активности примыкания к себе аффиксов принадлежности.
Частично это можно объяснить тем, что образование парных слов в тувинском языке восходит к глубокой древности, поэтому стабилизация состава парных слов длительный процесс. Одни парные слова дошли до нас окаменевшими и вполне устоявшимися, а некоторые продолжают возникать и в настоящее время, т.е. процесс этот продолжается и является неотделимой частью словообразования тувинского языка.
Поэтому в данный момент нельзя вывести какого-либо общего правила о
примыкании аффиксов принадлежности к парным словам.
Литература
1. Дмитриев Н.К. Категория принадлежности. //Исследования по сравнительной грамматике тюркских языков. 4.II. Морфология. -Москва, 1956. - С.22-37.
2. Древнетюркский словарь.- Ленинград, 1969. - С.61-62.
3. Исхаков Ф.Г., Пальмбах А.А. Грамматика тувинского языка. Фонетика и морфология. -Москва, 1961. - С.118.
4. Севортян Э.В. Категория принадлежности. // Исследования по сравнительной грамматике тюркских языков. 4.II. Морфология. - Москва, 1956. - С.38-45.
5. Тувинско-русский словарь. - Под ред. Тенишева Э. Р.- М., 1968. - 646 с.
ОБУЧЕНИЕ ОРФОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ TEACHING SPELLING IN SECONDARY SCHOOL
Н.Д. Сувандии N.Suvandy
В статье рассматривается вопросы обучения орфографии, являющийся одним из сложных и трудных в методике преподавания тувинского языка.
Орфография в тувинском языке представляет собой совокупность правил, основанных на следующих принципах: морфологический, фонетический, семантический и традиционный.
В статье также рассматриваются основные виды самостоятельных работ, используемые на уроках родного языка для эффективного обучения правилам орфографии.
Ключевые слова: обучение орфографии, правописание, основные правила, принципы орфогрфии, виды самостоятельных работ.
This article is concerned with the problem of the orthography teaching, which is one of the difficult themes in teaching methods of the Tuvan language.
The Tuvan orthography is divisible into some parts presenting a complex of rules based on the following principles: morphological, phonetic, semantic, and traditional.
Main forms of solitary work using in the lessons of Tuvan for effective teaching of the rules of Tuvan orthography are also discussed in this article.
Key words: orthography teaching, spelling, main rules, principles of the orthography, forms of solitary work.
Правописание как предмет изучения вторично, поэтому в школьном курсе тувинского языка в качестве отдельного целостного раздела оно не представлено. Орфография как бы «пристёгнуто» к вопросам фонетики, словообразования и морфологии.
В методике преподавания тувинского языка вопросы обучения орфографии являются одним из сложных и трудных. Следовательно, основной целью учителя родного (тувинского) языка наряду с теоретическими вопросами является
обучение учащихся правилам орфографии. Если не усвоить правила орфографии на должном уровне, не может быть и речи об эффективном усвоении других разделов языка.
Орфография от греческого orthographia, от orthos - правильный и grapho - пишу, другими словами правильное написание едиными установленными в языке правилами в письменной речи. В языкознании данный термин употребляется в двух значениях:
1. Исторически сложившаяся система единообразных написаний, использующаяся в письменной речи;
2. Раздел языкознания, изучающий и разрабаты-вающий систему правил, обеспечивающих единообразие написания [1, С. 350].
Для качественного усвоения орфография распадается на несколько разделов, которые представляет собой совокупность правил, основанных на определённых принципах. Данные принципы определяют выбор единого написания, где встречается та или иная орфограмма. На основе этих принципов вырабатываются орфографические правила.
Основным разделом орфографии является обозначение звуков буквами.
В тувинском языке применяются следующие основные принципы орфографии:
1. Морфологический принцип - это обозначение в слове или в его составе звуков буквами;
2. Фонетический прицип употребляется при обучении чередований фонем в слове;
3. Семантический принцип употребляется при обучении прописных букв в начале слова, а также при правописании собственных имён;
4. Традиционный принцип употребляется при обучении правописаний традиционно установленными правилами.
При системном обучении вопросам орфографии каждый учитель должен использовать названные принципы на всех своих уроках. Следовательно, основное внимание учителя при обучении теории языка должно быть направлено паралельно и на вопросы орфографии.
Работая по совместительству учителем родного языка и литературы в 8-11 классах Аграрного лицея Республики Тыва в течении нескольких лет, мы пришли к выводу: рассматривая вопросы правописания, в первую очередь нужно сгруппировать различные виды орфографических ошибок.
На основе своей практики могу сказать, что больше всего учащиеся допускают ошибки на следующие орфограммы:
1. Правописание долгих гласных в слове;
2. Правописание фарингализованных гласных;
3. Правописание гласных я, е, ё, ю;
4. Правописание т-д, п-б в начале слова;
5. Удвоенные согласные в слова;
6. Чередование согласных звуков в слове;
7. Правописание сложных слов;
8. Правописание послелога -биле в слове;
9. Правописание частиц ЧYгле, черле;
10. Правописание заиствованных из русского языка слов с аффиксами принадлежности и т.д.
С основными правилами учащиеся знакомятся ещё в начальной школе, а в средней школе осваивают все правила правописания, и более глубже рассматривают трудные орфограммы.
Сгруппировав основные орфографические ошибки, мы пришли к выводу, что для глубокого их усвоения следует больше давать различные виды самостоятельных работ как на уроках родного языка, так и для домашнего задания.
Далее попытаемся остановиться на некоторых видах самостоятельных работ, используемых нами на уроках родного языка в Аграрном лицее.
Работа с таблицей
Данный вид эффективен при работе над ошибками после выполнения контрольных работ, в частности диктантов по различным темам. Используя данный вид работы, мы пришли к выводу, что систематическое его употребление приносит хороший результат. Далее составим таблицы к некоторым часто встречающимся ошибкам учащихся при написании диктантов.
Правописание т-д, п-б в начале слова
Слова с ошибками Правописание Правила Примеры
Думан Туман (туман) В начале слова произносится слабый звонкий согласный звук, и традиционно обозначается глухой буквой Тайга (тайга), Тыва (тува), Тес (назв. реки), Туран (назв. города), тура (желание).
Девер тевер (пинать, бить ногой) В начале слова некоторые слабые звонкие согласные звуки обозначаются глухими буквами исходя из начальной формы Тывар (найти), тиккен (поставил на огонь), туткууш (ухват), теккен (пролил).
Доолдар, бес тоолдар (сказки), пес (ткань) Сильный взрывной согласный звук в начале слова обозначается глухой буквой талдыг (с тальником), паштаныр (кухарничать), тук (флаг).
Таштыг, пок даштыг (с камнями), бок (мусор) Слабый звонкий согласный в начале слова обозначается звонкой буквой. баш (голова), дазыл (корень).
Правописание я, е, ё, ю
Слова с ошибками Правописание Правила Примеры
Айак, дайа, хайа, хойуг аяк (чашка, пиала), дая (жимолость), хая (скала), хоюг (мягкий) Когда в слове йотированный гласный произносится кратко, то он обозначается одной буквой уя (гнездо), еер (раскатывать), чаяр (махать, размахивать), таяр (поскользнуться)
Кайа, чаян, дуюн каяа (где), чаяан (судьба, доля), дуюу (копыта) Когда в слове произносится долгий йотированный гласный, то после него пишется буква произносимого гласного хаяа (зарево), баяан (разбогател), биеэде (раньше, прежде), ёозажок (плохой, никчемный).
Байан, йубка, йолка баян, юбка, ёлка Хотя в заимствованных из русского языка словах йотированный гласный произносится долго, по правилам русской орфографии пишется одна йотированная буква яблоко, юмор, юрист
Правописание согласных в середине слова
Слова с ошибками Правописание Правила Примеры
Аътар, тоннуг Аъттар (лошади), чоннуц (народа)и т.п. Когда основа слова заканчивается на согласный и окончание начинается с этого же звука, то в середине слова пишется удвоенная буква Арттар (перевалы), хаттыг (ветреный).
Хамаатты, экки Хамааты (гражданин), эки (хороший) В корне слова всегда пишется одна буква глухого звука Ашак (старик), хуусаа (сорк).
Регулярное использование подобных таблиц помогает учащимся запомнить правила орфографии, причём не только наизусть, а запомнить их суть. Следовательно, после выполнения данного вида работы, ошибок становится меньше. Например, если в начале учебного года у учащегося было 10
ошибок на данные правила орфографии, то в конце I четверти их стало 3-5, в конце учебного года - всего 1-2, а иногда и вообще не допускались.
Такие таблицы можно составить и по другим темам. Это зависит только от творческого подхода каждого учителя.
Использование схем
Данный вид работы, как мы знаем, учителями школ в большинстве своём используются при объяснении новой темы на уроках. Но мы считаем, что их можно также использовать при изучении трудных тем орфографии на уроках родного языка. Особенно эффективно их
можно использовать при повторении в последней четверти 9 класса, т.к. учащиеся должны повторить весь пройденный материал за средную школу. В результате ими сдаётся государственный экзамен. В учебнике даётся немало упражнений с заданиями по орфографии, при выполнении которых можно использовать следующие схемы:
Правописание йотированных гласных
Краткие я, е, ё, ю
ёзулуг, дуюг, яла
Долгие яа, еэ, ёо, юу
хавыяалыг, квпееэм, веэнге
Правописание согласных в начале слова
сильный придыхательный
тут, твнер
слабый глухой
тудуп, тигер
слабый звонкий
дамырак, бер
сонорный
нам, лаа
пишутся с дефисом
сарыг-шокар
Правописание сложных слов
пишутся слитно
бертен
пишутся отдельно
ак чайт
Данный вид работы можно использовать не только при выполнении упражнений, но и при работе над ошибками после выполнения контрольных работ, в частности, различных видов диктантов: проверочных, словарных, выборочных.
Исходя из своего опыта, мы считаем, что таблицы и схемы следует давать и при выполнении домашнего задания, в частности, упражнений на правописание. Можно давать домашние работы, при выполнении которых учащиеся сами составляют таблицы и схемы на компьютере. Подобный вид работы даёт свой положительный результат: повыситься интерес к родному языку, вырабатывается навыки работы на компьютере, развивается творческий подход к усвоению правописаний и т.д.
Проведение диктантов Диктант - это вид самостоятельной работы, которую учащиеся выполняют под диктовкой учителя [ТСТувЯ 2003: 446]. Для углубленного усвоения правил орфографии на уроках родного языка можно использовать следующие виды
диктантов: словарный, выборочный, объяснительный.
Словарный диктант
Словарный диктант - это записывание слов с определённой орфограммой под диктовкой учителя. Данный вид диктанта на уроках родного языка учителями используется часто. При его проведении учащиеся вспоминают и повторяют ранее изученные правила орфографии.
При проведении словарного диктанта слова подбираются к одной определённой теме. Например, в 9 классе при повторении слов с фарингализованными гласными подбираются слова, относящиеся ко всем правилам их правописания: слова, которые пишутся без ъ (твердого знака), слова, которые всегда пишутся с ъ (твердым знаком) и слова, которые в производной форме пишутся с ъ (твердым знаком), а в непроизводной - без ъ (твердого знака): аът, баш, кыш, частыг, ЧYктээр, оътка, эътке, каътче, дуъш, чвптYг, аъш-чемден, башкы. Желательно выполнить работу на доске. После написания и
проверки, нужно вспомнить правила их написания.
Выборочный диктант
Особенностью данного вида диктанта является выборочное написание слов с трудными орфограммами из предложенного учителем текста. Поэтому он требует от учащихся большого умственного напряжения, внимания. Его следует проводить регулярно.
Данный вид диктанта проводится при закреплении нового материала, проверке домашнего задания, а также на уроках повторения и т.д. Но где и как его использовать в основном зависит от творческого подхода учителя. Например, в 9 классе остановимся на теме «Т-д, п-б в начале слова». Поскольку учащиеся уже заканчивают неполную основную школу и сдают государственный экзамен, работу желательно усложнить. Берётся текст или
Названный вид диктанта выполняется в основном в классе под контролем учителя. После проверки также следует повторить правила орфографии.
Объяснительный диктант Объяснительный диктант имеет своей целью объяснение с орфографической точки зрения слов с трудными орфограммами и тем самым осуществляет закрепление и повторение ранее пройденного материала.
После прочтения учителем предложения, учащиеся могут его повторять вслух и написать в тетрадь. Затем учащиеся объясняют правописание слов с заданной темой. Объяснение задания можно провести и после написания всего текста. При объяснении определённого правописания учащиеся научатся мотивировать свои ответы, вспонив по памяти правила орфографии. Данный вид диктанта может активизировать самостоятельную работу учащихся на уроке.
Например, в 9 классе можно взять тему «Правописание имён существитель-
отдельные предложения с данными согласными в начале слова. Учащиеся должны выписывать слова в отдельные столбики согласно правилам орфографии. Это можно сделать также в виде таблицы или схемы.
Шагаа эртип, час дYШкен. Тайгалар баштарында хар карандылап чыдар апарган. Херим ыяштарыныц баштарында тааннар, бора-хвкпештер, торгалар, квге-бугалар хвглYг ырлажып олурарын эскерип болур.
Бажыцнар крышаларында харны ажылчыннар дYЖYPYп турар. Чылыг-биле чергелештир тудугларда ажыл-иш база хайныгып эгелээн.
Чылыгга вврээн бичии чаштар бажыцнар чанында шимээн-дааштыг ойнап эгелээннер. БYгY бойдус частыц келгенинге ввруп турары илдец.
ных с аффиксом принадлежности». Учащиеся должны объяснить правописание слов с аффиксами принадлежности.
Презентации
В последнее время в методике преподавания учебных дисциплин во всех образовательных учреждениях, в том числе и в школах, актуальным является использование информационных технологий. Наибольшую остроту данный вопрос получил с внедрением в учебный процесс персональных компьютеров. В настоящее время почти во всех школах имеются оснащённые современной техникой компьютерные классы, интерактивные доски. Поэтому есть возможность активного использования информационных технологий на уроках. Данные технологии могут способствовать обеспечению качественного образования.
Для эффективного усвоения вопросов орфографии учитель может создавать презентации. При помощи презентаций он сэкономит время, а также привить интерес учащихся к родному языку. При обучении орфографии учитель по своему
Слова со слабым звонким согласным С придыхательным глухим согласным Традиционно с глухим согласным Слова с глухим согласным правописание которых зависит от начальной формы
душкен... тааннар... тайгалар тудугларда
усмотрению может создавать презентации к любым правилам. Например, в 9 классе при повторении темы: «Правописание сложных слов» рассмотренную выше таблицу можно сделать в нескольких слайдах. Далее учащимся можно задать на дом создание презентаций и к другим вопросам орфографии.
Таким образом, для эффективного обучения правилам орфографии следует больше давать различные виды самостоятельных работ. Литература:
1. Лингвистический энциклопедический словарь. - Москва: Сов. энцикл., 1990. - С. 350
2. Толковый словарь тувинского языка. -Новосибирск: Наука, 2003. - С. 446
3. Тыва дыл. 1-4 класстар. - Кызыл, 2008. - С.
6.
ЗАВИСИМЫЙ ТАКСИС ПРЕДШЕСТВОВАНИЯ В ТУВИНСКОМ ЯЗЫКЕ В СОПОСТАВЛЕНИИ С АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ
INDEPENDENT TAXIS OF PRIORITY IN TUVAN IN COMPARISON
WITH ENGLISH
Таргын Ш.Х.
Targyn Sh.Kh.
В этой статье рассматривается зависимый таксис предшествования в тувинском языке в сопоставлении с английским языком. Выявлены семантические особенности зависимого таксиса в тувинском языке и их средства выражения в сопоставлении с английским языком по параметрам известных ученых В.С. Храковского, А.В. Бондарко и А.Л. Мальчукова.
Ключевые слова: зависимый таксис, предшествование, временной интервал, кореферентность, субъекты действия.
In this article an independent taxis of priority in Tuvan in comparison with English is considered. Semantic peculiarities of the independent taxis in Tuvan and its markers in comparison with English according to the parameters of the famous linguists V.S. Khrakovskyi, A.V. Bondarko, and A.L. Malchukov were found here.
Key words: independent taxis, priority, Tense interval, co-reference referential identity, subject of the action.
В данной статье мы рассматриваем семантические особенности зависимого таксиса в тувинском языке и средства их выражения в сопоставлении с английским языком, вслед за В.С. Храковским, А.В. Бондарко и А.Л. Мальчуковым по следующим параметрам: «наличие/отсутствие временного интервала между ситуациями», «кореферентность/ некоре-ферентность субъектов действий» [2].
Зависимый таксис мы рассматриваем как временное отношение между действиями, из которых одно является главным, а другое зависимым, реализующееся в рамках целостного периода времени речи.
В зависимом таксисе предшествования зависимая таксисная форма обозначает ситуацию Sl, которая ориентирована относительно хронологически следую-
щей за ней ситуации S2, выражаемой опорной глагольной формой.
Зависимый таксис предшествования по признаку «кореферентность/некоре-ферентность субъектов действий» разграничивается как
а) однореферентный, где в зависимой и опорной ситуации участвует один и тот же субъект: Оозу (Даш-Чалан) кымдан-даа айтыр=байн, Узун-Чоодурга дужаап берди (СТ, 40) - 'Тот (Даш-Чалан) сдал ее Узун-Чоодуру, никого не спросив'. Ср. англ. The latter (Tash-Chalan) gave it to Uzun-Choodur without asking any questions (ST, 48);
б) безразличнореферентный, где в зависимой и опорной ситуации участвует один и тот же субъект или могут участвовать различные субъекты: Оввус ишти эвээжеп, халышкылар, угбашкылар улай-улай хвлечикте=п чоруп эгелээн