Научная статья на тему 'Стратегии формирования экологического сознания студентов технического университета в процессе изучения предмета "иностранный язык"'

Стратегии формирования экологического сознания студентов технического университета в процессе изучения предмета "иностранный язык" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / СТРАНА ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ / FOREIGN LANGUAGE / STRATEGIES OF LEARNING / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ECOLOGICAL EDUCATION / TECHNICAL UNIVERSITY / ROAD-BUILDING PROFIIE / ECOLOGICAL PROBLEMS / ENVIRONMENT / COUNTRY OF THE STUDIED LANGUAGE / CULTURE / TRADITIONS / ENVIRONMENTALLY ORIENTED / PROFESSIONALLY ORIENTED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крячко Л.Н.

В статье обобщается опыт формирования экологического сознания студентов технического университета (на примере студентов дорожно-строительной специальности) в процессе изучения предмета «Иностранный язык». В основу экологического воспитания обучающихся легли две стратегии обучения. В соответствии с первой стратегией экологическое воспитание студентов осуществляется на примере ориентированных на защиту окружающей среды культуре и традициях Великобритании как страны изучаемого языка. Вторая стратегия нацелена на ознакомление студентов с экологическими проблемами и путями их решения с точки зрения их будущей профессиональной деятельности в качестве дорожно-строительных инженеров при работе с аутентичными текстами, посвященными вопросам дорожной экологии. В статье приводятся примеры тренировочных заданий и упражнений для оптимизации усвоения обучающимися терминологической лексики и развития их речевых навыков и умений в ходе работы над темами экологической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGIES OF FORMING THE TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS’ ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS IN THE PROCESS OF STUDYING THE "FOREIGN LANGUAGE" SUBJECT

The article summarizes the experience of forming the technical university students’ ecological consciousness in the process of studying the «Foreign Language» subject. (In this case, we deal with the students of road-building profile). ____________________________ © Крячко Л.Н., 2019 The basis of the students’ ecological education has been formed by two learning strategies. In accordance with the first strategy, the students’ environmental education is realized on the example of the environmentally orientedculture and traditions of Great Britain as a country of the studied language. The second strategy aims at familiarizing the students with the ecological problems and the ways of solving them from the point of view of their future professional activities as road-building engineers while working with the authentic texts on road ecology. The article also provides the examples of the training tasks and exercises designed for the optimization of the processes of learning the terminological vocabulary and developing speech skills and abilities by the students in the course of their work on the environmental topics.

Текст научной работы на тему «Стратегии формирования экологического сознания студентов технического университета в процессе изучения предмета "иностранный язык"»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ METHODS OF TEACHING LANGUAGES

УДК 802.0:504

Воронежский государственный технический университет

старший преподаватель кафедры иностранных языков и технологии перевода Крячко Л.Н. Россия, г. Воронеж, тел. 89802425568, e-mail: liliyankriatchko@mail. ru

Л.Н. Крячко

СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

В статье обобщается опыт формирования экологического сознания студентов технического университета (на примере студентов дорожно-строительной специальности) в процессе изучения предмета «Иностранный язык». В основу экологического воспитания обучающихся легли две стратегии обучения. В соответствии с первой стратегией экологическое воспитание студентов осуществляется на примере ориентированных на защиту окружающей среды культуре и традициях Великобритании как страны изучаемого языка. Вторая стратегия нацелена на ознакомление студентов с экологическими проблемами и путями их решения с точки зрения их будущей профессиональной деятельности в качестве дорожно-строительных инженеров при работе с аутентичными текстами, посвященными вопросам дорожной экологии. В статье приводятся примеры тренировочных заданий и упражнений для оптимизации усвоения обучающимися терминологической лексики и развития их речевых навыков и умений в ходе работы над темами экологической направленности.

Ключевые слова: иностранный язык, стратегии обучения, экологическое сознание, экологическое воспитание, технический вуз, дорожно-строительная специальность, экологические проблемы, окружающая среда, страна изучаемого языка, культура, традиции, экологически ориентированный, профессионально ориентированный.

L.N. Kryatchko

THE STRATEGIES OF FORMING THE TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS' ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS IN THE PROCESS OF STUDYING THE «FOREIGN LANGUAGE» SUBJECT

The article summarizes the experience of forming the technical university students' ecological consciousness in the process of studying the «Foreign Language» subject. (In this case, we deal with the students of road-building profile). The basis of the students' ecological education has been formed by two learning strategies. In accordance with the first strategy, the students' environmental education is realized on the example of the environmentally orientedculture and traditions of Great Britain as a country of the studied language. The second strategy aims at familiarizing the students with the ecological problems and the ways of solving them from the point of view of their future professional activities as road-building engineers while working with the authentic texts on road ecology. The article also provides the

© Крячко Л.Н., 2019

Voronezh State Technical University The chair of foreign languages and technology of translation Senior lecturer Kryatchko L.N. Russia, Voronezh, tel. 89802425568, e-mail: liliyankriatchko@mail.ru

examples of the training tasks and exercises designed for the optimization of the processes of learning the terminological vocabulary and developing speech skills and abilities by the students in the course of their work on the environmental topics.

Key words: foreign language, strategies of learning, ecological consciousness, ecological education, technical university, road-building profiie, ecological problems, environment, country of the studied language, culture, traditions, environmentally oriented, professionally oriented.

В начале третьего тысячелетия человечество, находясь перед лицом глобальных мировых экологических проблем, рассматривает процесс поиска их решений как задачу первостепенной важности. Загрязнение почвы, воздуха и воды, изменение климата, истощение озонового слоя, широкое использование химических и токсичных веществ, вырубка лесов и многое другое представляет собой факторы, ухудшающие качество жизни людей, угрожающие их здоровью и даже жизни, ставящие под сомнение благополучие будущих поколений.

В современном мире каждый человек, являющийся носителем экологической культуры, на своем профессиональном или на бытовом уровне,выполняет часть общей каждодневной работы по охране окружающей среды, от создания инновационных проектов по экологической безопасности до сортировки отходов у себя дома.

Всеобщий, масштабный характер проблемы экологической безопасности и охраны окружающей среды делает вопрос формирования экологического сознания, экологической культуры личности наиболее актуальным.

Экологическое сознание определяется как «способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности» [1, с.1].

Процесс формирования экологического сознания начинается еще в детстве, в период активного познания ребенком окружающего мира, и проявляется в бережном отношении к природе, любви к животным. С возрастом и по мере развития личности понимание проблемы становится более глубоким.

В настоящее время ученые признают, что влияние, которое оказывает экологическое воспитание на формирование личности, является значительным.

Так, А.Н. Захлебный, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, рассуждая о роли экологического воспитания на современном этапе, отмечает, что «фактически речь идет о новом типе социальной успешности в жизни - способности и готовности участвовать в планировании устойчивого развития территорий, защите окружающей среды, сохранении и укреплении здоровья человека, заботе о безопасности жизни» [2, с. 3].

Н.М. Мамедов, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, Российской экологической академии, указывает на то, что знания в области экологии, не только способствуют более полному пониманию законов природы, но и позволяют регулировать деятельность человека по ее преобразованию и сохранять ее для будущих поколений. По словам ученого, «если литература и история нужны для усвоения ценностей духовной культуры, естествознание - закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе, усвоения социо-природных закономерностей и нормативов поведения в условиях биосферы» [3, с. 12, 13].

Важную роль экологического воспитания отмечает также И.П. Андрусякова: «В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения» [4, с. 1].

Процесс формирования экологического сознания личности носит междисциплинарный характер. Специалисты в различных областях науки (биологи, химики, физики, филологи и др.) с точки зрения своей области знания расширяют границы общей картины проблемы, предлагают свои пути ее решения.

Целью данной статьи является рассмотрение стратегий формирования экологического сознания студентов технического вуза (на примере студентов дорожно-строительной специальности), реализуемых в процессе изучения предмета «Иностранный язык», обобщение опыта работы, которая проводится преподавателем в данном направлении, описание некоторых типов заданий и упражнений, предлагаемых обучающимся.

О роли изучения иностранного языка в процессе экологического воспитания молодого поколения пишут многие авторы.

Так, Г.Н. Котоваева, Л.П. Гадзаова и Б.Т. Дреев подчеркивают, что «преподавание иностранного языка располагает широкими возможностями по экологизации обучения студентов, позволяет успешно формировать у них экологическую компетенцию и культуру» [5, с. 2].

B.В. Цымбалист, Н.Н. Французова отмечают, что в процессе обсуждения с обучающимися публицистических и научно-популярных текстов на иностранном языке «затрагивается эмоциональная сфера ученика, развивается его познавательная активность, формируется система нравственных взглядов и оценок» [6, с. 82].

Актуальность проблемы воспитания экологического сознания личности в процессе изучения иностранного языка подтверждается также тем фактом, что многие аутентичные учебные пособия по иностранному языку (Headway, Enterprise, IELTS Express и другие) содержат тематические разделы, посвященные проблемам экологии и охраны окружающей среды.

В техническом вузе в процессе преподавания иностранного языка для специальных целей, например, в группах студентов дорожно-строительной специальности, экологическое воспитание обучающихся осуществляется в соответствии с двумя стратегиями обучения. Первая основывается на изучении студентами культуры и традиций страны изучаемого языка, знакомстве с образом жизни и менталитетом народа этой страны. Вторая заключается в ознакомлении обучающихся с экологическими проблемами, связанными с их будущей профессиональной деятельностью, в данном случае с проблемами дорожной экологии.

Реализация страноведческого компонента программы обучения иностранному (английскому) языку студентов дорожно-строительной специальности, осуществляется главным образом на примере изучения темы «Великобритания».

Тот факт, что экологическая культура - это «часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы ...» [7, с. 1], позволяет в основу процесса воспитания экологического сознания студентов на занятиях по иностранному языку положить изучение культурного и исторического опыта Великобритании как страны изучаемого языка.

Пример Великобритании с точки зрения формирования экологической культуры личности показателен в том смысле, что менталитет англичан в особенности ориентирован на сохранение традиций и бережное отношение к своей истории, литературе, старинной архитектуре, с чего, собственно, и начинается экологическое воспитание.

C.Г. Тер-Минасова пишет: «В философии и культуре Англии - вера в то, что самое страшное может случиться со страной и народом, - это великое шекспировско-гамлетовское «Порвалась связь времен!». Без связи с прошлым - нет будущего. В современной Англии эти настроения не просто живы - они очень сильны» [8, с. 82].

Англичане любят и берегут свою природу. Великобритания славится своими парками, в которых люди чувствуют себя свободно и комфортно. Они не только гуляют по аллеям, но и могут расположиться для отдыха прямо на траве газона.

Широко известно, как важен для англичанина его дом, но не менее трепетно англичане относятся и к своему саду.

«Эти озелененные участки, даже самые маленькие, для нас столь же важны, как и сама коробочка. Крошечные клочки земли, которыми во всем остальном мире никто даже не подумал бы заниматься, для англичан сродни огромным земельным владениям» [9, с. 155].

Садоводство - это самое распространенное хобби в Великобритании. Популярные в России произведения английской художественной литературы рассказывают читателям, с каким энтузиазмом англичане украшают церкви к праздникам цветами из своих садов, устраивают всевозможные цветочные выставки.

Почти все свободное время англичане проводят в уходе за своим садом. Английские соседи не будут снисходительны к тем, кто плохо относится к растениям. На уровне национального менталитета это приравнивается к жестокому обращению с животными или детьми [9, с. 162].

Следует подчеркнуть особое отношение англичан к животным. Своим собакам и кошкам они предоставляют полную свободу в доме, лучшее место перед камином, лучшую еду. Ни в коем случае нельзя критиковать поведение питомца в присутствии его хозяина. А лучший способ расположить к себе человека - это похвалить его питомца [9, с. 162].

Из аутентичных учебных пособий по английскому языку обучающиеся могут узнать, что экологическое сознание англичан проявляется также в том, что они экономят воду, сортируют отходы (отдельно складывают стеклянные бутылки, отдельно металлические банки из-под пива, отдельно пластмассовые предметы), заправляют автомобили очищенным от свинца качественным топливом, используют безвредные для окружающей среды моющие средства и т.д.

Необходимо также отметить, что Великобритания активно развивает ветровую энергетику, пытаясь заменить энергией ветра ископаемое топливо.

Примечательно, что именно в английском языке возникли такие лексические единицы, как environmentally friendly, ecologically friendly, eco-friendly (экологически безвредный, безопасный), не имеющие равноценных эквивалентов в русском языке.

В соответствии со стратегией формирования экологического сознания студентов технического вуза, опирающейся на культурный и исторический опыт страны изучаемого языка, вышеизложенные и другие факты и сведения об экологической культуре Великобритании включаются в учебные текстовые материалы, используемые на занятиях по английскому языку, презентуются в виде аудио- и видеоматериалов, становятся предметом беседы преподавателя со студентами.

На данном этапе работы с обучающимися имеет место повторение лексики экологической направленности, в основном пройденной в школьном курсе английского языка: pollution, environment, ecology. С помощью различных условно-речевых и речевых упражнений студенты учатся высказываться на английском языке на тему экологических проблем и защиты окружающей среды.

Вот некоторые из используемых упражнений на сочетаемость лексики по теме:

Упражнение 1. Образуйте словосочетания со словами: pollution, save, protection, recycle, используя слова в рамочке.

water energy environmental the planet paper plastic bottles air radiation

Упражнение 2. Расположите слова в правильном порядке и прочитайте предложение: 1. (environment, by, You, trees, the, help, planting, can) You can help the environment by planting trees). 2........

Упражнение 3. Придумайте свои предложения со следующими словосочетаниями: save the planet, lead-free petrol, environmentally friendly, protect the environment.

1. The use of lead-free petrol for cars helps save the planet.

2. Environmentally friendly technologies protect the environment. 3.....

Следующее упражнение помогает студентам систематизировать знания по вопросам защиты окружающей среды, формулировать свои собственные высказывания на английском языке:

Упражнение 4. Выберите подходящее решение экологической проблемы из предложенных ниже:

1. The hole in the ozone layer is getting bigger.

(1. People should recycle glass, plastic and metal things. 2. People should stop using aerosols. 3 All cars should change to lead-free petrol.)

2......

Эффективным и стимулирующим коммуникацию также является такое традиционное задание, как ответы на вопросы к тексту.

Упражнение 5. Найдите в тексте ответы на следующие вопросы:

1. What do the English people do to be friendly to the environment?

2. Do the English people love nature?

Полезным для формирования речевых навыков на английском языке также является перевод с русского на английский язык предложений экологической направленности.

Данные упражнения могут быть фрагментарно или полностью включены в общую систему заданий и упражнений по теме «Страна изучаемого языка».

На заключительном этапе работы над темой студентам предлагается найти черты сходства и различия в экологической культуре Великобритании и России, рассказать о том, что сами студенты делают для того, чтобы «спасти планету».

В соответствии со второй стратегией формирования экологического сознания студентов технического вуза на занятиях по иностранному языку обучающиеся повторно обращаются к экологическим вопросам при прохождении учебных тем: «Дорожная экология», «Влияние дорог на окружающую среду». На данном этапе студенты дорожно-строительной специальности работают с аутентичными профессионально-ориентированными текстами, посвященными дорожной экологии.

Во время работы над темами студенты анализируют экологические проблемы и пути их решения более глубоко, с точки зрения их будущей профессиональной деятельности. Они знакомятся с более широким спектром воздействия на окружающую среду. Например, помимо таких общеизвестных видов загрязнения окружающей среды, как загрязнение воздуха, воды, почвы, студенты узнают о таком виде экологического нарушения, как шумовое загрязнение (noise pollution), которое заключается в том, что шум от движения транспорта по доро-

21

ге может мешать людям, живущим вблизи трассы. Кроме того, работа двигателей транспортных средств и ультразвуковые вибрации, передающиеся по воздуху и через почву, создают препятствия для естественных звуковых сигналов, которыми обмениваются животные, прежде всего певчие птицы. При этом птицы оказываются лишенными возможности услышать приближение хищника и вынуждены высматривать его, сокращая время своего кормления. Исследования показали, что популяции птиц, живущих недалеко от дороги, сократились в значительной степени [10, с. 2].

При работе над темами «Дорожная экология», «Влияние дорог на окружающую среду» студенты дорожно-строительной специальности также узнают о различных видах экологических проблем, вызываемых работой транспорта на дороге. Вот некоторые из них:

- выхлопы двигателей транспортных средств вызывают повышенную концентрацию углекислого газа в атмосфере, являясь одной из основных причин возникновения парникового эффекта и, скак следствие, глобального потепления на планете;

- дорожная пыль вызывает аллергию;

- вода, стекающая с дороги во время дождя или таяния снега, содержит тяжелые металлы, различные химикаты, моторное масло, бензин и т.д., вызывая загрязнение почвы и водоемов;

- песок, используемый на дороге в качестве антиобледенителяможет попадать в водоемы и, накапливаясь, изменять ложе потока, оказывая негативное влияние на местную флору и фауну;

- дороги служат причиной фрагментации среды обитания животных, ведя к исчезновению видов;

- многие животные погибают под колесами автомобилей, пытаясь пересечь дорогу [10, с. 1-6].

Ознакомление студентов дорожно-строительной специальности с широким спектром экологических проблем, вызываемых негативным влиянием действующих транспортных артерий на окружающую среду, затрагивает их эмоциональную сферу, помогает им сформировать определенную нравственную позицию по отношению к происходящему, более заинтересованно отнестись к информации о практикующихся мерах борьбы с негативными воздействиями дорог на окружающую среду.

При работе над темами «Дорожная экология», «Влияние дорог на окружающую среду» студенты сталкиваются с большим количеством терминологической лексики, которая включает:

- наименования экологических проблем: (загрязнение воздуха автомобильными выхлопами (air pollution by vehicle emissions), парниковый эффект (greenhouse effect); глобальное потепление (global warming); загрязнение воды стоками с поверхности дороги и противооб-леденительными химикатами (water pollution by road runoff and deicing chemicals); фрагментация ареала (habitat fragmentation); гибель животных на дороге (the road kill of animal species); разрушение экосистемы (ecosystem degradation); изменение климата под воздействием автомобильных выхлопов (climate change from vehicle emissions) и др.;

- наименования химических веществ: углекислый газ (сarbon dioxide), никель (nickel), медь (copper), цинк (zinc), свинец (lead), кадмий (cadmium), хлорид натрия (sodium chloride), хлорид магния (magnesium chloride), азот (nitrogen), фосфор (phosphorus), хлорид кальция (calcium chloride) и др.;

- наименования объектов, создаваемых для решения определенных экологических проблем: экодук (wildlife underpass, wildlife crossing, underpas stunnels,viaducts, overpasses).

Для более эффективного усвоения терминологии студентами на занятиях по английскому языку используются разнообразные лексические и коммуникативные предтекстовые и послетекстовые упражнения.

Так, некоторые терминологические единицы приводятся перед текстами с русским переводом для ознакомления.

С наименованиями химических веществ студенты знакомятся перед чтением текста в составе простых и понятных обучающимся предложениях. Далее приводится пример упражнения:

Упражнение 1. Переведите предложения на русский язык, обращая внимание на выделенные слова.

1. Great Britain has deposits of nickel, copper, zink, and lead.

2. People inhale oxygen and exhale carbon dioxide.

3. ...

При чтении текста студенты вновь повторяют названия химических веществ. Глубокое и полное понимание термина невозможно без ознакомления с его дефиницией. В качестве одного из послетекстовых заданий студентам предлагается внести коррективы в структуру упражнения и правильно подобрать дефиниции к терминам. Например:

Упражнение 2. Подберите дефиниции к следующим терминам:

1. wildlife crossing - a global change in the pattern of weather conditions;

2. climate change - structures that help animals cross human-made roads;

3. ...

Как видно из примера, дефиниции не соответствуют терминам, и нужно поменять их местами для того, чтобы высказывания приобрели смысл. Благодаря данному упражнению студенты с большим вниманием анализируют определения терминологических единиц, учатся описывать различные явления окружающей действительности на английском языке.

Следующее задание также основывается на описании явлений. Студентам предлагается подобрать названия для нескольких мини-текстов, каждый из которых описывает одну из экологических проблем. Например:

Упражнение 3. Озаглавьте следующие тексты:

Roads used by large numbers of motor vehicles travelling at high speeds can have a negative effect on people and animals living near roads, especially on birds. The sounds produced by motors and the wind over moving vehicle structures can disturb them.

Roads become barriers to animal movement, which prevent them from migration. Road-barriers result in the division of large animal population into smaller ones that are more vulnerable.

Rainwater and snowmelt running off road contain gasoline, motor oil, heavy metals, de-icing chemicals and sand. Runofffrom roads contaminates groundwater and pollutes surface water.

Название каждого из текстов, соответствующее описываемой в нем экологической проблеме, может приводится в упражнении в виде множества, из которого обучающимся следует сделать выбор (noise pollution, habitat fragmentation, water pollution), или студентам может быть предложено самим найти название описываемых экологических проблем в тексте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание обратного порядка заключается в том, что студентам называют несколько экологических проблем, предлагают найти в тексте их описание и подробно рассказать, в чем они заключаются, или рассказать о методах борьбы с этими экологическими проблемами.

На заключительном этапе работы над темами студентам дается задание написать эссе на тему: «Что может сделать инженер - дорожный строитель для зашиты окружающей среды?» ("What can road engineer do to protect the environment?").

Таким образом, изучение предмета «Иностранный язык» в техническом вузе может способствовать формированию экологического сознания студентов, воспитанию их экологической культуры.

Стратегии экологического воспитания студентов дорожно-строительной специальности на занятиях по английскому языку подразумевают, с одной стороны, знакомство с экологически-ориентированными традициями и мировоззрением жителей Великобритании, как с примером, которому стоит следовать в повседневной жизни, с другой стороны, глубокое профессионально ориентированное изучение негативных факторов, связанных со строительством и эксплуатацией дорожно-транспортных коммуникаций, оказывающих влияние на окружающую среду и методов борьбы с ними.

Знания об экологических проблемах современности, понимание характера и степени вреда, наносимого деятельностью человека окружающей среде способствуют эмоциональному вовлечению студентов в изучаемую тему, помогают обучаемым не оставаться равнодушными к проблемам экологии и сформировать свою собственную нравственную оценку происходящему в окружающем мире.

Библиографический список

1. Экологическое сознание. URL: https://dic.academic.ru (дата обращения: 05.06.2019).

2. Захлебный А.Н. О концепции стандарта общего образования: новые задачи экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. №2. URL: http://partner-unitwin.net/wp-content/uploads/2016/06/ (дата обращения: 06.06.2019).

3. Уроки экологии с профессором Низами Мамедовым // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2016. №4(69). URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения: 05.06.2019).

4. Андрусякова И.П. Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников // Молодой ученый. 2018. №1. С. 118-120. URL: https://moluch.ru/archive/187/47624/ (дата обращения: 04.06.2019).

5. Котоваева Г.Н., Гадзаова Л.П., Дреев Б.Т. Формирование экологической культуры студентов на занятиях по иностранному языку. URL: https://elibrary.ru/down /_24479189_85124184.pdf (дата обращения: 13.07.15).

6. Цымбалист В.В., Французова Н.Н. Экологическое воспитание школьников средствами иностранного языка. URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения: 13.07.19).

7. Экологическая культура // Википедия - свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org>Экологическая культура (дата обращения: 14.07.19).

8. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: учеб. пособие. М.: Слово/Slovo, 2008. 344 c.

9. Фокс К. Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения. М: РИПОЛ классик, 2008. 512 с.

10. Environmental impacts of roads // Wikipedia, the free encyclopedia. URL: http://en.wikibedia.ru/wiki/Environmental_impacts_of_roads (дата обращения: 12.05.19).

References

1. Ecological consciousness. URL: https://dic.academic.ru (date of reference: 05.06.2019).

2. Zakhlebny A.N. On the concept of the general education standard: the new tasks of the environmental education // Environmental education: before school, at school, out of school. 2012 Vol. 2. URL: http://partner-unitwin.net/wp-content/uploads/2016/06/ (date of reference: 06.06.2019).

3. Ecology lessons with Professor Nizami Mamedov // Environmental education: before school, at school, out of school. 2016. Vol. №4 (69). URL: https://docviewer.yandex.ru (date of reference: 06.05.2019).

4. Andrusyakova I.P. Peculiarities of the ecological culture education of junior schoolchildren / Young scientist. 2018. Vol. 1. P. 118-120. URL: https://moluch.ru/archive/187/47624/ (date of reference: 04.06.2019).

5. Kotovaeva G.N., Gadzaova L.P., Dreev B.T. The formation of the students' environmental culture at foreign language lessons. URL: https://elibrary.ru/down / _24479189_85124184.pdf (date of reference: 13.07.19).

6. Tsymbalist V.V., Frantsuzova N.N. Environmental education of schoolchildren by means of a foreign language. URL: https://docviewer.yandex.ru (13.07.2019).

7. Ecological culture // Wikipedia, the free encyclopedia. URL: https://en.wikipedia.org> Ecological culture (date of reference: 14.07.2019).

8. Ter-Minasova S.G. War and piece of languages and cultures: textbook. M. Slovo, 2008.

344 p.

9. Fox K. The hidden rules of English behavior. M: RIPOL Classic, 2008. 512 p.

10. Environmental impacts of roads // Wikipedia, the free encyclopedia. URL: http://en.wikibedia.ru/wiki/Environmental_impacts_of_roads (date of reference: 12.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.