Научная статья на тему 'Развитие умений чтения медиатекстов при изучении английского языка в вузе'

Развитие умений чтения медиатекстов при изучении английского языка в вузе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
240
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковые умения / чтение / медиатекст / чтение для общего понимания / чтение для поиска деталей / language skills / reading / mediatext / reding for gist / reading for detail

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казаков Денис Леонардович

Аннотация: одним из важнейших языковых умений является умение читать и воспринимать прочитанное. До недавнего времени преподаватели концентрировались на репетативности выполнения упражнений на занятиях для достижения наилучшего результата, но педагогика не стоит на месте, и новые технологии и методики могут ускорить процесс освоения навыка. Одним из таких методов является использование медиатекста на занятиях по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Annotation: reading and understandingof what is read are the most important language skills. Until recent times, teachers have concentrated mostly on the task fulfilling repetition to accomplish the best results, but pedagogy doesn’t rest on laurels and new methods and techniques may improve skill’s learning process. One of that methods during English classes is the mediatext using.

Текст научной работы на тему «Развитие умений чтения медиатекстов при изучении английского языка в вузе»

Казаков Денис Леонардович

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого Факультет иностранных языков (магистратура, 2 год обучения)

Научный руководитель: Андреев В. Н., канд. филологич. наук, доцент

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ МЕДИАТЕКСТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Аннотация: одним из важнейших языковых умений является умение читать и воспринимать прочитанное. До недавнего времени преподаватели концентрировались на репетативности выполнения упражнений на занятиях для достижения наилучшего результата, но педагогика не стоит на месте, и новые технологии и методики могут ускорить процесс освоения навыка. Одним из таких методов является использование медиатекста на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: языковые умения, чтение, медиатекст, чтение для общего понимания, чтение для поиска деталей.

Annotation: reading and understandingof what is read are the most important language skills. Until recent times, teachers have concentrated mostly on the task fulfilling repetition to accomplish the best results, but pedagogy doesn't rest on laurels and new methods and techniques may improve skill's learning process. One of that methods during English classes is the mediatext using.

Key words: language skills, reading, mediatext, reding for gist, reading for detail.

не работали переводчики, иметь доступ к аутентичным текстам важно, так как это позволяет более полно и глубоко ознакомиться с материалом. Кроме того, подобный подход дает возможность знакомиться с самыми «свежими» текстами, не дожидаясь их перевода и публикации на русском языке. Это касается как научных статей, так и новостных сводок, художественной литературы, развлекательных передач и фильмов.

Один из способов заинтересовать учащихся в изучении иностранного языка - сделать преподаваемую информацию актуальной и интересной тематически. Медиатексты - это один из типов текстов, который может

период глобализации современного мира знание иностранных языков выходит на первый план. Как бы хорошо ни были сейчас развиты технологии машинного перевода и как бы великолепно

предоставить злободневную и интересную информацию на изучаемом языке.

Понятие медиатекст можно охарактеризовать различными способами. Изначально оно было заимствовано из англоязычной научной литературы 90-х годов. Более широко термин медиатекст был раскрыт такими учеными, как Теун Ван Дейк, Алан Бэлл и Роберт Фаулер [3, с.1]. Было предложено следующее определение понятия: текст массовой информации - это конечный результат медиапроизводства, сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа, таком как: газетная или журнальная статья, телепередача, видеоклип, рекламное сообщение, фильм и т.д. Все, что адресовано массовой аудитории - содержательно и технологически - можно назвать медиатекстом [3, с.1]. В данной статье мы сосредоточим свое внимание на работе с журнальной статьей - одним из видов меди-атекстов.

Работа с медиатекстами при изучении английского языка может развивать все основные языковые умения учащихся, прежде всего, - умение чтения.

Чтение - это базовое умение, без которого сегодня невозможно овладеть языком на достаточном уровне. Это умение необходимо формировать, постоянно развивать и поддерживать, поскольку это позволяет легче овладеть остальными языковыми навыками. С методикой преподавания иностранного языка через развитие умений чтения связаны такие имена в методической науке, как: С. Г. Гиндин, И. А. Зимняя, З. И. Клычникова, Н. С. Креленштейн, А. А. Леонтьев, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, Т. С. Серова и др. [4, с. 3].

Чтение является рецептивным видом деятельности, заключающимся в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста -продукта репродуктивной деятельности некоего автора [4, с. 4]. В процессе чтения активизируются все ответственные за восприятие языка и речи анализаторы: зрительный как главный, речемоторный и слуховой как вспомогательные.

Поддержание умения чтения не менее важно, чем его развитие, особенно для студентов факультета иностранных языков. Без практики любое

умение способно атрофироваться, и чтение не является исключением. При изучении языка необходимо хотя бы полчаса в день проводить за книгой или газетой.

Работу по развитию умения чтения принято разделять на несколько этапов. И первый из них - дотекстовый. Его назначение - подготовить обучающихся к восприятию нового материала, а также заинтересовать темой. Как правило, на этом этапе используется метод предварительной беседы по материалам занятия.

В качестве примера возьмем тему «Чтение и книги в нашей жизни» и обратимся к статье Ричарда Лиа (Richard Lea) «The big question: are books getting longer?», опубликованной в газете «The Guardian» 10.12.2015 г.

Во время дотекстового этапа можно задать такие вопросы, как: What do you think is the main problem in publishing today?; What books do you prefer: short tales or long romances? Why? Do you read mostly books or prefer magazines?

Затем перед работой с текстом следует познакомить учащихся с новыми лексическими единицами, которые им встретятся. Так студенты смогут сразу увидеть их в статье и понять слова в естественном контексте, что увеличивает шансы запомнить значение и правильно использовать лексику в дальнейшем. Предварительная работа поможет студентам понять текст. В нашем примере такими словами или словосочетаниями могут быть: crime -stories about crime, activities that involve breaking the law; romance - a story about a love affair; cultural shift - modification of a society through innovation, invention, discovery, or contact with other societies.

Следующий этап - собственно чтение текста. Можно выделить два типа чтения: skimming (reading for gist) - позволяет понять текст в целом, без детального осмысления; scanning (reading for detail) - в процессе поиска определенной информации позволяет углубить понимание текста.

Первый раз студенты читают текст ради общего понимания. Во время первого прочтения необходимо ограничить учащихся во времени, чтобы не дать им возможность прочитать текст повторно. Чтобы, пока происходит

объяснение задания, студенты не начали читать, следует раздавать распечатки со статьей перед самым началом чтения.

Можно усложнить задание и убрать несколько слов из материала, с целью самостоятельного заполнения учащимися пробелов. Однако это должны быть такие слова, которые студенты смогут без особых затруднений вставить в текст и которые не повлияют на контекст понимания:

For Finlayson, much of this shift can 1)_ explained by the industry's

shift to wards digital. "When you pick 2)_a large book in a shop," he says,

"you can sometimes be intimidated, whereas on Amazon the size of a book is just

a footnote that you don't really pay all that 3)_ attention to." The rise of

digital reading is also a factor, he adds. "I always hold 4)_buying really big

books until I'm going 5)_holiday, because I don't want to lug them around in

my bag. But if you 6)_a big book on a Kindle, that's not a consideration."

1) be

2) up

3) much

4) off

5) on

6) have

После первого прочтения рекомендуется спросить обучающихся, изменилось ли их мнение по вопросам, заданным перед прочтением статьи и если да, то почему? Как повлиял на их мнение прочитанный текст? Далее следует обсудить текст со студентами или разделить их на группы для дискуссии и формулирования коллективного мнения.

Второе прочтение должно уже быть чтением с поиском детальной информации. Для этого необходимо подготовить вопросы разного характера в письменной форме. Это могут быть и вопросы на понимание, true / false, и вопросы с множественным выбором. Также можно подготовить названия к каждой части текста и попросить студентов сопоставить фрагмент текста и заголовок. Например:

All across culture, people are trying to

work out whether content is going to become Consumer's question

mobile, what devices people are going to be

using to consume it4," says Porter, "so I'm

quite encouraged by the big, fat book sitting there saying:'read me'."

The rise of the television box set, where viewers will commit to spending dozens of hours following a single narrative, has encouraged publishers to support writers exploring a bigger canvas, Porter continues.

"It's shown that people have the appetite, Bigger - better

patience and stamina to stick with a plot and characters as they develop over a large span."

Вопросы на понимание в нашем примере могут выглядеть следующим образом:

1) What the rise of the television box set had shown?

2) Can the Big-screen adaptation be better than the story written in paper?

3) Why do you think only 60% of downloaded books were ever begun?

Для групп или студентов с высоким уровнем подготовки можно обходиться и одним прочтением, поскольку они воспринимают текст легче и более детально, чем студенты с более низким уровнем владения иностранным языком.

После чтения необходимо дать студентам возможность использовать на практике навык устной речи: высказать свое мнение по вопросу, дискутировать друг с другом, представить возможное развитие событий. В нашем примере таким дискуссионным вопросом может быть: What would happen if a digital book replaced a book?

Чтение - одно из базовых и важнейших умений, с помощью которого можно овладеть языком. Читающий человек превосходит в интеллектуальном плане человека, избегающего заниматься такого рода активностью,

благодаря чему эта деятельность крепко вплетена в образовательный процесс. Не стоит забывать, что задача педагога не только преподать предмет, но и заинтересовать человека в его изучении. Именно поэтому отбор статей для заданий должен быть тщательным. Материалы должны быть актуальными и интересными, соответствующими уровню студентов - языковому и общекультурному.

Литература:

1. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи. М.: УРСС Эдиториал, 2005. 288 с.

2. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. М.: Дрофа, 2008. 432 с.

3. Мельник Г. С. Перспективы медиа в пространстве интернета // Журналистский ежегодник. №2. Ч.1. С. 10-12.

4. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. 224 с.

Источники:

1. How to Teach ESL. Reading Lesson Plans // English as a pieceofcake [site]. URL: http://www.englishisapieceofcake.com/how-to-teach-е^].Мш1(дата обращения: 22.04.2016).

2. Lea Richard The big question: are books getting longer? // The Guardian: Online newspaper. URL: http://www.theguardian.com/books/2015/dec/10/are-books-getting-longer-survey-marlon-james-hanya-yanagihara (дата обращения: 22.04.2016)

3. The Oxford Learners dictionary [site] London, 2016. URL: http://www.oxfordlearnersdictionaries.com (дата обращения: 22.04.2016).

4. The Merriam-Webster dictionary // Merriam-Webster / An Encyclopedia Britannica Company. URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary/cultural%20change (дата обращения: 22.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.