Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В БЕССНЕЖНЫЙ ПЕРИОД'

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В БЕССНЕЖНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЛЫЖНИКИ - ГОНЩИКИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП / БЕССНЕЖНЫЙ ПЕРИОД / МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотухина Анна Сергеевна, Горлова Юлия Ивановна

В статье раскрываются проблемы повышения эффективности техники передвижения лыжников - гонщиков в бесснежный период на тренировочном этапе. Показано, что соотношение видов специальной подготовки и чередование нагрузки по микроциклам в экспериментальной группе обеспечивает повышение специальной работоспособности и технического мастерства лыжников - гонщиков и дает возможность переноса технических навыков с лыжероллеров на лыжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотухина Анна Сергеевна, Горлова Юлия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL TRAINING FOR CROSS-COUNTRY SKIERS IN THE SNOWLESS PERIOD

The article reveals the problems of improving the efficiency of the technique of movement of ski racers in the snowless period at the training stage. It is shown that the ratio of types of special training and alternating load on microcycles in the experimental group provides an increase in special performance and technical skill of ski racers and makes it possible to transfer technical skills from roller skiers to skis.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В БЕССНЕЖНЫЙ ПЕРИОД»

УДК 796.92

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В БЕССНЕЖНЫЙ ПЕРИОД

SPECIAL TRAINING FOR CROSS-COUNTRY SKIERS IN THE SNOWLESS PERIOD

Золотухина Анна Сергеевна

студент

факультет физической культуры и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Zolotukhina Anna Sergeevna

student

faculty of physical culture and sports Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Горлова Юлия Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методики физической культуры и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Gorlova Yulia Ivanovna associate professor

department of theory and methods of physical culture and sports Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статье раскрываются проблемы повышения эффективности тех -ники передвижения лыжников-гонщиков в бесснежный период на тренировочном этапе. Показано, что соотношение видов специальной подготовки и чередование нагрузки по микроциклам в экспериментальной группе обеспечивает повышение специальной рабо-тоспособности и технического мастерства лыжников-гонщиков и дает возможность переноса технических навыков с лыжероллеров на лыжи.

Abstract. The article reveals the problems of improving the efficiency of the technique of movement of ski racers in the snowless period at the training stage. It is shown that the ratio of types of special training and alternating load on microcycles in the experimental group provides an increase in special performance and technical skill of ski racers and makes it possible to transfer technical skills from roller skiers to skis.

Ключевые слова: специальная подготовка; лыжники-гонщики; тренировочный этап; бесснежный период; методы подготовки.

Keywords: special training; ski racers; training stage; snow-free period; preparation methods.

Тренировочная и соревновательная деятельность лыжников значительно отличается от деятельности спортсменов иных циклических видов. У лыжников-гонщиков присутствует разнообразие в способах передвижения на лыжах, которое предс-

тавлено множеством лыжных ходов коньковых и классических, попеременных и одновременных, несколькими способами подъемов и спусков, различными способами торможения, поворотами и преодолением неровностей.

При использовании определенного способа передвижения, спортсмены опираются на естественные изменения погодных условий, особенностей структуры трассы, набора высоты на ней, состояние снега, особенности подготовки инвентаря, собственные физические кондиции.

Лыжнику необходимо учитывая все условия передвижения и состояния, выбрать самый рациональный способ передвижения на определенном участке дистанции. Это в свою очередь считается степенью тактической подготовленности лыжника [1, 3].

В лыжных гонках техническое мастерство квалифицированного лыжника оказывает значительное влияние на результат в соревнованиях, особенно в коротких дистанциях [2].

Цель нашего исследования является повышение эффективности техники передвижения лыжников гонщиков в бесснежный период на тренировочном этапе.

Объект исследования - процесс подготовки лыжников-гонщиков.

Предмет исследования - структура тренировочного процесса лыжников-гонщи-ков в подготовительном бесснежном периоде на тренировочном этапе.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную и методическую литературу планирования подготовки лыжников гонщиков в различные тренировочные периоды.

2. Определить оптимальное соотношение специальных средств и методов тренировки с применением лыжероллеров.

3. Экспериментально обосновать и определить эффективность методики совершенствования техники передвижения лыжников гонщиков в бесснежный период на этапе углубленной специализации.

Наше исследование проводилось на базе БУ ОО СШОР №10, в исследовании принимали участие лыжники гонщики 11-1 разрядов. Было обследовано 20 юношей в возрасте 16-18 лет, которые были организованы в 2 группы, первая группа А -экспериментальная, и группа Б - контрольная.

Группа А отличалась тем, что в ее тренировочном процессе использовалась экспериментальная методика лыжероллерной подготовки.

Группа Б занималась по традиционной методике лыжероллерной подготовки.

Исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе было проведено тестирование общей и специальной подготовленности лыжников-гонщиков и разработана экспериментальная методика лыжероллерной подготовки для подготовительного бесснежного периода.

На втором этапе констатирующего эксперимента была проведена оценка эффективности, разработанной нами, методики по результатам тестирования специальной физической подготовленности лыжников-гонщиков.

В нашем исследовании, основываясь на анализе документации, дневников спортсменов, собственного опыта была предложена экспериментальная методика, которая отличалась увеличением объема лыжероллерной подготовки с преобла-

данием коньковых ходов, в связи с технической и соревновательной направленностью.

Тренировочные планы между исследуемыми группами отличались следующим: лыжники-гонщики экспериментальной группы специальную работу выполняли с учетом индивидуальности технических действий и уровня развития специальной выносливости; лыжники-гонщики контрольной группы занимались по стандартной программе для спортивных школ.

В экспериментальной группе применялись специальные упражнения развивающие основные показатели специальной выносливости, упражнения совершенствующие технические способности и упражнения на определенные группы мышц. Все тренировочные планы содержали в себе нагрузку соревновательного характера.

Подготовительный период в процессе подготовки лыжников-гонщиков сочетает в себе нагрузку, развивающую функциональный потенциал, совершенствующую физическую подготовленность и техническое мастерство в передвижении на лыжах.

На обще-подготовительном этапе в основном использовались равномерный (32 %) и переменный (27 %) методы дозирования нагрузки, способствующие постепенному увеличению уровня подготовленности лыжников. На данном этапе использовались тренировочные средства, способствующие росту специальной выносливости и техники передвижения на лыжах: равномерный бег, имитационные упражнения в гору, передвижение на роллерах, специальные силовые упражнения.

В подготовительном периоде на первом и втором этапе специальной подготовки главной задачей планирования было обеспечить сбалансированную нагрузку как тренировочного, так и соревновательного характера.

Данный факт способствовал повышению целесообразности упражнений на лыжероллерах, способствующих значительному повышению технического мастерства лыжников. В это время происходило дальнейшее увеличение объема и интенсивности специальной работы. Таким образом, основными используемыми методами дозирования нагрузки стали: переменный (27 %), повторный (10 %) интервальный (11 %), и контрольный (8 %). Тренировочные средства: имитационные упражнения в горки различного уклона, тренировочная работа на роллерах с применением классических и коньковых ходов по разнообразному рельефу местности.

В тренировочном процессе подготовительного бесснежного периода у испытуемых обеих групп уровень нагрузки был примерно одинаковый, различия присутствовали в распределении видом специальной работы.

п ^ ^

В экспериментальной группе процентное распределение видов специальной работы было следующим: переходный период - передвижение на лыжероллерах классическими ходами - 22 %, коньковыми - 32 %, кросс в сочетании с имитационными упражнениями - 48 %; подготовительный период - на этапе общей подготовки соответственно 28 %, 40 % и 32 %, на первом этапе специальной подготовки - 20 %, 55 % и 25 %, на втором этапе специальной подготовки - 25 %, 55 % и 20 %.

В контрольной группе процентное распределение видов специальной работы было следующим: переходный период - передвижение на лыжероллерах классическими ходами - 22 %, коньковыми - 22 %, кросс в сочетании с имитационными упражнениями - 56 %; подготовительный период - на этапе общей подготовки

соответственно 26 %, 32 % и 42 %, на первом этапе специальной подготовки - 25 %, 20 % и 55 %, на втором этапе специальной подготовки - 32 %, 30 % и 38 %.

Для определения уровня специальной подготовленности и технического мастерства квалифицированных лыжников-гонщиков в процессе педагогического эксперимента был использован комплекс педагогических тестов. Тесты на лыжероллерах в бесснежный период позволяют выявить уровень развития не только специальных физических качеств, но и также технического мастерства.

Сравнительный анализ результатов тестирования, полученных до и после эксперимента, показал, что у спортсменов обеих групп произошел прирост показателей, отражающих уровень развития специальной подготовленности и технического мастерства.

Вместе с тем, сравнивая показатели специальной подготовленности в конце педагогического эксперимента, следует отметить, что наибольший прирост изучаемых параметров специальной выносливости был достигнут в группе А, в группе Б -прирост был несущественным. В соревнованиях спортсмены группы А сумели реализовать свой более высокий потенциал развития специальной выносливости и технического мастерства, что нашло отражение в результатах на дистанциях 5 и 15 км. Различия в группах имеют достоверный характер при уровне значимости (от р<0,05 до р<0,01).

Результаты педагогического эксперимента позволили сделать следующее заключение: соотношение видов специальной подготовки и чередование нагрузки по микроциклам в экспериментальной группе обеспечивает повышение специальной работоспособности и технического мастерства лыжников-гонщиков и дает возможность переноса технических навыков с лыжероллеров на лыжи. Подобный подход способствует более высокому приросту показателей специальной подготовленности по сравнению с традиционной методикой и обеспечивает высокую результативность на соревнованиях в снежный период. Основываясь на наших результатах, можно рекомендовать данную методику для включения в программы подготовки лыжников гонщиков в детских спортивных школах и секциях по лыжному спорту в образовательных учреждениях.

Литература

1. Бобошин A. B. Обучение технике коньковых ходов юных лыжников-гонщиков // Теория и практика физической культуры. 2012. № 5. С. 16-19.

2. Лапшин A. B. Подготовка лыжников-гонщиков массовых разрядов в учебном процессе вуза на основе формирования ценностного отношения к здоровью // Теория и практика физической культуры. 2007. № 10.С. 34.

3. Фурсов A. B. Физические и психологические нагрузки в учебно-тренировочном процессе студентов лыжников-гонщиков // Теория и практика физической культуры. 2009. № 2. С. 19-22.

References

1. Boboshin A. B. Obuchenie tekhnike kon'kovykh khodov yunykh lyzhnikov-gonshchikov [Teaching the technique of skating to young ski racers]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury -Theory and practice of physical culture, 2012, no. 5, pp. 16-19.

2. Lapshin A. B. Podgotovka lyzhnikov-gonshchikov massovykh razryadov v uchebnom protsesse vuza na osnove formirovaniya tsennostnogo otnosheniya k zdorov'yu [Training of cross-country skiers in the educational process of the university based on the formation of a value attitude to health]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2007, no. 10, pp. 34.

3. Fursov A. B. Fizicheskie i psikhologicheskie nagruzki v uchebno-trenirovochnom protsesse studentov lyzhnikov-gonshchikov [Physical and psychological loads in the educational and training process of students of cross-country skiers]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury -Theory and practice of physical culture, 2009, no. 2, pp. 19-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.