Научная статья на тему 'История становления и развития обучения предпринимательским качествам коренную (маорийскую) молодежь в новозеландской школе'

История становления и развития обучения предпринимательским качествам коренную (маорийскую) молодежь в новозеландской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КАЧЕСТВА / МАОРИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / НОВОЗЕЛАНДСКАЯ ШКОЛА / ОБЩИНА / ПЛЕМЕНА / ПРОГРАММЫ / ENTERPRISING SKILLS / MAORI YOUTH / NEW ZEALAND SCHOOL / COMMUNITY / TRIBES / PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрищев Владимир Иннокентьевич, Грасс Татьяна Петровна, Петрищева Галина Петровна

В статье рассматриваются история становления и развития обучения предпринимательским качествам коренной молодежи (маорийцев) с конца Х1Х века до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрищев Владимир Иннокентьевич, Грасс Татьяна Петровна, Петрищева Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the history of formation and development of teaching enterprising skills to maori youth in New Zeland school from the end of the Х1Х-th century until the present days.

Текст научной работы на тему «История становления и развития обучения предпринимательским качествам коренную (маорийскую) молодежь в новозеландской школе»

УДК 316.346.3 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ КАЧЕСТВАМ КОРЕННУЮ (МАОРИЙСКУЮ) МОЛОДЕЖЬ В НОВОЗЕЛАНДСКОЙ ШКОЛЕ

Петрищев Владимир Иннокентьевич, заведующий кафедрой иностранных языков, доктор педагогических наук, профессор Грасс Татьяна Петровна, доцент кафедры технологии и предпринимательства,

кандидат педагогических наук Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Россия Петрищева Галина Петровна, доцент кафедры иностранных языков №2, кандидат философских наук Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия [email protected]

В статье рассматриваются история становления и развития обучения предпринимательским качествам коренной молодежи (маорийцев) с конца Х1Х века до наших дней.

Ключевые слова: предпринимательские качества; маорийская молодежь; новозеландская школа; община, племена, программы.

THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF TEACHING ENTERPRISING SKILLS TO MAORI YOUTH IN NEW ZEALAND SCHOOL

Petrishchev Vladimir Innokentevich, Head of Foreign Languages Department. Dr. Sci. (pedagogics), Professor Grass Tatyana Petrovna, Associate professor of the Department of Technology and Enterprising,Candidate of Pedagogical Sciencies

Kranoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia Petrishcheva Galina Petrovna, Associate professor of Foreign Languages Department #2,

candidate of philosophical sciencies

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia [email protected]

The article describes the history offormation and development of teaching enterprising skills to maori youth in New Zeland school from the end of the X1X-th century until the present days.

Keywords: enterprising skills; maori youth; New Zealand school; community; tribes; programs.

Современная школа и педагогическая мысль в Новой Зеландии складывались и развивались под непосредственным влиянием английской школы.

Известно, что взаимодействие европейцев и племен маори (коренных жителей) в начале было далеко непростым. Согласно официальным данным, первые контакты с маорийским населением попытался установить Абель Тасман, приплывший к берегам Новой Зеландии еще в 1642 г. Однако они не принесли существенного успеха. Позднее капитан Дж.Кук и ряд других мореплавателей продолжили эти попытки, но, как оказалось, также безуспешно. Лишь в начале 1800 года европейским миссионерам, прибывшим на острова, удалось создать Церковное миссионерское общество, которое открыло ряд школ для местного населения. Преподавание предметов велось на маорийском языке, что способствовало достаточно широкой популярности этих школ у туземного населения. По словам исследователей Дж.Бэрингтона и Т.Биглехоула, уже к 1840 году «немногим более половины взрослого населения, насчитывающего 90 тысяч человек, могли немного писать и читать на своем родном языке» [1].

В начале ХГХ в. правительство предприняло попытку приобщить местное население к европейской системе просвещения. Но уже в 1860 г. между европейцами и туземным население вспыхивают так называемые земельные войны, целью которых была конфискация европейцами у маорийских племен их исконных земель. Такая политика привела к тому, что аборигены резко выступили против всех «европейских социальных институтов, включая и школы» [2]. В связи с этим многие миссионерские школы, предоставляющие маорийским детям европейское образование, были закрыты.

В 1867 году во время войн с племенами правительство издает Постановление о создании туземных школ, утверждающее систему начальных школ для маорийцев. При этом в созданных школах обучение велось уже на английском языке, а в учебных программах был предоставлен такой же стандартный набор предметов, которые преподавались в европейских школах. Экономические особенности страны обусловили

развитие этих школ для местного населения. Однако Постановление о создании туземных школ предусматривало такой компонент, как оказание самопомощи. Согласно этому Постановлению, школы могли строиться в сельской местности только тогда, когда от маорийской общины исходила просьба на открытие школы, выделялась земля и община брала на себя часть расходов по строительству школы. Однако строительство школ в маорийских общинах велось медленными темпами по причине раскола между племенами. Как оказалось, что предложения о создании школ в маорийских общинах исходили лишь от тех племен, которые соблюдали нейтралитет с европейцами, не вели с ними войн, европейцы в свою очередь не конфисковывали у таких племен их земли. «Племена же, принимавшие активное участие в войнах с европейцами и понесшие от них поражения, совершенно не склонны были отдавать своих детей в эти школы, более того, они не хотели вообще поддерживать какие-либо контакты с европейскими социальными институтами» [3].

Тем не менее, колонизация островов осуществлялась быстрыми темпами и уже к концу ХГХ достаточно большое количество маорийцев работало на европейцев, строя дороги, занимаясь другим полуквалифицированным трудом.

К 1879 году в Новой Зеландии насчитывалось уже около 7 маорийских начальных школ, целью которых являлось «оказание помощи маорийцам в их переходе от низшей ступени цивилизации на более высокую, стараясь сохранять их культуру, которая, тем не менее, мешала прогрессу европеизации коренного населения» [4]. Повышая уровень образования маорийских детей, новозеландское правительство предполагало впоследствии обучать их в одной школе с европейскими детьми. Следует подчеркнуть, что обучение маорийских детей носило исключительно ремесленнических характер при полном исключении маорийского языка из учебного плана и без учета культурных различий между европейскими и маорийскими детьми. Такую особенность школьного образования ярко выразил директор департамента образования, который подчеркнул: «Я хочу придумать такую форму образования, которая позволит каждому маорийскому мальчику стать фермером, а каждой маорийской девушке стать женой этого фермера» [5].

Маорийские школы в основном были ориентированы на потребности экономики страны, которая нуждалась в рабочей силе с начальным образованием. «Экономическая социализация и образование по существу носили практическую направленность, детей обучали строительству, изготовлению мебели, работе по металлу. Наряду с этим мальчиков обучали садоводству, а девочек домоводству» [6]. Более одаренных немногочисленных маорийских детей переводили из общих начальных школ в сектантские интернаты-колледжи, в которых они могли получить достаточно приличное образование. Политика новозеландского правительства, проводимая в сфере школьного образования, направленная на оказания помощи маорийской молодежи в приобщении ее к европейской культуре, не принесла желаемых результатов. Учреждая школы для маорийских детей, правительство, тем не менее, не принимало во внимание различия в культурах коренного населения и европейцев. Практически все предметы в школах велись только на английском языке, что, естественно, не способствовало мотивации у маорийских детей.

Нельзя не отметить, что, приобщая маорийцев к европейской культуре, маорийцы утрачивали некоторые самобытные черты своего народа. Происходила ломка маорийской культуры. Торможение культурного развития, болезненно сказалось на духовной жизни маорийского населения. Хотя признаки такого кризиса налицо, тем не менее, не следует при этом преувеличивать его глубину. На сегодняшний день у значительной части коренного населения не произошло резкой ценностной переориентации, сохранены национальные черты и нравственный фундамент маорийского общества.

Так же как в британской, так и в новозеландской школе подросток должен обязательно проучиться до 16 лет, получить сертификат об окончании неполной средней школы.

Существенное отдаление от центров европейской цивилизации способствует тому, что любые нововведения и коррективы в школьные программы новозеландских школ осуществляются с некоторым опозданием.

Начало ХХ1 века характеризуется формированием глобального рынка, который поставил перед образовательными школьными системами практически всех стран мира совершенно четкие задачи по повышению требований профессиональной подготовки школьной молодежи, которая должна обладать предпринимательскими компетенциями и культурой предпринимательства. С данным явлением столкнулась и Новая Зеландия, которая осознав свои ошибки в системе подготовки современного молодого человека, стала срочно менять вектор данной подготовки.

Понимая, что в новом веке востребована новая модель обучения, позволяющая готовить творческого, инициативного молодого человека, с ключевыми компетенциями, способного эффективно решать проблемы своего трудоустройства, создавать собственный бизнес и принимать грамотные решения по экономическим вопросам, новозеландское правительство осуществляет стратегическую политику по формированию такого социального заказа, ориентированного на подготовку современного молодого человека.

Сейчас в Новой Зеландии выстраивается новая модель экономического и предпринимательского образования подрастающего поколения ( как белого, так и маорийского населения), основывающаяся на следующих принципах. 1. Реализация данной модели образования традиционно осуществляется с использование

британского опыта, но с присущими новозеландцам особенностями. 2. При подготовке современных бизнес-кадров инициаторы этой модели стараются ориентироваться в основном на потребности местных предпринимателей и бизнесменов.

Новая модель приобщения подрастающего поколения к основам бизнеса и экономики активно реализуется с помощью Новозеландского Фонда предпринимательства, который располагает хорошими финансовыми возможностями, внедряя разнообразные виды инновационных образовательных программ для маорийских учащихся разных возрастных групп. Формированию у школьников позитивного взгляда на собственный бизнес и развитие культуры предпринимательства и качеств предприимчивости способствуют следующие программы. Одна из них, реализуемая в национальном масштабе «Программа молодежного предпринимательства», предназначенная для новозеландских старшеклассников ( как маорийцев, так и представителей других этнических групп), в которую входят ряд небольших программ. Среди них такие программы: « Обучение старшеклассников управлению финансами», «Обучающее звено предпринимательства »-трехдневная программа по обучению бизнес планированию старших школьников, « Изучение основ предпринимательства», программа, предназначенная для младших школьников и « Обучающее звено технологии предпринимательства», являющееся интерактивной, занимательной программой для младших школьников.

Каким же образом строится обучение маорийских школьников основам предпринимательства и ведению бизнеса?

Суть программ, указанных выше, заключается в том, чтобы подготовить маорийскую школьную молодежь к рынку труда, помочь ей эффективно решать проблемы своего трудоустройства, создавать свой собственный бизнес и принимать грамотные решения по экономическим вопросам. Программы состоят из ряда модулей, включают в себя как теоретические, так и практические аспекты. К теоретическим аспектам можно отнести занятия по предметам экономического цикла, обучение школьников составлению бизнес-планов и знакомству с экономическими категориями и т.п. Практическая составляющая этих программ охватывает процесс открытия и ведения бизнеса непосредственно либо в рамках класса, либо на выезде при искусственно созданных условиях.

В этом проекте участвуют ряд сторон: учащиеся, учителя и представители фонда ( т.е. бизнесмены).

В старших классах представления у молодежи о профессии бизнесмена и предпринимателя более или менее точны и определенны. У подростков этого возраста нередко проявляется проявляется интерес к самостоятельной инициативе, инновационной предпринимательской идеи. Большое влияние на формирование культуры предпринимательства и предприимчивости оказывают бизнес- проекты, которые влияют на школьников. Они состоят из программ, включающих ряд структурных профессиональных модулей, ориентированных исключительно на построение бизнеса в условиях новозеландского общества. Реализуя бизнес -проекты, учащиеся учатся составлять бизнес-планы, принимать определенные решения по ряду вопросов, связанных с созданием и развитием собственного бизнеса.

Так, при моделировании молодежного бизнеса в школе, старшеклассники подходят к этому виду деятельности достаточно серьезно: они сами из своей среды назначают менеджеров, а также учащихся, ответственных за бизнес планирование, дизайн, производство, финансы и маркетинг, они выпускают свою «собственную учебную валюту», которая свободно циркулирует, на нее они приобретают сырье для производства продукции и т.д. Бизнес, которым занимаются старшие школьники по данной программе -это создание небольших бизнесов по производству бижутерии, изготовлению половичков, журналов, изданию газет и т.п. Практические результаты своей работы школьники реально демонстрируют на выставках под названием «Базарный день», куда приглашаются не только родители, но и жители местных общин.

Здесь школьники сами экспонируют и продают свою продукцию, произведенную их фирмами уже за настоящие деньги. Практика показала, что реализация подобных бизнес программ в новозеландских общинах имеет огромное воспитательное значение для самих школьников, поскольку они приобретают необходимые им экономические знания и деловые качества, организаторские умения, креативность, уверенность в себе, у них воспитывается чувство гордости за созданную ими продукцию и ее реализацию. Кроме того, подобные программы позволяют решать проблемы осознанного выбора будущей трудовой деятельности учащейся молодежи.

В 2005 году в Новозеландским фондом молодежной инициативы было опрошено 517 школьников в возрасте 16-17 лет. Так, на вопрос: « Как Программа молодежного предпринимательства помогла им в приобретении предпринимательских качеств и предприимчивости? », были получены такие ответы. См. Табл 1

Таблица 1

№ Мнения старшеклассников о «Программе молодежного предпринимательства» в процентах

1 Приобрел навыки в бизнесе и экономические знания 28,2

2 Данная программа показала мне, как можно трансформировать идею в успешный бизнес 13.5

3 Помогла мне развить мои личностные качества 9,8

4 Предоставила мне возможность работать в команде 9.4

5 Показала мне, что взятие рисков на себя не такое уж плохое дело 5

6 Дала мне шанс проявить творчество 4.2

7 Показала мне, что и из проблемы можно взять позитивное 3.4

8 Показала мне, что управлять бизнесом довольно трудно 2.5

9 Показала мне, как применять теоретические знания на практике 2.3

10 Разное 21.7

Как видно из ответов школьной молодежи, национальная программа молодежного предпринимательства пользуется достаточно большим успехом у школьной молодежи. Она прививает школьникам необходимые практические навыки и знания в области экономики, менеджмента, помогает видеть динамику развития бизнеса, «пощупать его изнутри», попробовать свои силы в создании собственного дела. В 162 средних новозеландских образовательных школах в практических бизнес- тренингах приняли участие 2000 старшеклассников в возрасте 16-17 лет.

Подобные тренинги проводятся в течение 5 дней либо в рамках школы, либо на выезде в каком-нибудь молодежном лагере. Данная программа состоит из ряда структурных профессиональных модулей, ориентированных исключительно на оказание помощи маорийской учащейся молодежи по открытию малого бизнеса в Новой Зеландии. Она включает два аспекта: теоретический и практический.

К теоретическому аспекту можно отнести занятия по предметам экономического цикла, обучение школьников составлению бизнес-планов и знакомству с экономическими категориями и т.п. Учащихся учат тому, что во многом конкурентоспособность их компании зависит прежде всего от правильного и грамотного управления, от разработки долгосрочной стратегии развития, от умения планировать и составлять бизнес-планы, принимать конкретные решения по вопросам, связанным с созданием и развитием собственного бизнеса.

Практическая составляющая включает непосредственно процесс открытия и управление небольшой компанией, закрепление полученных теоретических навыков в ходе ролевой игры, бизнес планирование, дизайн, производство, финансы и маркетинг. Будучи центральной фигурой в этих бизнес-проектах, учителя приобщая учащегося к деловой активности, знакомят его с профессией предпринимателя, дают возможность проверить свои склонности и способности к данной профессии на практике, способствуют его более действенной профориентации.

Серьезность программы заключается в том, что при моделировании реальной жизни бизнеса в ходе тренинга, учащихся обучают системному подходу к формированию предприимчивости и культуры предпринимательства. Смоделированная таким образом бизнес среда формирует у учащихся определенные предпринимательские навыки, базовые экономические знания, креативность, умение работать в команде и ряд других личностных качеств.

Как видим, школа, будучи элементом микросреды экономической социализации, старается всемерно способствать развитию духа предприимчивости, предпринимательства и деловой активности маорийской школьной молодежи в Новой Зеландии.

Статья подготовлена при финансовой поддержки авторов Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ)- проект № 08-06-00704а.

Литература

1. Barrington J., Beaglehole T. Maori Schools in a Changing Society. -Wellington: Lassa, 1974. P.209.

2. Ibid., P.309.

3. Maori in Education by L. Davis, K. Nicholl.- Wellington: Learning Media. 1993. P.314.

4. Ibid., P.314

5. Ibid., P. 313

6. Barrington J., Beaglehole T. Maori Schools in a Changing Society. -Wellington: Lassa, 1974. P.210.

7. Intergating employment,skills and economic development:NZ. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.