Научная статья на тему 'Община и ее влияние на экономическую социализацию подрастающих поколений в западных странах (на примере Великобритании, США и Новой Зеландии)'

Община и ее влияние на экономическую социализацию подрастающих поколений в западных странах (на примере Великобритании, США и Новой Зеландии) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
338
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБЩИНА / МИГРАНТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СТРАНЫ ЗАПАДА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ / МАОРИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ECONOMIC SOCIALIZATION / COMMUNITY / MIGRANT YOUTH / WESTERN COUNTRIES / PROGRAMS OF ENTREPRENEURSHIP / MAORI YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрищев Владимир Иннокентьевич, Грасс Татьяна Петровна, Петрищева Галина Петровна

Статья описывает историю и роль, которую общины играют в экономической социализации молодежи в странах Запада. Отмечается особое внимание правительств этих стран к экономической и профессиональной социализации молодежи, которая может помочь им стать самозанятыми и занять свою нишу на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Петрищев Владимир Иннокентьевич, Грасс Татьяна Петровна, Петрищева Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Community and its Influence on the Economic Socialization of the Youth in Western Countries (on the Basis of Britain, the USA and New Zealand)

The article describes the history and the role the communities play in theeconomic socialization of the youth in the Western countries. The special attention of the government of these countries to the economic and professional socialization of the youth is shown. This socialization can help them to become self-employed and get a place in the labour market.

Текст научной работы на тему «Община и ее влияние на экономическую социализацию подрастающих поколений в западных странах (на примере Великобритании, США и Новой Зеландии)»

ОБЩИНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ

(НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, США И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ)1

Экономическая социализация, община, мигрантская молодежь, страны Запада, предпринимательские программы, маорийская молодежь.

Община («Community») в Великобритании, США и Новой Зеландии представляет собой своеобразный микросоциум, в рамках которого протекает жизнь как взрослого населения, так и подрастающих поколений. Английский словарь А. Хорнби определяет общину как «группу людей, живущих в непосредственной близости друг от друга, объединенной общей территорией, на которой расположены ряд социальных институтов, семья, школа, церковь, молодежные организации и т. п.» [Hornby, Gatenby, Wakefield, 1969. P. 191].

Мы попытаемся охарактеризовать не разрозненные общины, а в целом этот социальный институт, присущий многим западным странам. Чтобы понять сущность общины и ее роль в жизни всего населения англоязычных стран следует обратиться к истории ее появления. Например, община в США - это социальный институт, сложившийся еще в самом начале XVII века, который на протяжении нескольких столетий претерпевал различные изменения. Появлению общины в США предшествовал длительный период ее существования в европейских странах. В Америке она возникла свыше 400 лет назад, во время заселения континента. На первых порах различные типы поселений, следовательно, и общины, создавались чаще всего на основе религиозной и национальной общности, общности профессиональных интересов, а нередко просто родственных связей. Поскольку поселенцы приезжали на американский континент из разных стран, они привозили свою культуру, традиции, образ жизни, опыт административного и политического устройства. Таким образом, общины впитывали в себя особенности каждой населяющей их нации. Будучи социальным институтом, основанным на территориальной общности группы людей примерно одинакового социально-экономического положения, община выступает регулятором общественной жизни местного населения, общественного поведения и сознания, выполняет ряд экономических, идеологических и административных функций, сосредоточивает в своих рамках деятельность ряда воспитательных институтов - семьи, школы, церкви, общественных организаций и др.

В Великобритании община имеет многовековую историю, а в Новой Зеландии ей всего 160 лет. Она появилась в период колонизации Британией островов в Тихом океане. В Новой Зеландии общины создавались, как правило, по образу и подобию английских, ибо вначале англосаксонцы приезжали в Южное полушарие в поисках лучшей жизни в основном из Великобритании. Таким образом, новозеландские общины вобрали в себя особенности культуры Британии, большинство населения которой говорит на английском языке.

В британских и новозеландских общинах существуют общие закономерности, тем не менее каждая из них обладает своими социально-экономическими и культурологическими особенностями.

Статья подготовлена при финансовой поддержки авторов Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) - проект № 08-06-о0704а.

В силу социально-экономического положения население этих стран проживает в общинах в соответствии со своим социальным, а следовательно, и имущественным статусом. В Великобритании можно сразу узнать общины, в которых живут представители среднего, низшего и высшего классов. В Новой Зеландии на первый взгляд такого резкого разделения на классы нет, но оно ощущается по стоимости домов в общинах, где проживают разные социально-экономические слои населения. На территории общин, как правило, расположены, многочисленные институты социализации: школа, церковь, молодежные клубы, центры и т. д.

На Западе община - это условно называемое место жительства, границы которого как социально-педагогического феномена зачастую бывает трудно определить. Почему община играет в социализации подростка ведущую роль? В общине происходят процессы, связанные со взаимодействием людей, проживающих на ее территории, она выступает своеобразным механизмом социализирующей системы, связующим звеном между населением и социальными институтами, расположенными на ее территории, способствует приобщению подростка к ценностям всего того общества, в котором проживает подросток. В Великобритании, США и в Новой Зеландии существуют общины (кварталы), главным образом в крупных городах, населенные этническими меньшинствами, они имеют свою культуру и ведут свой образ жизни (китайские, пакистанские, индусские и др. - в Великобритании; афроамериканские, азиатские, латиноамериканские, русские и др. - в США; азиатские, маорийские, англосаксонские и др. - в Новой Зеландии), что можно отметить как их отличительные черты.

Независимо от типа общины население старается идентифицировать себя с ней, ибо она служит соответствующей карточкой как для взрослых, так и для подростков. Каждый такой микрорайон в развитых англоязычных странах характеризуется своим социализирующим потенциалом, своими нормами, стандартами поведения, духом общины. Там обычно хорошо поставлен неформальный общественный контроль, поэтому жители всегда все знают друг о друге, что в значительной степени снижает криминальную обстановку.

В общинах исследуемых англоязычных стран не принято заходить в гости без приглашения. Каждая семья живет обособленно. Дом в общине является своеобразной зоной, которая изолирует семью от социальной среды. В его рамках семья ищет путь самовыражения, стараясь освободиться от социального контроля со стороны соседей. При этом следует отметить четкое соблюдение членами семьи традиционных ценностей общин, в которых они проживают. Семьи мигрантов, например, с официальным разрешением на жительство нередко проводят свободное от работы время, участвуя в различных социально-культурных мероприятиях, проводимых в общинах.

Понимая сложность вхождения подрастающих поколений из мигрантских семей в англоязычный социум, многочисленные институты социализации (школа, группы сверстников, молодежные и общинные организации, клубы, церковь и т. п.) стараются создать комфортную среду для организации, изучения английского языка и культуры, оказывают помощь в преодолении подростками всех трудностей, связанных с адаптацией к новым социально-экономическим, социолингвистическим и культурологическим условиям, ибо отчетливо осознают, что негативное отношение мигрантов к принимающему сообществу может способствовать возникновению дополнительных социальных проблем, таких как агрессивное и девиантное поведение подростков-мигрантов, безработица, неприятие существующих норм и требований и т. д.

Следует отметить, что в целом в общинах развитых англоязычных стран наблюдается достаточно терпимое отношение к людям с разным цветом кожи. Этническая семья вырабатывает индивидуальный стиль жизни и ведения домашнего хозяйства. Социализация подрастающих поколений в рамках этих семей осуществляется, как правило, обоими родителями. В этих семьях наблюдается так называемый патриархально-традиционный уклад, характеризующийся непререкаемым авторитетом и главенствующим положением мужчи-

ны, следовательно, практически беспрекословным подчинением женщины. Этнические семьи (китайские, корейские, пакистанские, индусские и пр.), в отличие от семей белого населения, более устойчивы и редко подвергаются кризисным явлениям такого рода, как, например, развод.

В нуклеарных или расширенных мусульманских семьях социализирующая роль отцов очень велика. Такая семья выступает хранительницей религиозно-культурных ценностей и этнических особенностей, которые передаются молодому поколению. Как правило, там даже в наши дни продолжают сохраняться традиционные обряды бракосочетания. Старшее поколение в основном ориентировано на передачу полного содержания всех традиций, ритуальных действий, присутствующих в религии либо в той или иной этнической группе, новому поколению. Зачастую бывает трудно отделить религиозные ценности от семейных, поскольку они очень тесно переплетены.

Большинство мигрантских семей отчетливо понимают, что одними из ключевых факторов успешности социализации их детей в чужом для них социокультурном и экономическом социуме являются хорошее владение их детьми английским языком и обязательное окончание полной средней школы в той стране, в которую они приехали на постоянное место жительства. Тем не менее, отдавая детей в англоязычные школы, некоторые родители-мусульмане все же стараются воспрепятствовать внеклассному общению их детей со сверстниками коренного населения. Особенно это наблюдается среди девочек-мусульма-нок. Им не разрешается дружить и встречаться с мальчиками, их заставляют постоянно носить на голове шарф и т. д. Дети беспрекословно слушаются своих родителей, выполняют все религиозные обряды и носят только ту одежду, которую предписывают их обычаи. Если таких детей в школе немного, то они образуют своеобразные группки, предпочитая общаться только с себе подобными, а не со сверстниками коренного населения. В школе и дома, да и в своей общине, они придерживаются исламского кодекса нравственности.

Совершенно очевидно, что такая позиция не способствует успешному вхождению детей из мигрантских этнических семей в социум с другой культурой, языком и общению со своими сверстниками.

Вместе с тем мусульманская семья передает своим детям необходимые этнические и культурные традиции и способствует достаточно ранней профессиональной социализации подрастающих поколений. Следует отметить, что большинство детей в таких семьях очень трудолюбивы. Экономическая социализация подрастающих поколений в них осуществляется в основном в семейном бизнесе, что, несомненно, дает ощутимый социально-экономический эффект не только для семьи, для общины, но и для самих детей. Участие детей в семейном бизнесе считается признаком стабильности и прочности семьи.

Большинство таких семей держат небольшой бизнес в виде маленького магазина либо ресторанчика, гостиницы и т. п. Школьная молодежь после учебы, как правило, оказывает практическую помощь родителям, приобретая определенные профессиональные умения и навыки, связанные, например, с бухгалтерским учетом, логистикой и пр. Таким образом, молодые люди постепенно приобщаются к профессии, к осознанному участию не только в экономической жизни своей семьи, но и общины в целом.

Экономическая социализация подрастающих поколений как сфера деятельности социальных институтов приобретает широкий характер и осуществляется в рамках общин этих стран и в определенной степени дает ощутимый социально-экономический эффект.

В основе нашего понимания экономической социализации лежит процесс, направленный на усвоение экономической культуры, развитие таких качеств, как предприимчивость, деловитость, честность, расчетливость, приобретение экономических знаний, ценностей и поведения, необходимых для работы в рыночных условиях, способствующих формированию экономического мышления, возможности самостоятельного принятия эффективных решений и аргументированных суждений по экономическим вопросам. Другими словами, экономическая социализация формирует экономически значимые качества личности, раз-

вивает экономическое мышление, готовит индивида к практической деятельности в рыночных условиях в обществе. Совершенно определенно, что экономическая социализация тесно связана с такими понятиями, как «экономическая культура», «экономическое воспитание и образование». Под понятием «экономическая культура» мы в данной работе понимаем достаточно сложное явление, связанное с качественной характеристикой участия индивида в решении разнообразных экономических задач. Она формируется под воздействием разнообразных институтов социализации, таких как семья, школа, общество и т. д.

Казалось бы, в чем заключается проблема, связанная с экономической социализацией подрастающих поколений в общине? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Как уже отмечалось ранее, общины в целом зависят от социального слоя людей, которые в ней проживают. Естественно, что в общинах, где проживают малоимущие слои населения, экономическая социализация детей, подростков и юношества протекает с определенными сложностями. Именно в таких общинах наблюдаются достаточно высокий уровень безработицы и меньшая заинтересованность у школьной молодежи в самозанятости. В этих условиях влияние общины как социально-педагогического фактора является особенно значимым, ибо экономическая социализация подрастающих поколений осуществляется через задачи, стоящие перед социальными институтами, которые находятся на ее территории. Еще в начале прошлого века известный американский ученый Джон Дьюи рассматривал социальную среду в контексте окружения подростка. «Стремления, взгляды, верования, - утверждал он, - прививаются человеку средой. Именно среда заставляет человека думать в определенном направлении, она укрепляет одни взгляды и изменяет другие» [Дьюи, 1923].

Следует отметить, что правительство указанных стран отчетливо осознает тот факт, что никакие программы, никакие схемы не могут создать то количество мест, которые могли бы ликвидировать безработицу полностью. Поэтому оказание помощи молодым людям в организации собственного бизнеса - это реальный шаг на пути создания и расширения количества рабочих мест, которые в определенной степени позволят молодежи решить проблему самозанятости и реально снизят уровень безработицы в этих странах. В конце XX века в Новой Зеландии насчитывалось уже свыше 160 тысяч безработных. Что касается молодежи, то «один из пяти молодых людей в возрасте 15-19 лет считался безработным, а для молодых маорийцев эта цифра увеличивалась в два раза» [Economics..., 1972]. В маорийских общинах (коренное население) Новой Зеландии правительство активно реализует программы с экономической составляющей, чтобы дать возможность молодым ма-орийцам самовыразиться, привлечь их к практическому участию в экономической деятельности общины.

На вопрос «Как из маорийца сделать предпринимателя?» однозначного ответа нет, поскольку в жизненных планах некоторых молодых маорийцев не просматривается большого желания определиться на рынке труда, они все больше пополняют армию безработных, предпочитая существовать на пособие по безработице. Такое положение не могло не вызвать тревогу у новозеландского правительства, которое активизировало работу среди маорийской молодежи, внедряя программы по развитию навыков предпринимательства.

Одной из таких программ является «Введение в малый бизнес». Курс проводят в школах для школьной молодежи с целью обучить молодых людей принципам организации своего бизнеса, а также тому, как правильно выбрать нишу рынка, найти практическое применение собственным склонностям и способностям. В школе обучают практическим знаниям в экономике (бухгалтерский учет, менеджмент и т. д.), формируют деловые качества личности маорийца, обучают его культуре рыночных отношений, учат самостоятельно принимать решения, находить нестандартные выходы из различных ситуаций, вести переговоры, быть коммуникабельным и т. п. Согласно этой программе, молодежь проходит серию однодневных модулей обучения, цель которых - обучить молодого человека базовым навыкам выполнения конкретной работы в небольшом бизнесе в зависимости от уровня общего образования слушателя и его индивидуальных особенностей. Подобные программы достаточно

активно внедряются в местных общинах, где существуют клубы молодых фермеров. Фермерство в Новой Зеландии - одна из самых развитых индустрий. Эти клубы организуют специальные вечерние занятия для молодежи, где она приобретает первые профессиональные умения и навыки, ее знакомят с технологическими новинками в сельском хозяйстве. В программу курсов входят и такие дисциплины, как маркетинг, бухгалтерский учет на ферме, менеджмент и т. п.

В результате целенаправленных и эффективных мер по совершенствованию экономической социализации подрастающих поколений в этих странах сформировался благоприятный психологический и экономический климат, позволяющий населению заниматься своим бизнесом. Так, к настоящему времени уже свыше 5 тыс. маорийцев открыли и ведут свое дело, а в Великобритании в конце XX века примерно 4 млн. человек уже имели свой бизнес [Economics ..., 1972].

Другой крупный проект «Новозеландский Фонд предприимчивости» в своей структуре имеет несколько подразделений, каждое из которых отвечает за определенную возрастную группу школьников. В начальных школах, например, осуществляется программа данного проекта «Основы предприимчивости». Ее организаторы помогают младшим школьникам знакомиться с основами и принципами предпринимательства. Около 6000 младших школьников по всей стране обучаются по этой программе. Другое подразделение «Молодежная предприимчивость» этого же проекта работает со старшей школьной молодежью, помогает ей создавать небольшие школьные предприятия, участвовать в их работе и управлять ими. К слову, эти предприятия производят настоящий продукт, необходимый для населения. В работе данной программы участвуют свыше 160 средних общеобразовательных школ в Новой Зеландии. Формы работы бизнеса и школы могут быть разнообразными. Например, существуют еще программы «Партнерство школы и деловых людей». Местные и иностранные компании, понимая, что школьная молодежь обладает свежими инновационными идеями, которые она может реализовать с помощью их финансовой поддержки, привлекают ее для участия в различных проектах, включая маркетинговые исследования, предоставляя ряд стипендий. Бизнес получает существенную выгоду от данного сотрудничества, а молодежь применяет свои знания в реальной жизненной ситуации [Lewis, 2000].

Сегодня в действительности происходит усиление некой триады, т. е. связи общины, на территории которой располагаются школы, с предприятиями и семьей. В рамках нынешнего стратегического курса, осуществляемого правительствами западных стран, проводится четкая ориентация на успешную экономическую социализацию подрастающих поколений в местных общинах.

Сотрудничество общины и бизнеса во многом призвано изменить сознание молодежи, привести ее к пониманию необходимости обладания предприимчивостью и культурой предпринимательства, представляющими палитру взаимоотношений между работающими в одной команде и общиной в целом. Предприимчивость и культура предпринимательства - это две органические составляющие экономической социализации подрастающих поколений.

Таким образом, наши материалы позволяют утверждать, что, стремясь преодолеть острые социальные противоречия, рост безработицы среди молодежи, проблемы профподготовки подрастающих поколений, Великобритания, США и Новая Зеландия укрепляют союз взаимодействия семьи и бизнеса, помогая молодым людям стать полноценными участниками реального трудового процесса.

Библиографический список

1. Hornby A., Gatenby E., Wakefield H. The Advanced Learner's Dictionary of Current English. L., 1969.

P. 191.

2. Дьюи Дж. Введение в философию. М., 1923. C. 8.

3. Economics of the New Zealand Maori by R. Firth. Wellington, 1972. P. 67.

4. Lewis K. Assistance and the Young Self-Employed in New Zealand. Auckland. Unpublished Research Report, 2000. P. 150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.