Научная статья на тему 'Скандинавская ходьба и её модификации как средство физического воспитания студентов-лыжников'

Скандинавская ходьба и её модификации как средство физического воспитания студентов-лыжников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
730
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА / ИМИТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ СО СКАНДИНАВСКИМИ ПАЛКАМИ / СТУДЕНТЫ / NORDIC WALKING / A SIMULATION EXERCISE IN SKIING WITH THE NORDIC STICKS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагиев Талгат Абаевич, Миленина Марина Анатольевна, Баркова Ольга Евгеньевна, Мараховская Оксана Валерьевна

Разработана методика модификации скандинавской ходьбы, позволяющая качественно и быстро освоить технику лыжных ходов и повысить аэробные возможности, специальные скоростно-силовые качества студентов первого курса технического вуза, не имеющих теоретического и практического опыта передвижения на лыжах. Представлены результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность предложенной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сагиев Талгат Абаевич, Миленина Марина Анатольевна, Баркова Ольга Евгеньевна, Мараховская Оксана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORDIC WALKING AND ITS MODIFICA TIONS AS A MEANS OF LEARNING TECHNIQUE IN SKIING STUDENTS

The technique of modification of the Scandinavian walk has been developed, which makes it possible to master the technique of ski runs qualitatively and quickly and to increase aerobic capabilities, special speed-strength qualities of first-year students of technical universities who do not have theoretical and practical experience in skiing. The results of a pedagogical experiment confirming the effectiveness of the proposed method are presented.

Текст научной работы на тему «Скандинавская ходьба и её модификации как средство физического воспитания студентов-лыжников»

УДК 796.92:796.421

СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА И ЕЁ МОДИФИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-ЛЫЖНИКОВ

Т.А. Сагиев, М.А. Миленина, О.Е. Баркова, О.В. Мараховская

Разработана методика модификации скандинавской ходьбы, позволяющая качественно и быстро освоить технику лыжных ходов и повысить аэробные возможности, специальные скоростно-силовые качества студентов первого курса технического вуза, не имеющих теоретического и практического опыта передвижения на лыжах. Представлены результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность предложенной методики.

Ключевые слова: скандинавская ходьба, имитационные упражнения лыжных ходов со скандинавскими палками, студенты.

Скандинавская ходьба является современным фитнес-направлением для лиц различного возраста, пола и уровня подготовленности во многом по причине возможности легкого регулирования физической нагрузки. Во всех видах физической культуры и даже спорта при помощи северной ходьбы решаются различные задачи, начиная с профилактики заболеваний и оздоровления, заканчивая развития физической подготовленности спортсмена высокой квалификации. Следует отметить возросший интерес деятелей науки о внедрении ходьбы с палками в учебный процесс студентов вузов, авторы говорят о повышении показателей аэробной производительности [3. С. 76], общей выносливости [1. С. 1735] и силы [4. С. 83] у студентов. Проведенный анализ научно-методической литературы позволяет заключить, что существует недостаточное количество исследований касающихся использования скандинавской ходьбы при занятиях со студентами специализации лыжные гонки. Однако такие авторы, как В.В. Бородин, В.В. Бородина, М.В. Андреева (2016) установили эффективность занятий скандинавской ходьбой у студентов -лыжников, которая отражается в быстром освоении попеременного двухшажного классического хода и повышении уровня общей физической подготовленности [2. С. 94]. Тем не менее, существует недостаток знаний о применении занятий скандинавской ходьбы в сочетании с имитационными упражнениями классических и коньковых ходов со скандинавскими палками и специальной силовой гимнастики с целью освоения техники лыжных ходов и развития специальных скоростно-силовых качеств у студентов первого курса обучения, не имеющих теоретического и практического опыта в передвижении на лыжах.

Методы исследования: педагогическое наблюдение, пульсометрия, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование.

Организация исследования: приняли участие 40 студентов первого курса обучения технического вуза специализации лыжные гонки.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале учебного года на первом занятии физической культуры специализации лыжные гонки мы провели анкетирование студентов первого курса высшего технического учебного заведения (далее вуз) и выяснили, что около 30 % занимающихся не имеют теоретических знаний и практического опыта передвижений на лыжах. Также, при помощи педагогического тестирования (тест Купера, прыжок с места в длину и бег на 100 м), выявили низкий уровень развития необходимых в лыжных гонках общей выносливости и скоростно-силовых качеств у поступивших студентов. В связи с этим, разработали методику, которая позволяет освоить классические и коньковые лыжные хода в бесснежный период подготовки, развивать общую выносливость и специальные скоростно-силовые качества (табл. 1).

Таблица 1

Направленность практических занятий, разработанной методики,

у студентов 1-го курса

Часть занятия Блок I (сентябрь) Метод тренировки Блок II ( с 1 по 15 октября) Метод тренировки Блок III (с 15 октября по 15 ноября) Метод тренировки

1-я половина основной части Скандинавская ходьба по равнинной местности 15-20 мин (110-130 уд/мин) Равномерный Скандинавская ходьба по пересеченной местности 30-40 мин (спуск, равнина 130-140 уд/мин; в подъем 150-160 уд/мин) Переменный Скандинавская ходьба по пересеченной местности 30 мин (спуск, равнина 130-140 уд/мин; в подъем 160-170 уд/мин) Переменный

2-я половина основной части Скандинавская ходьба по равнинной местности 30-40 мин (130-140 уд/мин) Комплекс упражнений на развитие динамической силовой выносливости (20-30 мин) Круговой Комплекс имитационных упражнений классических и коньковых ходов со скандинавскими палками (30 мин) Повторный

Занятия в сентябре месяце были направлены на развитие базовых аэробных возможностей при помощи скандинавской ходьбы на равнинной местности с использованием равномерного метода тренировки. В первой половине основной части занятия, с целью разминки для сердечно-

сосудистой и дыхательной систем, осуществлялась ходьба с низкой интенсивностью на пульсе 110130 уд/мин, со второй половины занятия, для получения тренировочного эффекта, интенсивность увеличивалась до 130 140 уд/мин. В конце каждого занятия применялись упражнения на развитие гибкости.

В дальнейшем, первые две недели октября скандинавская ходьба по пересеченной местности, где пульс после поднимания в гору повышался до150160 уд/мин, а ходьба на равнинной местности соответствовала пульсу 130140 уд/мин. Во второй половине занятия выполнялся подобранный нами комплекс силовых упражнений из арсенала средств общей физической подготовки, направленный на развитие динамической силовой выносливости круговым методом. Подбор средств осуществлялся по принципу воздействия на мышечные группы необходимых в беге на лыжах и менее задействованных в скандинавской ходьбе.

По мере повышения физической подготовленности применялся третий блок упражнений, где равнозначно использовались скандинавская ходьба по пересеченной местности и разработанный нами комплекс имитационных упражнений классических и коньковых ходов со скандинавскими палками. Длина палок подбиралась путем умножения показателя роста занимающегося на коэффициент 0,7. С помощью шаговых имитационных упражнений осваивались все виды классических и коньковых ходов. После того, как у студентов закрепился двигательный навык владения ходами, выполнялась прыжковая имитация на равнине и в подъем. Данные упражнения с укороченными палками, в отличие от более длинных лыжных палок, предназначенных для классических ходов, позволяют быстро освоить двигательные действия лыжных ходов, координировано выполнять отталкивающие движения руками и ногами, не прилагая больших усилий, а прыжковая имитация в подъем способствует развитию специальных скоростно-силовых качеств.

С целью проверки эффективности разработанной нами методики мы провели педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 40 студентов-юношей 1-го курса, из них 20 юношей составляли контрольную (КГ) и 20 - экспериментальную группы (ЭГ).

Контрольная группа занималась по общепринятой методике в соответствии с учебной программой [5], которая предусматривала в осенний период занятия студентов кроссовой подготовкой вместе с силовой гимнастикой из средств общей физической подготовки, а также в отдельных занятиях на равнинной местности без лыжных палок выполнялись имитационные упражнения. Разработанная нами методика была внедрена в учебный процесс ЭГ.

Динамика показателей физической подготовленности студентов в процессе педагогического эксперимента представлена в табл. 2.

Таблица 2

Динамика показателей физической подготовленности студентов до и после педагогического эксперимента

№ п/п Тест КГ ЭГ

До После Р До После Р

1 Тест Купера (12-минутный бег), м 2190±40 2300±50 * 2210±50 2480±70 **

2 Бег на 100 м, с 15,5±0,8 15,2±0,7 - 15,9±0,6 14,6±0,5 *

3 Прыжок в длину с места, см 226±6 231±7 - 220±5 236±8 *

4 Подтягивание на перекладине, кол-во раз 9±1 11±1 * 8±1 10±1 *

5 Прыжковая имитация в подъем 60 м, с 20,0±1,1 19,2±1,3 - 21,2±1,2 18,1±1,0 **

6 Бег на лыжах коньковым ходом 3 (км), (с) Начало лыжного сезона Конец лыжного сезона

1160±55 1050±47 * 1020±59 870±47 **

7 Бег на лыжах классическим ходом 3 км, с 1215±43 1130±32 * 1120±55 990±57 **

Примечание: * - достоверно значимые изменения при Р<0,05; ** - достоверно

значимые изменения при Р<0,01.

Из табл. 2 видно, что с 1-го по 4-й педагогические тесты являются общепринятыми. Они оценивают общую физическую подготовленность. С 5-го по 7-й тесты оценивают специальную подготовленность студентов специализации лыжные гонки. Тест прыжковая имитация выполняется в подъем средней крутизны 10-12° с использованием техники попеременного двухшажного классического хода. Данный тест позволяет оценить степень освоения техники попеременного двухшажного хода и уровень развития основных специальных скоростно-силовых качеств лыжника.

У занимающихся ЭГ, в отличие от КГ, отмечается достоверно значимый рост всех изучаемых показателей. Следует отметить значительные изменения показателей общей выносливости, так у студентов ЭГ наблюдается рост на 13 %, у студентов КГ - на 5 %. Использование комплексов силовых и имитационных упражнений в ЭГ позволили повысить с достоверной значимостью показатели тестов, характеризующих скоростно-силовые качества, особенно значительный рост отмечается в тесте «прыжковая имитация», в то время как у студентов КГ достоверно значимых изменений не выявлено. Это, по-видимому, объясняется сформированным двигательным навыком, более высоким уровнем развития специальных скоростно-силовых качеств у студентов ЭГ.

После окончания педагогического эксперимента в начале декабря, после первых трех занятий на лыжах, мы провели тесты бег на лыжах

классическим и коньковым ходами, для того чтобы оценить степень владения ходами и выявить уровень развития специальной физической подготовленности студентов-лыжников. Как видим, студенты ЭГ преодолели дистанцию 3 км коньковым ходом значительно быстрее студентов КГ на 2 мин 20 с и классическим ходом на 1 мин 35 с.

С целью изучения динамики уровня гоночной подготовленности нами проведен повторный срез тестов в конце лыжного сезона. Прирост достоверно значимый в обеих группах, но в ЭГ он наиболее существенный и составляет коньковыми ходами - 15 %, классическими 13 %, в КГ прирост менее значительный - 7и 6 % соответственно. Разница показателей говорит о более высоком уровне специальной физической подготовленности и освоении техники коньковыми и классическими ходами занимающимися ЭГ на момент завершения педагогического эксперимента и в конце лыжного сезона.

Список литературы

1. Алешина Е.И., Подосёнков А.Л., Шивринская С.Е. Скандинавская ходьба как средство физического воспитания студентов специальной медицинской группы: научно-методические основы // Фундаментальные исследования. 2014. № 9(8). С. 1732-1736.

2. Бородин В.В., Бородина В.В., Андреева М.В. Скандинавская ходьба на занятиях по лыжным гонкам // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Г.И. Мокеев. Уфа, 2016. С. 94-95.

3. Коркин Е.В. Влияние скандинавской ходьбы на показатели физического развития студентов-спортсменов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 8(138). С. 75-79.

4. Коркин Е.В., Крысюк О.Б. Влияние занятий скандинавской ходьбой на физическую подготовленность студентов-спортсменов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 9(139). С. 81-84.

5. Примерная программа дисциплины физическая культура // Министерство образования Российской Федерации - 2000. иКЬ:Ы1р:// www.edu.ru/db/portal/spe/progs/hf.02.htm (дата обращения: 20.01.2018.).

Сагиев Талгат Абаевич, старший преподаватель, n222omsktalgat@yandex.ги. Россия, Омск, Омский государственный технический университет,

Миленина Марина Анатольевна, старший преподаватель, тШпта_1963@таИ ги, Россия, Омск, Омский государственный технический университет,

Баркова Ольга Евгеньевна, старший преподаватель, fizomgtu@mail.ги, Россия, Омск, Омский государственный технический университет,

Мараховская Оксана Валерьевна, канд. пед. наук, доц., marakhovskiy. 76@ mail.ru, Россия, Омск, Омский государственный технический университет

NORDIC WALKING AND ITS MODIFICA TIONS AS A MEANS OF LEARNING TECHNIQUE IN SKIING STUDENTS

T.A. Sagiev, M.A. Milenina, O.E. Barkova, O. V. Marakhovskaya

The technique of modification of the Scandinavian walk has been developed, which makes it possible to master the technique of ski runs qualitatively and quickly and to increase aerobic capabilities, special speed-strength qualities of first-year students of technical universities who do not have theoretical and practical experience in skiing. The results of a pedagogical experiment confirming the effectiveness of the proposed method are presented.

Key words: Nordic walking, a simulation exercise in skiing with the Nordic sticks,

students.

Sagiev Talgat Abayevich, senior lecturer, n222omsktalgat@yandex.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

Milenina Marina Anatolievna, senior lecturer, milenina I963amail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

Barkova Olga Evgenievna, senior lecturer, fizomgtuamail. ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

Marakhovskaya Oksana Valer'evna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, marakhovskiy. 76@mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University

УДК 796.011

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВФСК «ГТО»

С. А. Тяглова

Изучено отношение студентов института психологии и педагогики Тюменского государственного университета к физкультурно-спортивной деятельности и комплексу ГТО на основе анкетирования. Выявлена значимость здоровья в иерархии ценностных ориентиров студентов педагогического профиля, желаемые и реальные виды физической активности, мотивы посещения занятий физической культурой в вузе и на досуге, отношение к ВФСК ГТО.

Ключевые слова: ГТО, физкультурно-спортивная деятельность студентов, ценностно-смысловые установки.

Внимание государства к решению задач улучшения и сохранения физических и психофизических кондиций населения проявилось в поэтапном внедрении комплекса ГТО, расширении его миссии в сторону патриотического, духовно-нравственного, культурно-ценностного воспитания молодежи. Детализация, вариативность, мотивационная составляющая отличают современный комплекс ГТО от предыдущего. Основными проблемами внедрения комплекса в современные образовательные условия вуза учеными (Л.И. Лубышева, М.Я. Виленский,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.