Научная статья на тему 'Блочный метод обучения как один из путей повышения орфографической грамотности студентов'

Блочный метод обучения как один из путей повышения орфографической грамотности студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
166
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / SPELLING LITERACY / ОРФОГРАММЫ / БЛОЧНЫЙ МЕТОД / BLOCK METHOD / ОБЪЕДИНЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ТЕМ / COMBINING RELATED TOPICS / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ПО БЛОЧНОМУ МЕТОДУ / УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / LEVELS OF LEARNING / THE STAGES OF LEARNING TO BLOCK METHOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Караоол Л.С.

Статья посвящена одной из актуальных проблем методики преподавания тувинского языка – формированию и совершенствованию орфографической грамотности студентов педагогического вуза. Автор в работе рассматривает идею использования блочного метода в области орфографии, которая позволяет с опережением объединить взаимосвязанные темы с тем, чтобы оставить больше времени на практические занятия, что может способствовать не только систематизации знаний студентов, но и перейти им от осознанного применения правил к автоматизированным навыкам грамотного письма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BLOCK METHOD OF LEARNING AS ONE OF THE WAYS TO ENHANCE STUDENT’S SPELLING LITERACY

The article is devoted to one of the urgent problems of the Tuvan language teaching methodology the formation and improvement of literacy spelling of students in pedagogical institutes of higher education. The author of the work examines the idea of using the block method of spelling, which allows to unite with advancement interrelated topics, in order to leave more time for practical exercises, which could not only contribute to the systematization of student knowledge, but also move them from the conscious application of the rules to the automated literacy skills of writing.

Текст научной работы на тему «Блочный метод обучения как один из путей повышения орфографической грамотности студентов»

БЛОЧНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Л.С. Кара-оол

ТувинскшI государственный университет, г. Кызыл

THE BLOCK METHOD OF LEARNING AS ONE OF THE WAYS TO ENHANCE STUDENT'S SPELLING LITERACY

L. Kara-ool

Tuvan state university, Kyzyl

Статья посвящена одной из актуальных проблем методики преподавания тувинского языка - формированию и совершенствованию орфографической грамотности студентов педагогического вуза. Автор в работе рассматривает идею использования блочного метода в области орфографии, которая позволяет с опережением объединить взаимосвязанные темы с тем. чтобы оставить больше времени на практические занятия, что может способствовать не только систематизации знаний студентов, но и перейти им от осознанного применения правил к автоматизированным навыкам грамотного письма.

Ключевые слова: орфографическая грамотность, орфограммы, блочный метод, объединение взаимосвязанных тем, уровни усвоения учебного материала, этапы обучения по блочному методу.

The article is devoted to one of the urgent problems of the Tuvan language teaching methodology -the formation and improvement of literacy spelling of students in pedagogical institutes of higher education. The author of the work examines the idea of using the block method of spelling, which allows to unite with advancement interrelated topics, in order to leave more time for practical exercises, which could not only contribute to the systematization of student knowledge, but also move them from the conscious application of the rules to the automated literacy skills of writing.

Key words: spelling literacy, block method, combining related topics, levels of learning, the stages of learning to block method.

Со дня издания проекта свода орфографических правил [19] методика преподавания орфографии тувинского языка прошла более 70-летний путь развития. В настоящее время она опирается на проверенные практикой общие дидактические, частные методические, специфические принципы и методы обучения, которые рассматривались в работах, как методистов, так и ученых-лингвистов: A.A. Пальмбаха и З.Б. Арагачи [16], Д.А. Монгуша и Ш.Ч. Сата [14], Ш.Ч. Сата [17], М.Д. Биче-оола [4], К. А. Бичелдея [2, 3], А.К. Ойдан-оол [15], Д.А. Монгуша [12. 13], А.К. Делгер-оола [6], Е.Л. Иргит [7], Л.С. Кара-оол [9, 10, 11], Н.Д. Сувандии [18] и др.

На современном этапе накоплен определенный положительный опыт по обучению учащихся основам тувинской

орфографии [15, 18 и др]. Но, тем не менее, орфографические навыки требуют длительной и постоянной тренировки: вчерашние школьники став студентами на каждом занятии тувинского языка знакомятся с новой или незнакомой для них лексикой и оказываются в ситуации выбора условий правописания слов. И для формирования и совершенствования орфографической грамотности студентов преподаватели ищут эффективные формы и средства обучения, и одним из них может быть методика, в основе которой лежит блочный метод обучения орфографии.

Идея обучения блочным методом не является новой в педагогике, но для методики орфографии она стала разрабатываться достаточно недавно [5].

Г.Г. Быкова в автореферате своей диссертации отметила, что «в достаточной

мере этот метод применяется в области технических наук, но русский язык тоже является точной наукой и на наш взгляд блочная система обучения уместна в области орфографии» [5].

По мнению педагога В. Беспалько [1], блочный метод помогает обучающимся пройти все 4 уровня усвоения учебного материала:

• «знания-знакомство» — обучаемый может опознать знакомое;

• «знания-копии» — обучаемый может самостоятельно вспомнить правила, формулировки, опорные схемы;

• «знания-умения» — обучаемый способен использовать знания при выполнении практических заданий;

• «знания-творчество» — обучаемый свободно владеет учебным материалом, способен к аналитическому и творческому мышлению.

При формировании орфографической грамотности по блочному методу доминирует принцип восхождения от общего к частному, в соответствии с которым дается целостное представление о лингвистической основе изучаемого блока, а затем идет переход к изучению конкретной орфограммы. И данный метод подачи учебного материала позволяет преподавателю на лекционных занятиях с опережением объединить взаимосвязанные темы, чтобы оставить больше времени на практические занятия, способствующие не только систематизации знаний студентов, но и переходу от осознанного применения правил к автоматизированным навыкам грамотного письма. Например, на практическом курсе тувинского языка можно объединить следующие

взаимосвязанные темы по проблемам тувинской орфографии:

Таблица 1

№ Основная тема Взаимосвязанные темы внутри основной темы

Правописание гласных Правописание слов с краткими гласными Кыска ажык ршерлиг свстерни шын бижиири

Правописание слов с долгими гласными Узуи ажык ]ънерлиг свстерни шын оижиири

Правописание слов с фарингалнзованными гласными Эк-биле адаар ажык ]инерлиг свстерни шын оижиири

Правописание слов с йотированными гласными Й уннуг ажык уж^ктерлиг свстерни шын бижиири

Правописание слов со звуком Э (е) Э (е) ]инуг свстерни шын бижиири

2. Правописание согласных в начале слова Правописание п-б в начале слова Свс эгезинге п-б шын бижиири

Правописание т-д в начале слова Свс эгезинге т-д шын бижиири

Правописание слов по традиционному принципу Чацчып езугаар бижиир свстерни шын бижиири

Правописание слов с учетом начальной формы слов Эге.хевирин барьшдаалап бижиир свстерни шын бижиири

Правописание чередующихся к-х в начале слова Свс эгезинге солчуп чоруур к-х шын бижиири

Правописание чередующихся м-б в начале слова Сое эгезинге солчуп чорп'р м-б шын бижиири

3. Правописание согласных в середине слова Правописание звонких и глухих согласных в середине слова Свс ииипинге дулей, ыыткыр ажык эвес }ънерлиг свстерни шын бижиири

Правописание удвоенных согласных сс, пп, мм, нн, кк, тт, гг в середине слова Свс иштинге дакпырлаан сс, пп, мм. нн. кк. mm den ужуктерлиг свстерни шын бижиири

Правописание чередующихся согласных в середине слова Свс иштинге солчуп чоруур ажык эвес уннерлиг свстерни шын бижиири

Изучение отдельных блоков взаимосвязанных орфографических тем и правил должно опираться на необходимый минимум опорных лингвистических знаний, которые получены студентами в школе или в специальных пропедевтических курсах: орфография, принципы орфографии, орфограи на, при так и орфограмм, типы орфограим. орфографические правша, краткие гласные, долгие гласные, фарингатизованные гласные, носовые гласные, гармония гласных, беглые гласные и т.д.

Этапы обучения блочного метода планирования [8] удачно применяются на занятиях практического курса тувинского языка, одной из основных целей которого является формирование орфографической грамотности студентов:

• теоретический блок (урок-лекция, урок-конференция, урок-исследование);

• практический блок (выполнение упражнений различной сложности и уровня);

• самостоятельный блок (выполнение домашних заданий и контрольных работ различной сложности и уровня):

• зачет (проверка уровня усвоения теоретических знаний и осмысление их через практическое задание).

Применение блочного метода в методике орфографии требует от преподавателя постоянной работы над теоретическими и практическими материалами в виде опорных конспектов, таблиц, схем и т.д. Для достижения учебной цели в зависимости от темы заня I ия преподавателю необходимо отобрать теоретический материал, выделяя главные понятия, опорные сведения. А при подготовке к практическому занятию — различные средства и формы для усвоения той или иной орфограммы, как, например, условно-графические обозначения, схемы, «памятки», алгоритмы, мнемотаблицы, таблицы-тренажеры, перфокарты, и применить их таким образом, чтобы выделив главное, помочь студенту запомнить и осмыслить полученную информацию. Подбор дидактического материала для тематических блоков проводится с учетом принципов блочного конструирования учебного материала. Это можно увидеть на примере следующей таблицы.

Таблица 2

Правописание согласных в начале слова Правописание согласных в ссреднпс слова

произношение по традиционному принципу по начальной форме слов с чередующимися м-б произношение

сильное слабое глухое сонорный звонкий

Сильный придыхательный согласный в начале слова обозначают буквами /I, т Слабый согласный в начале слова обозначают буквами б, д В некоторых словах слабый согласный по традиционному принципу обозначают буквой т. Учитывая начальную форму слов, слабый согласный в некоторых словах обозначают буквой т В словах с чередующимис я согласными м-б, обычно пишут м, а если сомневаешься, то можно проверить по словарю. В середине слова рядом с глухим согласным пишут глухой согласный. В середине слова рядом с сонорным согласным пишут звонкий или сонорный согласный

Пага «лягушка», паш «котел», пес «ткань», пок «сытый»; тос «9», таан «галка», тей «холм», тввгу «история» Тыса, Туран, Тес, туман, тайга, тур «стоит», тургузуг «строй», тура «желание, воля» Тыва, Туран. Тес, туман, тайга, тур «стоит», тургузуг «строй», тура «желание, воля» Тырткыыш «крючок», тигер «ставить», тогер «выливать», тепкииш «ступенька», тывызык «загадка», туткууш «ухват» Малгаш-балгаш, маска - баска, морзук - борзук, молдурга болОурга и т.д. Часкы «весенний», чурукчу «художник», улустуц «народный», кышкы «зимний», сыпта «на ветке», чуртка «в стране» Айлар «месяцы», тоолдар «сказки», номнар «книги». сында «на перевале», эртепги «утренний»

Использование алгоритма при блочном методе помогает осмыслить орфографическое правило. Он фиксирует ход рассуждения, заставляет анализировать каждую выполняемую операцию. Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков,

становятся вполне осознанными. И алгоритмизированные правила, приучают не только выполнять необходимую последовательность действий, которые приводят к правильному выбору написания, но и к верному распознаванию орфограммы.

Алгоритм правописания согласных в начале и в середине тувинских слов

В какой части слова находится орфограмма?

Г ~ "I

в начале слова в середине слова

1) при сильном произношении пиши

т, п

тал [тП ал] «ива», терек [тП эрэк] «тополь». пар [пй ар] «тигр», пвш [пП еш] «кедр»

1) глухой согл. + глухой согл. к/и, см, шт, ск, кч, пт,...

теректер «тополя», сестер «слова», пвштер «кедры», сээктер «мухи» ...;

2) при слабом произношении пиши Д, б

даг [т аг] «гора», дияги [т илги] «лиса», балык [палык] «рыба», бес [пэс] «кандык»;

2) сонорный согл. + сонорный или

звонкий согл. ря, цд, мн, лд, йл, рб, ...

парлар «тигры», бажыцда «в доме». талдар «ивы», сайлыг «с галькой»..

3) на основе традиционного принципа пиши т в начале следующих слов: Тыва, Ту рая, Тес, туман, тайга, турар «стоять», тура «желание, воля», тургузуг «строй».

Простой вид алгоритма по

определению орфограммы в слове, например, белеткел «подготовка»:

1. Определи часть речи.

2. Найди орфограмму.

3. Определи, в какой части слова она находится.

4. Если в середине слова, то используй правило: после звонких согласных пишется сонорный или звонкий согласный, перед глухими согласными -глухой согласный.

5. Если в начале слова, то правила другие.

Алгоритм самостоятельной работы

над ошибками:

3) Запомни: в корне слова не пишется удвоенный глухой согласный:

хамааты «гражданин», впей-впей «баю-бай», ниити «общий», эки «хорошо»

1. Самостоятельное исправление ошибок.

2. Объяснение правописания слов, в которых были допущены ошибки.

3. Выбор слов из словаря для проверки их написания.

4. Подбор аналогичных примеров данной орфограммы.

5. Подбор примеров, противоположных по написанию.

6. Выписывание слов или словосочетаний из текста с анализируемыми орфограммами.

7. Взаимопроверка работ.

Другая форма для усвоения той или иной орфограммы - мнемотехника. Это

система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание информации на основе ассоциативного восприятия.

Ход работы над мнемотаблицей:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации.

3. Отработка метода запоминания.

На этапе проверки домашнего задания в устной форме можно проводить

«Орфографическое домино» активизирует мыслительную деятельность обучающихся, поддерживает интерес к предмету, желание изучать то, что кажется хорошо знакомым.

Дидактический материал в виде предметно-схематической мнемотаблицы можно использовать на этапе закрепления материала, например,

дидактическую игру «Орфографическое домино», которая позволит преподавателю не только сэкономить время занятия, но и осуществлять дифференцированный подход в обучении, организовывать индивидуальную или групповую работу.

На этапе закрепления материала необходимо использовать комплексную систему упражнений [9], обеспечивающую закрепление основных орфографических умений и навыков. При опережающем

Мнемотаблнца 1

«11равопнсппнс согласных»

Позиция в слове Артикуляция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В начапе слова Т куштуг «сильный» пар «тшр» * кошкак «слабый» бар «есть»

В середине слова а ыыткыр «звонкий» тапдар «ивы» Р дулей «глухой» баштар «головы»

<*><*> дакпырлаар «удвоенный» чуртту «страну» дыттар «лиственницы» » дякпырлавас «неудвоенный» чурт+у «страна (его, ее)»

Ответы Вопросы

Что такое орфограмма?

Орфограмма - это место в слове, вызывающее затруднение при его написании. Определи, какая орфограмма в словах аът, борт, частые?

Слова с фарннгализованными гласными Определи, какая орфограмма в словах тал, даг, тур, тевек7

Слова на т-0 в начале слова Определи, какая орфограмма в словах аккыр. дыттыг, куссуг?

Слова с удвоенными согласными Определи, какая орфограмма в словах хая, век, дуюг!

Слова с йотированными гласными Определи, какая орфограмма в словах киш-кулаа, уран чуул, бертен?

Сложные слова Определи, какая орфограмма в словах Айрана, Орлан. Улуг-Хем. Кызыл, Межегей?

Собственные имена существительные Определи, какая орфограмма в словах лагерьде, туристи. банкыда?

Заимствованные слова Определи, какая орфограмма в словах чайгы, хемде, хапты, шакты, ном ну г!

Согласные в середине слов Определи, какая орфограмма в словах ТАР, РФ. ТывКУ. АКШ?

Сокращенные слова

изучении сходного материала по этому методу обобщение может осуществляться поэтапно, в рамках логически завершенных взаимосвязанных тем, которые вводятся не в один, а в два и более приема.

При выполнении домашних заданий можно приучить студентов пользоваться «Памяткой», с помощью которой они научатся быть внимательными и последовательными.

1. Внимательно прочитай задания к упражнению.

2. Если к упражнению даны несколько заданий, старайся выполнить их в порядке следования.

3. Внимательно прочитай каждое слово из предложения и найди орфограммы.

4. Уточни, они связаны с одной орфограммой или с орфограммами взаимосвязанных тем.

4. Спиши слова (предложения, текст), комментируя свою запись.

5. Закончив работу, внимательно проверь, что написал.

Обязательным элементом обучения орфографии блочным методом является итоговый контроль (зачет), который позволяет оценивать и подводить итоги учебной деятельности студентов.

Таким образом, использование блочного метода подачи учебного материала с применением различных средств и форм работы будет способствовать систематизации знаний, формированию орфографической грамотности студентов, а также развитию сознательного отношения к родному языку.

Литература:

\.Беспалъко В. П. Педагогика к прогрессивные технологии обучения. Текст. / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1995. —336 с.

2.Бичелдей К. А Вопросы орфографирования фарингапизопапных гласных современного тувинского языка / К.А. Бичелдсй // Тувинская письменность, язык и литература. - Кызыл, 1980. - С. 92-96.

Ъ.Бичвлдей К.А. Тыва бижмкти болгаш шын бижилгеии сайзырадыр талазы-биле саналдар / К.Л. Бичелдсй // Вопросы тувинского языкознания. - Кызыл. 1993.-С. 40-49.

4. Биче-оол М.Д. Орфографирование сложных слов тувинского языка / М.Д. Биче-оол // Тувинский язык и литература в послеоктябрьский период. - Кызыл, 1977. -С. 40-50.

Б.Быкова Г.Г. Блочный метод обучения как условие формирования орфографической грамотности учащихся: на материале 5 класса. Автореферат канд. диссертации на соискание ученой степени к. п.н. / Г.Г. Быкова. - Уфа, 2006.

в.Делгер-оол А.К. Парлалгада шын бижилгенин болгаш бижик демдектерпн хереглээриннн дурумнеринге дуушиес чамдык частырыглар / А.К. Делгер-оол // Тыва чугаа культуразынын чугула айтырыглары. Эртем-практиктиг конференцияга илеткелдерннц тезистери. 1989 ч. октябрь 13-14.-Кызыл, 1989.-С. 13.

7.Иргит ЕЛ. К вопросу о состоянии преподавания орфоэпии и орфографии в диалектных условиях в тувинской школе. Автореферат канд. днсс. на соискание ученой степени к.п.н. / Е.Л. Иргит. - М.. 1996.

8 .Ишкова И.И. Некоторые формы и методы обучения русскому языку при подготовке к ЕГЭ, ГИА [Электронный pecypcj / И.И. Ишканова. - Режим доступа: pedagogsaratov.ru/i-i-ishkova-formyi-i-metodyi-pri-podgotovke-k-ege-i-gia

9.Кара-оол Л.С. Орфограмма. Орфограмманын демдээ. Тыва дылда кол орфограммалар. Орфографтьн сайгарылга / Л.С. Кара-оол // Тыва дылдын практикуму: вередилге ному. - Кызыл: РИО ТувГУ, 2011. - С. 4-8.'

10. Кара-оол Л.С. Орфографтыг ажыл: мнемоника аргазы / Л.С. Кара-оол // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Образование и учитель в XXI в.: проблемы и перспективы развития». 1113 ноября 2010 г. г. Кызыл. - Кызыл: РИО ТувГУ. 2010. -С. 116-119.

11. Кара-оол Л.С. Тыва дылдын шын бижплге айтырыгларынга хамаарыштыр чамдык бодалдар / Л.С. Кара-оол // Башкы. - Кызыл, 2009. - № 4. - С. 22-29.

12. Монгуш Д.А. Некоторые вопросы правописания и произношения русских заимствований в тувинском языке / Д.А. Монгуш // Вопросы тувинской филологии. - Кызыл. 1988. - С. 53-60.

13. Монгуш Д.А. Орфография тувинского языка / Д.А. Монгуш // Орфография тюркских литературных языков СССР - M.: Наука, 1973,- С. 192-204.

14. Монгуш Д.А., Сат Ш.Ч. Совет уеде тыва дылдын хегжулдезн. / Д.А. Монгуш, Ш.Ч. Сат. - Кызыл. 1967.-С. 7-13.

15. Ойдан-оол А.К. Вопросы обучения т\винской орфографии в средней школе / А.К. Ойдан-оол // Тувинская письменность, язык и литература. - Кызыл, 1980.-С. 106-114.

16. Пальмбах A.A., Арагачы З.Б. Основы тувинской орфографии / A.A. Пальмбах, З.Б. Арагачи. -Кызыл, 1963.

17. Сат Ш.Ч. Формирование и развитие тувинского национального литературного языка / Ш.Ч. Сат. - Кызыл, 1973. - С. 42-50.

18. Сувандии Н.Д. Обучение орфографии в средней школе / Н.Д. Сувандии // Вестник ТувГУ. Педагогические науки. Выпуск 4. - Кызыл: РИО ТувГУ, 2011,-С. 83-88.

19. Гыва бижиктин ужуунун дуруму- Толевнлел. -Кызыл, 1941.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.