Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ)'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1007
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ПЕРЕСКАЗ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ ВЫКАЗЫВАНИЯ / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT (LEVEL III) / CONNECTED SPEECH / RETELLING / SELF-COMPILATION OF EXPRESSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирнова Н. Н.

В статье рассматриваются сравнительная характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) и с нормальным речевым развитием; выявлены качественные особенности связной речи дошкольников с речевым нарушением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Смирнова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE CONNECTED SPEECH OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH GENERAL DEFICIENCY OF SPEECH III LEVEL

The article discusses the comparative characteristics of the speech development of children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech (level III) and with normal speech development; the qualitative features of coherent speech of preschoolers with speech disorders are revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ)»

УДК 376

Смирнова Н.Н. сотрудник МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №32»

Россия, г. Рязань

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

(III УРОВЕНЬ)

Аннотация: в статье рассматриваются сравнительная характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) и с нормальным речевым развитием; выявлены качественные особенности связной речи дошкольников с речевым нарушением.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи (III уровень), связная речь, пересказ, самостоятельное составление выказывания.

Smirnova N.N. Employee of MBDOU "Child development center-kindergarten № 32»

Russia, Ryazan

FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE CONNECTED SPEECH OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH GENERAL DEFICIENCY OF SPEECH III LEVEL

Annotation: the article discusses the comparative characteristics of the speech development of children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech (level III) and with normal speech development; the qualitative features of coherent speech ofpreschoolers with speech disorders are revealed. Keywords: children of preschool age, general speech underdevelopment (level III), connected speech, retelling, self-compilation of expression.

В современной логопедии огромное значение имеет определение уровня развития связной речи у детей как показателя, отражающего общую картину сформированности устной речи.

Вопросы формирования связной речи рассматривались в работах Л.С. Выготского, Т.А. Ладыженской, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, Л.В.Щербы и др.

Проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи рассматривалась В.К. Воробьевой, В.П. Глуховым, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, Т.В. Тумановой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и др.

Некоторые элементы связной речи появляются уже в высказываниях детей 2-3 летнего возраста. Если речевое развитие протекает нормально, то уже к 6 годам дети свободно используют развернутую фразовую речевую деятельность, а также в их речи появляются различные конструкции

сложных предложений, дети обладают богатым лексическим составом, владеют навыками словообразования и словоизменения. К 6 годам у старших дошкольников формируется верное звукопроизношение, готовность к фонетическому анализу и синтезу.

У детей с общим недоразвитием речи процесс формирования связного высказывания не только затруднен, но и практически невозможен без активной стимулирующей помощи взрослого. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) способность к построению связных высказываний сформирована недостаточно. Речь этой категории детей производит впечатление обедненной за счет невысокого словарного запаса: понимая суть происходящих событий такие дети часто ограничиваются лишь перечислением действий, а при пересказе упускают логическую последовательность событий или действующих лиц58. Дети данной категории испытывают значительные трудности при составлении рассказа-описания, вместо связного рассказа они часто просто перечисляют отдельные предметы либо их части, наличие плана рассказа, предъявляемого взрослым, незначительно улучшает ситуацию. При составлении творческого рассказа таким детям сложно не только определить замысел, но и последовательно выбрать элементы сюжета и реализовать задуманное на языковом уровне. Нередко имеет место подмена составления творческого

59

рассказа пересказом знакомого текста .

Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) происходит не только замедленно, но и отличается качественным своеобразием: замедление речевого развития, недостаточный словарный запас, трудности в овладении грамматическим строем речи, специфические особенности восприятия обращенной речи - все это сужает степень речевых контактов ребенка со сверстниками и взрослыми и препятствует осуществлению полноценной деятельности общения.

Сравнительная диагностика уровня сформированности связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) и с нормальным речевым развитием (по 20 человек в каждой выделенной категории) с помощью методики диагностики связной речи В.П. Глухова60 [1] позволила сделать следующие выводы об особенностях развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня):

— 50% детей с речевым недоразвитием испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной

58 Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном и Д, 2001. 261 с.

59 См.: Корицкая Е. Г. Формирование развернутой описательно - повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития / Е. Г. Корицкая, Т. А. Шимкович // Нарушение речи у дошкольников; сост. Р.А. Белова-Давид. — М. : Просвещение, 1972. С. 181-199.

60 См.: Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном и Д, 2001. 261 с.

фразы, в связи, с чем возникала необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делает мальчик/девочка?» и т.п);

— составление фраз высказываний отдельные дети (30%) подменяли простым перечислением изображенных действий;

— у большинства детей (60%) отмечались ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении, паузы с поиском нужного слова, нарушения порядка слов, ошибки окончаний («девочка моет одежду»; «майтик», «он тутитгодь молотком» и т.д);

— значительные трудности испытывает данная категория детей при установлении логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания; даже после повторного предъявления инструкции 30% детей не смогли выполнить задание на необходимом уровне, тогда как в группе детей с нормальным речевым развитием все дети справились с данным заданием после первой инструкции;

— имеются и характерные трудности при пересказе текста: ограниченный объем рассказа (в среднем 4-5 предложений); недостаточно полное отображение предмета речи, пропуск отдельных членов предложения; нарушение логико-временных связей в повествовании: дети переставляют местами части рассказа, пропускают важные элементы сюжета, что обедняет содержательную сторону рассказа-сообщения, в пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов и др.);

— рассказ по сюжетным картинкам у детей данной группы также обладает характерными особенностями: у многих детей в рассказах отмечались пропуски моментов действия, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации; сужение поля восприятия картинок (например, указания на действия только одного персонажа - мальчика), что свидетельствует о недостаточной организации внимания в процессе речевой деятельности;

— у многих детей (60%) возникали трудности в полной и точной передаче наглядного сюжета, отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации («Мальтик делает... С клютем.. Сядет на велосипед... Дома мама угаетего... потому что грязный»), в 30% ответов рассказ практически сводился преимущественно к ответам на вопросы;

— при составлении рассказа с опорой на личный опыт у 80% детей во всех пяти фрагментах рассказа содержались фразовые ответы; у остальных детей они вовсе отсутствовали в одном или нескольких фрагментах и заменялись простым перечислением действий либо предметов. При составлении рассказов дети с общим недоразвитием речи (III уровня) использовали преимущественно короткие фразы, объемом не более 3-4 слов,

что свидетельствует о пока еще недостаточном уровне использования фразовой речи при составлении связного развернутого сообщения;

— рассказы детей с речевым недоразвитием и детей контрольной группы резко различались как по объему (количеству слов), так и по уровню их информативности: средний объем рассказов у детей с общим недоразвитием речи был равен 34 словам, а у детей с нормальным речевым развитием - 78;

— при построении рассказа-высказывания существенные трудности отмечались прежде всего на уровне планирования его содержания, у 20% детей при попытке дать развернутое сообщение наблюдался пропуск важных смысловых звеньев, что делало его малопонятным («Бегаем... Мы гуляли на площадке... снежки бросаемся» и т.п).;

— при составлении рассказа-описания были выявлены следующие особенности: составляя рассказ-описание, дети с общим недоразвитием речи в основном использовали короткие фразы в 3-4 слова; развернутые фразы - в 5 и более слов встречались в их рассказах намного реже, чем у детей с нормальным речевым развитием; кроме того, в большинстве своем дети с общим недоразвитием речи ограничивались перечислением атрибутов одежды и частей тела предмета-игрушки («Это собачка. Шарик. Она жёлтая, мягкая, тёплая. Есть глаза, нос, уши. Лает. Я люблю, потому что весело»). Таким образом, анализ особенностей развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) и с нормальным речевым развитием показал, что в целом уровень выполнения заданий старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (III уровень) существенно ниже, чем уровень их выполнения детьми с нормой речевого развития. Это выражается и в меньшем количестве связных высказываний в контексте речевого сообщения, и в неполном соответствии увиденного и отображенного в речи. Важным компонентом является и то, что многим старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи (III уровень) постоянно требовалась помощь со стороны экспериментатора. Детям с нормальным речевым развитием такая стимуляция к работе требовалась в гораздо меньшей степени. Полученные данные характеризуют недостаточную сформированность навыков связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи (III уровень). Дети данной категории либо не умеют связно высказывать свои мысли и связно рассказывать о происходящем, увиденном, либо не находят нужных лексических средств из-за недостаточной сформированности навыков адекватного использования имеющегося словарного запаса.

Основными направлениями логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) являются побуждение интереса к логопедическим занятиям; развитие и коррекция связной речи; развитие монологической и диалогической речи; обогащение словаря; работа над грамматически

правильно оформленной речью - формирование лексико-грамматического строя речи.

Логопедическая работа по развитию и коррекции связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) должна включать в себя задания, направленные, прежде всего, на обучение пересказыванию; обучение рассказыванию по картинке; обучение рассказу-описанию предметов; обучение рассказыванию с элементами творчества.

Использованные источники

1. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольнников с общим недоразвитием речи: Учебно-методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. - М.: Секачев, 2012. 48 с.

2. Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном и Д, 2001. 261 с.

3. Корицкая Е. Г. Формирование развернутой описательно -повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития / Е. Г. Корицкая, Т. А. Шимкович // Нарушение речи у дошкольников; сост. Р.А. Белова-Давид. — М. : Просвещение, 1972. С. 181199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.