Научная статья на тему 'Обучение реферированию научной статьи как метод формирования общекультурных компетенций при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи»'

Обучение реферированию научной статьи как метод формирования общекультурных компетенций при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ РЕФЕРАТОВ / РЕФЕРИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ СТАТЬИ / ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА / ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К РЕФЕРИРОВАНИЮ / ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деренкова В. С.

Статья посвящена описанию одного из эффективных методов формирования общекультурных компетенций студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика, - реферированию научного текста. Автор представил систему поэтапной подготовки студентов к выполнению данного вида работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деренкова В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение реферированию научной статьи как метод формирования общекультурных компетенций при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи»»

УДК 372

ОБУЧЕНИЕ РЕФЕРИРОВАНИЮ НАУЧНОЙ СТАТЬИ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

© 2015 В. С. Деренкова

канд. пед. наук,

доцент. кафедры русского языка e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

Статья посвящена описанию одного из эффективных методов формирования общекультурных компетенций студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика, - реферированию научного текста. Автор представил систему поэтапной подготовки студентов к выполнению данного вида работы.

Ключевые слова: типы рефератов, реферирование научной статьи, требования к написанию реферата, этапы подготовки к реферированию, формируемые компетенции.

Обучение в вузе по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика в соответствии с новым Государственным стандартом 2014 года предусматривает формирование ряда компетенций, частью из которых студенты овладевают в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи». Из компетенций, заявленных в Стандарте, прямое отношение к изучению названной дисциплины имеет прежде всего общекультурная компетенция ОК-7, согласно которой «выпускник, освоивший программу бакалавриата», должен владеть культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеть культурой устной и письменной речи [Федеральный государственный образовательный стандарт... 2014: 7].

Среди разнообразных методов, направленных на формирование указанной компетенции (проблемные лекции, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций речевого взаимодействия, лингвостилистический анализ текста, ролевые игры, речевые тренинги, исследовательские методы и др.), важное место следует отвести обучению реферированию научной статьи, поскольку овладение навыками реферирования текста в рамках освоения научно-информативного подстиля касается почти всех составляющих компетенции ОК-7, прописанных в Стандарте. Невозможно грамотно реферировать научный текст, не владея культурой мышления, культурой письменной речи, способностью к анализу и обобщению информации. Кроме того, реферат научной статьи является одной из лучших форм контроля формируемой компетенции, так как дает возможность объективно выявить, владеет ли обучаемый указанными умениями и на каком уровне. Добавим к сказанному, что, не научившись правильно реферировать научные источники, студент вряд ли сможет справиться с выполнением курсовых работ, а также с подготовкой бакалаврской выпускной квалификационной работы.

Опыт многолетней работы со студентами факультета иностранных языков, обучающимися по направлению подготовки «Лингвистика», позволил нам разработать систему обучения реферированию научного текста с использованием в качестве дидактического материала статей из журнала «Русская речь».

Теоретической базой для обучения студентов реферированию научной статьи являются темы курса, связанные с функциональной стилистикой, в частности научным

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

функциональным стилем, с изучением категорий текста и речевых жанров, языковых и речевых норм, основ речевой коммуникации. Особенности реферата как одного из жанров научного стиля рассматриваются на занятиях в рамках изучения других вторичных текстов - конспекта, аннотации, тезисов1, рецензии. Все они важны с точки зрения необходимости овладения базовыми умениями в процессе обучения разным дисциплинам, но большее внимание, на наш взгляд, следует уделить реферированию как жанру наиболее востребованному, обладающему значительным развивающим потенциалом, дающим возможность формировать указанные в Стандарте компетенции. Добавим, что обучение реферированию научной статьи является более трудоемким процессом, чем обучение другим вторичным жанрам. Освоение таких видов научных текстов, как конспект, тезисы, аннотация, представленных на примере образцов в сопоставлении с исходными текстами, обычно не вызывает больших затруднений у студентов.

Что касается обучения рецензированию, то, на наш взгляд, для студентов-первокурсников предпочтительнее изучать этот жанр ознакомительно, поскольку для качественной работы над рецензией обучаемым явно не будет хватать научных знаний и опыта аналитической деятельности. Главное, что должны усвоить бакалавры при знакомстве с рецензией, - это её назначение и отличительные признаки, позволяющие не смешивать её с рефератом.

Итак, остановимся на основных этапах работы по обучению реферированию научной статьи.

Первый этап подготовки студентов к написанию данного типа текста связан с ознакомлением с разными типами рефератов. В научной литературе отмечается, что рефераты могут быть «репродуктивными, воспроизводящими содержание первичного текста, и продуктивными, содержащими критическое или творческое осмысление реферируемого источника» [Балыхина, Лысякова, Рыбаков 2004: 165]. Известно, что студентам вузов чаще всего приходится писать продуктивные рефераты, как правило, обзорного характера, которые составляются на основе нескольких первичных текстов. Это так называемые тематические рефераты, содержащие анализ полученной информации, представляющие сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу, по определенной проблеме. В учебных пособиях по дисциплине «Русский язык и культура речи», как правило, особое внимание уделяется именно этому типу рефератов (см., напр.: [Русский язык и культура речи 2006: 224-244; Ипполитова, Князева, Савова 2007: 419-423] и др.). Однако опыт показывает, что студенты, не овладевшие навыками подготовки репродуктивных рефератов, с трудом могут самостоятельно справиться с работой такого уровня сложности и чаще всего находят выход в списывании похожих текстов, недостатка в которых в Интернете сейчас нет. Поэтому подготовка тематических обзорных рефератов как обучающий вид самостоятельной работы студентов часто не приносит эффективных результатов. Полагаем, что гораздо более плодотворным при обучении студентов самостоятельной аналитической работе с первоисточником на первом этапе окажется реферирование научной статьи, то есть подготовка реферата репродуктивного характера.

Реферирование научной статьи как обучающий вид работы с текстом-первоисточником имеет целый ряд преимуществ, а именно учит студентов:

- адекватно передавать содержание источника информации, не искажая мыслей автора;

- отражать концептуальную информацию источника, т.е. главные, ведущие мысли научного труда;

1 Оговаривается, что тезисы могут представлять собой и первичный текст.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Деренкова В. С. Обучение реферированию научной статьи как метод формирования общекультурных компетенций при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи»

- обобщать материал, за счет чего сокращается текст первоисточника;

- не перегружать текст излишним цитированием, которое может превратить реферат в конспект;

- не присваивать себе чужие мысли, умело «вводить» автора, используя для этого специальные клише;

- не путать реферат с рецензией, в которой содержится развернутый анализ научного произведения (краткие выводы и оценки референта допускаются в заключительной части реферата);

- соблюдать нормы научного стиля речи.

Перечисленные умения сообщаются студентам в виде требований, предъявляемых к написанию реферата. Их изучение составляет второй этап подготовки к выполнению самостоятельной работы по реферированию научного текста, которая исключает списывание.

Третий подготовительный этап предусматривает ознакомление обучаемых с моделью реферата научной статьи, в которой отмечаются основные части переработанного текста, а также изучение списка клишированных конструкций для реферативного изложения. Материал предлагается в таблицах, которые, как и все справочные сведения по рассматриваемой теме, студенты могут найти в подготовленном нами учебно-методическом пособии «Русский язык и культура речи. Практикум» [Деренкова 2013: 40 - 51].

Четвертый, наиболее важный этап работы предполагает анализ текста научной статьи, опубликованной в журнале «Русская речь», и сопоставление двух рефератов, написанных на основе текста первоисточника. Все логические операции, которые должны быть проведены студентами в процессе подготовки собственных рефератов, осваиваются именно на данном этапе. При этом существенным условием успеха в дальнейшей самостоятельной работе студентов по реферированию статьи является коллективное обсуждение анализируемых текстов, в процессе которого не только активизируется интеллектуальная деятельность обучаемых, но и усиливаются их эмоциональные реакции, что способствует более прочному усвоению материала. Как пишет по этому поводу Н.И. Лифинцева, «образование включает в свой контекст не только когнитивные и оперативно-технические аспекты, но и “живую коммуникацию”, порождающую переживания, эмоции, что является непременным условием личностного роста учеников» [Лифинцева 2013].

Опишем дидактические приемы, используемые на четвертом этапе, взяв для примера в качестве первичного текста, с которым студенты работают на занятии, статью Т.М. Веселовской «Кто такие лохи?», опубликованную в журнале «Русская речь» [Веселовская 2001]. Предварительно познакомившись с содержанием статьи, студенты должны выделить концептуальную информацию, содержащуюся в тексте, проследить логику развития авторской мысли, обсудить информацию, которая может быть опущена при реферировании, попытаться обобщить материал на примере отдельных абзацев. Лучшие варианты обобщения информации записываются в тетрадь. Покажем пример удачного обобщения материала, приведя текст одного из абзацев статьи Т.М. Веселовской и переработанный текст реферируемого отрывка.

Текст первоисточника

Слово лох проявляет словообразовательную активность, и на базе его в жаргоне появилось несколько экспрессивных производных: прилагательное лоховый в качественном, оценочном значении (лоховая жизнь) и наречие лохово; лохануться -попасть в неприятную ситуацию, допустить промах; лоховоз, лоховозка -

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

общественный транспорт; лоходром - обстановка, ситуация, в которой намеренно обманывают человека, впустую обещают; лохотрон - игра, лотерея, в ходе которой, жульничая, выманивают у участников деньги, и любой способ заставить обманом что-нибудь делать (Р. Розина в газете "Русский язык" (1999. 4 окт.) приводит сочетание политический лохотрон); лохотронщик - организатор подобных игр; лохотронство - жульничество, плутовство, мошенничество: "Знакомые предложили Брежневым чистокровную английскую кошечку Шиншиллу. Но по мере взросления кошечка превратилась в беспородного кота... - Вот так нас лохово обули, -добродушно улыбается генеральный секретарь" (Огонек. 1998. № 48); "Без правовой культуры выборы становятся "лоходромом" (Комс. пр. 1999. 20 авг.); "Если из ваших карманов в процессе игры лохотронщики еще не вытянули все деньги, то сценарий может развиваться следующим образом." (Комс. пр. 1999. 22 окт.); "Запомните: особенно лохотронство развито на оптовках, барахолках, базарах и даже в некоторых магазинах, чье руководство договаривается с бандитами о своей доле... " (Там же).

Переработанный текст

Далее автор концентрирует внимание на словообразовательной активности слова лох и перечисляет все известные производные данной лексемы типа лоховый, лохово, лохотрон и другие.

Затем студенты анализируют два реферата, написанных на основе текста статьи Т.М. Веселовской, отвечая на следующие вопросы:

1. Насколько адекватно исходному тексту передано содержание статьи? Проявилось ли при этом умение автора обобщать материал, передавать концептуальную информацию?

2. Соответствует ли текст стилю научного изложения и жанру реферата?

3. Использует ли автор реферата типовые конструкции (формулы-клише), необходимые для организации данного типа текста?

4. Наблюдаются ли в тексте реферата композиционные, логические и стилистические неточности? Оцените текст с точки зрения его соответствия нормам культуры речи. Если обнаружите нарушения языковых норм, сделайте необходимую правку.

Рефераты, предлагаемые студентам для анализа, отбираются из студенческих работ предыдущих лет и представляют собой образцовый и неудачный варианты переработанного текста. Как уже доказано в педагогических исследованиях, процесс обучения и воспитания основывается как на положительных, так и на отрицательных примерах, поэтому анализ реферата статьи, написанного с нарушениями требований, предъявляемых к данного типа текстам, поможет обучаемым не допустить подобных ошибок при выполнении самостоятельной работы, а знакомство с образцовым рефератом позволит обращаться к нему как к эталону в случае затруднений в процессе реферирования другого первоисточника.

Последним этапом работы по изучаемой теме становится реферирование самостоятельно отобранной студентом статьи, связанной с исследованиями в области русского языка (главным образом, это проблемы культурно-речевого характера). Практика показывает, что результаты реферирования обучаемыми научного текста оказываются значительно выше после специально проведенной подготовительной работы, описанной в данной статье. Заметим, что процесс проверки подготовленных студентами рефератов оказывается достаточно трудоемким, поскольку преподавателю,

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.

№ 4 (36)

Деренкова В. С. Обучение реферированию научной статьи как метод формирования общекультурных компетенций при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи»

помимо прочтения самого реферата, приходится просматривать и тексты статей, которые студенты сдают вместе с выполненной работой, но эта сложность искупается результатами, позволяющими объективно и разносторонне оценить уровень личных достижений студентов в отношении формируемой общекультурной компетенции. Переработанный студентом текст действительно обнаруживает, способен ли обучаемый анализировать научный текст и выявлять концептуальную информацию в реферируемом источнике, адекватно передавая мысли автора; овладел ли студент умением обобщать информацию и строить вторичный текст заданного типа в соответствии с его коммуникативной задачей, стилистическими и композиционными особенностями; каков уровень владения студентом культурой письменной речи.

Таким образом, реферирование научного текста с представленной системой подготовки к данному виду работы можно рассматривать как эффективный метод формирования общекультурной компетенции при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи».

Библиогафический список

Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А. Учимся общению: учебный курс русского языка и культуры речи для учащихся высших учебных заведений России. М.: Изд-во РУДН, 2004. 488 с.

Веселовская Т.М. Кто такие лохи? // Русская речь: научно-популярный журнал Российской академии наук и Российского фонда культуры. 2001. №1. С. 55-58.

Деренкова В.С. Русский язык и культура речи: практикум. Курск: Курск. Гос. унт, 2013. 89 с.

Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учеб. / под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. 440 с.

Лифинцева Н.И. Информация, знание и понимание в профессиональном образовании современного учителя [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1 (25). URL: http: //scientific-notes.ru/pdf/029-031.pdf (дата обращения: 01.09.2015).

Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. СПб.: Изд. дом «Питер», 2006. 336 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика [Электронный ресурс]. URL: www.edu.ru/index.php?page id=34 (дата обращения: 01.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.