Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ / РУССКИЙ ЯЗЫК / МЕТОД «СЕМЬЯ» / ИГРА / ДЕТИ / УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тургунбоева М.И.

В статье рассматриваются пути обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются и подробно описываются некоторые методы и приемы обучения русскому языку детей данного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тургунбоева М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING RUSSIAN TO CHILDREN OF THE PREPARATORY GROUP OF PRESCHOOL INSTITUTIONS

The article discusses ways of teaching the Russian language to older preschool children. Some methods and techniques of teaching Russian to children of this age are proposed and described in detail.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Тургунбоева М.И.

Наманганский государственный университет

ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация: В статье рассматриваются пути обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются и подробно описываются некоторые методы и приемы обучения русскому языку детей данного возраста.

Ключевые слова: обучение, старший дошкольный возраст, методы, приемы, русский язык, метод «Семья», игра, дети, уровень владения языком.

Turgunboeva M.I.

Namangan State University

TEACHING RUSSIAN TO CHILDREN OF THE PREPARATORY GROUP OF PRESCHOOL INSTITUTIONS

Abstract: The article discusses ways of teaching the Russian language to older preschool children. Some methods and techniques of teaching Russian to children of this age are proposed and described in detail.

Keywords: education, senior preschool age, methods, techniques, Russian language, "Family " method, game, children, language proficiency.

Русский язык является одним из сложных языков для изучения. Обучение этому языку проявляет трудности для учителя в подготовительных группах с узбекским и иными языками обучения. Начальные представления о языке дети получают в дошкольном возрасте. Самым важным этапом этого периода считается старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте дети бывают любопытными, их интересует каждая новая черта предметов, которые окружают их. В этот период у них продолжается процесс познания нового неизвестного. Обучающий иностранному языку детей данного возраста должен планировать свои уроки, учитывая факторы, влияющие на их сознание.

Учёные предлагают учить детей к языку с самого раннего детства. Известный учёный-педагог К.Д. Ушинский сказал: «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет» [2, 67]. Исходя из этого можно сказать, что обучение иностранным языкам с раннего детского возраста дает ожидаемые результаты. С года в год у ребёнка накапливаются

необходимые знания. Он начинает мыслить и анализировать свои способности по изучению языка. В младшем дошкольном возрасте ребенок получает начальное представление о русском языке. Этот период помогает формировать интерес к изучению языка.

В среднем дошкольном возрасте ребенку мир интересен еще больше. В этот период жизни можно обучать их использованию различных речевых конструкций. «В этом возрасте воспитанник средней группы должен спокойно рассказывать свою автобиографию (имя, фамилия, имена своих родителей, свой возраст и обязательно где он живёт: свою родину, свой город.)» [2, 1533].

В отличии от среднего дошкольного возраста заинтересовать к изучению русского языка детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) является намного сложным процессом. Начиная с 5 лет, у ребенка появляется представление о своем поле, о своих родителях (как их зовут, кем и где они работают), а также он начинает считать себя взрослым, пытается строить дружеские отношения с ровесниками и т.д. Работа с таким ребёнком вызывает большие усилия и трудности. Потому что ему уже не интересны игрушки, он не хочет выучить стихи. Более того, постоянное упрямство, эгоистичность встречаются в 70 % детей старшего дошкольного возраста. Планируя работу по обучению детей данного возраста русскому языку, обучающий должен учитывать следующие моменты:

- специфику, особенности, алфавит и грамматический строй родного и изучаемого языков;

- лингвокультурологические аспекты обучения русскому языку;

- географию языковой среды;

- уровень понимания детьми русского языка.

Каждое занятие должно предусматривать комплексное решение речевых задач, поэтому нужно обратить внимание на лексические, фонетические и грамматические закономерности использования даже элементарных слов. По отношению к слову «ЯБЛОКО» можно выделить следующие стороны:

- правильно произносить слово (фонетическая сторона)

- это фрукт который растёт в саду (лексическая сторона)

- Что это? (грамматическая сторона).

Такое определение поможет формировать понятие, представление о каком-то предмете. Старший дошкольный возраст является особенной среди других. Потому что здесь у учителя есть главная задача - подготовка к школе. Расширяя свой словарный запас, ребёнок начинает вступить в диалог на русском языке, общаться с другими становится намного легче. Но теперь он должен приобрести навыки письменной речи. Речевая среда в формировании начальных умений по русскому языку играет особую роль. Обычно во многих узбекских семьях родители знают русский язык на

уровне А1 и ниже. Дома ребёнок в основном проводит время с мамой. Поэтому она является участницей процесса формирования интереса к русскому языку, если мама не владеет русским языком, то должна уделять время на изучение русского языка вместе с ребёнком. Дети этого возраста чувствуют и понимают это. Они начинают думать, что если повторять домашнее задание вместе с мамой, то она будет с ними. Способ, предлагаемый выше поможет найти общий язык с ребенком.

Начиная с 5-6 лет нужно ознакомить детей с буквами изучаемого языка. Сначала можно дать краткую информацию о русском алфавите. Предлагаем использовать игровой метод «Семья».

Собрать всех детей в один круг, разделить их на группы «гласные» и «согласные». Девочки у нас красивые поэтому они гласные. Обязательно надо учитывать их число так, как в русском алфавите только 10 гласных букв. В этом возрасте дети уже начинают считать все предметы, естественно могут задавать вопросы о числе девочек. Воспитательница с изменённым голосом должна сказать, что 10 гласных букв в русском алфавите. Мальчики у нас сильные они у нас согласные (21 мальчик, если в этой группе не так уж много мальчиков можно в эту группу добавить остальных девочек). Выбрать одного мальчика и девочку можно сказать, что они у нас папа и мама. Они разделяют, когда мы ссоримся (Ъ) и смягчают, когда нас хотят примирить (Ь). И закончить свои слова в виде совета: «Мы все одна семья, должны жить вместе и дружно». Эта игра поможет нам одновременно и с воспитательной стороны, и в целях обучения. Дальше можно уже постепенно ознакомить воспитанников с буквами. Узнав каждый день новую букву, ребёнок должен уметь находить слова, начинающиеся на эту букву или слова, в составе которых есть данная буква.

Таким образом, метод «Семья» позволяет нам провести урок в нетрадиционной форме:

- одновременно участвуют все воспитанники;

- реализуется обратная связь между учителем и воспитанниками;

- у воспитанников развивается речь.

Общие ключевые компетенции дошкольника 6-7 лет следующие:

- коммуникативная компетенция (умение использование средство общение в различных ситуациях);

- игровая компетенция (творческое применение ребёнком опыта, знаний, и навыков в процессе игры. Является основой для учебно-воспитательной деятельности);

- социальная компетенция (умение вести себя со взрослыми и сверстниками в жизненных ситуациях с соблюдением согласованных правил и норм поведения);

- познавательная компетенция (сознательное восприятие окружающего мира и применение полученных знаний, умений, навыков и ценностных установок для решения учебных и практических задач) (3;п.3).

Согласно этому учителя должны формировать и усовершенствовать все компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Родить в душе ребёнка любовь к русскому языку является принципиальной задачей каждого специалиста - учителя русского языка. Использованные источники:

1. Коломенский, Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя/ Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. М.: Просвещение, 1998. - 190 с.

2. Мохигул, И. К. Т., & Набиев, Ш. А. (2022). Формирование навыков русской речи как неродной у детей среднего дошкольного возраста. Science and Education, 3(5), 1531-1535.

3. Государственная учебная программа «Илк кадам» для дошкольных образовательных учреждений. - Ташкент, 2018.

4. Бобоева, З. М. (2022). ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Ученый XXI века, (5-1 (86)), 22-25.5. Бобаева, З. М. (2021). ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРЫ РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ. In Диалог культур и толерантность общения (pp. 66-71).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.