Научная статья на тему 'Обучение студентов химико-технологических специальностей профессиональной лексике на уроке английского языка'

Обучение студентов химико-технологических специальностей профессиональной лексике на уроке английского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
701
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / ХИМИЯ / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / PROFESSIONAL VOCABULARY / CHEMISTRY / TEACHING ENGLISH LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Роганова Лада Андреевна

В статье рассматриваются основные группы профессиональной лексики на английском языке, необходимой студентам химико-технологических специальностей, а также различные упражнения, помогающие студентам усвоить данную лексику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching students of chemical and technological specialties professional vocabulary at English lesson

The article examines the main groups of professional vocabulary in English necessary for students of chemical-technological specialties, as well as various exercises that help students to learn such vocabulary.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов химико-технологических специальностей профессиональной лексике на уроке английского языка»

Обучение студентов химико-технологических специальностей профессиональной лексике..,

УДК 811.111

роганова лада Андреевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

обучение студентов химико-технологических специальностей профессиональной лексике на уроке Английского языка

В статье рассматриваются основные группы профессиональной лексики на английском языке, необходимой студентам химико-технологических специальностей, а также различные упражнения, помогающие студентам усвоить данную лексику.

Ключевые слова: профессиональная лексика, химия, обучение английскому языку

На современном этапе развития высшего образования одной из актуальных проблем является необходимость качественного улучшения знания профессиональной лексики на иностранном языке у студентов различных специальностей. Успешное овладение ею - это необходимая предпосылка для получения интересной работы, укрепления сотрудничества с представителями различных стран, для продолжения обучения за рубежом и профессионального роста в избранной области специализации.

Лексические знания обеспечивают успешное овладение основами всех видов речевой деятельности. Под лексическими знаниями понимается не только совокупность языковых сведений об иноязычном слове, но и знание программ действия со словом, т.е. определенных стратегий обращения с иноязычным словом.

В нашей работе мы делим профессиональную лексику, изучаемую студентами-химиками, на несколько групп: общенаучные термины (property - свойство, to discover - открывать, development - развитие, to undergo - переносить и т.д.), основные химические понятия (substance -вещество, matter - вещество, материя, chemical element - химический элемент и т.д.), названия шкал, законов и т.п. (Periodic Table - периодическая система элементов, Celsius scale - шкала Цельсия и т.д. ), названия химических элементов (hydrogen -водород, oxygen - кислород, helium - гелий и т.д.), названия химических соединений (hydrochloric acid - соляная кислота, sodium chloride - хлорид натрия, sulphuric acid - серная кислота и т.д.), названия приборов и инструментов в лаборатории (test-tube - пробирка, flask - колба, beaker - мензурка, Bunsen burner - горелка Бунзена и т.д.), названия процессов (condensation - конденсация, evaporation - испарение и т.д.).

Лексические упражнения, направленные на изучение студентами химико-технологических специальностей профессиональной лексики, можно разделить на две категории:

1) запоминание слова, его семантики в единстве с фонетической и грамматической формой;

2) формирование словосочетаний и предложений.

Приведем примеры упражнений первой категории.

Name the chemical devices that you see on the picture (Назовите изображенные на картинке химические приборы).

Match the following English words and their Russian equivalents (Сопоставьте английское слово и его русский эквивалент).

Find the pairs of synonyms (Найдите пары синонимов): matter, various, main, quantity, often, different, use, amount, employ, frequently, substance, fundamental.

Find the pairs of antonyms (Найдите пары антонимов): simple, constant, dilute, early, involve, unite, dependent, individual, complex, concentrated, independent, common, late, alternative, evolve, separate.

Open the brackets choosing a suitable word (Раскройте скобки, выбрав подходящее слово):

1. (A balance, a calorimeter, a thermometer) is a device which determines the quantity, but not the quality of heat in a body.

2. If a chemist determines mass, he is to employ (a-flask, a thermometer, a balance).

3. (A calorimeter, a flask, a microscope) is used if a chemist must examine small samples of matter.

4. For the measurement of volumes of gases a chemist uses (burettes, pipettes, gas burettes).

Open the brackets choosing a suitable form of the adjective (Раскройте скобки, выбрав подходящую форму прилагательного):

1. Atoms are not (smaller, the smallest) particles, but they are very small.

2. This discovery is (more important, the most important) than the previous one.

3. It is much (easier, the easiest) to make parts of plastics than of metal or wood.

4. This is (better, the best) laboratory in our Institute.

5. Aluminium is (lighter, the lightest) known metal.

6. Hydrogen is (lighter, the lightest) of the elements.

State the parts of speech of the following words

(Укажите части речи следующих слов): extremely, means, essentially, constituent, regular, relative, determination, unite, evidence, type.

Find the words having similar sound forms and the same meanings both in Russian and in English (Найдите слова, имеющие одинаковое звучание и значение в русском и английском языках): various, change,

© Роганова Л.А., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 5, 2014

205

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

thermometer, cylinder, gas, sample, microscope, examine, centimetre, metre, gram, distance, volume, litre, heat, calorie, temperature, millimetre, frequently.

Read and translate the following cognate words (Прочитайте и переведите однокоренные слова): observe, observation; rest, restless, restlessness; suspend, suspension; collide, collision; hard, hardly, hardness; power, powerful; attract, attractive, attraction; compress, compressible.

Translate the following groups of words (Переведите следующие группы слов): to consider - considerable - consideration; to form -form - formation - formal; to contain - container; public - publicity - publish - publisher.

Вторую категорию упражнений составляют упражнения в построении словосочетаний и предложений, характер которых определяется в каждом отдельном случае образом будущего высказывания учащихся. Словосочетания и предложения выстраиваются по законам смысловой совместимости в тесном взаимодействии с грамматическими нормами. Приведем примеры таких упражнений.

Make the phrases using the following model (Составьте фразы, используя следующую модель): Данные о работе печи. - Furnace operation data. Регуляция температуры, производство алюминия, процесс дистилляции.

Write the continuation of the sentences (Закончите предложения):

1. The scientist worked hard at ...

2. It was very important to solve this ...

3. They could not finish their work without ...

4. When Dmitry Mendeleyev went to gymnasium he was interested in ...

Answer the question using the following words and phrases: What are the main characteristics of solids? (Ответьте на вопрос, используя следующие слова и словосочетания: Каковы основные характеристики твёрдых тел?) Hard, definite shape, a heap of powder, grains, tiny cubes, fixed shape, crystalline substance, millions of ions holding together, regular pattern.

Для того чтобы изученная лексика не осталась в пассивном словарном запасе, необходимо не только читать и переводить тексты по специальности, но и употреблять различные термины в разговорной речи в соответствии с заданной ситуацией. Приведем несколько примеров вопросов и заданий для продвинутых студентов, способных свободно

пользоваться профессиональной лексикой в устной речи.

Tell the average room temperature by the Celsius and Fahrenheit scales (Назовите среднюю комнатную температуру по шкале Цельсия и Фаренгейта).

Describe the laboratory you usually work in. What is it provided with? (Опишите лабораторию, в которой вы обычно работаете. Чем она оснащена?)

Name the outstanding chemical properties of ... (oxygen, hydrogen, etc) (Назовите химические свойства какого-либо элемента - кислорода, водорода и т.д.).

Agree or disagree (Согласитесь или возразите):

1. Nitrogen is one of the most common elements on the Earth.

2. The composition of the atmosphere is constant.

3. Air normally contains only gases.

4. The inert gases constitute approximately 1% of the atmosphere.

5. The inert gases include oxygen.

Think of possible reasons for these mysterious happenings and then compare your ideas with the story (Подумайте о возможных причинах этих загадочных происшествий и сравните свои идеи с рассказом).

Усвоение указанных групп профессиональной лексики в ходе рассмотренных ниже упражнений развивает у студентов умения и навыки самостоятельного чтения англоязычной литературы по специальности, ведения научной беседы, а также написания дипломных и курсовых работ; докладов, связанных с их научными интересами.

Библиографический список

1. Великородов А.В., Рябичкина Г.В. Краткий англо-русский словарь по химии. - Астрахань, Астраханский ун-т, 2009 - 75 с.

2. Данилина Е.И. Химия на английском языке. Пособие по переводу химических текстов с русского на английский. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2007. - 127 с.

3. Роганова Л.А., Свиридов А.В., Наумов А.Р. Практикум по английскому языку для студентов, обучающихся по направлению подготовки 04.04.01 «Химия». -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. - 49 с.

4. Роганова Л.А. Исследование жизнедеятельности объединения юных техников // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2009. - №2. - С. 332-337.

206

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ль № 5, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.