Научная статья на тему 'Обучение навыкам предпринимательства маорийскую молодежь в Новой Зеландии'

Обучение навыкам предпринимательства маорийскую молодежь в Новой Зеландии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Ключевые слова
МАОРИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / MAORI YOUTH / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ENTREPRENEUR / ENTERPRISING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрищев Владимир Иннокентьевич, Грасс Татьяна Петровна

Статья посвящена обучению навыкам предпринимательства маорийской молодежи. Анализируется политика правительства в этом направлении и характеризуются программы, которые приводят к реальным позитивным результатам данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Петрищев Владимир Иннокентьевич, Грасс Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF ENTREPRENEURIAL SKILLS TO MAORI YOUTH IN NEW ZEALAND

The article deals with training Maori youth entrepreneurial skills in New Zealand. It analyses the government policy in this field and programs leading to concrete positive results are described.

Текст научной работы на тему «Обучение навыкам предпринимательства маорийскую молодежь в Новой Зеландии»

УДК 316.346.3

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МАОРИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

В.И. Петрищев, Т.П. Грасс

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

vpetrichtchev@hotmail.com

Статья посвящена обучению навыкам предпринимательства маорийской молодежи. Анализируется политика правительства в этом направлении и характеризуются программы, которые приводят к реальным позитивным результатам данной деятельности.

Ключевые слова: маорийская молодежь, предпринимательство, предприимчивость, безработица, предприниматель*

Современный этап развития Новой Зеландии, происходящие изменения в мировом сообществе и особенно мировой финансовый кризис 2008 года привели к достаточно большому уровню безработицы среди населения, которая составила практически 170 тыс. человек в стране, где проживает всего 4 миллиона человек.

Что касается молодежи, то один из пяти молодых новозеландцев в возрасте 15— 19 лет считался безработным, а для молодых маорийцев эта цифра увеличивалась в два раза. Другими словами, в декабре 2008 эта цифра приблизилась к отметке 9.8 %, а ровно через год, в 2009, она практически удвоилась и составила 15.4 /о1

Ситуация, складывающаяся с маорий-ской молодежью, которая бросает школу в возрасте 14—15 лет, не имея достаточной квалификации, очень тревожная. Молодые маорийцы не могут найти работу на рынке труда, поэтому сразу же становятся без-

работными. Те же, кто оканчивает полную общеобразовательную школу, в какой-то степени могут рассчитывать на то, что после соответствующей подготовки они приобретут какую-нибудь рабочую квалификацию, например, медсестры, слесаря, повара и т.д. Нежелание достаточно большого количества маорийской молодежи окончить полную общеобразовательную школу и продолжать учебу в других учебных заведениях объясняется, на наш взгляд, рядом причин. Первая — это то, что в жизненных планах некоторой части маорийской молодежи не просматривается большого желания самой определиться на рынке труда, предпочитая существовать на пособие по безработице. Как оказывается, для такой молодежи проще жить на те небольшие суммы, которые правительство выделяет на пособие по безработице, чем работать. Для маорийцев главное — это обеспечить себе лишь необходимый прожиточный мини-

* Employment and Unemployment- Dec. 2009 Quarter.Department of Labour.Wellington. 2010. — URL : http://www.dol.govt.nz/lmr/lmr-hlfs.asp

мум, большинство маорийского населения не стремится к богатству. Вторая причина заключается в пассивности и недостаточной образованности определенной части маорийских родителей, их непонимании важности получения полного школьного образования детьми, их равнодушии к академическим успехам своих детей. Третья причина состоит в том, что в Новой Зеландии существуют многочисленные программы по оказанию социальной помощи коренному населению, которые существенным образом ослабляют заинтересованность в собственных силах, психологически способствуют иждивенческой позиции у определенной части маорийского населения, не формируют у маорийской молодежи прагматических качеств, таких как деловитость, предприимчивость и т.п.

В начале нового тысячелетия перед новозеландским обществом встала новая задача — сформировать у молодежи, включая и маорийцев, ключевые компетенции, помочь новозеландской молодежи овладеть определенными знаниями и умениями, чтобы быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда и к жесткой конкуренции на этом рынке. Следует отметить, что правительство указанной страны отчетливо осознавало тот факт, что никакие программы, никакие схемы не могут создать то количество мест, которые могли бы ликвидировать безработицу полностью. Поэтому оказание помощи молодым людям в организации собственного бизнеса — это реальный шаг на пути создания и расширения количества рабочих мест, которые в определенной степени позволят молодежи стать самозанятыми и реально снизят уровень безработицы в Новой Зеландии.

Современная модель приобщения ма-орийской молодежи к основам бизнеса и

предпринимательству реализуется с помощью разнообразных подходов по обучению предпринимательству, непосредственно реализацией специализированных программ, привлечению семьи и школы к формированию предприимчивости и культуры предпринимательства у маорийской молодежи.

Так, один из таких подходов по формированию предприимчивости и развитию культуры предпринимательства был заимствован у Даремского университета (Англия), затем он был адаптирован к новозеландским социально-экономическим условиям. Данный подход больше сфокусирован на формировании предприимчивости молодого человека, нежели на его практическом обучении тому, как самому стать предпринимателем. Суть такого подхода заключается в тезисе, что не все люди могут быть предпринимателями, но у всех должна быть сформирована предприимчивость, которую можно с пользой применять в своей жизни: либо создать свою компанию и руководить ею, либо быть нанятыми в качестве работника в какую-то компанию или фирму и творчески использовать это качество. Другими словами, главное заключалось в том, чтобы такой подросток коренного населения страны не сидел бы на «шее» у государства, т.е. на пособии по безработице, а мог бы сам определиться на рынке труда и зарабатывать средства для своего существования.

Известно, что «предпринимательство — это инициативная, творческая, ответственная, продуктивно-производительная деятельность, требующая особых способностей, таланта, предварительной подготовки»1.

1 Mini-Companies in Secondary Education. Final Report of the Expert Group. Sep. 2005. — P. 11.

В научной литературе основоположником предпринимательства обычно считают ирландского экономиста французского происхождения Ричарда Кантильо-на, который еще в XVIII веке ввел в научный оборот понятие «предприниматель». В. Гартнер под предпринимателем понимал индивида, «который открывал новый

бизнес там, где до этого никто этим не

2

занимался» .

Вместе с тем, термин «предпринимательство» не имеет однозначного толкования. Многие исследователи трактуют его с различных точек зрения. Так, С. Камингз трактует понятие предприниматель как, например, имидж одинокого, творческого индивида, который взвалил на себя риск3.

Австрийский экономист Й. Шумпетер считал, что это понятие больше подходит

~ 4

к творческой деятельности инноватора4. Он рассматривал предпринимательство как движение вперед. Он первым ввел понятие инновации. По его утверждению, предпринимательство способствует созидательному разрушению рынка и промышленности, одновременно при этом обусловливая создание новых продуктов и моделей бизнеса. Таким образом, созидательное разрушение всецело ответственно за динамизм роста промышленности и долгосрочный экономический подъем5.

2 Gartner W A Conceptual Framework for Describing the Phenomena of New Venture Creation // Academy of Management Review.10.1985. — PP. 696-706.

3 Cummings S., Taebel D. The Economic Socialization of Children. A Neo-Marxist Analysis. Social Problem.- N.Y.: 1978. - N 26. - P. 198.

4 Schumpeter J. The Theory of Economic Development. Cambridge, 1934. - P. 43.

5 Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. В. С. Автономова и др.; под общ. ред. А. Г. Милейковского. - М.: Прогресс, 1982. - С. 50.

Одной из специализированных программ выступает комплексная «Программа молодежного предпринимательства», включающая ряд небольших подпрограмм с экономической составляющей: «Обучение старшеклассников управлению финансами», «Обучающее звено предпринимательства» и прочее.

Программы, обучающие подростков основам предпринимательства, имеют две составляющие: теоретическую и практическую. Теоретическая сторона программ состоит из предметов экономического цикла, где школьников учат составлять бизнес-планы и знакомят с экономическими понятиями и терминологией.

На наш взгляд, одним из важных компонентов эффективности предпринимательства является предпринимательская культура, которая в Новой Зеландии на рубеже третьего тысячелетия превратилась в важный мотивационный фактор на уровне сознания индивида.

В школах и маорийских общинах Новой Зеландии правительство активно реализует программы с экономической составляющей, чтобы дать возможность молодым маорийцам самовыразиться, привлечь их к практическому участию в экономической жизни общины. Их обучают навыкам предприимчивости и культуре предпринимательства. Одной из таких программ является «Введение в малый бизнес». Ее реализуют в школах, чтобы обучить мао-рийскую молодежь принципам организации своего бизнеса, тому, как правильно выбрать нишу рынка, найти практическое применение собственным склонностям и способностям. В школе обучают практическим знаниям в экономике (бухгалтерский учет, менеджмент и т.д.), формируют деловые качества личности маорийца, обучают

его культуре рыночных отношений, учат самостоятельно принимать решения, находить нестандартные пути решения проблем. Молодежь обучают умению вести переговоры и коммуникабельности и т.п. Согласно этой программе молодежь проходит серию однодневных модулей обучения. Каждый модуль имеет своей целью обучить молодого человека базовым навыкам выполнения конкретной работы в небольшом бизнесе в зависимости от уровня общего образования слушателя и его индивидуальных особенностей. Подобные программы достаточно активно внедряются в местных общинах, где существуют клубы молодых фермеров. Фермерство в Новой Зеландии — одна из самых развитых инду-стрий. Эти клубы организуют специальные вечерние занятия для молодежи, где она приобретает первые профессиональные умения и навыки, ее знакомят с технологическими новинками в сельском хозяйстве. В программу этих курсов входят и такие дисциплины, как маркетинг, бухгалтерский учет на ферме, менеджмент и т.п. В результате целенаправленных и эффективных мер по совершенствованию экономической социализации подрастающих поколений в этой стране сформировался благоприятный психологический и экономический климат, позволяющий населению заниматься своим бизнесом. Так, в последнее время свыше 5 тысяч маорийцев открыли и ведут свое дело.

Практическая сторона данной программы достаточно интересна, поскольку охватывает процесс открытия и ведения бизнеса непосредственно либо на школьной площадке, либо вне ее при искусственно созданных условиях.

Совершенно очевидно, что старшеклассники уже имеют достаточный инте-

рес к профессии бизнесмена и предпринимателя. Они самостоятельно проявляют инициативу, а после прохождения соответствующих профессиональных модулей, ориентированных на построение бизнеса в условиях новозеландского общества, самостоятельно принимают решения по ряду вопросов, связанных с созданием и развитием собственного бизнеса. Такой подход помогает молодежи реально организовать свой небольшой бизнес по производству, например, бижутерии, изготовлению половичков и т.п. Практические результаты своего труда школьники продают на рынках за настоящие деньги. Практика показала, что реализация подобных бизнес-программ имеет огромное воспитательное значение для самих школьников и их родителей, поскольку школьники приобретают необходимые им экономические знания, деловые качества, организаторские умения, креативность и уверенность в себе, а родители же испытывают чувство гордости за своих детей, за их креативность в создании конкретной продукции и т.п.

Безусловно, семья всегда играет огромную роль в приобщении молодежи к предпринимательству. В Новой Зеландии мао-рийская семья представляет собой главным образом тип расширенной семьи. В мао-рийской семейной системе традиционно существовало комплексное взаимодействие внутри групп родственников. Эти семейные системы были основаны на базе глубокого знания членами семей истории своего племени, религии и этикета племени. Так, ученый П. Бак, исследуя терминологию родства в маорийских общинах, обратил внимание на то, что термины родства определяют позицию человека, который происходит по прямой линии, а нередко и

пола6. Другими словами, такая система способствовала определению преемственности к определенному рангу. Не случайно, маорийская семья четко вписывается в квалификацию английского ученого Б. Берн-стайна, которую он относит к так называемому позиционному типу семьи, т.е. такому типу семьи, где все вопросы решаются с позиции тех, кто наделен определенным формальным статусом (отец, мать, бабушка, дедушка и т.п.). По мнению ученого, взаимоотношения между членами в этих семьях достаточно ровные, ибо принятые ими решения окончательны и не подлежат обсуждению' .

Однако в ХХ1 веке руководящая роль старших в ряде маорийских семей в значительной степени ослабла, а иногда практически сводится на нет, ибо современная маорийская молодежь больше не желает, чтобы старшие члены семьи узурпировали власть в семейной структуре. По мнению этой молодежи, старики совершенно не подготовлены для управления расширенной семейной системой в новом тысячелетии, ибо они продолжают придерживаться патриархальных традиций, а сами совершенно не смыслят в современных информационных технологиях и т.п. Современная маорийская молодежь все больше и больше отходит от традиций уважения старших. Как было отмечено выше, в мао-рийской семье всегда ценилась статусность его члена (т.е. принадлежность к какому-нибудь клану, определенный возраст и т.п.), а молодежь априори имеет очень низкий социальный и ролевой статус в маорий-

6 Butterworth G. and S. Reforming Education. The New Zealand Experience 1984—1996. Palmerston North, 1998. - P. 13.

7 Bernstain B. Class, Codes and Control. L., 1973.

V 1. - P. 178.

ской семье по сравнению с более старшими его членами, что приводит в таком случае к психологической напряженности, а зачастую и к конфликтам между различно-возрастными категориями членов семьи.

Исторически маорийские поселения представляли собой мини-племена и отличались друг от друга лишь своими размерами, ибо их число колебалось от 40 до нескольких сотен человек. Все члены семьи вместе работали для обеспечения физического и духовного благосостояния всей семьи.

Мини-племя возглавлял вождь, который принадлежал к старшей потомственной ветке рода. Это мог быть или мужчина, или женщина, в зависимости от традиций племени. В таком племени дети усваивали ценности общины благодаря социализации. В маорийских семьях важную роль отводили обучению детей искусству выживания, знакомству с ораторским искусством, этикетом, песнями, знанию генеалогического древа племени и т.п. Кроме того, детей обучали искусству плетения корзин, резбе по дереву, охоте и т.п.

Тем не менее современная молодежь все же унаследовала характерные черты от самобытной маорийской культуры, которые проявляются в том, что она продолжает не обращать внимания на свои личные достижения в учебе или карьере. Среди маорийцев наиболее ценны такие качества, как взаимная поддержка, приобретенный статус, принадлежность к определенному клану, оказание помощи родственникам и выполнение определенных обязательств перед ними. Другими словами, маорийцы продолжают выполнять обязательства перед своим родом.

К новому тысячелетию многое изменилось в маорийской семье. Так, несколь-

ко повысился образовательный статус родителей и детей. Хотя экономической социализации и воспитанию детей в этих семьях не уделяют такого внимания, как в семьях белого населения, но маорийская молодежь достаточно хорошо осведомлена о таких экономических понятиях, как банковский счет, доход, расход. Более того, некоторые из них имеют свои собственные счета. Правда, в семье не всегда складываются обстоятельства, способствующие откровенному разговору детей и родителей о бизнесе или предпринимательской деятельности, поскольку большинство родителей, как и 100 лет назад, достаточно равнодушны к формированию у подрастающего поколения таких качеств, как деловитость и предприимчивость, ибо индивидуальные качества ребенка, связанные с успехами и академическими достижениями, личные амбиции, как было отмечено выше, традиционно никогда не ценились в маорийской культуре.

В начале XXI века в Новой Зеландии мы опросили 25 маорийских подростков с целью выяснить их мнение насчет причин, которые не дают им открыть свой бизнес, и качеств, которыми они обладают для его ведения.

Из таблицы видно, что маорийская молодежь достаточно трезво оценивает затраты на открытие бизнеса, а так же то, что не все бизнесы бывают успешными, а многие имеют чрезвычайно высокую степень риска, свои потенциальные возможности и способности по открытию бизнесов, тем не менее, 92 % этой молодежи собирается открыть свой бизнес. Среди белой молодежи в возрасте от 15 до 21 года менее 80 % желают стать самозанятыми8. Полу-

8 Frederick H. Educating, Generation E in Australasia: US Lessons, New ZealandExperience // Journal of Asia Enterpreneurship and Sustain-ability, 2006. - V 11. - Issue 4. - P. 4.

чается, что маорийская молодежь бросается сломя голову заниматься достаточно рискованным делом, ибо риск является ключевым компонентом любого малого бизнеса. Согласно опросу большое количество старших школьников, желающих открыть свое дело, принадлежат в основном к малоимущему классу. Не случайно, Р. Сказе и Р. Джофи утверждают, что предприниматели скорее всего появляются из тех групп, которые в обществе называют маргинальными, т.е. которые подвергаются дискриминации, преследуются и эксплуатируются9. Известно, что приступить к организации своего дела проще людям, воспитывающимся в состоятельных семьях, и значительно труднее тем, кто рос в малоимущих семьях, ибо, воспитываясь в семьях, где большинство родителей имеют свой небольшой бизнес, подростки так или иначе приобщаются к нему уже с детства. Становясь старше, они работают в родительском бизнесе на договорной основе: им выплачивают вознаграждение по тарифам частично занятых работников. Таким образом, молодежь прямо или косвенно постепенно приобретает предпринимательский опыт, формирует определенную систему ценностей, необходимых ей для организации своего дела. Несомненно, что опыт их родителей в бизнесе и их собственный опыт делает эту молодежь более гибкой, придает ей уверенность в том, что их бизнес может развиваться так же успешно, как и бизнес их родителей. К сожалению, немногие из маорийской молодежи могут похвастаться такой возможностью.

Любопытно то, что некоторые исследователи на Западе делят предпринима-

9 Scase R., Goffee R. The Real World of Business Owner // Irish Journal of Management. 2005. — 26 (1) - P. 107.

Результат опроса маорийских подростков в Новой Зеландии

№ Вопросы Процент ответивших (общее число опрошенных 25 чел.)

1 Хотели бы Вы открыть свой собственный бизнес 1) да 2) вероятнее всего 3) сомневаюсь 4) нет 39% 41% 20%

2 Обладаете ли Вы качествами, необходимыми для ведения своего бизнеса? 1) деловой инициативой 2) предприимчивостью 3) способность ведения переговоров 42% 30% 28%

3 Какие причины не дают Вам возможности открыть свое дело? 1) степень бизнес-риска чрезвычайно высока 2) нет первоначального капитала 3) не обладаю предприимчивостью 4) не имею семейной ролевой модели предпринимателя 8% 85% 4% 3%

4 Считаете ли Вы, что Ваша семья может служивать для Вас моделью в плане экономического воспитания? 1) да 2) нет 3) не знаю 19% 41% 40%

5 Кто занимался Вашим экономическим воспитанием в семье? 1) мать 2) отец 3) родственники 7% 11% 72%

телей на две категории. К первой они относят тех, кто начал заниматься предпринимательской деятельностью, используя представившиеся благоприятные возможности. Во вторую категорию входят так называемые вынужденные предприниматели, т.е. их вынудила сама жизнь заниматься этим делом ( например, потеря работы и т.п.).

Занимаясь анализом характерных черт предпринимателей и умений, которыми они обладают, исследователи М. Стэнверт и Дж. Кьюран предложили теорию о социальной маргинализации, суть которой сводится к тому, что люди осознают несоответствие между удивительной характерной личной чертой индивида и той позицией, которую он или она занимают в обществе

и которая толкает их к предпринимательству10. Естественно, что к данной точке зрения можно относиться по-разному.

Однако в Новой Зеландии около 85 % маорийцев принадлежат к первой категории, а во вторую входят приблизительно 15 % всех предпринимателей.

В настоящее время в Новой Зеландии обучение основам предпринимательской деятельности становится одним из актуальных направлений специального экономического образования маорийской молодежи с созданием соответствующих практико-педагогических условий. Безусловно, молодежь получает возможность овладеть профессиональными экономическими знаниями и предпринимательскими умениями, которые помогают ей ориентироваться в условиях рыночной экономики, грамотно вести собственное дело, находить свое место в жизни.

Политика правительства в сфере формирования предприимчивости и предпринимательства уже принесла свои позитивные результаты. Ныне в стране насчитывается свыше 500 тысяч предпринимателей, а среди них 13 тысяч — это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, у которых уже есть свой малый бизнес.

Литература

Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. В. С. Автономова и др.; под общ. ред. А. Г. Милейковского. — М.: Прогресс, 1982. - C. 50.

BernstainB. Class, Codes and Control. L., 1973. — V 1. — P. 178.

Butterworth G. and S. Reforming Education. The New Zealand Experience 1984—1996. Palmer-ston North, 1998. — P. 13.

Cummings S, TaebelD. The Economic Socialization of Children. A Neo-Marxist Analysis. Social Problem.— N.Y: 1978. — № 26. — P. 198.

Mini-Companies in Secondary Education. Final Report of the Expert Group. — Sep. 2005.

Frederick H. Educating, Generation E in Australasia: US Lessons, New Zealand Experience // Journal of Asia Enterpreneurship and Sustainability, 2006. — V 11. — Issue 4.— P. 4.

Gartner W. A Conceptual Framework for Describing the Phenomena of New Venture Creation // Academy of Management Review. 10.1985. PP. 696—706.

Scase R., Goffee R. The Real World of Business Owner // Irish Journal of Management. 2005. — 26 (1) — P. 15.

Schumpeter J. The Theory of Economic Development. Cambridge, 1934. P. 43.

Stanworth M, Curran J. Growth and the Smaller Firm: an Alternative View / Journal of Management Studies. 1979(13). — P. 95—110.

Employment and Unemployment — Dec. 2009 Quarter.Department of Labour.Wellington. 2010. — URL : http://www.dol.govt.nz/lmr/lmr-hlfs.asp

10 Stanworth M., Curran J. Growth and the Smaller Firm: an Alternative View / Journal of Management Studies. 1979(13). - P. 95-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.