Научная статья на тему 'Основные подходы и особенности совершенствования двигательной деятельности лиц с нарушением зрения в России'

Основные подходы и особенности совершенствования двигательной деятельности лиц с нарушением зрения в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
504
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Евсеева Ольга Эдуардовна, Шелехов Алексей Анатольевич, Ненахов Илья Геннадьевич

В данной статье рассматриваются основные подходы и особенности совершенствования двигательной сферы лиц с нарушением зрения, с учетом их потребностей и возрастных особенностей, на основных этапах онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Евсеева Ольга Эдуардовна, Шелехов Алексей Анатольевич, Ненахов Илья Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main approaches and features of improving the motor activity of persons with visual disabilities in Russia

This article discusses the main approaches and features of improving the motor sphere of persons with visual impairment, considering their needs and age characteristics, at the main stages of ontogenesis.

Текст научной работы на тему «Основные подходы и особенности совершенствования двигательной деятельности лиц с нарушением зрения в России»

medical examination of the persons wishing to pass sports training, to be engaged in physical culture and sports in the organizations and (or) to execute standards of tests of the "Ready for Labor and Defense", available at http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71327708/.

6. Evseev, S.P., Evseeva, O.E., Aksenov, A. V. and Kryukov, I.G. (2017) "Research and methodological work connected with the All-Russian sports complex "Ready for Labour and Defense" (GTO) for people with disabilities", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 152, No. 10, pp. 54-58

Контактная информация: spevseev@gmail.com

Статья поступила в редакцию 21.09.2018

УДК 796.01

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В

РОССИИ

Ольга Эдуардовна Евсеева, кандидат педагогических наук, профессор, директор Института адаптивной физической культуры, Алексей Анатольевич Шелехов, кандидат педагогических наук, доцент, Илья Геннадьевич Ненахов, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные подходы и особенности совершенствования двигательной сферы лиц с нарушением зрения, с учетом их потребностей и возрастных особенностей, на основных этапах онтогенеза.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, двигательная сфера, нарушение зрения.

MAIN APPROACHES AND FEATURES OF IMPROVING THE MOTOR ACTIVITY OF PERSONS WITH VISUAL DISABILITIES IN RUSSIA

Olga Eduardovna Evseeva, the candidate of pedagogical sciences, professor, Director of Institute of adaptive physical education, Aleksey Anatolievich Shelekhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ilya Gennadievich Nenakhov, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

This article discusses the main approaches and features of improving the motor sphere of persons with visual impairment, considering their needs and age characteristics, at the main stages of ontogenesis.

Keywords: adaptive physical education, motor sphere, visual disabilities.

На сегодняшний день развитие адаптивной физической культуры является актуальной темой многих современных научных исследований, так как, ежегодно в Российской Федерации увеличивается количество лиц с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Особое место среди этой категории населения занимают люди, чей первичный дефект связан с нарушением зрения. Так в 2017 году согласно данным Рос-стата более 22500 граждан РФ были впервые признаны инвалидами, по причине заболевания глаза и его придаточных органов [3].

Сложная структура дефекта - нарушение зрения, характеризуется следующими основными особенностями: сложность дефекта (наличие или отсутствие остаточного зрения) и его время возникновения.

Данные особенности не только определяют исходный уровень функционирования индивида с нарушением зрения, но и во многом определяют средства и методические приёмы образовательного процесса. Также важной частью структуры дефекта являются вторичные нарушения, возникающие как результат развития ребенка в условиях зрительной

депривации. Наиболее характерными вторичными нарушениями являются: нарушение зрительного восприятия; несформированность образов и представлений; недостаточная сформированность образов мира, образов другого человека; нарушение зрительно-моторной координации; нарушения функции оперирования различными предметами; нарушения продуктивных видов деятельности и письма; недоразвитие наглядно-образного мышления; вербализм в речи; нарушения эмоционального развития.

Совокупность вторичных нарушений, описанных выше в сочетании с отсутствием или неэффективностью коррекционно-развивающего процесса, может стать причиной нарушения развития личности. Как правило, такие дети развиваются в условиях недостатка общения, связанного с ограничением контактов с другими людьми, что со временем приводит к формированию астенических черт личности и проявлению ипохондрических настроений. Для детей с нарушением зрением характерны: снижение мотивации к двигательной деятельности, пассивность, инертность. Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У многих детей отмечается значительное отставание в физическом развитии по сравнении со здоровыми сверстниками. Частичная или полная неспособностью к зрительному подражанию, является причиной возникновения трудностей в овладении пространственными представлениями и базовыми двигательными действиями. Описанные проявления дефекта, с одной стороны, подчеркивают мозаичность и неоднородность психического и физического развития данной нозологической группы. С другой стороны, наглядно демонстрируют необходимость изучения особенностей формирования и развития двигательной сферы лиц с нарушением зрения и разработки современных подходов, направленных на её совершенствование. В связи с этим, в настоящее время в рамках 1 этапа научно - исследовательской работы, выполняемой в соответствии с Приказом Минспорта России от «14» декабря 2017 г. № 1078, профессорско-преподавательским составом НГУ им. П.Ф. Лесгафта, был проведён анализ современной научной литературы по теме: основные подходы и особенности совершенствования двигательной деятельности лиц с нарушением зрения, включая инвалидов, в России. В данной статье мы представляем часть результатов данного исследования, обозначаем основные подходы к совершенствованию двигательной сферы лиц с нарушением зрения, с учетом потребностей и возрастных особенностей.

Дети с глубокими нарушениями зрения уже в дошкольном возрасте начинают осознавать свое отличие от нормально видящих сверстников. Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. Здоровье человека во многом определяется уровнем развития его функциональных систем и физических качеств. Основы этого закладываются в детском возрасте, однако специфика дефекта меняет традиционный онтогенетический маршрут, отражаясь на всех сферах развития ребёнка с нарушением зрения, в том числе на двигательной и на его здоровье. Значительные отклонения в моторном развитии ребёнка, обуславливается нарушением таких характеристик зрения, как: бинокулярность, поле зрения, глазодвигательная функция, снижение остроты зрения. Дычко Е.А. в своей работе отмечает целесообразность разработки и внедрения в образовательный процесс детей дошкольного возраста комплексного подхода к развитию физических качеств и коррекции зрительных функций, что должно способствовать предупреждению отклонений в физическом развитии [1].

Основным подходом к формированию двигательной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста является максимальное включение в образовательный

процесс игровой деятельности, в основе которого лежит принцип многократных повторений игровых заданий, что позволяет детям научиться выполнять действия в законченном, целостном виде. К сожалению, в условиях школы многие виды игровой деятельности становятся недоступны для детей с тяжелыми зрительными нарушениями. Это обусловлено ограниченностью локомоторной деятельности таких учеников. Они сталкиваются с трудностями при самостоятельной организации игры, а зачастую и в участии в уже в организованной. В этой связи принципиальной задачей педагога становится тщательный подбор игр их адаптация и регулярное разучивание-повторение с учениками. На занятиях по физическому воспитанию в детских садах и общеобразовательных школах, где учатся дети с нарушением зрения ч используются такие игровые средства как: сюжетные и сюжетно-ролевые игры; игры без сюжета с элементами соревновательной деятельности; игры с предметами; спортивные игры; игровые упражнения.

Важно понимать, что далеко не все слепые первоклассники, имеют достаточное представление об окружающем мире, сферах деятельности людей и т.д. В большинстве случаев, ученики испытывают трудности в ориентировке, движения их не уверенны, выполняются с небольшой амплитудой и требуют тщательного контроля учителя. Использование достаточного количества ярких и понятных детям образов, во время выполнения игрового сюжета, создают не только благоприятные условия для обучения и выполнения двигательных действий, но и создает условия для изучения мира.

В первом классе происходит усвоение сюжетной и сюжетно-ролевой игры. Формирование представлений о новых движениях - расширение двигательного опыта. В таких играх дети корректируют свои движения, осваивают навыки ориентировки в пространстве, связывают свои двигательные действия с звуковыми сигналами. К третьему классу дети уже имеют относительно хорошие представления об окружающем мире и значительно лучше ориентируются в пространстве. В этом возрасте им предлагаются уже игры без сюжета. В них дети в полной мере демонстрируют свои способности. Что касается игровых упражнений, то их количество увеличивается с возрастом школьников. В данных упражнениях в отличие от игр, больше прослеживаются задачи обучения, связанные с совершенствованием двигательной сферы. Игровые упражнения выступают связующим звеном между подвижными и спортивными играми, которые активно применяются в средних и старших классах.

Для детей школьного возраста характерен период бурного роста - резкое увеличение длины конечностей, туловища и недостаточная скорость увеличения силовых качеств, что приводит к увеличению риска получения травмы опорно-двигательного аппарата. Данная ситуация усугубляется незрелостью схемы тела и несформированностью её границ у школьников с нарушением зрения, что отражается в увеличении риска получения травмы, формировании компенсаторных защитных механизмов и снижению двигательной активности. В процессе организации и проведения занятий связанной с двигательной активностью школьников с патологией зрения необходимо учитывать противопоказания к выполнению физических упражнений и особенности их выполнений: детям с остаточным зрением запрещается выполнять упражнения с натуживанием, сильным сотрясением головы и всего тела, висы вниз головой, прыжки в глубину. По этой причине основной направленностью физического развития детей с нарушением зрения будет коррекция вторичных нарушения и компенсация основного дефекта.

На данный момент времени разработано большое количество методик физического развития детей с нарушением зрения. Авторами Николаевой К.И. и Ростомашвили Л.Н. была предложена уникальная методика обучения элементам спортивного рок-н-ролла. Особенностью данной методики является формирование и развитие способности к сохранению темпа и ритма в танце, перемещению на площадке и относительно партнёра. Планирование нагрузки проводится в соответствии с возрастными возможностями, медицинскими противопоказаниями, а также после консультации с офтальмологом [2].

На ряду, с танцевальными направлениями, у детей с нарушениями зрения большой популярностью пользуются спортивные направления, такие как: дзюдо, футбол, гол-бол, плавание и т.д. Данные виды двигательной активности реализуются в учреждениях дополнительного образования. Положительным эффектом от занятий адаптивными видами спорта, помимо физического, интеллектуального и духовного развития, является повышение качества коммуникации детей, их социализации и социальной интеграции.

Не менее актуальным остаётся вопрос занятий адаптивным спортом молодёжи с нарушением зрения. В этой связи, спорт способствует не только гармоничному развитию личности, самоактуализации и самореализации, но и профессиональной подготовке молодых людей. Правильно организованный процесс спортивной тренировки лиц с нарушениями зрения должен учитывать периодизацию подготовки спортсмена в рамках соревновательного цикла, особенности двигательной деятельности спортсмена с нарушением зрения, рекомендации врача-офтальмолога. Рационально разработанный и реализуемый на практике процесс спортивной подготовки спортсмена обеспечивает достижение максимального результата, для конкретного индивида, сохранение и увеличение уровня мотивации к занятиям, формирует потребность в двигательной активности в период завершения спортивной карьеры, способствует интеллектуальной организации спортсмена. Достижение вышеуказанных целей спортивной подготовки возможны только в условиях командной работы, в которой принимают участие спортсмен, тренер, врачи, где каждый представитель является равноправным участником процесса. Одним из руководящих участников процесса спортивной тренировки является тренер. Одной из главных задач является разработка индивидуальной, уникальной и эффективной техники выполнения двигательного действия, а также способов его научения лиц с нарушениями зрения, разработки методических указаний и минимизацией ошибок, которые спортсмен может допустить во время обучения. Как было уже сказано выше, спорт оказывает положительное влияние на формирование потребности в двигательной активности в дальнейшей жизни, а также потребности в овладении профессиональными навыками. Трудоустройство и профессиональная подготовка лиц с нарушениями в состоянии здоровья регламентирована Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [4]. В этих условиях лица с нарушениями зрения имеют возможность для получения высшего и среднего профессионального образования. В процессе обучения появляется возможность принимать участие в культурно-массовых и физкультурно-массовых мероприятиях, что положительно влияет на качество их жизни.

Ещё одной актуальной проблемой является процесс физического развития и повышение мотивации к двигательной активности лиц с нарушением зрения зрелого возраста. Данная категория граждан характеризуется инертностью в овладении новыми профессиональными знаниями и навыками, повышенным уровнем тревожности и замкнутости. Данные состояния резко снижают качество жизни людей, делают их зависимыми от посторонней помощи и ограниченными в процессах коммуникации с окружающим социумом. Одним из путей коррекции и профилактики негативных последствий нарушения зрения является приобщение к двигательной активности.

Существует различные средства, вовлекающие у лиц с нарушением зрения в процесс удовлетворения потребностей в движении и коммуникации. К наиболее распространенным средствам адаптивной физической культуры можно отнести адаптивный туризм, занятия силовыми видами спорта, с учётом медицинских рекомендаций, спортивные игры. Занятия различными видами двигательной активности у взрослых лиц с патологией зрения способствуют снижение психоэмоционального напряжения и уровня тревожности, а также формируют достаточный уровень физического развития и двигательных умений, необходимых для процесса профессионального образования и переобучения.

ВЫВОДЫ

1. В процессе физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо обеспечивать комплексный подход. Основное направление образовательного процесса является коррекция и компенсация основного дефекта. Приоритетным видом двигательной активности будет являться игровая деятельность.

2. Для детей с патологией зрения среднего и старшего школьного возраста наиболее актуальным направлением совершенствования двигательной сферы является спортивная деятельность. Занятия спортом проводятся в учреждениях дополнительного образования и имеют широкий выбор спортивных направлений.

3. Наиболее приоритетными направлениями физического развития молодёжи является спортивная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в самоактуализации и самореализации, а также формирование потребностей в двигательной активности на протяжении всей жизни.

4. В зрелом возрасте для лиц с патологией зрения необходимо решение таких вопросов, как профессиональное образование и переподготовка, повышение качества жизни, снижение уровня тревожности, повышение социальной и экономической независимости. По этой причине наиболее актуальными формами и методами афк являются: адаптивный туризм, силовые тренировки, а также спортивны игры и другие виды рекреационных занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психофизический и психомоторный статус детей с нарушениями зрения / Е.А. Дычко, В.В. Дычко, В.В. Флегонтова, Д.С. Пикинер // Вестник Читинского государственного университета. - 2011. - № 9. - С. 123-129.

2. Николаева, К.И. Использование элементов спортивного рок-н-ролла в адаптивной физической культуре детей с депривацией зрения / К.И. Николаева, Л.Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. - 2015. - № 1 (61). - С. 12-15.

3. Распределение численности лиц, впервые признанных инвалидами в Российской Федерации, по причинам инвалидности [Электронный ресурс] // URL : http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/# (дата обращения: 19.09.2018).

4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. От 29.07.2018) [Электронный ресурс] // URL : https://fzrf.su/zakon/o-socialnoj-zashchite-invalidov-181-fz/ (дата обращения: 19.09.2018).

REFERENCES

1. Dychko, E.A., Dychko, V.V., Flegontova, V.V. and Pikener D.S. (2011), "Psychophysical and psychomotor status of children with visual impairments", Bulletin of Chita state University, No. 9, pp. 123129.

2. Nikolaeva, K.I. and Rostomashvili, L.N. (2015), "Use of elements of sports rock-n-roll in adaptive physical culture of children with vision deprivation", Adaptive physical culture, No. 1 (61), pp. 12-15.

3. Distribution of the number of persons recognized as disabled for the first time, available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/#.

4. The Federal law "About social protection of disabled people in the Russian Federation" of 24.11.1995 N 181-FZ (ed. Of 29.07.2018), available at: https://fzrf.su/zakon/o-socialnoj-zashchite-invali-dov-181-fz/.

Контактная информация: shelekhov91@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.