Научная статья на тему 'Обучение навыкам чтения и понимания специализированных текстов при подготовке к экзамену Cambridge English: Legal (ilec)'

Обучение навыкам чтения и понимания специализированных текстов при подготовке к экзамену Cambridge English: Legal (ilec) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТЕНТИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ / РЕЦЕПТИВНЫЕ НАВЫКИ / ФОРМАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ЧАСТИ РЕЧИ / ЧТЕНИЕ С ЦЕЛЬЮ ПОНИМАНИЯ ОБЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ (ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ) / ЧТЕНИЕ С ПОЛНЫМ ПОНИМАНИЕМ / ЧТЕНИЕ С ЦЕЛЬЮ ИЗВЛЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ (ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ) / СВЯЗНОСТЬ (КОГЕЗИЯ) / НАВЫКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / AUTHENTIC SOURCES / RECEPTIVE SKILLS / LITERACY / WORD FORMATION / PARTS OF SPEECH / READING FOR GIST (SKIMMING) / READING FOR DETAIL / READING FOR SPECIFIC INFORMATION (SCANNING) / COHESION / PREDICTION TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головина Наталья Михайловна

Часть Reading Экзамена Cambridge English: Legal (ILEC) проверяет сформированность у студента рецептивных навыков чтения и понимания юридических текстов из аутентичных источников. Формат экзамена позволяет проверить не только насколько хорошо студент освоил лексико-семантическую и грамматическую системы английского языка, нормы словообразования, внутренней организации юридического текста и связей между частями текста, но и насколько хорошо студент понимает общее и детальное содержание специализированных текстов, а также его умение извлекать из текста имплицитную информацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING READING SKILLS BASED ON LAW-RELATED TEXTS AS PART OF PREPARATION FOR CAMBRIDGE ENGLISH: LEGAL (ILEC)

The Test of Reading (ILEC) assesses receptive reading skills based on law-related texts. It demonstrates a student's knowledge of the language system, word formation, text structure and cohesion devices, and a varietyofreading skills, including reading for gist (skimming), reading for specific information (scanning), deduction of meaning from context and selecting relevant information.

Текст научной работы на тему «Обучение навыкам чтения и понимания специализированных текстов при подготовке к экзамену Cambridge English: Legal (ilec)»

56 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ

56 ЯЗЫКОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ /¿Ь) университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Наталья Михайловна ГОЛОВИНА,

старший преподаватель кафедры английского языка № 1 Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЧТЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ CAMBRIDGE ENGLISH: LEGAL (ILEC)

Часть Reading Экзамена Cambridge English: Legal (ILEC) проверяет сформированность у студента рецептивных навыков чтения и понимания юридических текстов из аутентичных источников. Формат экзамена позволяет проверить не только насколько хорошо студент освоил лексико-семантическую и грамматическую системы английского языка, нормы словообразования, внутренней организации юридического текста и связей между частями текста, но и насколько хорошо студент понимает общее и детальное содержание специализированных текстов, а также его умение извлекать из текста имплицитную информацию.

Ключевые слова: Аутентичные источники, рецептивные навыки, фор-мальная грамотность, словообразование, части речи, чтение с целью понимания общего содержания (просмотровое чтение), чтение с полным пониманием, чтение с целью извлечения специальной информации (поисковое чтение), связность (когезия), навыки прогнозирования.

GOLOVINA N.M.,

Senior lecturer, Kutafin Moscow State Law University, English Department № 1

TEACHING READING SKILLS BASED

ON LAW-RELATED TEXTS AS PART OF PREPARATION

FOR CAMBRIDGE ENGLISH: LEGAL (ILEC)

The Test of Reading (ILEC) assesses receptive reading skills based on law-related texts. It demonstrates a student's knowledge of the language system, word formation, text structure and cohesion devices, and a varietyofreading skills, including reading for gist (skimming), reading for specific information (scanning), deduction of meaning from context and selecting relevant information. Keywords: Authentic sources, receptive skills, literacy, word formation, parts of speech, reading for gist (skimming), reading for detail, reading for specific information (scanning), cohesion, prediction techniques.

УС

У

в

Гспешная сдача экзамена Cambridge English: Legal подтверждает знания и умения учащихся на уровне B2 (пороговый продвинутый уровень) и C1 (уро-© Н. М. Головина, 2015 tj вень профессионального владения) в системе CEFR (Общеевропейские

Головина Н М

УНИВЕРСИТЕТА Подготовка студентов к компоненту Q/

L_У имени o.e. кугафина(мгюд) Speaking [говорение] экзамена ILEC: Tabula Rasa

компетенции владения иностранным языком), что в части Reading подразумевает понимание общего содержания сложных аутентичных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальных текстов, а также понимание объемных сложных текстов и умение распознавать скрытые значения. В целом часть Reading экзамена Cambridge English: Legal проверяет сформированность навыков и умений в чтении и понимании аутентичных юридических текстов на английском языке1.

Часть Reading экзамена длится 1 час 15 минут и состоит из 6 заданий (54 вопроса): (1) multiple-choice cloze; (2) open cloze; (3) word formation; (4) multiple matching; (5) gapped text; (6) four-option multiple choice. Каждое задание ориентировано на проверку рецептивных навыков и умений, т.е. навыков и умений восприятия письменной речи. В части Reading экзамен ILEC ориентируется на проверку формальной грамотности (literacy) (задания 1—3) и понимания текста (задания 4—6). Следовательно, сам формат экзамена позволяет преподавателю определиться с основными проблемами, которые могут представлять трудность для студента. Во-первых, экзамен в части Reading проверяет, насколько хорошо студент освоил лексико-семантическую и грамматическую систему английского языка, нормы словообразования, внутренней организации юридического текста и связей между частями текста, а также насколько хорошо студент понимает общее и детальное содержание специализированных текстов, а также его умение извлекать из текста имплицитную информацию. Во-вторых, студент должен уметь соблюдать жесткие временные рамки, следование которым подразумевает умение распределять время, выбирать и использовать стратегию чтения, соответствующую сложности задания и его объему. В-третьих, студент должен иметь максимально полную информацию о порядке заполнения и о требованиях к заполнению экзаменационных листов2.

Как упоминалось выше, каждое из шести заданий имеет свой фокус и проверяет определенные навыки и умения3. Первое задание ориентировано на проверку знания лексического материала ( лексических значений слов, сочетаемостей, устойчивых словосочетаний, вводных конструкций и выражений и т.д.) и представ- j ^

ляет собой текст с 12 пропусками. Студент выбирает правильный вариант из четы-

1

□ ■ П

рех предложенных вариантов для заполнения пропусков4. НЕ

Второе задание также представляет собой текст с 12 пропусками, но, в отличие > д

от первого задания, студент самостоятельно подбирает правильный ответ. Задание ^ ш

проверяет умение правильно использовать союзы, предлоги, местоимения, числи- ^ Ц

тельные, вспомогательные глаголы и т.д. Сложность при выполнении этого задания ^ ™

может быть связана с тем, что для заполнения ряда пропусков может быть доста- ШО

точно ближайшего контекста, в то время как для заполнения других пропусков может д >

потребоваться понимание всего предложения, абзаца или даже текста в целом5. О >

ш т

g я

ILEC Handbook for teachers. University of Cambridge: ESOL Examinations, 2006. P. 2.

www.cambridgesol.org/exams/ilec.htm Ä

ILEC Handbook for teachers. University of Cambridge: ESOL Examinations, 2006. P. 8. £

m

Brieger N., Kosta J. Success with ILEC: International Legal English Certificate. National

Geographic Learning, as part of Cengage Learning, 2012. P. 9. A

Brieger N., Kosta J. Success with ILEC: International Legal English Certificate. National Geographic Learning, as part of Cengage Learning, 2012. P. 12. ВУЗЕ

11/2015

>

2

3

4

5

5р МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ

58 ЯЗЫКОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ /¿Ь) университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Третья часть представляет собой 2 текста с 6 пропусками, которые необходимо заполнить производными от слов, предложенных в задании. В этой части проверяется знание правил словообразования, умение определить, какую часть речи и в какой грамматической форме необходимо использовать6.

Задания 4—6 проверяют навыки и умения, необходимые для извлечения информации из специализированного текста.

Четвертое задание представляет собой или единый текст, разделенный на четыре части, или четыре разных текста, которым предшествуют вопросы, и их необходимо соотнести с текстом. Студент должен продемонстрировать свои навыки и умения в просмотровом чтении (reading for gist or skimming) и поисковом чтении (reading for specific information or scanning) с опорой на ключевые слова7.

Пятое задание проверяет понимание структуры текста и того, как части текста связаны между собой. Тест представляет собой текст, из которого извлечены 7 предложений, которые даются после текста. Студент должен продемонстрировать умение работать с ближним контекстом, понимать общее и детальное содержание текста (reading for gist и reading for detailed information). Основная проблема при подготовке к выполнению этого задания заключается в том, что студент должен овладеть максимальным числом лингвистических средств, выражающих логические (смысловые) связи в тексте8.

Шестое задание ориентировано на проверку понимания детальной информации и умения извлекать имплицитную информацию и представляет собой довольно большой по объему текст (от 700 до 800 слов), за которым следуют 6 вопросов с множественным выбором. Основная проблема при подготовке к выполнению 6-го задания может заключаться в том, что при выборе правильного ответа студенты, как правило, ориентируются на «ключевые» слова, совпадающие и в тексте, и в вопросе после текста, не понимая смысла текста9.

Для успешной работы при подготовке к части Reading необходимо обеспечить доступ студентов к аутентичным юридическим текстам разных жанров и стилей. Необходимо развитие таких навыков, как прогнозирование и умение понимать значение незнакомых слов, опираясь на контекст. Одна из основных задач преподавателя при подготовке студентов для сдачи ILEC — научить студентов использовать различные стратегии чтения в соответствии с задачей каждого задания. Студенты должны понимать, что очень большое значение имеет фактор времени и уметь определить, с какого задания начинать работу на экзамене. Необходимо проводить мониторинг заданий, представляющих наибольшую трудность для студентов, и предлагать такие стратегии работы с текстом, которые максимально соответствуют уровню сложности задания10.

BriegerN, Kosta J. Success with ILEC: International Legal English Certificate. National Geographic Learning, as part of Cengage Learning, 2012. P. 14.

ILEC Handbook for teachers. University of Cambridge: ESOL Examinations, 2006. P. 9. ILEC Handbook for teachers. University of Cambridge: ESOL Examinations, 2006. P. 10. ILEC Handbook for teachers. University of Cambridge: ESOL Examinations, 2006. P. 10. ILEC Handbook for teachers. University of Cambridge: ESOL Examinations, 2006. P. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.