Научная статья на тему 'Реферирование как основной элемент самообразования студентов в курсе «Безопасность жизнедеятельности»'

Реферирование как основной элемент самообразования студентов в курсе «Безопасность жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1071
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЕРАТ / РЕФЕРИРОВАНИЕ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ И ПРОДУКТИВНЫЕ РЕФЕРАТЫ / THE ABSTRACT / ABSTRACTING / REPRODUCTIVE AND PRODUCTIVE ABSTRACTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурова Людмила Витальевна

В статье раскрыта и обоснована необходимость написания реферата в курсе «Безопасность жизнедеятельности», изложены требования к его разработке и оформлению, детально рассматриваются структура и содержание реферата. Установлена необходимость развития у студентов навыков самостоятельной работы с научной литературой, формирование у студентов принципов отбора информации научного текста, что необходимо при написании докладов, курсовых и дипломных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABSTRACTING IN THE COURSE OF «LIFE SAFETY» AS THE BASIC ELEMENT OF SELF-EDUCATION OF STUDENTS

The article gives the definition of the concept of «abstract», «abstracting». The article clarifies the necessity to write the abstract; states the requirements to work out and register the report; considers the structure and the maintenance of the report in details. The article deals with the necessity of the development of students' skills of self-study of nonfiction, the formation of the principles of the information selection of the nonfiction materials among students which is necessary in writing reports, research paper and theses.

Текст научной работы на тему «Реферирование как основной элемент самообразования студентов в курсе «Безопасность жизнедеятельности»»

Сурова Л.В.

РЕФЕРИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В КУРСЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В статье раскрыта и обоснована необходимость написания реферата в курсе «Безопасность жизнедеятельности», изложены требования к его разработке и оформлению, детально рассматриваются структура и содержание реферата. Установлена необходимость развития у студентов навыков самостоятельной работы с научной литературой, формирование у студентов принципов отбора информации научного текста, что необходимо при написании докладов, курсовых и дипломных работ.

Ключевые слова: реферат, реферирование, репродуктивные и продуктивные рефераты.

Жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического процесса и социального развития создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей.

Для современного уровня развития промышленных и социальных технологий недостаточно просто высокого уровня соблюдения правил техники безопасности, т.к. существует потребность не только в знаниях, умениях и навыках обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и безопасной реализации любого вида деятельности, понимания целей и последствий своих действий для общества и окружающей природной среды. Это значит, что важнейшей целью образовательного процесса в области безопасности является формирование у будущих энергетиков мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа -безусловности приоритетов безопасности при решении любых профессиональных и личностных задач.

Важнейшим в этом направлении ученые выделяют просвещение и подготовку кадров, непрерывное образование, в процессе которого человек должен не просто обучаться основам безопасности жизнедеятельности, а осознать необходимость быть частью системы безопасной жизнедеятельности, воспитать в себе культурные начала

поведенческой деятельности, т.е. формировать в себе культуру безопасности жизнедеятельности.

Основная задача высшей школы - научить студента логически мыслить, находить пути решения каждой проблемы, предвидеть результаты своей производственной деятельности. Неизбежным становится сочетание образования с самообразованием, которое в системе высшей школы должно восприниматься как метод, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной деятельности, при которой раскрываются способности обучаемого, реализуется его творческий потенциал. Но если при изучении

профилирующих дисциплин необходимость самообразования не вызывает сомнения и закладывается в учебные планы в виде самостоятельной работы над расчетными заданиями и курсовыми

проектами, то при подготовке к общепрофессиональным дисциплинам, к которым относится «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), организация самостоятельной работы сведена к минимуму. Написание реферата по курсу БЖД является необходимым условием в подготовке специалистов в энергетике.

Работа по написанию реферата в курсе «Безопасность

жизнедеятельности» развивает умение работать с текстом, выделять главные мысли, сравнивать данные из разных источников, обобщать и систематизировать полученные сведения. Совершенствуются также

навыки письменной речи, умение четко формулировать свои мысли. Подготовка реферата позволяет узнать много нового и интересного, подробно познакомиться с вопросами, которые вообще не изучаются или изучаются слишком кратко. Оформление реферата способствует совершенствованию и закреплению полученных умений и навыков по редактированию, форматированию и макетированию тестовых документов. Все это делает работу по написанию рефератов важной и полезной составной частью профессиональной подготовки специалистов.

Реферат не должен иметь ничего общего с простым дублированием материала, заимствованием из одного или нескольких литературных источников, т.е. ничего общего с плагиатом и компиляцией. В нем должен быть проведен анализ всего материала, относящегося к избранной референтом теме и содержащегося в проработанной им литературе.

Цель написания рефератов - получение нового знания в ходе самостоятельного исследования проблемы. Реферат не предполагает

изложения самостоятельных научных результатов, его задача - обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов почерпнутых из литературы.

Реферирование - это интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка реферата - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает студента вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника [1; 2].

Реферирование или составление реферата (лат. гв/вгв - докладываю, сообщаю), - это краткое изложение по определенной теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников. Подготовка реферата - сложный вид самостоятельной работы. Реферирование, как уже говорилось, представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление исходного текста, аналитико-синтетическое преобразование информации: описание текста, целевое извлечение наиболее важной информации, ее перераспределение и создание нового текста.

В реферате приводятся основные сведения о предмете, объекте исследования, о целях и методах, о результатах выполненного исследования. Реферат отличается точным изложением основной, существенной, новой информации. Субъективная оценка может быть представлена оценочными элементами, например, нельзя не согласиться с мнением автора, автор удачно решает комплекс проблем и др. В зависимости от целей написания реферата, различают два вида рефератов: репродуктивные и продуктивные [3; 4]. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-

конспект, который может быть монографическим (по одному источнику) или обзорным (по двум или нескольким источникам) содержит фактическую информацию в обобщенном виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования; предполагает развернутое изложение основного содержания первоисточника, иллюстративный материал, аргументацию, сведения о методике исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-конспект составляется таким образом, чтобы, прочитав его, не было необходимости возвращаться к исходному тексту.

Реферат-резюме максимально кратко излагает выводы, содержит только основные положения данной темы, все второстепенное для интересующей референта темы опускается. Реферат-резюме сходен с аннотацией краткостью и лаконичностью изложения и служит для того, чтобы определить целесообразность обращения к тексту-источнику. Но, в отличие от аннотации, главной функцией которой является официальное сообщение о новом издании, реферат-резюме в обобщенном виде раскрывает все основные положения исходного текста, излагает проблемную информацию текста-источника и дает представление о фактах, результатах и выводах, изложенных в нем.

Продуктивный реферат содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника. В продуктивных рефератах выделяют реферат-обзор и реферат-доклад. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе наряду с анализом информации первоисточника есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развернутый характер.

Основные требования к реферату:

1. информативность изложения;

2. объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста;

3. точность в передаче информации;

4. полнота отображения основных элементов содержания;

5. доступность восприятия текста реферата как по содержанию, так и по форме;

6. соблюдение единого стиля;

7. корректность в оценке материала;

8. изложение текста в логической последовательности;

9. использование точного, литературного языка.

Реферат отличается постоянством структуры и включает следующие части:

1. Введение (выходные данные, формулировка темы). Во введении должна быть обоснована актуальность темы, сформулированы цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате, а также должно быть указано, с использованием каких материалов выполнена работа - дается краткая характеристика использованной литературы с точки зрения полноты освещения в ней избранной вами темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы.

2. Основная часть, включающая изложение основных положений текста - первоисточника, анализ, изложение результатов и выводов; указание на наличие иллюстративного материала (таблиц, схем, рисунков и др.). Изложение материала не должно носить описательный характер. Необходим анализ с соответствующими выводами, в том числе статистического материала, который должен быть тесно взаимосвязан с текстом.

Большой объем статистических данных целесообразно сводить в таблицы. На основе статистических данных можно построить диаграммы, графики, позволяющие более рельефно представить и отразить в динамике развития те или иные социально-экономические явления и процессы.

Все таблицы, диаграммы, графики, схемы, приводимые в реферате, должны быть озаглавлены и пронумерованы. Обязательным является приведение к ним ссылок на источники с упоминанием страниц, откуда позаимствованы статистические данные. Весь проводимый в тексте цифровой материал должен иметь ссылки на соответствующие источники. Обязательны также подстрочные замечания в случаях буквального цитирования текста или при использовании суждений, положений, выводов, содержащихся в трудах авторов. Достоинством реферата является анализ различных точек зрения по дискуссионным вопросам, аргументация разделяемой или своей позиции.

В основной части работы необходимо достаточно полно и убедительно раскрыть все пункты плана, сохраняя логическую связь между ними и последовательность перехода от одного к другому.

Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом. В этой части автор реферативного сочинения решает задачи, поставленные во введении. Основная часть должна включать в себя развитие научных представлений о проблеме. Целесообразно показать связь проблемы с современной действительностью. Кроме того, она должна содержать собственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на соответствующие факты. Основная часть может быть разбита на параграфы (разделы), которые должны располагаться последовательно, логически.

Выводы необходимо делать в каждом параграфе и главе. Выделение любого пункта, структуризация реферата в целом должны осуществляться по алгоритму: задача - разработка - вывод.

3. Заключение (здесь возможен краткий комментарий, в котором референт выражает свое отношение к проблемам, затронутым в первоисточнике, или к позиции автора по этим вопросам). Заключение подводит итог работы. Оно должно содержать основные выводы автора по решению проблем, поставленных в основной части реферата. Заключение может содержать и предложения по дальнейшей научной разработке вопроса. Оно должно быть четким и кратким. По объему не должно превышать введение (1-2 страницы). В этой части реферата можно выйти за пределы данного текста и связать разбираемые вопросы с более широкими проблемами. Заключение реферата содержит четко сформулированные выводы, к которым пришел референт в результате изучения выбранной темы, а также вопросы, оставшиеся нерешенными и нуждающиеся в дальнейшей разработке.

4. Список литературы. Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием в алфавитном порядке и нумеруется.

5. Приложение (необязательная часть). В приложение рекомендуется включать материал, который по разным причинам не приведен в основном тексте работы: заимствованные из литературы или самостоятельно составленные автором реферата таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, именной, тематический или географический указатель, словарь терминов, фотографии, ксерокопии, рисунки. Страницы приложения продолжают сквозную нумерацию реферата. Само приложение нумеруется арабскими цифрами, чтобы на него можно было сослаться в конце соответствующей фразы текста.

Подготовка рефератов по безопасности жизнедеятельности способствует достижению следующих учебных результатов:

1. углубление знаний по актуальным теоретическим вопросам БЖД, творческое применение этих знаний к избранной теме;

2. усвоение зарубежного опыта в энергетике, возможностей и проблем его практического использования в отечественных условиях, в вашей будущей профессиональной деятельности;

3. совершенствование умения изучать различные литературные источники (монографии, статьи периодической печати и т.п.) по избранной теме и на основе их критического анализа самостоятельно и грамотно излагать материал, делать аргументированные выводы и предложения;

4. развитие навыков правильного оформления письменной работы;

5. развитие навыков самостоятельного изложения проблемы, на базе фактов почерпнутых из литературы.

Основной методологической задачей высшего профессионального образования является подготовка студента к практической деятельности. Реферирование позволяет объединить теоретические знания и практические навыки, необходимые для создания безопасных производств, технологий, технических средств, а также для обеспечения коллективной безопасности при выполнении профессиональной деятельности. Важным моментом при формировании у будущих энергетиков деятельностного компонента, на наш взгляд, является самостоятельная работа, так как никакой материал не усваивается так прочно, как тот, с которым студент работал самостоятельно и именно в самостоятельной работе он проявляет максимум творчества [5; 6].

При работе над рефератами, как правило, проявляются особенности личности студента, особенно при подготовке к защите реферата. Для более детального и обстоятельного разбора реферата, при распределении тем одновременно назначаются оппоненты. Они должны заранее ознакомиться с содержанием доклада и подготовить отзыв: отметить его достоинства и недостатки, сделать замечания и дополнения по его содержанию. После выступления оппонентов в обсуждение включаются студенты. В заключении преподаватель дает оценку реферату, оппоненту и другим выступающим. Совместное обсуждение доклада (по теме реферата) существенно углубляет опыт студентов: каждый из них имеет возможность ознакомиться со знаниями по актуальным теоретическим

вопросам БЖД, с творческим применением этих знаний к избранной теме.

Источники

1. Фролова Н.А., Алещанова И.В. Обучение реферированию и аннотированию профессиональной литературы на иностранном языке в комплексной подготовке специалиста // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 5. С. 67-70.

2. Богатова С.М., Цыганкова Н.Ю., Иванова Л.С. Rendering: учебно-методическое пособие по обучению реферированию. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. 103 с.

3. Дзевенская Р.Д. Основы теории и практики реферирования. М.: Наука, 2007. 212 с

4. Кушнерук С.П., Шалимова Ю.М. Аннотирование и реферирование: методические

рекомендации для студентов отделения «Документоведение и документационное обеспечение управления» и других гуманитарных специальностей. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. 40 с.

5. Маркушевская Л.П., Цапаева Ю.А. Аннотирование и реферирование: методические

рекомендации для самостоятельной работы студентов. СПбГУ ИТМО, 2008. 51 с.

6. Бабина С. В. Компетенция профессионального саморазвития: сущность и пути формирования в условиях вуза // Вестник Университета (Государственный университет управления). М. 2009. № 5. 5-9 с.

Зарегистрирована 21.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.