Научная статья на тему 'К вопросу о формировании предприимчивости и культуры предпринимательства у подрастающих поколений в Великобритании и в Новой Зеландии'

К вопросу о формировании предприимчивости и культуры предпринимательства у подрастающих поколений в Великобритании и в Новой Зеландии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрищев В. И., Грасс Т. П., Рыбакова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании предприимчивости и культуры предпринимательства у подрастающих поколений в Великобритании и в Новой Зеландии»

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ И КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА У ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

Петрищев В.И.,

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой иностранных языков Грасс Т.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства

Рыбакова Е.В., старший преподаватель кафедры иностранных языков Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

г. Красноярск, Россия

Современный этап развития Великобритании и Новой Зеландии, происходящие изменения в мировом сообществе и особенно мировой финансовый кризис 2008 года, растущий уровень безработицы, поразивший практически все мировые державы, требуют расширенного и углубленного исследования экономической социализации подрастающих поколений в этих англоязычных странах.

В рыночных условиях эффективность экономической социализации подрастающих поколений связана, по мнению западных бизнесменов, с рядом качеств самой молодежи. Одно из них -это дух конкурентности и предпринимательства.

Любопытно отметить, что в Великобритании дух предприимчивости и предпринимательства до 80-х годов прошлого века не был особенно ярко выражен в жизни этой страны, вызывая озабоченность у правительства. Справедливости ради следует отметить, что такой страна была до прихода к власти правительства М.Тэтчер, которая кардинально изменила ситуацию. Ей удалось вдохнуть в нацию «дух предпринимательства», который спустя 30 лет, продолжает играть большую роль у населения Великобритании. В Новой Зеландии в конце прошлого века также не наблюдалось. яркой деловой активности со стороны подрастающих поколений

На рубеже веков правительства этих двух стран правильно выбирают стратегию и тактику, направленную на подготовку конкурентоспособного и мобильного молодого человека, обладающего современными компетенциями.

Гордон Браун, будучи еще министром финансов Великобритании вначале ХХ1 века, говоря о предпринимательской культуре, справедливо отмечал, что нам нужно сделать все, чтобы каждый должен слышать о бизнесе и предприимчивости в школе. Каждый учитель должен говорить о достоинствах и потенциале бизнеса и предприимчивости [1].

В нынешних условиях обучение подрастающих поколений предприимчивости и культуре предпринимательства в исследуемых англоязычных странах, традиционно проходит в рамках трех направлений: 1. семейной экономической социализации. 2. далее оно совершенствуется в школе с помощью блока ряда дисциплин экономического цикла таких, как "Экономика", "Технология и дизайн", "Предпринимательство" и т.п. и 3. практическое участие самой школьной молодежи в экономической деятельности ( подрабатывая в кафе, магазинах, на автозаправках и т.д.) или в школьных мини-предприятиях.

Концепция предприимчивости и культуры предпринимательства, которую широко пропагандирует и внедряют правительства Великобритании и Новой Зеландии в современных условиях, представляет собой особый вид экономической активности, основанной на самостоятельной инициативе, личной ответственности индивида и определенной инновационной идеи. Основным субъектом данной предпринимательской концепции выступает молодежь в возрасте 14-25 лет с целью развития у нее определенных умений и навыков, которые могли бы помочь ей быть самозанятой. Ставку делают на школьников с 14 лет, понимая, чтобы привить любовь к предпринимательству необходимо начинать делать это, как можно раньше. Причин этому несколько: во-первых, необходимо подготовить школьную молодежь к миру труда, во-вторых, постараться вселить в нее уверенность в собственные силы и, наконец, помочь ей быть конкурентоспособными на рынке труда.

Обучению предпринимательству можно условно разделить на два вида. К первому виду следует отнести приобретения знаний по развитию бизнеса, администрированию и управлению. Второй вид включает развитие навыков предприимчивости и предпринимательства с помощью современных методов обучения, которые развивают у молодежи ответственность, инициативу и осознанное решение проблем бизнеса. По мнению Дж.Бейли, «основная цель обучения предприимчивости в школе заключается в поощрении предприимчивости и развитии личности учащихся» [2].

Совершенно очевидно, что данная концепция имеет многочисленные комплексные составляющие.

Во-первых, она буквально пронизывает все предметы образовательного цикла в школе. Новый подход, сформировавшийся при реформировании учебной программы, получивший название «обучение через предприимчивость», помогает школьникам развивать навыки предпринимателя, такие как ответственность, управление рисками в бизнесе, инициативу, умение принятия решений, мотивацию учащихся по открытию своего собственного дела. Внедрение программ по предпринимательству с организацией бизнес курсов, обучающих школьников как составлять бизнес-планы и управлять своей собственной компанией.

Во-вторых, реализация специальных программ для учителей, позволяющие им самим разобраться с организацией открытия и динамикой развития небольших бизнесов и осознать значимость самозанятости школьников.

В-третьих, показ успешных молодых предпринимателей как ролевой модели ведения бизнеса и развитие тесной связи между школой и промышленностью.

Вместе с тем, следует отметить, что наряду с общим направлением по формированию предприимчивости и культуры предпринимательства, которое наблюдается в Великобритании и Новой Зеландии, все же существуют и определенные особенности в данном виде деятельности, присущие каждой из этих стран.

Так, например, в ХХ1 веке британское правительство выбрало стратегический образовательный курс для школьной молодежи под названием «Новый путь», представляющий собой комплексную образовательную программу, главной особенностью которой является внедрение и развитие концепции предприимчивости и культуры предпринимательства в образование. Ее суть заключается в том, чтобы попытаться познакомить школьную молодежь с современным производством непосредственно на рабочем месте, научить ее общаться с предпринимателями, стимулировать молодых людей к самозанятости, приобщить их к элементарным экономическим основам общества и сформировать у них понимание того, как создается богатство, помочь им ориентироваться в экономической сфере и осознать значение взаимосвязи социально-экономических процессов. Инициаторы данного проекта пытаются создать деловую и творческую атмосферу, которая может позволить школьникам на равных выстраивать с представителями промышленности деловые отношения.

На наш взгляд, одним из важных компонентов эффективности экономической социализации является предпринимательская культура, которая в Великобритании на рубеже третьего тысячелетия превратилась в важный мотивационный фактор на уровне сознания индивида. Особенно наглядно, на наш взгляд, он проявляется в школьных мини-предприятиях, где индивид рассматривается активным участником предпринимательского процесса.

При этом школа, компания или какое-нибудь промышленное предприятие принимают непосредственное участие в организации мини-предприятий. Как правило, школы предоставляют помещение для создания подобной фирмы, а промышленники выступают спонсорами по ее запуску. Типичная молодежная компания состоит из 4-5 человек, включая ее директора, который избирается персоналом фирмы из числа школьной молодежи. В течение академического года во внеурочное время ребята работают в этих компаниях, на практике приобщаясь к культуре предпринимательства. Совершенно очевидно, выполняя такое трудное и незнакомое дело, как управление предприятием или участвуя в его работе, подростки не имеют четкого и ясного представления о ценностях и понимания того, как можно достичь успеха в этом деле. Поэтому им необходима помощь в виде совета со стороны предпринимателей. Мини-предприятия, которыми руководят молодые люди в рамках национальной программы, представляют собой сеть мелкого бизнеса (например, производство и ремонт игрушек, прачечная и т.д.), которые вносят свою лепту в общую систему предпринимательства и бизнеса в Великобритании.

По мнению западных специалистов, школьное мини-предприятие «это педагогический инструмент, основанный на практическом опыте управления всем этим проектом и на тесном взаимодействии с внешней средой (т.е. с бизнесом или местной общиной)» [3]. Несомненно, одно, управляя такими небольшими бизнесами, учащиеся занимаются практической экономической деятельностью, производя какой-то продукт или предоставляя определенные услуги, ибо по справедливому замечанию исследователя Г.Хитчкок, лучше испытать банкротство в 16 лет и извлечь их этого какие-то уроки, чем думать о том, что заниматься бизнесом очень просто [4].

В Новой Зеландии культура предпринимательства становится особым экономическим, социокультурным и психологическим феноменом общества, ибо она тесно связана с формированием особой системы ценностей, направленной на воспитание автономной и финансово независимой личности.

В 2001 году новозеландское правительство приступило к внедрению универсальной концепции «Земля широких возможностей», суть которой заключается в том, чтобы приобщить школьную молодежь к культуре предпринимательства и развить у нее качества предприимчивости. Данная концепция реализуется с помощью разнообразных программ, проектов, схем и фондов. Так, одна из таких схем «Наставничество и руководство по обучению», получившая признание в начальных школах Новой Зеландии, ориентирована на оказание помощи младшим школьниками по повышению их уровня по математике и другим естественным наукам. Около 10% младших школьников страны охвачены этой схемой.

В Новой Зеландии также реализуются ряд программ по приобщению школьной молодежи к бизнесу и обучению их основам предпринимательства. Одной из таких программ является «Введение в малый бизнес». Ее проводят в школах для школьной молодежи с целью, обучить молодежь принципам организации своего бизнеса, а также тому, как правильно выбрать «нишу рынка, найти практическое применение собственным склонностям и способностям. В школе обучают практическим знаниям в экономике (бухгалтерский учет, менеджмент и т.д.), формируют деловые качества личности маорийца, обучают его культуре рыночных отношений, учат самостоятельно принимать решения, находить нестандартные пути решения проблем. Молодежь обучают умению вести переговоры, коммуникабельности и т.п. Согласно этой программе, такая молодежь проходит серию однодневных модулей обучения. Каждый модуль имеет своей целью обучить молодого человека базовым навыкам выполнения конкретной работы в небольшом бизнесе в зависимости от уровня общего образования слушателя и его индивидуальных особенностей. Подобные программы достаточно активно внедряются в местных общинах, где существуют клубы молодых фермеров. Фермерство в Новой Зеландии одна из самых развитых индустрий. Эти клубы организуют специальные вечерние занятия для молодежи, где они приобретают первые профессиональные умения и навыки, ее знакомят с технологическими новинками в сельском хозяйстве. В программу этих курсов входят и такие дисциплины, как маркетинг, бухгалтерский учет на ферме, менеджмент и т.п. В результате целенаправленных и эффективных мер по совершенствованию экономической социализации подрастающих поколений формируется благоприятный психологический и экономический климат, позволяющий населению заниматься своим бизнесом. Так, к настоящему времени свыше 5 тыс. маорийцев уже открыли и ведут свое дело, а в Великобритании в конце ХХ века примерно 4 млн. человек уже имели свой бизнес [5 ].

Анализируя современные программы и подходы по обучению подрастающих поколений предприимичивости и культуре предпринимательства, можно твердо сказать, что ныне мелкое предпринимательство в англоязычных странах можно считать не только экономическим, но и социокультурным феноменом, поскольку оно тесно связано с формированием особой системы ценностей, мотивации, распространением предпринимательской культуры, направленной на воспитание автономной и независимой личности, на совершенствование экономической социализации подрастающих поколений. В целом позитивно оценивая разнообразные виды работ со школьной молодежью, следует отметить, что все же не стоит идеализировать их. Во многих общинах этих стран продолжают существовать достаточное большое количество проблем, связанных как с безработицей молодежи, так и ее делинквентным поведением. Справедливости ради, отметим, что правительства данных стран все же принимают адекватные меры по их устранению.

Статья подготовлена при финансовой поддержки авторов Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ)- проект № 08-06-00704а

Литература

1. Appleton J. Enterprise culture vultures. 21 June 2010 Spiked.

2. Bailey J. Transforming Australia through Enterprise Education // in Victorian Industry Education Partnership. Vol.2, N 3, Nov, 1995.-P.24.

3. 3.Mini-Companies in Secondary Education. Final Report of the Expert Group. Sep.2005.-P. 13.

4. 4.Hitchcock G. Education and Training 14-18. A Survey of New initiatives.-L.: Academic Press, 1988.P. 171.

5. Economics of the New Zealand Maori by R. Firth. -Wellington: Learning Media, 1972.-P.32.

СОЦИАЛЬНО-БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА ВУЗА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Кисляков П.А.,

кандидат педагогических наук, декан технологического факультета, старший научный сотрудник лаборатории социальной безопасности учащейся молодежи, Шуйский государственный педагогический университет г. Шуя, Ивановской области, Россия

В статье раскрывается понятие и структура социально-безопасной среды вуза. Приводится описание исследования образа жизни студентов, а также мнений студентов о состоянии социально-безопасной среды вузов.

The article presents the notion and structure of social-safe environment of the high school. Happens to the description of the study lifestyle student, and students opinion about social-safe environment of high schools.

Ключевые слова: социально-безопасная среда вуза; здоровье студента, опасные ситуации социального характера; social-safe environment of the school; health student; social dangers.

В российской науке все отчетливее признается особая роль проблем молодежи на современном этапе развития нашего общества. Молодежь представляет собой и фактор политического баланса, и воспроизводственный потенциал нации. Закономерен тревожный тон, присущий научным работам в этой проблематике, поскольку противоречия сложившиеся в конце XX начале XXI вв. вдвойне больнее ударили именно по образу жизни молодежи, вызвали возникновение в молодежной среде, в том числе образовательной - социальных негативных явлений. Перед образовательными учреждениями стоит задача формирования социально-безопасной среды. Социально-безопасная среда образовательного учреждения представляет собой функционирующую систему, обеспечивающую обучаемому адекватные условия развития его психофизических свойств, удовлетворяющую его потребность в безопасности, двигательной и интеллектуальной активности. Социально-безопасная среда вуза характеризуется совместной деятельностью администрации, преподавательского состава и студентов и позволяет минимизировать отрицательные социальные, социально-биологические, психолого-педагогические влияния в образовательном социуме. В число основных компонентов социально-безопасной среды вуза входят:

- безопасная и здоровьесберегающая инфраструктура, обеспечивающая нормативные санитарно-гигиенические условия проживания, питания и обучения студентов;

- технологии обучения вопросам обеспечения безопасности в социальной среде, в том числе в образовательном учреждении;

- здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе;

- условия для активного отдыха студентов и преподавателей, занятий физической культурой и спортом, организация досуга;

- система профилактики курения, употребления алкоголя и наркотиков в учебных корпусах и общежитиях;

- система комплексного профилактического медицинского обслуживания преподавателей и студентов. Осуществление медико-физиологического, социологического и психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья и безопасности субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.