Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ОБУЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ORIENTATION IN SPACE / CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS / PHYSICAL CULTURE AND HEALTH IMPROVEMENT CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спирина Ирина Константиновна, Артамонова Татьяна Викторовна, Скрипниченко Пётр Петрович

В статье рассматриваются основные компоненты методики, направленной на определение уровня развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Эффективность разработанной методики, направленной на обеспечение свободного ориентирования в микро- и макропространстве, улучшение и коррекцию зрительных нарушений, повышение двигательной активности дошкольников, подтверждается многолетними результатами внедрения в практику соответствующей системы проведения физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спирина Ирина Константиновна, Артамонова Татьяна Викторовна, Скрипниченко Пётр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL ORIENTATION TRAINING OF PRESCHOOLERS WITH VISUAL IMPAIRMENT DURING PHYSICAL EDUCATION LESSONS

The article discusses the main components of the methodology aimed at determining the level of development of orientation in space among the preschool children with visual impairment. The effectiveness of the developed methodology, aimed at ensuring free orientation in micro- and macro space, improving and correcting visual impairments, increasing the motor activity of preschoolers, is confirmed by the long-term results of the implementation into practice of the appropriate system of physical culture and health improvement work with preschoolers with visual impairments.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

ных изменений необходимо корректировать нагрузки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дистанционное обучение по дисциплине «Элективный курс по физической культуре и спорту» / М.В. Алексеев, В.В. Феофанов, Р.Г. Тихонов, А.А. Ивачев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 3-7.

2. Васильева, М.И. Сравнительная характеристика динамики развития физической подготовленности студентов вуза в условиях дистанционного обучения / М.И. Васильева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 53-56.

3. Иванова, Н.Л. Анализ динамики уровня физической подготовленности обучающихся за период самоизоляции / Н.Л. Иванова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 6 (184). - С. 127-130.

4. Иванова, Н.Л. Сдача контрольных нормативов по общей физической подготовке в условиях дистанционного обучения / Н.Л. Иванова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 146-149.

5. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации : приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397. - URL : https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (дата обращения: 13.07.2020).

6. Шарова, Е.И. Исследование здоровья студентов ВУЗа в условиях дистанционного обучения как показатель качества образования / Е.И. Шарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 401-405.

REFERENCES

1. Alekseev M.V., Feofanov V.V., Tikhonov R.G., Ivachev A.A. (2020), "Distance learning in the discipline "Elective course in physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 184, No. 6, pp. 3-7.

2. Vasilyeva, M.I. (2020), "Comparative characteristic of the dynamics of the development of physical fitness of university students in the conditions of distance learning", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 184, No. 6, pp. 53-56.

3. Ivanova, N.L. (2020), "Analysis of the dynamics of the level of physical fitness of students during the period of self-isolation", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 184, No. 6, pp. 127-130.

4. Ivanova, N.L. (2020), "Passing control standards for general physical training in remote learning", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 184, No. 6, pp. 146-149.

5. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (2020), Order of the dated March 14, 2020 No. 397 "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and relevant additional professional programs, in the event of the prevention of the spread of new coronavirus infection in the Russian Federation", available at: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (accessed 13.07.2020).

6. Sharova, E.I. (2020), "Study of the health of university students in distance learning as an indicator of the quality of education", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 184, No. 6, pp. 401-405.

Контактная информация: speedy-@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.10.2020

УДК 796.012.262

ОБУЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Ирина Константиновна Спирина, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Кубанский гос-

ударственный медицинский университет, Краснодар, Татьяна Викторовна Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва, Пётр Петрович Скрип-ниченко, преподаватель, Московский государственный технический университет им.

Н. Э. Баумана, Москва

Аннотация

В статье рассматриваются основные компоненты методики, направленной на определение уровня развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Эффективность разработанной методики, направленной на обеспечение свободного ориентирования в микро- и макропространстве, улучшение и коррекцию зрительных нарушений, повышение двигательной активности дошкольников, подтверждается многолетними результатами внедрения в практику соответствующей системы проведения физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

Ключевые слова: ориентировка в пространстве, дети с нарушением зрения, физкультурно-оздоровительные занятия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p351-355

SPATIAL ORIENTATION TRAINING OF PRESCHOOLERS WITH VISUAL IMPAIRMENT DURING PHYSICAL EDUCATION LESSONS Irina Konstantinovna Spirina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Kuban State

University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, Tatiana Viktorovna Ar-tamonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Petr Petrovich Skripnichenko, the teacher, Bauman Moscow State Technical University, Moscow

Abstract

The article discusses the main components of the methodology aimed at determining the level of development of orientation in space among the preschool children with visual impairment. The effectiveness of the developed methodology, aimed at ensuring free orientation in micro- and macro space, improving and correcting visual impairments, increasing the motor activity of preschoolers, is confirmed by the long-term results of the implementation into practice of the appropriate system of physical culture and health improvement work with preschoolers with visual impairments.

Keywords: orientation in space, children with visual impairments, physical culture and health improvement classes.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья детей, снижении уровня их физической и двигательной подготовленности стали, к сожалению, нормой. Специалисты [2, 3, 4] отмечают неуклонную тенденцию по увеличению количества детей, имеющих различные нарушения в развитии. Вместе с тем, тезис о приоритетной роли мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности, стал ведущим в программах образовательных учреждений. Известно, что дошкольный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека, обеспечивающих формирование физического здоровья и культурных навыков по контролю за его совершенствованием, укреплением и сохранением в будущем. По данным специалистов, практически 40% заболеваний взрослых были «заложены» в детском возрасте, в 5-7 лет.

В ходе выборочного медицинского обследования репрезентативных возрастно-половых групп детей дошкольного возраста г. Волгограда установлено ухудшение состояния здоровья детей по целому спектру заболеваний: органов дыхания, пищеварения,

зрения, опорно-двигательного аппарата и др. Случаи нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест [4].

По данным авторов [1, 2, 3], дети с нарушением зрения характеризуются меньшей двигательной подвижностью, нечеткостью координации и ловкости движений, снижением темпа и ритма выполнения упражнений по сравнению со сверстниками без зрительной патологии. Кроме того, они испытывают трудности при ориентировке в пространстве, при выполнении упражнений в равновесии, при формировании понятий об основных движениях. Всё это приводит к снижению двигательной активности, и, как следствие, к сдерживанию развития естественных двигательных потребностей. Несформированность пространственных представлений и ориентировки в пространстве к концу дошкольного возраста является одной из основных причин, вызывающих у детей затруднения при овладении школьными навыками в целом.

С целью повышения уровня пространственной ориентировки детей дошкольного возраста была разработана и на базе специализированного детского сада (МОУ «Начальная школа-детский сад 2») для детей с нарушением зрения внедрена в практику система проведения физкультурно-оздоровительной работы по обеспечению свободного ориентирования в микро- и макропространстве, улучшению и коррекции зрительных нарушений, повышению двигательной активности дошкольников.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как известно, ориентировка в пространстве - это умение оценивать форму, величину, местоположение предметов, расстояние между ними, расположение предметов относительно друг друга и, на основе этого, умение ориентироваться на местности.

На основе анализа работ специалистов [2, 3, 4] были выявлены особенности ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения и выделены средства, способствующие развитию ориентировки в пространстве (в соответствии с возрастом) и разработана методика определения уровня развития ориентировки в пространстве, а также определен алгоритм действий по развитию ориентировки в пространстве для дошкольников с нарушением зрения. Выделено 4 этапа обучения пространственной ориентировке:

I этап. Ориентировка на своем теле (3-4 года). Выбор заданий основывался на том, что именно в трёхлетнем возрасте ребёнок начинает активно использовать зрительную ориентировку, расширяя границы воспринимаемого пространства и отдельных участков в нём. Этот возраст характеризуется осмыслением удалённых от ребёнка объектов и увеличением количества участков, выделяемых в пространстве. Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе», т. к. ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. Оно является для него центром, «точкой отсчёта», по отношению к которой ребёнок только и может определять направления.

При обучении ориентировке на собственном теле использовались следующие приемы: зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела; рассматривание ребенком себя в зеркале (если у ребенка достаточно высокая острота зрения); нахождение и сопоставление частей своего тела с телом другого ребенка; словесное обозначение их пространственного расположения; зрительно-осязательное обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

II этап. Ориентировка относительно себя (4-5 лет). Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя» у детей формировали навыки использования зрения в ориентировке, развивали умение выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные). Основой обучения на этом этапе является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко-далеко», «ближе-дальше». Дети упражняются в зрительной оценке расстояний в ходе игр и упражне-

ний: «Какая кегля дальше, какая ближе?», «Где стоит кегля?», «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?» и т. д. Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушением зрения, поэтому зрительное восприятие пространства необходимо дополнить двигательными ощущениями.

III этап. Ориентировка на внешних объектах (5-6 лет). На этом этапе отражение пространства носит уже более целостный характер, когда дети расширяют ориентировку в разных направлениях, местоположение объектов в их взаимосвязи и обусловленности.

Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность. Строя из кубиков, ребёнок моделирует не только формы, но и пространственные отношения.

IV этап. Ориентировка по схеме (6-7 лет). Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем является следующим, более сложным этапом работы. Он проводился последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану; знакомство с условными (схематичными) изображениями предметов; формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства.

Формирование у дошкольников с нарушением зрения навыков самостоятельного составления схем пространства является завершающим этапом работы по обучению ориентировке в пространстве. Приобретенные детьми навыки работы со схемами способствуют развитию их пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно-пространственную ориентировку. Представления об окружающем пространстве расширяются. Эти средства применялись на физкультурных занятиях, в индивидуальных занятиях со спецгруппой, на спортивных праздниках и развлечениях. Всего в эксперименте приняли участие 45 детей в возрасте 5-6 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные в ходе экспериментальной работы результаты были подвергнуты шкалированию по трем уровням - высокому (если задания были выполнены без ошибок), среднему (если при выполнении заданий были отмечены незначительные недочеты) и низкому (если фиксировалось нарушение правил, грубые ошибки при выполнении 3-4 заданий или неспособность выполнить 2 задания). Результаты исходных и конечных диагностических обследований детей подготовительных групп разных лет обучения представлены в таблице.

Таблица - Результаты диагностического обследования уровня развития ориентировки в пространстве у детей подготовительных групп (%)_

Уровень развития 2015- 2016 2016- -2017 2017- 2018

ориентировки в пространстве сентябрь май сентябрь май сентябрь май

Высокий 11 78 11 83 17 89

Средний 61 22 78 17 72 11

Низкий 28 0 11 0 11 0

Полученные результаты свидетельствуют о том, что, если в начале учебного года наибольшее количество детей имело средний уровень владения пространственной ориентировкой (от 50% до 78%), то к концу учебного года 78-89% детей демонстрировали высокий уровень освоения навыков пространственной ориентировки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно констатировать, что применение разработанного алгоритма системы действий по развитию ориентировки в пространстве для детей с нарушением зрения оказалось успешным. Использование представленной методики значительно об-

легчает зрительно-пространственную ориентировку дошкольников, расширяет их представление об окружающем пространстве и, тем самым, способствует повышению двигательной активности ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев, В.Ф. Оценка нарушений пространственного праксиса у детей с косоглазием и амблиопией / В.Ф. Воробьев, Н.В. Костенкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 60-64.

2. Кулькова, И.В. Средства оздоровительной физической культуры слабовидящих и слабослышащих детей 6-7 лет / И.В. Кулькова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 2 (108). - С. 87-91.

3. Подколзина, Е.Н. Специальные коррекционные занятия для детей с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. - 2008. - № 9. - С.10-16.

4. Спирина, И.К. Нестандартное оборудования для развития ориентировки в пространстве в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения / И.К. Спирина, Е.А Сырцова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2012. - № 2 (4). - С. 65-71.

REFERENCES

1. Vorobiev, V.F. and Kostenkova, N.V. (2019), "Assessment of violations of spatial praxis in children with strabismus and amblyopia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 60-64.

2. Kulkova, I. V. (2014), "Means of health-improving physical culture of visually impaired and hearing-impaired children 6-7 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 87-91.

3. Podkolzina, E. N. (2008) "Special correctional classes for children with visual impairments", Physical education of children with visual impairments in kindergarten and primary school, No. 9, pp. 1016.

4. Spirina, I.K. and Syrtsova E.A. (2012), "Non-standard equipment for the development of orientation in space in physical culture and health-improving work with preschool children with visual impairment", Physical education and sports training, Vol. 4, No. 2, pp. 65-71.

Контактная информация: artamonova-70@bk.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2020

УДК 796.412.2

ОБОСНОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ

ТРУДНОСТИ В КОМПОЗИЦИЯХ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Наталья Махамадалиевна Шулико, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова; Татьяна Владимировна Богданова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Аннотация

В статье рассматриваются противоречия, имеющие место в современных Международных правилах соревнований по эстетической гимнастике. Целью исследования явилось выявление несоответствий требований правил к технической трудности композиций в различных возрастных категориях с Программой спортивной подготовки по эстетической гимнастике. Определено, что требования к выполнению обязательных трудностей в композициях 10-летних и 16-летних гимна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.