Научная статья на тему 'Особенности планирования годичного цикла лыжников-гонщиков в условиях республики Саха (Якутия)'

Особенности планирования годичного цикла лыжников-гонщиков в условиях республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / TRAINING LOAD / ГОДИЧНЫЙ ЦИКЛ / ANNUAL CYCLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Н. А., Дьячковский А. Г., Данилов М. В., Омукова К. К.

Рост спортивных результатов в лыжной гонке во многом зависит от эффективного распределения тренировочных и соревновательных нагрузок на различных этапах годичной подготовки. В исследованиях последних лет одним из рациональных способов организации тренировочной нагрузки в годичном цикле признается подход, связанный с концентрацией тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности на определенных этапах. Одним из фактов, обуславливающих надежность спортивного достижения лыжника-гонщика, является грамотная и систематичная многолетняя подготовка в условиях Республики Саха-Якутия. Распределение тренировочных нагрузок по микроциклам с учетом климатических особенностей Якутии и подбор комплекса упражнений, направленных на развитие технической и специальной подготовки лыжника-гонщика школьного возраста улучшили результаты исследуемых. В Республике Саха (Якутия) существует такой вариант периодизации годичного цикла тренировки: подготовительный летне-осенний (июнь-сентябрь), зимний (декабрь-январь); соревновательный осенне-зимний (октябрь-ноябрь), зимне-весенний (февраль-март-апрель); переходный (май).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Н. А., Дьячковский А. Г., Данилов М. В., Омукова К. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности планирования годичного цикла лыжников-гонщиков в условиях республики Саха (Якутия)»

особенности планирования годичного цикла лыжников-гонщиков в условиях республики саха (якутия)

УДК/UDC 796.922

Информация для связи с автором: nadezhda [email protected]

Поступила в редакцию 01.06.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Винокурова1 А.Г. Дьячковский1 М.В. Данилов1

Соискательница К.К. Омукова1

1Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск

features of planning of annual cycle of cross-country skiers in republic of sakha (yakutia)

Ph.D., Associate Professor N.A. Vinokurova1

A.G. D'yachkovskiy1

M.V. Danilov1

Candidate K.K. Omukova1

11nstitute of Physical Culture and Sport of North-Eastern Federal University named after M.IK Ammosov, Yakutsk

Аннотация

Рост спортивных результатов в лыжной гонке во многом зависит от эффективного распределения тренировочных и соревновательных нагрузок на различных этапах годичной подготовки. В исследованиях последних лет одним из рациональных способов организации тренировочной нагрузки в годичном цикле признается подход, связанный с концентрацией тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности на определенных этапах. Одним из фактов, обуславливающих надежность спортивного достижения лыжника-гонщика, является грамотная и систематичная многолетняя подготовка в условиях Республики Саха-Якутия.

Распределение тренировочных нагрузок по микроциклам с учетом климатических особенностей Якутии и подбор комплекса упражнений, направленных на развитие технической и специальной подготовки лыжника-гонщика школьного возраста улучшили результаты исследуемых. В Республике Саха (Якутия) существует такой вариант периодизации годичного цикла тренировки: подготовительный - летне-осенний (июнь-сентябрь), зимний - (декабрь-январь); соревновательный - осенне-зимний (октябрь-ноябрь), зимне-весенний (февраль-март-апрель); переходный (май).

Ключевые слова: тренировочная нагрузка, годичный цикл.

Annotation

The growth of sports results in cross-country skiing depends on the efficient distribution of training and competitive loads in various phases of annual training. In studies of recent years one of the rational ways of organizing training load in the annual cycle was proved to be the approach related to concentration of training loads of different primary purposes at certain stages. One of the facts causing the reliability of sports performance of cross-country skiers is a competent and systematic long-term training in the Republic of Sakha-Yakutia. Training loads distributed between microcycles with due regard to the climatic characteristics of Yakutia and selected sets of exercises aimed at the development of technical and special training of school-age cross-country skiers have improved the performance of the subjects.

The periodization of the annual training cycle in the Republic of Sakha (Yakutia) takes place in the following way: pre-season - summer and fall (June-September), winter - (December-January); regular season - autumn-winter (October-November), winter-spring (February-March-April); off-season (May).

Keywords: training load, annual cycle.

Введение. Республика Саха (Якутия), расположенная на северо-востоке Российской Федерации, является одним из интереснейших регионов мира по своеобразию процессов формирования генофонда коренного населения. Территория республики составляет 18 % от территории Российской Федерации, но в силу суровых природных и климатических условий слабо заселена. Зима в Якутии продолжительная, холодная и малоснежная, а лето короткое, на большей части территории засушливое, с относительно высокими температурами. Поэтому планирование годичного цикла тренировочного процесса лыжников-гонщиков независимо от возраста в корне отличается от такового в средней полосе России. Подготовительный период в тренировке лыжника-гонщика в условиях Республики Саха (Якутия) делится на два этапа.

1-й этап - летне-осенний. Он начинается с июня и заканчивается в октябре. Важнейшая задача подготовки в это время - постепенное повышение уровня общей физической подготовленности. Здесь большое внимание уделяется развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности, а также овладению элементами техники или их совершенствованию. В это время продолжается совершенствование элементов техники передвижения на лыжах с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время. Общий объем тренировочной нагрузки на этом этапе постепенно продолжает повышаться, растет и интенсивность выполнения циклических упражнений. Однако общая интенсивность нагрузки увеличивается несколько медленнее и чуть отстает от кривой роста объема. Это принципиальная схема

изменения объема и интенсивности, но в отдельные микроциклы объем, а вслед за ним и интенсивность могут значительно повышаться в зависимости от поставленных задач. Такое повышение иногда достигает околопредельных величин, что допустимо только на основе высокого уровня ОФП, который на данном этапе постепенно уменьшается, но задача удержания достигнутого уровня основных физических качеств (средствами ОФП) должна быть решена полностью, и снижение достигнутого уровня недопустимо. Вместе с тем значительно увеличивается объем средств СФП.

2-й этап - зимний. В зависимости от климатических условий (времени установления в данной местности снежного покрова) и квалификации лыжников (сильнейшие лыжники выезжают на первый снег в г Алдан - Центр спортивной подготовки) сроки начала зимнего этапа различны. В средней полосе он обычно начинается в третьей декаде ноября или чуть позже. Заканчивается зимний этап обычно в конце декабря -начале января, с началом основных соревнований сезона. Во многом сроки зависят от календаря соревнований и квалификации лыжников.

Второй подготовительный период лыжников-гонщиков в Республике Саха (Якутия) планируется на декабрь-январь, когда температура воздуха опускается ниже -40о. Именно поэтому учебно-тренировочные занятия лыжников-гонщиков проводятся в условиях спортивных залов. В Якутии соревновательный период также имеет два этапа. Первый этап - октябрь-ноябрь; второй - февраль-март-апрель. В подготовке лыжника в соревновательном периоде ставятся следующие важнейшие задачи: дальнейшее развитие специальных физических и морально-волевых качеств; сохранение ОФП на достигнутом уровне; стабилизация навыков в технике способов передвижения на лыжах; овладение тактикой и приобретение соревновательного опыта. Подготовка в соревновательном периоде строится на основе чередования недельных циклов тренировочного характера с соревновательными. При построении тренировочного цикла объем и интенсивность нагрузки повышаются. Соревновательный цикл (заканчивающийся стартом на различные дистанции) предусматривает стабилизацию или некоторое снижение объема нагрузки (в зависимости от целей и масштаба соревнований) с увеличением ее интенсивности. В целом в связи с участием в соревнованиях тренировочная нагрузка как по объему, так и по интенсивности претерпевает значительные волнообразные изменения. Если старты на различные дистанции проходят каждую неделю, то соревновательный недельный цикл, как правило, остается постоянным по применяемым методам и направленности тренировочной нагрузки, хотя ее объем и интенсивность могут меняться в зависимости от степени утомления от предыдущих соревнований и длины дистанции предстоящих. Порой в календарном плане нет одинаковых интервалов между рядом соревнований. Кроме того, на отдельных стартах перед лыжником не ставится цель показать наивысший результат, поэтому спортсмен должен так спланировать свою подготовку, чтобы на общем фоне улучшения спортивной формы добиться ее наивысшего подъема именно в дни основных соревнований. Иногда между ответственными соревнованиями важно обеспечить восстановление и затем добиться нового подъема спортивной формы. Такие волнообразные чередования подъемов и некоторых спадов в развитии спортивной формы дают возможность показывать высокие результаты на всех ответственных соревнованиях длительного зимнего сезона. По существу, спортсмен должен находиться в спортивной форме 3,5 месяца. Важно, чтобы процесс сохранения спортивной формы и ее наивысших подъемов был управляемым, что обеспечивается вдумчивой, кропотливой совмест-

ной работой ученика и тренера. Хорошее знание своих возможностей и особенностей подготовки обеспечит лыжнику высокие и стабильные результаты как на протяжении всего сезона, так и в течение ряда лет. Весной, после улусных, республиканских соревнований, зная свои слабые стороны и недостатки в физической, технической, функциональной подготовке, начинаем подготовку к следующему сезону. Снега бывает еще достаточно, чтобы полноценно тренироваться. Занятия проводятся утром, примерно с 9 до 11 ч утра, по замерзшему насту. Преимущество этих тренировок в том, что не надо специально готовить лыжную трассу. Поверхность снега так тверда, что кататься на лыжах можно везде, где лежит снег В это время года скольжение очень хорошее, и поэтому отрабатываем технику подъемов одновременным двухшажным, одновременным одношажным коньковыми ходами, спусков с крутыми поворотами, торможения разными способами... К концу апреля снег по склонам начинает таять, продолжаем тренироваться по оттаявшным дорогам, где одна равнина. Работаем на технику коньковых ходов по равнине, поворотов вправо, влево полуконьковым ходом, ускорения по прямой, одноопорное скольжение, коньковый ход без палок, одновременный и попеременный бесшажный ходы и т. д.

Основными задачами переходного периода являются полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года, а также поддержание тренированности на определенном уровне для обеспечения оптимальной готовности лыжников к началу очередного годичного цикла. В весенне-летнее время можно бегать кроссы по пересеченной местности, заниматься греблей на байдарках по многочисленным речкам и озерам, плавать разными способами по течению и против течения, ездить на велосипеде в условиях бездорожья, ходить в дальние походы. Для закрепления и усвоения технических навыков и умений используем шаговую и прыжковую имитации с лыжными палками на подъемах разной крутизны, имитацию попеременного двухшажно-го хода на песчаном берегу реки по колено в воде.

Цель исследования - построение рациональной структуры планирования годичного цикла подготовки лыжников-гонщиков в условиях РС (Я).

Методика и организация исследования. В исследовании применялись тестирование физической подготовленности в начале и в конце эксперимента и метод математической статистики. В каждой группе было по 20 человек. Экспериментальное тестирование проводилось два раза в год. Возраст испытуемых - 14-15 лет. Все занимающиеся имели подготовленность до III спортивного разряда. Планирование годичного тренировочного процесса лыжников-гонщиков этих групп было направлено на развитие основного качества - специальной выносливости. За период исследования группами выполнен одинаковый объем циклической работы. В неделю проводилось 4-6 тренировочных занятий, каждое по 2-2,5 ч. Из них на развитие специальной выносливости отводилось 4 дня по 1,5-2 ч.

Экспериментальная группа тренировалась по следующей схеме: 2 дня - бег на лыжах или лыжероллерная подготовка и 2 дня - имитационная подготовка. Контрольная группа: 4 дня - только имитационная подготовка. Основные различия в тренировочном процессе групп заключались в том, что экспериментальная группа (в летнее время и в декабре-январе) больше времени уделяла лыжероллерной подготовке, а контрольная - специальным упражнениям, т. е. имитации с палками и прыжковым упражнениям. В весеннее-осенний период подготовки план учебно-тренировочных занятий в обеих группах был одинаковым (в основном силовая подготовка и бег на лыжах).

Результаты исследования и их обсуждение. Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп показало, что применение в бесснежном периоде и в сильные морозы (декабрь-январь) в круглогодичной подготовке лыжероллеры и имитационные упражнения положительно влияет на спортивный результат занимающихся. Здесь большое значение имеют чередование упражнений и индивидуальный подход к каждому лыжнику-гонщику. Лыжный спорт, как показывает практика и как свидетельствуют труды ученых в области физического воспитания, - один из самых трудоемких видов спорта. Чем выше мастерство спортсмена, тем больше внимания нужно уделить воспитаннику, чтобы он не превысил дозировку выполняемой нагрузки, интенсивность, правильно выбрал технику и интервал отдыха между повторениями в течение всего тренировочного процесса.

Анализируя полученные данные, можно констатировать, что распределение тренировочных нагрузок по микроциклам с учетом климатических особенностей Якутии и подбор комплекса упражнений, направленных на развитие технической и специальной подготовленности лыжника-гонщика школьного возраста, сопровождались улучшением его результатов.

Вывод. Распределение тренировочных нагрузок по микроциклам с учетом климатических особенностей Якутии и подбор комплекса упражнений, направленных на развитие технической и специальной подготовки лыжника-гонщика школьного возраста, улучшили результаты исследуемых.

Использованная литература

1. Алешина Н.С. Структура тренировочных нагрузок в годичном цикле для развития и поддержания специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков / Н.С. Алешина. - Тула, 2005.

2. Федорова С.А. Этногеномика коренных народов Республики Саха (Якутия): автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.А. Федорова. -Якутск, 2008 - С. 3-4.

3. Лыткин М.И. Воспитание скоростно-силовых качеств лыжников 15-17 лет средствами национальных видов спорта Якутии / М.И. Лыткина. - М., 1997.

4. Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера / Н.К. Шамаев. - Якутск, 1996.

5. Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах Севера / Н.К. Шамаев. - Якутск, 1999.

References

1. Aleshina, N.S. Struktura trenirovochnykh nagruzok v godichnom tsikle dlya razvitiya i podderzhaniya spetsial'noy vynoslivosti u yunykh lyzhnikov-gonshchikov (Structure of training loads in a year cycle to develop and maintain special endurance of junior cross-country skiers) / N.S. Aleshina. - Tula, 2005.

2. Fedorova, S.A. Etnogenomika korennykh narodov respubliki Saha (Yakutiya): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Ethnogenomics of indigenous peoples of the Republic of Sakha (Yakutia): Abstract of Ph.D. thesis). - P. 3-4.

3. Lytkin, M.I. Vospitanie skorostno-silovykh kachestv lyzhnikov 15-17 let sredstvami natsional'nykh vidov sporta Yakutii (Raising strength-speed qualities of skiers aged 15-17 years using national sports of Yakutia) / M.I. Lytkina. - Moscow, 1997.

4. Shamaev, N.K. Osobennosti metodiki fizicheskogo vospitaniya v usloviyakh Severa (Features of technique of physical training in the North) / N.K. Shamaev. - Yakutsk, 1996.

5. Shamaev, N.K. Osnovy metodiki urochnoy sistemy fizicheskogo vospitaniya v shkolakh Severa (Basics of technique of lesson system of physical education in in schools of the North). - Yakutsk, 1999.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

Единой спортивной КЛАССИФИКАЦИИ - 80 ЛЕТ!

УДМ^С 796(091) Поступила в редакцию 18.08.2015 г.

Член-корр. РАО, доктор биологических наук, профессор В.К. Бальсевич1

1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: юбилей, ЕВСК, индикатор, показатели.

19 сентября 2015 г. исполняется 80 лет со дня принятия Единой спортивной классификации. Единая всесоюзная спортивная классификация была создана вслед за комплексом ГТО в целях дальнейшего совершенствования средств, методов и форм организации физического воспитания населения.

Положение о Единой всероссийской спортивной классификации, равно как и сами нормы и требования Единой всероссийской (ранее всесоюзной) спортивной классификации и условия их выполнения, стало одним из самых важных организационно-нормативных документов, регулирующих управление отечественным спортом. На его основе формируются нормы и требования к повышению квалификации спортсменов, присваиваются спортивные разряды и звания, планируется система спортивных соревнований и соответственно система подготовки спортсменов с учетом принципа постепенности, происходит планирование наполняемости и загруженности тренировочных групп различного уровня. На основе учета спортсменов, имеющих спортивные разряды и спортивные звания, оценивается эффективность работы всех спортивных учреждений Российской Федерации, в том числе и тарификация заработной платы тренеров и работников в сфере физической культуры и спорта.

Доля спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе специализированных детско-юношеских учреждений, и доля спортсменов, имеющих I спортивный разряд и спортивные звания, в общем количестве лиц, занимающихся в системе специализированных детско-юношеских учреждений, включены в целевые индикаторы и показатели Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 21 января 2015 г. за № 30.

Единая всероссийская спортивная классификация - уникальная разработка советской спортивной науки, которая стало базисом для функционирования всей системы российского спорта.

От имени редакционной коллегии журнала поздравляем Министерство спорта Российской Федерации, отдел государственной аккредитации и спортивной классификации Департамента развития летних видов спорта!

Литература

1. Бальсевич В.К. Развитие российской спортивной науки: проблемы и пути решения / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 6. - С. 9-12.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.