Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В БЕССНЕЖНЫЙ ПЕРИОД'

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В БЕССНЕЖНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
291
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
техническая подготовка / юные лыжники-гонщики / бесснежный период / имитационные и подводящие упражнения / лыжероллеры / классический и коньковый лыжные хода / technical training / young cross-country skiers / snowless period / simulation and lead-up exercises / rollerskis / classic and skating skiing

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скобелев Сергей Владимирович, Миронов Дмитрий Леонидович, Егоров Владимир Николаевич

Рассмотрен процесс совершенствования техники лыжных ходов начинающих лыжников-гонщиков в бесснежный период. Дано обоснование использованию имитационных и подводящих упражнений по мере становления технического мастерства юных спортсменов. Установлено, что акцент в тренировочном процессе на техническую подготовку в бесснежный период не оказывает отрицательного влияния на динамику физической подготовленности лыжников 12–13 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Скобелев Сергей Владимирович, Миронов Дмитрий Леонидович, Егоров Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TECHNICAL TRAINING OF YOUNG SKIER RACERS DURING THE SNOW PERIOD

The process of improving the skiing technique of beginner ski racers in the snowless period is considered. The substantiation is given for the use of imitation and lead-up exercises as the technical skills of young athletes develop. It has been established that the emphasis in the training process on technical training during the snowless period does not have a negative impact on the dynamics of the physical fitness of 12–13 year old skiers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В БЕССНЕЖНЫЙ ПЕРИОД»

УДК 796.92 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-10-111-119

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В БЕССНЕЖНЫЙ ПЕРИОД

С.В. Скобелев, Д.Л. Миронов, В.Н. Егоров

Рассмотрен процесс совершенствования техники лыжных ходов начинающих лыжников-гонщиков в бесснежный период. Дано обоснование использованию имитационных и подводящих упражнений по мере становления технического мастерства юных спортсменов. Установлено, что акцент в тренировочном процессе на техническую подготовку в бесснежный период не оказывает отрицательного влияния на динамику физической подготовленности лыжников 12-13 лет.

Ключевые слова: техническая подготовка, юные лыжники-гонщики, бесснежный период, имитационные и подводящие упражнения, лыжероллеры, классический и коньковый лыжные хода.

PECULIARITIES OF TECHNICAL TRAINING OF YOUNG SKIER RACERS DURING THE SNOW PERIOD

Skobelev S.V., undergraduate, s-compani@ yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Mironov D.L., candidate of pedagogical sciences, associate professor, dl mironov@ mail.ru, Russia, Tula, Tula State University, Egorov V.N., candidate of pedagogical sciences, professor, egorovw@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

The process of improving the skiing technique of beginner ski racers in the snowless period is considered. The substantiation is given for the use of imitation and lead-up exercises as the technical skills of young athletes develop. It has been established that the emphasis in the training process on technical training during the snowless period does not have a negative impact on the dynamics of the physical fitness of 12-13 year old skiers.

Key words: technical training, young crosscountry skiers, snowless period, simulation and lead-up exercises, rollerskis, classic and skating skiing.

Скобелев Сергей Владимирович, магистрант, s-compani@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Миронов Дмитрий Леонидович, канд. пед. наук, доц., Д mironov@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., egorovw@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Процесс обучения по-прежнему остается одним из наиболее важных и трудных разделов подготовки спортсмена. Обусловлено это сложностью поиска наиболее эффективных средств и методов обучения, с одной стороны, и дефицитом времени на реализацию программы обучения - с другой [5]. Вследствие этого формируются двигательные стереотипы, которые в дальнейшем исправить (и тем более улучшить технику двигательного действия) крайне слож-

но [3, 6].

Лыжный спорт является одним из видов спорта, в котором продолжительность «снежного» сезона ограничивает процесс технической подготовки. Кроме того, обучение спортсменов-новичков технике основных лыжных ходов осложняется относительно слабым уровнем их двигательной подготовленности. В целом это негативно отражается на качестве технической подготовки юных юным лыжникам-гонщикам спортсменов, им трудно адаптироваться к достаточно значительным объемам тренировоч -

ной нагрузки с относительно высокой интенсивностью [9]. Негативным моментом в данной ситуации также является дефицит времени, когда тренеру приходится за относительно короткий снежный период форсировать процесс обучения лыжным ходам [2, 4, 7, 8].

Сложившаяся ситуация заставляет специалистов искать пути решения данной проблемы, одним из которых является разработка системы подготовки начинающих спортсменов-лыжников в бесснежный период. Основой этой системы, с нашей точки зрения, должны стать имитационные и подводящие упражнения, их использование позволит повысить не только качество технической подготовки юных лыжников, но и эффективность их тренировочного процесса в целом.

Цель исследования заключается в качественном улучшении процесса технической подготовки юных лыжников-гонщиков в бесснежный период.

Задачи исследования:

1) выявить факторы, сдерживающие процесс обучения начинающих лыжников-гонщиков технике лыжных ходов;

2) разработать с учетом уровня технической подготовленности юных лыжников комплекс имитационных и подводящих упражнений, предназначенный для использования в бесснежный период и направленный на становление и совершенствование техники лыжных ходов;

3) экспериментально обосновать эффективность разработанного комплекса упражнений для повышения уровня технической и физической подготовленности начинающих лыжников-гонщиков.

Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое тестирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В исследовании приняли участие юноши 12-13 лет с двухгодичным стажем занятий лыжным спортом (до эксперимента). Продолжительность эксперимента составила 8 месяцев (с апреля по ноябрь 2021 г.).

Были сформированы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 10 человек в каждой. Уровень двигательной подготовленности определялся по результатам тестов: прыжка в длину с места, подтя -гивания из виса на перекладине и бега на 1000 метров. Уровень технической подготовленности определялся по оценкам экспертной группы, состоявшей из трех тренеров-преподавателей по лыжным гонкам со стажем работы более 10 лет. Экспертами по 5-балльной шкале оценивалась техника передвижения классическим и коньковым лыжными ходами.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов исходного исследования показал, что уровень двигательной подготовленности в КГ и ЭГ был примерно одинаковым так же как и по уровню технической подготовленности.

Оценки экспертов в передвижении одновременным бесшажным классическим ходом в ЭГ находились на уровне 2,5 балла, в КГ - 2,3 балла. В передвижении попеременным двушажным классическим ходом показатель в ЭГ составил 2,1 балла, а в КГ - 2,2 балла. При передвижении одновременным одношажным классическим ходом показатель ЭГ оценивался 2,0 балла, а в КГ - 2,2 балла. Различия в оценках экспертов в КГ и ЭГ статистически недостоверны. В передвижении одновременным одношажным коньковым ходом результат в ЭГ был равен 1,8 балла, в КГ - 1,7 балла. При передвижении одновременным двушажным коньковым ходом результаты ЭГ и КГ были одинаковы и составили 1,3 балла. Различия в оценках экспертов в КГ и ЭГ также были статистически недостоверными.

Типичными ошибками при передвижении на лыжах (за которые эксперты снижали оценку за технику) были следующие [1]:

- классический ход: двухопорное скольжение, отсутствие подседа-ния перед отталкиванием, скольжение на выпрямленных ногах, отталкивание вперед-вверх (в виде небольшого подпрыгивания), работа рук, при которой палки больше используются для поддержания баланса;

- коньковый ход: скольжение на выпрямленных ногах, отсутствие подседания перед отталкиванием, отталкивание отведением ноги (вместо ее выпрямления), отсутствие переноса массы тела на опорную ногу, сгибание маховой ноги (при ее проносе).

Выявленные типичные ошибки позволили определить ряд органи -зационно-методических условий, соблюдение которых способствовало бы повышению качества процесса обучения технике передвижения на лыжах юных спортсменов.

В отличие от лыжников-гонщиков КГ, испытуемые ЭГ активно совершенствовали технику лыжных ходов с использованием подводящих и имитационных упражнений. Причем, для испытуемых ЭГ основным критерием эффективности их подготовки в этот период была не скорость пе -редвижения на роллерах, а оценка за технику выполнения лыжных ходов.

Продолжительность каждой тренировки лыжников ЭГ и КГ составляла 1,5-2 часа. Тренировки проходили четыре раза в неделю (1-й, 2-й, 4-й и 5-й дни недели). По своей направленности занятия в обеих группах в 1 -й и 4-й дни недели преимущественно были посвящены технической подго -товке, а во 2-й и 5-й - преимущественно физической. Величина нагрузки и содержание физическая подготовка (во 2-й и 5-й дни недельного микроцикла) в КГ и ЭГ практически не отличались. Совершенствовались силовые, скоростно-силовые, координационные способности (большое внимание уделялось способности сохранять динамическое равновесие), а также общая выносливость.

Техника выполнения лыжных ходов в КГ совершенствовалась главным образом во время тренировки на роллерах на дистанции от 5 до 15 км.

По ходу выполнения данного задания испытуемым давались определенные указания и двигательные установки, направленные на совершенствование техники лыжных ходов. В подготовке лыжников КГ также использовались подводящие упражнения, но на их выполнение отводилось не более 20-25 % времени от основной части каждого занятия, посвященного технической подготовке.

Занятия технической направленности в ЭГ (1-й и 4-й дни недельного микроцикла) имели существенные отличия от занятий КГ. Разработанный комплекс подводящих и имитационных упражнений был основан на реализации дидактического принципа «от простого к сложному». Начало занятий по технической подготовке характеризовалось выполнением упражнений в облегченных условиях. Испытуемые ЭГ в течение первых двух месяцев эксперимента не использовали роллеры. В этот период применялась шаговая имитация (сначала она была без палок, потом с пал -ками). После закрепления соответствующего умения переходили к шагово -прыжковой имитации (это осуществлялось таким же образом: первона-чально без палок, а потом уже с палками). Помимо шаговой и шагово-прыжковой имитаций лыжных ходов, в ЭГ активно использовались подводящие упражнения: отрабатывалась работа рук стоя на месте (использовались резиновые амортизаторы), выполнялась работа в положении стоя поочередно правой и левой ногой (также использовались резиновые амортизаторы), выполнялись «короткие» прыжки с ноги на ногу вперед - в сторону с акцентом на быстрое отталкивание (длина каждого прыжка около 1 м, руки имитируют работу палками) и др. На этом этапе подготовки примерно 50 % времени отводилось на шаговую имитацию, а оставшиеся 50 % - на подводящие упражнения.

В последующие два месяца к подводящим упражнениям была добавлена езда на роллерах, в процессе которой также имитировалась техника различных лыжных ходов. Все имитационные упражнения на роллерах выполнялись под уклон в 5-6 ° (повторно каждый испытуемый проезжал под уклон 70-80 м). Сначала эти упражнения выполнялись без палок, а потом с палками, интенсивность их выполнения (оценивалась субъективно по силе отталкивания ногами) постепенно возрастала до 75-80 %. Из имитационных упражнений (без езды на роллерах) постоянно выполнялись только упражнения шагово-прыжковой имитации с палками. На этом этапе соотношение средств технической подготовки было следующим: 20 % -шаговая имитация, 40 % - подводящие упражнения (активно использовались резиновые амортизаторы, что в значительной мере отражалось на направленности данного воздействия, делая его сопряженным), 40 % - имитационные упражнения на роллерах.

В течение оставшихся трех месяцев эксперимента к данному арсеналу упражнений технической подготовки добавлялись еще и гонки на роллерах (на отрезках от 3 до 6 км). По ходу этих гонок испытуемым давались определенные указания и двигательные установки, направленные на совершенствование техники лыжных ходов. На этом этапе соотношение средств совершенствования техники лыжных ходов было следующим: 10 % - шаговая имитация, 30 % - подводящие упражнения, 30 % - имитационные упражнения на роллерах, 30 % - гонки на роллерах.

В КГ и ЭГ первое «техническое» занятие в недельном микроцикле было в основном посвящено совершенствованию техники классического хода, а второе - конькового.

Результаты тестирования двигательной подготовленности испытуемых КГ и ЭГ, которое было проведено после окончания эксперимента, свидетельствовали, что ни по одному из исследуемых показателей нет дос -товерных межгрупповых различий (таблица).

Показатели двигательной подготовленности лыжников КГ и ЭГ в начале и конце педагогического эксперимента, М±т

Тесты Начало Конец

КГ (n=10) ЭГ (n=10) t P КГ (n=8) ЭГ (n=9) t P

Прыжок в длину с/м, см 186,1±4,0 187,3±4,3 0,71 >0,05 192,4±3,6 191,5±4,1 0,85 >0,05

Подтягивание, раз 7,8±0,3 7,2±0,4 1,03 >0,05 8,9±0,4 8,7±0,5 0,42 >0,05

Бег на 1000 м, мин 5,07±0,22 5,10±0,15 0,45 >0,05 4,26±0,36 4,60±0,24 1,15 >0,05

Примечание: при 1>2,23, P<0,05.

Анализ динамики результатов двигательной подготовленности лыжников в процессе педагогического эксперимента показал, что показатель силы (тест «подтягивание на перекладине») в обеих группах улучшился: в КГ - на 20,8 , в ЭГ - на 14,1 %. О повышении уровня выносливости в КГ и ЭГ свидетельствовали показатели в тесте «бег на 1000 м»: на 16,0 и 9,8 % соответственно. Темпы роста показателей скоростно-силовых способностей (тест «прыжок в длину с места») были незначительными: в КГ этот показатель улучшился на 3,4 %, а в ЭГ - на 2,2 %.

На основе анализа динамики показателей технической подготовленности (оценок экспертов) юных спортсменов по окончании эксперимента можно констатировать, что в ЭГ, в сравнении с КГ, достигнуто более выраженное улучшение всех показателей в технике передвижения классическим и коньковым лыжными ходами (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Результаты экспертной оценки техники передвижения на лыжах классическим ходом в конце педагогического эксперимента, баллы

3

Рис. 2. Результаты экспертной оценки техники передвижения на лыжах коньковым ходом в конце педагогического эксперимента, баллы

Оценочная экспертиза техники передвижения классическим и коньковым ходами в КГ и ЭГ в конце эксперимента (в декабре) показала, что наибольший прирост показателей наблюдался только в ЭГ: в одновремен-

ном бесшажном классическом ходе оценка улучшилась на 0,9 балла (в КГ - на 0,3 балла), в попеременном двухшажном классическом ходе - на 1,1 балла (в КГ - на 0,6 балла), в одновременном одношажном классиче -ском ходе - на 1 балл (в КГ - на 0,6 балла), в одновременном одношажном коньковом ходе - на 0,8 балла (в КГ - на 0,5 балла), в одновременном двухшажном коньковом ходе - на 1 балл (в КГ - на 0,6 балла).

Заключение. Анализ научно-методической литературы показал, что процесс обучения технике лыжных ходов на начальном этапе подго -товки может замедляться по следующим причинам:

- низкий уровень общей физической подготовленности обучающихся;

- недостаток опыта технической подготовки (в первую очередь обусловливается «сезонностью» лыжных гонок и, как следствие, относительно небольшой продолжительностью «снежного» периода подготовки);

- слабая мотивация юных спортсменов к процессу обучения технике лыжных ходов.

На основе данных литературных источников, а также оценок экс -пертов, определивших (до начала эксперимента) уровень технической подготовленности испытуемых (юных лыжников-гонщиков, находящихся на этапе начальной подготовки, группа НП 2), был разработан комплекс под -водящих и имитационных упражнений (в том числе и упражнений на роллерах), характеризующийся более точным воспроизведением движений в условиях отсутствия у юных спортсменов достаточного практического опыта передвижения на лыжах и слабой их физической подготовленности. Данный комплекс позволяет проводить обучение технике передвижения на лыжах в бесснежный период. Комплекс разработан для пяти лыжных ходов, которые являются основными и наиболее часто используемыми лыжниками-гонщиками.

Более пристальное внимание к технической подготовке юных лыжников в период межсезонья (за счет увеличения объема подводящих упражнений и включения в процесс подготовки постепенно усложняющихся имитационных упражнений) не приводит к какому-либо «чувствительному» снижению темпов их физической подготовленности, с одной стороны, а с другой - способствует повышению качества освоения техники лыжных ходов (это уменьшает вероятность переучивания лыжников в будущем и, как следствие, делает более эффективной их подготовку на сле -дующих этапах многолетнего тренировочного процесса).

Список литературы

1. Горбунов С.С. Обучение технике передвижения на лыжах в условиях дефицита учебного времени // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. Вып. 2. С. 29-38.

2. Дронина О.А. Средства специальной подготовки лыжников-гонщиков в бесснежный период // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организа -ций и сотрудников силовых ведомств: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск: Изд-во ВСИ МВД, 2014. С. 351-353.

3. Дюкина Л.А., Игнатьев С.В. Техническая подготовка лыжников-гонщиков 12-13 лет // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 6. С. 99-105.

4. Залесова О.В., Ворончихин Д.В. Подготовка лыжников в межсезонье // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. статей Всерос. круглого стола. Орел: Изд-во ОЮИ МВД РФ им. В.В. Лукьянова, 2020. С. 61-64.

5. Миронов Д.Л., Егоров В.Н., Попов Э.М. Анализ эффективности различных подходов к скоростно-силовой подготовке юных легкоатлетов-спринтеров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. Вып 4. С. 132-138.

6. Мясникова Д.В. Особенности подготовки юных лыжников на этапе начальной спортивной специализации // Новые информационные технологии в науке: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2017. С. 154-157.

7. Обучение студентов технике лыжных ходов на основе имитаци -онных и специально-подготовительных упражнений / Е.Б. Коломейцева [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 5 (159). С. 125-128.

8. Плохой В.П. Подготовка юных лыжников-гонщиков: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во «Спорт», 2016. 184 с.

9. Сорокина К.А., Ершова В.С., Маннер А.В. Пути повышения эффективности обучения на начальном этапе в лыжном спорте // Вопросы педагогики. 2022. № 1. С. 264-266.

References

1. Gorbunov S.S. Obuchenie tekhnike peredvizheniya na lyzhah v usloviyah deficita uchebnogo vremeni [Teaching the technique of skiing in conditions of shortage of training time] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2013. Iss. 2. P. 29-38.

2. Dronina O.A. Sredstva special'noj podgotovki lyzhnikov-gonshchikov v bess-nezhnyj period [Means of special training of ski racers in the snowless period] // Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: sat. materials of the International scientific-practical. conf. Irkutsk: Izd-vo VSI MVD, 2014. P. 351-353.

3. Dyukina L.A., Ignat'ev S.V. Tekhnicheskaya podgotovka lyzhnikov-gonshchikov 12-13 let [Technical training of cross-country skiers aged 12-13] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2020. Iss. 6. P. 99-105.

4. Zalesova O.V., Voronchihin D.V. Podgotovka lyzhnikov v mezhsezon'e [Preparation of skiers in the off-season] // Improving the physical training of law enforcement officers: sat. articles Vseros. round table. Orel: Publishing House of the OUI of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. V.V. Lukyanova, 2020. P. 61-64.

5. Mironov D.L., Egorov V.N., Popov E.M. Analiz effektivnosti razlichnyh podhodov k skorostno-silovoj podgotovke yunyh legkoatletov-sprinterov [Analysis of the effectiveness of various approaches to speed-strength training of young sprinters] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2016. Iss. 4. P. 132-138.

6. Myasnikova D.V. Osobennosti podgotovki yunyh lyzhnikov na etape nachal'noj sportivnoj specializacii [Features of the training of young skiers at the stage of initial sports specialization] // New information technologies in science: coll. articles of the International scientific-practical. conf. Ufa: Omega Science, 2017. P. 154-157.

7. Obuchenie studentov tekhnike lyzhnyh hodov na osnove imitacionnyh i special'no-podgotovitel'nyh uprazhnenij [Teaching students the technique of skiing on the basis of simulation and special preparatory exercises] / E.B. Kolomejceva [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft ]. 2018. No. 5 (159). P. 125-128.

8. Plohoj V.P. Podgotovka yunyh lyzhnikov-gonshchikov [Training of young skiers-racers]: study method. allowance. M.: Publishing House "Sport", 2016. 184 p.

9. Sorokina K.A., Ershova V.S., Manner A.V. Puti povysheniya effektivnosti obu-cheniya na nachal'nom etape v lyzhnom sporte [Ways to improve the effectiveness of training at the initial stage in skiing] // Voprosy pedagogici [Questions of Pedagogy]. 2022. No. 1. P. 264-266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.