы сопряженного воздействия, повторный и равномерный методы.
Материалы. В статье рассматривается использование в бесснежный период лыжероллеров, которые являются искусственным средством, максимально приближенным к скорости скольжения на лыжах по снегу, одним из основных эффективных средств подготовки лыжников, применяющимся главным образом для совершенствования техники передвижения на лыжах с одновременным повышением специальных физических качеств.
Результаты. Применение тренажерных устройств дает возможность целенаправленно и рационально решать вопросы управления учебно-тренировочным процессом и позволяет более эффективно проводить обучение технике лыжных ходов в сопряженном формировании специфического равновесия, повышать способность мотивировать процесс приобретения знаний; тренажерные устройства позволяют одновременно развивать физические качества и совершенствовать техническое мастерство; позволяют моделировать технико-двигательную деятельность лыжников-
77
гонщиков с целью получения гарантированного результата - повышения уровня физической подготовленности, технико-двигательного мастерства, функциональных возможностей организма занимающихся и, как следствие, достижения высокого уровня спортивных результатов.
Заключение. Эффективная реализация тренировочного процесса лыжников-гонщиков с помощью тренажерных устройств во многом зависит от профессионализма тренера, обеспечивающего в искусственных условиях среды разностороннюю спортивную подготовку лыжников-спортсменов. Тренажерные устройства стимулируют принцип универсальности, акцентированно воздействуют в педагогическом процессе на способность к равновесию с одновременным обучением технико-тактическим действиям, позволяют увеличить объем специальной подготовки на дистанциях разной длины.
Keywords: training simulators, skiing technique, motional coordination, steadiness at skirollers, balance, made-up conditions, skier's specific qualities, the technique of skiing running.
Annotation. Training facilities actively stimulate functional training of skiers and are one of the main means in muscular efforts distribution and redistribution, connected with the mechanisms of energy supply of muscular activity and directed at general level of balance increase. Training facilities in the training process of skiers create the opportunity to use differently the technique of skiing running, increase the ability of a sportsman to change timely the amplitude of movements, rhythm, tempo and pushing motional hands movements, restrict irrational trajectories of skiing and separate links of movements through the position of body parts, visual, oral, motional-coordinating and other analyzers.
Research methods: scientific-methodical and special literature about skiing analysis and summarizing, general pedagogical methods of teaching, methods of motional actions teaching, methods of connected influence, repetitive and regular methods.
Materials. The article is about the use of skirollers during snowless period, which are made-up means most of all close to the speed of skiing on snow, one of the most effective means of skiers training, mainly used for skiing technique development with a simultaneous improvement of special physical qualities.
Results. The use of training simulators gives an opportunity to solve purposefully and rationally the problems of educational-training process management and provides more effective technique of skiing running teaching in a connected formation of a specific balance, helps to increase the ability to motivate the process of getting knowledge. Training facilities allow to develop simultaneously physical qualities and improve technical mastery; help to model technical-motional activity of skiers-sprinters in order to get a guaranteed result - the level increase of physical readiness, technical-motional mastery, functional abilities of an organism improvement and as a result, a high level of sports results achievement.
Conclusion. An effective training process realization of skiers-sprinters with the help of training simulators mostly depends on a trainer's professionalism, who provides many-sided sports training of skiers-sportsmen in made-up conditions of environment. Training facilities stimulate the principle of universality, purposefully influence the ability to hold the balance, with a simultaneous teaching technical-tactical actions, in a pedagogical process, help to increase the volume of a special training at different distances.
Введение. Научно-технический прогресс обусловливает необходимость массовых занятий лыжной подготовкой, создаёт лучшие возможности для таких занятий и ставит перед занимающимися новые, более сложные социальные задачи и представляет значительно более широкие, чем прежде, возможности для их
решения. Дальнейший путь развития лыжного спорта - в использовании всё новых достижений научно-технической революции.
Эффективность применения
тренажёров на занятиях массовой физической культурой по лыжной подготовке нельзя не учитывать, они
играют значительную роль в подготовке спортсменов-лыжников.
Тренажёр - это учебно-тренировочное устройство (или комплекс устройств), позволяющее воспроизводить целостные упражнения или их основные элементы в специально созданных для этого искусственных условиях,
обеспечивающих возможность
регламентировать режимы выполняемых движений и их целесообразное изменение [5]. Специальное оборудование, которое обеспечивает возможность моделировать какие-либо спортивные упражнения полностью или отдельные его части и при этом развивать необходимые физические качества спортсмена, можно отнести к разряду тренажёров.
Целью данной работы является теоретическое и методическое
обоснование необходимости
использования тренажерных устройств для лыжного спорта в сопряженном формировании специфического лыжного равновесия и техники лыжного двигательного действия с применением нетрадиционных методов в
педагогическом процессе.
Задачи исследования: 1. Использовать лыжные тренажерные устройства в летний период для эффективного формирования равновесия и техники лыжных ходов в подготовке к зимнему сезону.
2. В тренировочном процессе применять лыжные тренажерные устройства в подготовке к
соревновательной деятельности в летний период.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической
литературы, связанные с
общепедагогическими методами
воздействия, являются современными тенденциями педагогического спортивного процесса подготовки лыжников на разных гоночных дистанциях и диктуют новые нетрадиционные подходы и приемы формирования качеств лыжника-гонщика.
Результаты исследования и их обсуждение
Спортивный тренажёр по своим характерным признакам должен соответствовать специфическим
особенностям лыжного спорта.
Желательно, чтобы при выполнении физических упражнений на тренажёрах и в соревновательной деятельности совпадали:
1) по кинематике (внешняя картина) движений топография работающих мышц, т.е. перечень мышц, активно участвующих в работе (например, при педалировании на велоэргометре активны те же мышцы, что и при езде на велосипеде);
2) интенсивность мышечной работы (например, бег на лыжероллерах легче и ближе к бегу на лыжах, чем имитация лыжного хода);
3) зависимость развиваемой силы и скорости от времени (например, обычный резиновый бинт активно используется в тренировке лыжников на суше, так как сила сопротивлении растягиваемой резины при выполнении толчковых движений руками растёт по мере её растягивания и почти не зависит от скорости растягивания, а при выполнении толчковых движений руками, резиновый бинт проявляет силу сопротивления, преодолевая ее руками, прежде всего, определяется воздействием, скоростью движения рук) [3].
Несмотря на то, что в большинстве районов России достаточно снежная и продолжительная зима, для тренировок лыжников этого времени недостаточно, а в летний период проходят спортивные лагеря для подготовки к новому спортивному сезону, продолжающемуся круглый год, и поэтому специальные устройства являются неоценимыми. К специальным устройствам относятся лыжероллеры, роликовые коньки, пружинные и резиновые амортизаторы, которые способствуют повышению уровня развития специфических качеств лыжника и совершенствованию отдельных элементов техники лыжных ходов.
Лыжероллеры - это спортивный снаряд в виде коротких лыж на роликах, воспроизводящих на асфальте технику передвижения лыжника [6]. Лыжероллеры
относятся к спортивно-техническим средствам, которые разрабатывались для межсезонья для обеспечения
занимающимся лыжной подготовкой получение специальной нагрузки, практически аналогичной тренировкам на лыжах в зимний снеговой период. В бесснежный период лыжероллеры являются одним из основных средств подготовки лыжников и применяются главным образом для развития и совершенствования техники передвижения на лыжах и повышения специальных физических качеств [4]. Скорость передвижения на лыжероллерах (с коэффициентом трения качения) в целом несколько выше и максимально приближена к скорости скольжения на лыжах по снегу. Они позволяют воспроизводить движения лыжника во всех способах передвижения (ходы, переходы, повороты, спуски и т.д.), фазовая структура, кинематические и угловые характеристики классических и свободных стилей передвижения на лыжероллерах имеют большое сходство с передвижением на лыжах. Поэтому передвижение на лыжероллерах следует широко использовать как средство технико-тактической, специальной
физической подготовки в бесснежный период, создающее условия искусственной среды, повышающее точность движений во времени, а также силовые и пространственные компоненты, не приводящие к искажению действий и грубых ошибок [2]. Преимущества лыжероллеров как тренажёра,
применяемого в подготовке лыжников, проявляются в следующем:
1. По структуре отталкивания ногой ближе к передвижению на лыжах классическими и коньковыми стилями относятся лыжероллеры, так как они выполняют отталкивание внутренней частью стопы, что характерно для отталкивания лыжей от снега.
2. Лыжероллеры, хотя и не в полной мере, однако создают возможность воспроизведения «чувства лыжи» (её длины и веса), «чувства равновесия»,
«чувства скольжения». Крепления с ботинками на лыжероллерах
соответствуют креплениям на гоночных лыжах по снегу, что позволяет формировать и осуществлять овладение равновесием на одной лыже в момент одноопорного скольжения [2].
3. Лыжероллеры предпочтительно используются в комплексной подготовке как у лыжников, так и у биатлонистов в момент стрельбы с винтовкой на огневом рубеже с удержанием веса тела на гоночных лыжах [2]. На сегодня лыжероллеры перешли в самостоятельный вид спорта, по которому проводятся соревнования различного уровня, например, летний биатлон.
На занятиях массовой физической культурой по лыжной подготовке и занятиях на этапе начального обучения широко применяются резиновые и пружинные амортизаторы, дающие возможность моделировать движения «толчка» руками в попеременных и одновременных шагах с различными по величине отягощениями. Но эти тренажёры имеют некоторый недостаток. Усилие, прилагаемое в начале отталкивания, существенно меньше, чем в конце толчка, а на лыжах всё происходит наоборот [2].
Эффективность использования любого тренажёра обусловливается прежде всего таким свойством, как воспроизводимость движений с необходимым набором характеристик, таких как, во-первых, возможность многократного воспроизведения
двигательных действий проявляется в искусственности внешней формы и практически полное отсутствие в них естественных двигательных навыков, обусловленных онтогенезом и
филогенезом, и, во-вторых, условия искусственной среды позволяют контролировать вариации двигательных действий [1, 2, 4, 5].
Тренерско-преподавательская практика с готовностью использовала в своей деятельности тренажёры, которые ускоренно, эффективно и успешно можно
применять для решения спортивных задач. Одним из таких тренажёров является ленточный лыжный тренажер,
позволяющий максимально близко воспроизводить технику лыжных попеременных ходов классического стиля, а руки выполняют толчок, по силе и резкости соответствующий работе на лыжах. Данный тренажёр оснащён компьютерной программой, дающей информацию о частоте движений, мощности усилий работы ног и рук, а также времени выполнения, что делает его весьма эффективным, позволяющим задавать параметры работы и моделировать любые соревновательные ситуации [1, 2, 4, 5].
Заключение. Эффективность
реализации тренировочного процесса средствами тренажерных устройств в особенности зависит от высокого профессионализма тренера, его знаний о подготовке лыжников, внедрения в тренировочный процесс методических принципов физического воспитания с увеличением объема специальной подготовки, акцентированного применения в тренировочных занятиях метода сопряженного формирования
специфического скользящего равновесия и обучения технике лыжных движений, применяемых на гоночных дистанциях разной длины.
Литература
1. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, З. М. Кузнецова // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -№ 2 (35). - С. 28-38. DOI 10.14526/01 _1111_04
2. Евсеев, С. П. Формирование двигательных действий в гимнастике с помощью тренажёров : Учебное пособие / С. П. Евсеев. - Л. : изд. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1987. - 91 с.
3. Зеленин, Л. А. Технология развития равновесия в сопряженном освоении техники гребли у начинающих гребцов с помощью
тренажеров / Л. А. Зеленин // Ученые записки ун -та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 35-41.
4. Лапутин. А. Н. Технические средства обучения : учебн. пособие для ин-тов физ. культ / А. Н. Лапутин, В. Л. Уткин. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 80 с.
5. Мулик, В. В. Система многолетнего спортивного совершенствования в усложнённых условиях сопряжения основных сторон подготовленности спортсменов (на примере лыжного спорта) / В. В. Мулик. - К., 2002. - 515 с.
6. Ратов, И. П. Концепция перспектив развития физкультурно-спортивных тренажёров / И. П. Ратов // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 8. - С. 10-13.
7. Словарь спортивных терминов / Сост. Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 80 с.
References
1. Aftimichuk O. E. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2 (35), pp. 2838. DOI 10.14526/01 _1111_04, available at: http://elibrary .ru/item. asp?id=21744097
2. Evseev S. P. Formirovanie dvigatel'nykh deistvii v gimnastike s pomoshch'yu trenazherov [Motional actions formation in gymnastics with the help of training simulators], Leningrad : Physical Culture University named after P.F. Lesgaft publishing house, 1987, 91 p.
3. Zelenin L. A. Uchenye zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta, 2013, No.1 (95), pp. 35-41.
4. Laputin A. N. Tekhnicheskie sredstva obucheniya [Technical means of teaching], Moscow : Physical culture and sport, 1990, 80 p.
5. Mulik V. V. Sistema mnogoletnego sportivnogo sovershenstvovaniya v uslozhnennykh usloviyakh sopryazheniya osnovnykh storon podgotovlennosti sportsmenov (na primere lyzhnogo sporta) [The system of a long-term sports development in terms of complicated conditions of the main sides of sportsmen's readiness connection (by the example of skiing)], K., 2002, 515 p.
6. Ratov I. P. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 1990, No.8, pp. 10-13.
7. Slovar' sportivnykh terminov [Dictionary of sports terms], Moscow : SportAcademPress, 2001, 80 p.
Статья поступила в редакцию: 25.10.2015 г.