Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:
Рустамов Р.А., Полянский П.Г., Николаев Н.О. — Обучение сотрудников строевых подразделений полиции безопасному обращению с оружием // Полицейская деятельность. - 2022. - № 4. DOI: 10.7256/24540692.2022.4.37100 EDN: LAXPIG URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.ptp?id=37100
Обучение сотрудников строевых подразделений полиции безопасному обращению с оружием
Рустамов Рустам Адилович
старшей преподаватель, кафедра огневой подготовки, Тюменский инстшуг повышзния квалификации
сотрудников Министерства внутреннихдел Российской Федерации
625049, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, уп. Амурская, 75
Полянский Пётр Георгиевич
старшей преподаватель, кафедра огневой подготовки, Тюменский инстшуг повышзния квалификации
сотрудников Министерства внутреннихдел Российской Федерации
625049, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, уп. Амурская, 75
Николаев Николай Олегович
доцент, кафедра огневой подготовки, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников
Министерства внутреннихдел Российской Федерации
625049, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, уп. Амурская, 75 И [email protected]
Статья из рубрики "Профессиональная подготовка сотрудников полиции"
DOI:
10.7256/2454-0692.2022.4.37100
EDN:
LAXPIG
Дата направления статьи в редакцию:
13-12-2021
Аннотация: В данной статье рассматривается система профессиональной подготовки сотрудников строевых подразделений полиции (на примере охранно-конвойной службы) к применению табельного оружия, обучение грамотному и безопасному применению огнестрельного оружия в ходе выполнения оперативно-служебных задач и выполнение
упражнений стрельб в типовых ситуациях применения огнестрельного оружия с использованием специального автотранспорта. На основании проведенного исследования, авторским коллективом было установлено, что существующие методы обучения не соответствуют в полной мере современным требованиям профессиональной подготовки сотрудников подразделения охраны и конвоирования МВД России. На основании этого, авторами предложены методы, позволяющие существенно повысить уровень подготовки указанной категории сотрудников к выполнению служебных задач с оружием. Методология исследования представлена такими эмпирическими методами, как анализ практики деятельности сотрудников правоохранительных органов, обобщение методического опыта, моделирование учебных ситуаций. Проведенное исследование выявило необходимость разработки единого подхода к методике обучения тактическим способам применения огнестрельного оружия в типовых ситуациях оперативно-служебных деятельности. Исследование проводилось по двум направлениям: - первое направление связано с исследованием методов обучения сотрудников органов внутренних грамотному и безопасному (для окружающих, в том числе и для других сотрудников входящих в состав конвоя) применению огнестрельного оружия в ходе выполнения служебных задач; - выявление и разработка типовых ситуаций применения огнестрельного оружия сотрудниками подразделений охраны и конвоирования МВД России с использованием специального автотранспорта. На основании проведенного исследования авторским коллективом было установлено, что существующие методы обучения лишь частично отвечают современным требованиям профессиональной подготовки личного состава подразделений охраны и конвоирования МВД России. В результате разработана методика обучения, позволяющая существенно повысить уровень подготовки указанной категории сотрудников к выполнению служебных задач с огнестрельным оружием.
Ключевые слова: обучение, служебный наряд, охрана и конвоирование, обращение с оружием, выполнение служебных задач, применение оружия, специальный автомобиль, конвой, отражение нападения, готовность к действию
К строевым подразделениям полиции, в частности, к сотрудникам охранно-конвойной службы (далее - ОКС), предъявляются повышенные требования в части, касающейся навыков применения штатного и табельного оружия.
Одной из серьезных проблем является сотрудников ОКС по обеспечению личной применением физической силы, специальных
недостаточная эффективность действий безопасности, в условиях, связанных с средств и огнестрельного оружия.
В настоящее время отсутствует эффективная, подробная и совершенная методика, определяющая алгоритм действий сотрудников полиции по соблюдению мер личной безопасности при выполнении ими служебных обязанностей, связанных с охраной и конвоированием лиц, обвиняемых, подозреваемых в совершении преступлений различной степени тяжести, в случаях возникновения угрозы для жизни и здоровья. Отсутствуют универсальные методические рекомендации, которые могли быть использованы в служебной подготовке личного состава ОКС, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, для совершенствования профессиональных навыков, направленных на обеспечение личной безопасности.
Все эти обстоятельства привели к необходимости проведения научного исследования в области совершенствования методики огневой подготовки сотрудников ОКС, в целях
приобретения необходимых профессиональных компетенций, позволяющих выполнять профессиональные обязанности на высоком уровне, при этом обеспечивать личную безопасность.
По результатам исследования подготовлены методические рекомендации по обучению личного состава ОКС безопасному обращению с оружием, а также его применению в чрезвычайных ситуациях, возникающих при выполнении служебных задач с использованием специального автотранспорта для перевозки подозреваемых и обвиняемых.
Методические рекомендации предназначены для подготовки личного состава ОКС в рамках профессиональной служебной и физической подготовки территориальных органов МВД России, однако, они также могут быть использованы другими подразделениями, в том числе при проведении усиленной (специальной) огневой подготовки, для совершенствования профессионально значимых навыков.
Доведение до автоматизма необходимого комплекса профессиональных качеств, возможно на основе оптимального подбора средств, методов и форм обучения, высокого уровня практической и методической подготовленности преподавателей, инспекторов и инструкторов территориальных органов внутренних дел, а также повышения качества и эффективности проведения учебных занятий.
Недооценка опасности, возможности неожиданного возникновения экстремальных факторов, недопустимая расслабленность сотрудников, при исполнении служебных обязанностей, способны повлечь за собой потерю здоровья или жизни. Численность потерь и тяжесть травм и ранений личного состава, на две трети зависят от добросовестности и профессиональной подготовленности самих сотрудников.
Проведенный анализ статистики применения сотрудниками МВД России огнестрельного оружия показал, что одной из особенностей применения табельного оружия при противодействии преступникам является тактика его применения. Сотрудникам полиции приходится применять оружие после физических нагрузок, при реальной угрозе вооруженного нападения со стороны преступников, после перезаряжания оружия, после устранения задержек при стрельбе. В обучении и совершенствовании навыков и умений сотрудников полиции требуется тщательная подготовка к применению огнестрельного оружия.
Осуществление эффективного силового или вооруженного пресечения опасных действий правонарушителей, традиционно - одна из наиболее сложных задач и одновременно острых проблем в деятельности полицейского. Сотрудники получают ранения и увечья в результате неграмотных действий при пресечении противоправных действий правонарушителей. Указанные факты подтверждаются материалами служебных расследований, связанных с применением специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия.
Одной из причин неумелых действий личного состава в экстремальных ситуациях служебной деятельности, является низкий уровень индивидуально-профессиональной готовности сотрудника к выполнению служебных обязанностей. Это приводит к невыполнению требований нормативных правовых документов МВД России, регламентирующих профессиональную деятельность сотрудников ОВД.
Необходимо отметить, что в настоящее время уделяется недостаточное внимание обучению сотрудников ОВД мерам безопасности при выполнении служебных
обязанностей. В нормативных документах, учебных пособиях, учебных программах и диссертационных исследованиях, содержатся разделы и темы, затрагивающие вопросы тактико-специальной подготовки и обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД, при выполнении ими обязанностей, как в служебное, так и в неслужебное время.
Добиться снижения случаев причинения вреда здоровью и гибели сотрудников органов внутренних дел, возможно при их обучении необходимым умениям и навыкам по обеспечению личной безопасности. Такая подготовка должна быть постоянной и комплексной.
Индивидуально-тактическая подготовка по соблюдению мер личной безопасности является одним из основных видов готовности сотрудников к выполнению служебных обязанностей.
На занятиях по огневой подготовке должны отрабатываться ситуации, связанные с нападением правонарушителей на сотрудников с использованием оружия и других предметов, с помощью которых возможно нанести ранение сотруднику. Также должны отрабатываться приемы по силовому пресечению различных противоправных действий и задержанию правонарушителей, в том числе и в условиях, связанных с оперативно-служебной деятельностью. Например, одним из ключевых моментов, является необходимость работы сотрудников О КС, возле или в специальном автомобиле для перевозки подозреваемых и обвиняемых, по применению боевого ручного стрелкового оружия сотрудником из автомобиля, при отражении вооруженного нападения, либо необходимость применить оружие возле автомобиля, который, исходя из своих габаритов и положения на местности, может представлять, как укрытие для сотрудника (хотя бы от вероятного наблюдения за ним), так и являться помехой для сотрудника в ходе отражения нападения.
Важнейшим компонентом в обучении сотрудников ОВД является огневая подготовка. Выработка прочных навыков в обращении с оружием, умение эффективного ведения огня в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке, формирование соответствующих морально-психологических качеств для действий в чрезвычайных обстоятельствах - все это необходимо для уверенного владения оружием при выполнении служебных задач.
Наставление по огневой подготовке, утвержденное приказом МВД России от 23.11.2017 г. № 880, содержит в себе упражнения для стрельбы из различных положений: стоя, лежа с упора, с колена; днем и ночью; после физической нагрузки; с ограничением времени; выполнение скоростной стрельбы после внезапного появления цели в условиях ограниченной возможности для прицеливания («навскидку»); стрельба с места и после передвижения по появляющимся и движущимся целям днем и ночью; скоростная стрельба из салона автомашины по движущейся цели; скоростная стрельба после передвижения со сменой магазина; скорострельная стрельба по неподвижным целям после их внезапного появления, с переносом огня по фронту (т.е. цель: фигура преступника с заложником); выполнение скорострельной стрельбы с заданной зоной поражения, после внезапного появления цели, что позволяет эффективно применять огнестрельное оружие при выполнении оперативно-служебных задач. Кроме того, указанное выше Наставление позволяет профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций МВД России самостоятельно разрабатывать упражнения стрельб, что может позволить оптимизировать процесс подготовки личного состава подразделений ОКС, учитывая общий уровень подготовленности сотрудников, наличие и уровень преподавательского (инструкторского) состава, материально-технической базы
и что немаловажно - особенностей несения службы в конкретно взятом подразделении.
По мнению авторов исследования, в процессе огневой подготовки следует закреплять оптимальные приемы расположения огнестрельного оружия у личного состава подразделения ОКС, так как это повышает степень готовности реагирования сотрудников на опасность.
Другим важным аспектом является работа сотрудника голосом во время тренировок по применению оружия. Это может быть не только необходимость выполнения требований Федерального закона «О полиции», в виде команд и предупреждений (например: «Стой! Полиция! Буду стрелять!»), но и минимально необходимая коммуникация между сотрудниками конвоя, такая как: запрос состояния; обмен информацией; команды с та рше го на ря да и т.д.
Важна и подвижность сотрудника - умение правильно переместиться и уйти с линии атаки (линии огня), занять безопасное положение, при этом умело обращаться с оружием в процессе несения службы и в момент его применения.
Все выше перечисленное отрабатывается, в первую очередь, на тренировках без выполнения стрельб (в холостую), для закрепления у обучаемых правильных навыков действий, затем выполняются стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия по подготовленной мишенной обстановке, моделирующей типовые ситуации при нападении.
Для такой подготовки разработаны специальные нормативы по обращению с оружием для личного состава подразделений ОКС.
Сотрудники подразделений ОКС должны владеть тактическими приемами и способами действий с применением средств физического пресечения на уровне автоматизма -двигательного навыка. Формирование двигательного навыка возможно при многократном выполнении двигательного действия - норматива. Нормативными правовыми актами МВД России не установлены нормативы, отражающие получение навыков необходимых для безопасного владения огнестрельным оружием в ходе выполнения служебных задач.
В ходе занятий личный состав должен научиться правильно выполнять тот или иной норматив по элементам сначала в медленном темпе, затем, переходить к отработке норматива в целом, после этого - к интенсивным тренировкам.
В процессе обучения могут устанавливать промежуточные по времени нормативы, отвечающие уровню подготовки личного состава, с таким расчетом, чтобы к намеченному планом сроку обеспечить выполнение предложенных нами нормативов.
Разучивание нормативов может предусматриваться в процессе обучения сотрудников подразделений ОКС в образовательных организациях МВД России и в центрах профессиональной подготовки территориальных органов МВД России по программам профессионального подготовки, повышения квалификации, указанной категории сотрудников в рамках освоения разделов «Огневая подготовка».
Успешное обучение стрельбе и достижение высоких результатов в огневой подготовке сотрудников невозможны без наличия современной учебно-материальной базы: огневых городков, тиров и стрельбищ, тактических полигонов, учебно-тренировочных средств, методических и наглядных пособий.
Учебно-материальная база должна обеспечивать качественное проведение занятий по
всем разделам огневой подготовки, возможность проведения многократных тренировок в обучении стрельбе, в том числе со снаряжением, в условиях и ситуациях максимально повторяющих ситуации возникавшие и (или) ситуации, которые с высокой степенью вероятности могут возникнуть в ходе выполнения специфических оперативно-служебных задач, обеспечить эффективное использование учебного времени.
Разработка специальных упражнения стрельб для личного состава подразделений ОКС, отражающих специфику несения службы указанной категории сотрудников, не противоречит действующему приказу МВД России от 23.11.2017 года №880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» п. 84. В упражнения должны быть включены ситуации, в том числе и с автотранспортом.
При разработке специальных упражнений, отражающих особенности несения службы сотрудниками подразделений ОКС рекомендуется учитывать особенности ведения огня с использованием специального автотранспорта, возможности и особенности при использовании его в качестве укрытия и (или) тактического элемента. При этом мишени, основные условия (кроме положения для стрельбы) и порядок выполнения упражнений стрельб могут оставаться теми же, которые предусмотрены указанным выше Наставлением по организации огневой подготовки в органах внутренних дел МВД России.
При огневом контакте для укрытия от поражающего воздействия пуль противника, автомобиль можно естественным образом использовать как укрытие. Практика показывает, что кузова (район салона) современных автомобилей пробиваются насквозь автоматными и винтовочными пулями, в том числе оружия, находящегося в гражданском обороте, а также пулями пистолетов. В связи с этим, не рекомендуется, укрываясь от пуль противника, принимать изготовку в районе салонов автомобиля.
Защиту могут обеспечить только массивные части (колеса, задние мосты, ступицы колес), в районе переднего колеса защита обеспечивается колесами, а также блоком двигателя, менее надежное место - это зона заднего колеса.
При стрельбе из-за автомобиля сбоку, распространенными являются несколько способов изготовки и расположения для стрельбы. Ниже, в качестве примера приведены некоторые таких вариантов изготовок:
На рисунке №2 представлено положение для стрельбы «Стоя за передним колесом». Защита сотрудника обеспечивается колесами, а также блоком двигателя.
на животе (при этом стрелок неплохо прикрыт, но ограничен сектор обзора и обстрела
и возможность ведения огня) (рис. № 3);
- лежа на боку, уперев обе ноги в колесо (развернувшись слегка набок, в зависимости от стороны ведения огня и наблюдения) ;
(рис.№ 4)
- с колена за передним колесом. При этом у сотрудника хороший обзор (рис. № 5), но он хуже прикрыт, так как верхняя часть обшивки моторного отсека будет легко пробиваться поражающим огнем противника. При стрельбе с колена за передним колесом колено должно упираться в землю в сторону середины автомобиля, что не позволит сотруднику в случае ранения и даже потери сознания «вывалиться» наружу из-за укрытия.
(рис.№ 5)
Существует много вариантов, описанных выше изготовок для стрельбы. Использование тех или иных зависит от сложившейся ситуации. Поскольку автомобиль не является надежным укрытием, его можно рассматривать в качестве временного ближайшего укрытия.
Моделирование типовых ситуаций практической деятельности сотрудников подразделений ОКС является одним из недостающих направлений в профессиональной подготовке и образования тех профессиональных компетенций, которые позволят выполнять возложенные оперативно-служебные задачи на высоком уровне. Именно моделирование типовых ситуаций позволяет более тесно связать теоретические знания с практической деятельностью, а именно их применения в реальности.
Анализ профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о том, что они не всегда способны перенести теоретические знания в практическую деятельность, и при возникновении каких-либо экстремальных ситуаций, связанных с угрозой жизни и здоровью, сотрудники зачастую впадают в ступор, либо совершают ряд неупорядоченных действий, что не приводит к профессиональному решению ситуации.
Совершенствование профессиональной практической подготовки сотрудников органов внутренних дел, предполагает: обеспечение ее полноты (практической подготовки к выполнению основных профессиональных функций); ее целостности (готовности к выполнению не только отдельных действий, но и полной деятельности от начального этапа до конечного результата). Поэтому одним из решений данной проблемы и является моделирование ситуаций практической деятельности в профессиональной подготовке (профессиональном обучении) сотрудников органов внутренних дел.
Моделирование типовых ситуаций практической деятельности в профессиональной подготовке - это такое ее направление в обучении сотрудников, которое дает им правильное и точное представление о своей профессиональной деятельности, а также позволяет приобрести определенные профессиональные навыки, которые направлены на обеспечение выполнения своих обязанностей, связанных с исключением негативных последствий, угрожающих безопасности, как граждан, так и самих сотрудников органов внутренних дел. Данное направление в профессиональной подготовке обеспечивает плавный переход от обучения к реальному выполнению своих обязанностей.
При моделировании типовых ситуаций необходимо применять именно те ситуации, которые будут сопряжены с профессиональной деятельностью сотрудников. Обязательному моделированию подлежат: обмундирование и снаряжение, в том числе расположение снаряжения на сотруднике; количество и персональный состав конвоя, выполняющего функции охраны и конвоирования; места и обстановка на всех этапах охраны и конвоирования; возможные варианты нападения как со стороны конвоируемых,
так и со стороны посторонних лиц.
Проведенное исследование выявило необходимость разработки единого подхода к методике обучения тактическим способам применения огнестрельного оружия в типовых ситуациях оперативно-служебных деятельности.
Исследование проводилось по двум основным направлениям:
- первое направление связано с исследованием методов обучения сотрудников органов внутренних дел грамотному и безопасному (для окружающих, в том числе и для других сотрудников входящих в состав конвоя) применению огнестрельного оружия в ходе выполнения служебных задач;
- выявление и разработка типовых ситуаций применения огнестрельного оружия сотрудниками подразделений охраны и конвоирования МВД России с использованием специального автотранспорта.
На основании результатов исследования, авторский коллектив пришел к выводу, что существующие методы обучения, лишь частично отвечают современным требованиям профессиональной подготовки личного состава подразделений ОКС. Авторская методика обучения, позволит существенно повысить уровень подготовки указанной категории сотрудников к выполнению служебных задач с огнестрельным оружием.
Библиография
1. Федеральный закон от 07 февраля 2011г. № З-ФЗ «О полиции».
2. Приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
3. Рустамов Р.А., Трофимов Ю.В. Типовые ситуации в огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов // Сетевое издание «Академическая мысль». 2019. № 1 (6) С.123-128.
4. Рустамов Р.А. Основы обеспечения личной безопасности сотрудников полиции в процессе выполнения обязанностей по конвоированию лиц // Проблемы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов: Материалы Всероссийского круглого стола-Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2017. С. 221-228.
5. Архипов С.Н., Рустамов Р.А. Огневая подготовка сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской федерации»: учебно-методическое пособие. Тюмень: ТИПК МВД России, 2018.76с.
6. Архипов С.Н., Рустамов Р.А., Фишер И.В. Организация стрельб из пистолета в органах внутренних дел Российской Федерации: учебно-методическое пособие. Тюмень: ТИПК МВД России 2019. 92с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в статье выступают закономерности огневой подготовки
специалистов подразделений охраны и конвоирования МВД.
Методология исследования в работе не указана, но по содержанию статьи можно заключить, что авторм применены, главным образом, эмпирические методы - анализ практики деятельности сотрудников правоохранительных органов, обобщение методического опыта, моделирование учебных ситуаций.
Научная новизна исследования отражается в описании опыта профессионального обучения сотрудников подразделений охраны и конвоирования МВД. Текст структурированный, логичный.
Стиль текста соответствует требованиям журнала «Полицейская деятельность». Однако содержание статьи нуждается в некоторых правках:
- необходимо сократить заголовок статьи - до 7-10 слов вместо двадцати одного слова; излишняя конкретизация затрудняет понимание смысла; возможно, выявленные автором закономерности огневой подготовки специалистов подразделений охраны и конвоирования МВД, характерны для всех сотрудников правоохранительных органов -замена термина позволит расширить целевую аудиторию статьи;
- для лучшего восприятия текста желательно заменить часто повторяющиеся сложные термины (например, «сотрудниками подразделений охраны и конвоирования») аббревиатурами;
- не ясна суть предлагаемого автором «единого подхода» («Проведенное исследование выявило необходимость разработки единого подхода к методике обучения...»);
- в выводах упоминается, что «разработаны методические рекомендации по обучению личного состава» и авторская методика обучения; вероятно её элементы и излагались в основном содержании статьи, но целостного описания нет; вместе с тем, именно в содержании и логике методики заключается научная новизна статьи, а аргументированное обоснование полученных эффектов (качество обучения, скорость формирования профессиональных компетенций обучающихся и пр.) повысило бы научный статус работы;
- в тексте отсутствует обоснование вывода «установлено, что существующие методы обучения лишь частично отвечают современным требованиям профессиональной подготовки», желательно указать, какие же методы соответствуют, а какие не соответствуют требованиям;
- в тексте не достаточно отражена научная новизна исследования и авторский вклад в решение поставленной проблемы$
- требуется редакторская правка грамматики.
Библиографический список включает работы, отвечающие теме. Однако в тексте отсутствуют ссылки на приведённые источники. Кроме того, согласно стандартам научных публикаций, источники в списке литературы должны быть расположены в алфавитном порядке.
Аппеляция к оппоненоам в статье отсутствует, поскольку автор не ставил задач научной полемики, статьи имеет прикладной характер.
В целом, работа представляет интерес для сотрудников правоохранительных органови и для преподавателей и методистов образовательных организаций МВД. Статья содержит значимый практический опыт профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и может быть рекомендована к публикации после исправления выявленных недочётов.