56 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ
56 ЯЗЫКОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ /¿Ь) университета
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Наталья Михайловна ГОЛОВИНА,
старший преподаватель кафедры английского языка № 1 Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЧТЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ CAMBRIDGE ENGLISH: LEGAL (ILEC)
Часть Reading Экзамена Cambridge English: Legal (ILEC) проверяет сформированность у студента рецептивных навыков чтения и понимания юридических текстов из аутентичных источников. Формат экзамена позволяет проверить не только насколько хорошо студент освоил лексико-семантическую и грамматическую системы английского языка, нормы словообразования, внутренней организации юридического текста и связей между частями текста, но и насколько хорошо студент понимает общее и детальное содержание специализированных текстов, а также его умение извлекать из текста имплицитную информацию.
Ключевые слова: Аутентичные источники, рецептивные навыки, фор-мальная грамотность, словообразование, части речи, чтение с целью понимания общего содержания (просмотровое чтение), чтение с полным пониманием, чтение с целью извлечения специальной информации (поисковое чтение), связность (когезия), навыки прогнозирования.
GOLOVINA N.M.,
Senior lecturer, Kutafin Moscow State Law University, English Department № 1
TEACHING READING SKILLS BASED
ON LAW-RELATED TEXTS AS PART OF PREPARATION
FOR CAMBRIDGE ENGLISH: LEGAL (ILEC)
The Test of Reading (ILEC) assesses receptive reading skills based on law-related texts. It demonstrates a student's knowledge of the language system, word formation, text structure and cohesion devices, and a varietyofreading skills, including reading for gist (skimming), reading for specific information (scanning), deduction of meaning from context and selecting relevant information. Keywords: Authentic sources, receptive skills, literacy, word formation, parts of speech, reading for gist (skimming), reading for detail, reading for specific information (scanning), cohesion, prediction techniques.
УС
У
в
Гспешная сдача экзамена Cambridge English: Legal подтверждает знания и умения учащихся на уровне B2 (пороговый продвинутый уровень) и C1 (уро-© Н. М. Головина, 2015 tj вень профессионального владения) в системе CEFR (Общеевропейские
Головина Н М
УНИВЕРСИТЕТА Подготовка студентов к компоненту Q/
L_У имени o.e. кугафина(мгюд) Speaking [говорение] экзамена ILEC: Tabula Rasa
компетенции владения иностранным языком), что в части Reading подразумевает понимание общего содержания сложных аутентичных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальных текстов, а также понимание объемных сложных текстов и умение распознавать скрытые значения. В целом часть Reading экзамена Cambridge English: Legal проверяет сформированность навыков и умений в чтении и понимании аутентичных юридических текстов на английском языке1.
Часть Reading экзамена длится 1 час 15 минут и состоит из 6 заданий (54 вопроса): (1) multiple-choice cloze; (2) open cloze; (3) word formation; (4) multiple matching; (5) gapped text; (6) four-option multiple choice. Каждое задание ориентировано на проверку рецептивных навыков и умений, т.е. навыков и умений восприятия письменной речи. В части Reading экзамен ILEC ориентируется на проверку формальной грамотности (literacy) (задания 1—3) и понимания текста (задания 4—6). Следовательно, сам формат экзамена позволяет преподавателю определиться с основными проблемами, которые могут представлять трудность для студента. Во-первых, экзамен в части Reading проверяет, насколько хорошо студент освоил лексико-семантическую и грамматическую систему английского языка, нормы словообразования, внутренней организации юридического текста и связей между частями текста, а также насколько хорошо студент понимает общее и детальное содержание специализированных текстов, а также его умение извлекать из текста имплицитную информацию. Во-вторых, студент должен уметь соблюдать жесткие временные рамки, следование которым подразумевает умение распределять время, выбирать и использовать стратегию чтения, соответствующую сложности задания и его объему. В-третьих, студент должен иметь максимально полную информацию о порядке заполнения и о требованиях к заполнению экзаменационных листов2.
Как упоминалось выше, каждое из шести заданий имеет свой фокус и проверяет определенные навыки и умения3. Первое задание ориентировано на проверку знания лексического материала ( лексических значений слов, сочетаемостей, устойчивых словосочетаний, вводных конструкций и выражений и т.д.) и представ- j ^
ляет собой текст с 12 пропусками. Студент выбирает правильный вариант из четы-
1
□ ■ П
рех предложенных вариантов для заполнения пропусков4. НЕ
Второе задание также представляет собой текст с 12 пропусками, но, в отличие > д
от первого задания, студент самостоятельно подбирает правильный ответ. Задание ^ ш
проверяет умение правильно использовать союзы, предлоги, местоимения, числи- ^ Ц
тельные, вспомогательные глаголы и т.д. Сложность при выполнении этого задания ^ ™
может быть связана с тем, что для заполнения ряда пропусков может быть доста- ШО
точно ближайшего контекста, в то время как для заполнения других пропусков может д >
потребоваться понимание всего предложения, абзаца или даже текста в целом5. О >
ш т
g я
ILEC Handbook for teachers. University of Cambridge: ESOL Examinations, 2006. P. 2.
www.cambridgesol.org/exams/ilec.htm Ä
ILEC Handbook for teachers. University of Cambridge: ESOL Examinations, 2006. P. 8. £
m
Brieger N., Kosta J. Success with ILEC: International Legal English Certificate. National
Geographic Learning, as part of Cengage Learning, 2012. P. 9. A
Brieger N., Kosta J. Success with ILEC: International Legal English Certificate. National Geographic Learning, as part of Cengage Learning, 2012. P. 12. ВУЗЕ
11/2015
>
2
3
4
5
5р МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ
58 ЯЗЫКОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ /¿Ь) университета
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Третья часть представляет собой 2 текста с 6 пропусками, которые необходимо заполнить производными от слов, предложенных в задании. В этой части проверяется знание правил словообразования, умение определить, какую часть речи и в какой грамматической форме необходимо использовать6.
Задания 4—6 проверяют навыки и умения, необходимые для извлечения информации из специализированного текста.
Четвертое задание представляет собой или единый текст, разделенный на четыре части, или четыре разных текста, которым предшествуют вопросы, и их необходимо соотнести с текстом. Студент должен продемонстрировать свои навыки и умения в просмотровом чтении (reading for gist or skimming) и поисковом чтении (reading for specific information or scanning) с опорой на ключевые слова7.
Пятое задание проверяет понимание структуры текста и того, как части текста связаны между собой. Тест представляет собой текст, из которого извлечены 7 предложений, которые даются после текста. Студент должен продемонстрировать умение работать с ближним контекстом, понимать общее и детальное содержание текста (reading for gist и reading for detailed information). Основная проблема при подготовке к выполнению этого задания заключается в том, что студент должен овладеть максимальным числом лингвистических средств, выражающих логические (смысловые) связи в тексте8.
Шестое задание ориентировано на проверку понимания детальной информации и умения извлекать имплицитную информацию и представляет собой довольно большой по объему текст (от 700 до 800 слов), за которым следуют 6 вопросов с множественным выбором. Основная проблема при подготовке к выполнению 6-го задания может заключаться в том, что при выборе правильного ответа студенты, как правило, ориентируются на «ключевые» слова, совпадающие и в тексте, и в вопросе после текста, не понимая смысла текста9.
Для успешной работы при подготовке к части Reading необходимо обеспечить доступ студентов к аутентичным юридическим текстам разных жанров и стилей. Необходимо развитие таких навыков, как прогнозирование и умение понимать значение незнакомых слов, опираясь на контекст. Одна из основных задач преподавателя при подготовке студентов для сдачи ILEC — научить студентов использовать различные стратегии чтения в соответствии с задачей каждого задания. Студенты должны понимать, что очень большое значение имеет фактор времени и уметь определить, с какого задания начинать работу на экзамене. Необходимо проводить мониторинг заданий, представляющих наибольшую трудность для студентов, и предлагать такие стратегии работы с текстом, которые максимально соответствуют уровню сложности задания10.
BriegerN, Kosta J. Success with ILEC: International Legal English Certificate. National Geographic Learning, as part of Cengage Learning, 2012. P. 14.
ILEC Handbook for teachers. University of Cambridge: ESOL Examinations, 2006. P. 9. ILEC Handbook for teachers. University of Cambridge: ESOL Examinations, 2006. P. 10. ILEC Handbook for teachers. University of Cambridge: ESOL Examinations, 2006. P. 10. ILEC Handbook for teachers. University of Cambridge: ESOL Examinations, 2006. P. 9.