Научная статья на тему 'Некоторые аспекты адаптивной физической культуры слабослышащих подростков'

Некоторые аспекты адаптивной физической культуры слабослышащих подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
770
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Янкевич И. Е.

Подбор физических упражнений, средств и методов обучения, развития и воспитания занимающихся осуществляется с учетом и, исходя из специфики адаптивной физической культуры и той группы людей, у которых имеются те или иные заболевания или инвалидность. Исходя из потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, можно выделить следующие компоненты (виды) адаптив­ной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты адаптивной физической культуры слабослышащих подростков»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ

© Янкевич И.Е/

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Подбор физических упражнений, средств и методов обучения, развития и воспитания занимающихся осуществляется с учетом и, исходя из специфики адаптивной физической культуры и той группы людей, у которых имеются те или иные заболевания или инвалидность.

Исходя из потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, можно выделить следующие компоненты (виды) адаптивной физической культуры.

- Адаптивное физическое воспитание (образование);

- Адаптивная двигательная рекреация;

- Адаптивная физическая реабилитация;

- Креативные (художественно-музыкальные);

- Экстремальные виды двигательной активности;

- Адаптивный спорт.

В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием у людей с отклонениями в состоянии здоровья формируются комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых сенсорно-перцептивных и двигательных умений и навыков; развиваются основные физические и психические качества; повышаются функциональные возможности различных органов и систем; развиваются, сохраняются и используются в новом качестве оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики.

Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Основная цель адаптивной физической реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие

♦ Ассистент кафедры Спортивных игр

комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры и другие средства.

Основной целью экстремальных видов двигательной активности является преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточное самоуважение и т.п.); формирование потребности, в значительных напряжениях как необходимых условиях саморазвития и самосовершенствования; профилактика состояний фрустрации, депрессии; создание у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья ощущения полноценной, полное кровной жизни.

Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем.

Сущностную основу адаптивного спорта составляет соревновательная деятельность и целенаправленная подготовка к ней, достижение максимальных адаптационно-компенсаторных возможностей на доступном биологическом уровне, совершенствование индивидуальной (спортивной техники за счет сохранных функций. Подготовка к соревнованиям рассматривается как врачебно-педагогический процесс, где в оптимальном соотношении задействованы лечебные и педагогические средства, обеспечивающие реализацию физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала спортсмена-инвалида, удовлетворяющие эстетические, этические, духовные потребности, стремление к физическому совершенствованию.

Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных паралимпийского, специального олимпийского и сурдлимпийского движений.

Физическая культура и спорт слабослышащих подростков имеет огромное значение как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов физического развития, формирования нравственных качеств для полноценной подготовки к жизни в обществе детей с отклонениями в психофизическом развитии. При этом решается важная задача реабилитации лиц с потерей слуха.

Современная классификация видов спорта включает в себя более чем 50 видов спорта, многие из которых, в свою очередь, состоят из нескольких видов. Следует отметить, что российские спортсмены-инвалиды по слуху, занимаются 20 видами спорта согласно Перечню олимпийских видов спорта Международного спортивного комитета глухих (в иностранной аббревиатуре «ЦИСС») и списку видов спорта, рекомендованных для инвалидов по слуху Комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму. Основные виды адаптивного спорта для лиц с нарушением слуха

представлены олимпийскими видами спорта и видами спорта, не входящие в программу Олимпиады глухих. Олимпийские виды спорта включают:

Виды спорта, не входящие в программу Олимпиады глухих включают

- Армрестлинг;

- Шахматы;

- Шашки.

Адаптивным спортом занимаются пять основных категорий инвалидов: лица с поражениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта, лица, перенесшие операции по поводу пересадки внутренних органов.

Из всех вышеупомянутых категорий наибольший опыт по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы имеют инвалиды с поражением органов слуха.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время количество людей, страдающих умеренными, тяжелыми и глубокими нарушениями слуха в мире, достигает свыше 40 млн. человек.

Физическая культура и спорт, как показал многолетний практический зарубежный и отечественный опыт, являются одним из основных способов их физической, психической и социальной адаптации и реабилитации. Адаптивный спорт возвращает людям уверенность в себе, самоуважение, интегрирует в общество.

Российский спортивный союз глухих ставит целью своей деятельности пропаганду здорового образа жизни, организацию и руководство спортивной работой среди глухих граждан Российской Федерации, содействие социальной реабилитации инвалидов по слуху средствами физической культуры и спорта. Он осуществляет следующие задачи:

- проведение чемпионатов и спортивных мероприятий на территории РФ;

- подготовку судей и тренеров из числа глухих;

- социальную помощь ветеранам спорта;

Баскетбол;

Боулинг;

Бадминтон;

Борьба греко-римская;

Борьба вольная;

Велоспорт;

Волейбол;

Водное поло;

Гандбол;

Легкая атлетика;

Ориентирование;

Плавание;

Настольный теннис;

Стрельба;

Теннис;

Футбол;

Хоккей;

Лыжи.

- развитие и углубление международных связей по линии ЦИСС, прямые контакты с другими национальными спортивными организациями глухих;

- учреждение клубов, федераций и других объединений по видам спорта;

- создание системы региональных объединений глухих спортсменов;

- разработку концепций государственной политики в области спорта глухих и другие.

Российский спортивный союз глухих ведет физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с инвалидами по слуху по двум основным направлениям:

- массовая физкультурно-оздоровительная работа;

- спорт высших достижений.

Анализ научных исследований, педагогические наблюдения и проведенные обследования физического состояния неслышащих детей дошкольного возраста выявили значительное отставание в показателях скорост-но-силовых качеств и различных проявлениях координационных способностей.

Упражнения скоростно-силового характера (бег, прыжки, метания) в «Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста» (1991) занимают большую часть как основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Необходимо научить слабослышащих детей правильно и уверенно выполнять эти движения в изменяющихся условиях повседневной жизни. Целесообразность использования упражнений скоростно-силовой направленности подтверждается двумя теоретическими положениями:

1. к базовым видам координационных способностей относятся те координационные проявления, которые необходимы при выполнении любых действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия);

2. повышение уровня одной физической способности влечет позитивные изменения других («положительный перенос»).

Целенаправленное использование упражнений скоростно-силовой направленности создает благоприятные предпосылки как для повышения уровня развития физических качеств, так и для коррекции базовых координационных способностей.

Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у слабослышащих детей происходит в те же периоды жизни, что и у здоровых детей с 4 до 6 лет. Это наиболее благоприятный возрастной период для развития всех физических качеств слабослышащих детей дошкольного возраста.

Методика скоростно-силовой направленности учебного процесса опирается на принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей. Для усиления коррекционного воздействия методика включает упражнения для развития равновесия, активизации психических процессов и нарушенной слуховой функции упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна. Сначала звук воспринимается детьми слухо-зрительно, а потом только на слух. Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными). Основные методы - игровой и соревновательный - включают эстафеты, подвижные игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции, круговую форму организации занятий. Каждое занятие обязательно содержит элементы обучения программным видам физических упражнений.

Список литературы:

1. Веневцев, С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культуры / С.И. Веневцев, А. А. Дмитриев; М-во образования и науки РФ, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, Рос. акад. медико-соц. реабилитации. - М.: Сов. спорт, 2004. - 103 с.: ил. Библиогр. - С. 75-82. -ISBN 5850099719 серия Физ. культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

2. Гагаева, Г.М. Психологическая подготовка спортсменов-футболистов к предстоящему соревнованию [Текст]. - М., 1960. - 78 с.

3. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов [Текст]: Учеб, пособие для вузов / В. А. Лисовский, С.П. Евсеев, В.Ю. Голофеевский, А.Н. Мироненко; [Под ред. С.П. Евсеева]. - 2-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2004. - 318, [1] с. - (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья). -ISBN 5850099662:134.50.

4. Сотникова, И. С. Новые подходы в организации и проведении уроков физической культуры в школе-интернате № 10 для слабослышащих детей [Текст] // Научная конференция. - М., 1995. - С. 121-128.

5. Хотеева, Э.Н. Проблемы социальной адаптации глухих детей в условиях школы-интерната [Текст]. / Сб. Слагаемые успеха. - Йошкар-Ола, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.