Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ РАССКАЗЫВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПО КАРТИНЕ'

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ РАССКАЗЫВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПО КАРТИНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольники / рассматривание / картины / речевые навыки

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинова И.В., Дворянинова Н.А.

Связная речь ‒ высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ РАССКАЗЫВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПО КАРТИНЕ»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 00 - 37.013.46

Блинова И.В. воспитатель МБДОУ «Детский сад 153» Российская Федерация г. Самара Дворянинова Н.А. воспитатель МБДОУ «Детский сад 153» Российская Федерация г.Самара

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ РАССКАЗЫВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ ПО КАРТИНЕ

Аннотация. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Ключевые слова: дошкольники, рассматривание, картины, речевые навыки

Blinova I. V. teacher

Municipal budgetary preschool educational institution "Kindergarten 153 "

Russian Federation Samara Dvoryaninova N.A.

teacher

Municipal budgetary preschool educational institution "Kindergarten 153 "

Russian Federation Samara

TEACHING STORYTELLING TECHNIQUES AT PRESCHOOL AGE

BASED ON A PICTURE

Abstract. Coherent speech is the highest form of speech of mental activity, which determines the level of speech and mental development of a child.

Currently, the problems associated with the development of coherent speech are the central task of speech education of children. This is primarily due

to the social significance and role in the formation of personality. It is in coherent speech that the main, communicative, function of language and speech is realized.

Keywords: preschoolers, viewing, pictures, speech skills.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения - учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это - подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.

В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

Вывод: игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на

восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом. В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного, или по игрушкам (одной или нескольким). В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно -логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами. Использованные источники:

1. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М., 1978

2. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. - М.: Владос, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.