Научная статья на тему 'Обучение младших школьников восприятию научно-учебного текста на уроках русского языка'

Обучение младших школьников восприятию научно-учебного текста на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2468
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ / ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА / НАУЧНЫЙ СТИЛЬ / НАУЧНО-УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ / ABILITY TO WORK WITH A TEXT / TEXT PERCEPTION / SCIENTIFIC STYLE / A SCIENTIFIC TEXT FOR STUDIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Храмкова Елена Юрьевна

Международные исследования качества чтения и понимания текста показали, что российские школьники младших классов продемонстрировали средний уровень сформированности умений работать с текстом. Умение работать с текстом включает восприятие и воспроизведение текста, а также создание собственных высказываний. В настоящее время в начальной школе внимание уделяется работе по восприятию художественного текста, а специальной работы по восприятию научно-учебного текста не проводится, хотя младший школьник очень часто сталкивается с данными текстами на уроках русского языка, чтения, окружающего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Храмкова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching junior schoolchildren perception of a scientific text for studies at lessons of the Russian language

International research in the quality of reading and text comprehension has shown that Russian primary schoolchildren have medium level of reading skills. The ability to work with a text comprises text perception and reproduction, and creating one's own monologues. Currently in Primary School work of art text perception is paid attention to, but work with a scientific text for studies is not done although a primary schooler often encounters such texts at lessons of Russian, Reading and Environment.

Текст научной работы на тему «Обучение младших школьников восприятию научно-учебного текста на уроках русского языка»

УДК 372.881.161.1

Е. Ю. Храмкова

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВОСПРИЯТИЮ НАУЧНО-УЧЕБНОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: умение работать с текстом; восприятие текста; научный стиль; научно-учебный текст.

АННОТАЦИЯ. Международные исследования качества чтения и понимания текста показали, что российские школьники младших классов продемонстрировали средний уровень сформированное™ умений работать с текстом. Умение работать с текстом включает восприятие и воспроизведение текста, а также создание собственных высказываний.

В настоящее время в начальной школе внимание уделяется работе по восприятию художественного текста, а специальной работы по восприятию научно-учебного текста не проводится, хотя младший школьник очень часто сталкивается с данными текстами на уроках русского языка, чтения, окружающего мира.

E. Y. Khramkova

TEACHING JUNIOR SCHOOLCHILDREN PERCEPTION OF A SCIENTIFIC TEXT FOR STUDIES AT LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE

KEY WORDS: ability to work with a text; text perception; scientific style; a scientific text for studies.

ABSTRACT. International research in the quality of reading and text comprehension has shown that Russian primary schoolchildren have medium level of reading skills. The ability to work with a text comprises text perception and reproduction, and creating one’s own monologues. Currently in Primary School work of art text perception is paid attention to, but work with a scientific text for studies is not done although a primary schooler often encounters such texts at lessons of Russian, Reading and Environment.

Умение работать с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной деятельности, — одна из самых актуальных дидактических задач. Однако, как показывают данные международного проекта «Исследование каче-

ства чтения и понимания текста» (PIRLS), российские школьники младших классов продемонстрировали 2 и 3 (средний) уровни сформированности умений работать с текстом. 11 стран (США, Германия, Канада и др.) получили результаты выше российских, 8 стран

(Шотландия, Сингапур, Греция и др.) — сравнимые с российскими. По тем же данным Россия относится к странам, в которых наблюдаются более высокие результаты по чтению научно-учебных текстов [2, с. 130—131]. Ученые проанализировали результаты и пришли к выводу, что дети плохо умеют:

— определять тему и основную мысль текста;

— выделять главное;

— определять сильные позиции текста, помогающие понять его смысл (заголовок, ключевые слова);

— ориентироваться в построении текста и выделять его смысловые части и т. д. [4, с. 3].

Умения работать с текстом включают речевые умения, обеспечивающие восприятие и воспроизведение текста, а также создание собственных высказываний, должны быть сформированы на уроках русского языка в начальных классах. Мы остановимся на обучении восприятию научно-учебного текста младшими школьниками.

С. Л. Рубинштейн под восприятием понимает чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Жизненная практика заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую теоретическую деятельность, которая включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого.

Развитие восприятия у младшего школьника не может происходить само по себе, велика роль учителя, который может организовать деятельность детей по восприятию текста, учит детей выделять существенные признаки и свойства, указывает, на что следует специально обратить внимание, учит планомерному и систематическому анализу при вос-

В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ 95

приятии. Таким образом, на уроках русского языка детей необходимо учить овладевать техникой восприятия научно— учебных текстов: смотреть, слушать, выделять главное, существенное, видеть в предмете много деталей; восприятие должно стать расчлененным и целенаправленным, управляемым, сознательным процессом.

Восприятие научно-учебного текста представляет собой достаточно сложный процесс. Целью обучения восприятию текста является глубокое понимание текста, постижение закономерностей его построения, знакомство со стилистическими ресурсами языка, формирование читательского и речевого опыта, необходимых для самостоятельного применения полученных знаний при создании собственного текста.

У учащихся при восприятии текста формируются умения информационно — содержательного характера, обеспечивающие содержательную сторону текста. К этой группе относятся умения получить информацию для высказывания, определить и раскрыть тему и основную мысль текста, умения отобрать материал в соответствии с темой и основной мыслью и раскрыть микротемы текста.

В начальной школе на уроках русского языка в основном ведется работа над анализом художественного текста, а специальной работы по восприятию научноучебного текста не проводится, хотя младший школьник очень часто сталкивается с данными текстами на уроках русского языка, чтения, окружающего мира.

Научно-учебные тексты являются достаточно сложными по восприятию, это связано с тем, что научный стиль имеют свои специфические особенности.

М. Н. Кожина определяет научный стиль как «научную сферу общения и речевой деятельности, связанную с реализацией науки как формы обществен-

ного сознания; отражение теоретического мышления, выступающее в понятийно-логической форме» [3, с. 242]. Научному стилю речи присущи признаки, отличающие его от других стилей: 1) используется в научных трудах, учебниках, в выступлениях на научные темы; 2) задачи речи — сообщить сведения, имеющие теоретическое значение, объяснить причины явлений; 3) высказывание обычно бывает обобщенным, точным, доказательным, неэмоциональным (в нем не передается отношение автора);

4) к характерным языковым средствам относятся: книжные слова с обобщенным или отвлеченным значением, научные термины, глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного действия [1, с. 93].

Рассмотрим особенности обучения работе с текстами на примере программы по русскому языку для четырехлетней школы «Классическая начальная школа» (Т. Г. Рамзаева).

Во 2 классе в теме «Предложение и текст» предлагается вопрос: Что такое текст? и далее задание: Прочитай.

Кто такие пингвины? Пингвины — это птицы. Но птицы особенные. Они не умеют летать. Пингвины хорошо плавают. Пищу добывают в воде, а большую часть суток проводят на суше.

Письменно ответь на вопросы:

Кто такие пингвины?

В чем особенность этих птиц?

Где они добывают себе пищу?

Ответы на вопросы полно отражают содержание текста, дети учатся письменно пересказывать. Упражнение рассчитано на понимание текста, предполагается, что дети должны сделать вывод о том, что такое текст. Дети усваивают основную категорию текста — связность. Задав вопрос: Кто такие пингвины? необходимо сделать паузу и попросить детей ответить на этот вопрос. Так дети по-

пытаются объяснить значение нового слова, что послужит снятию трудности дальнейшего чтения. Такие упражнения ориентированы на определенные стадии усвоения: восприятие, имитацию, наблюдение и т. д.

В 3 классе количество текстов научноучебных текстов увеличивается, а также меняется содержание заданий. В теме для повторения «Текст. Предложение. Слово.» предлагаются тексты: «Родственные языки», «Речь». Задания после текста: Расскажи, о чем сообщается в тексте. Дети учатся репродуктивному воспроизведению текста в устной форме, формируется навык выделения главной информации. О чем ты узнал, прочитав текст? Учащиеся учатся определять основную мысль текста. Спиши заголовок и вторую часть текста. Формируется умение соотносить заголовок и информацию, которая дана в сообщении.

Предлагается упражнение, где дан набор предложений и связный текст. Задание после текста: Какие предложения составляют текст? Докажи. Озаглавь текст. Упражнение направлено на закрепление умений определять признак текста — связность; умение озаглавливать текст.

Количество научно-учебных текстов в 4 классе увеличивается. В теме для повторения «Слово. Предложение. Текст.» предложены следующие задания к тексту: О чем говорится в тексте? Прочитай. Озаглавь текст. Дети закрепляют умения выделять главную мысль текста, озаглавливать текст с опорой на тему и его основную мысль. В теме «Текст» научно-учебные тексты не представлены, а обучение ведется на художественных текстах. В теме «Глагол» детям дается задание: Подготовься рассказать о глаголе по плану. Дети учатся созданию собственных высказываний учебно-научного стиля. Работа над определением стилей речи ведется практическим пу-

тем. Так, предложен текст о Байкале и здание: Какой это текст: художественный или деловой? Докажи. В учебниках определение стилей речи специально не вводится.

Программа по русскому языку Т. Г. Рамзаевой предполагает работу с научно-учебными текстами, но не в полной мере учитывается специфика данных текстов и не вводится их понятие.

Задания, предложенные детям, формируют умения по восприятию научноучебного текста, но не представлены задания по объяснению незнакомых слов до прочтения текста, не выделяются ключевые слова. Основные умения (выявлять основную мысль текста, выделять главную информацию, понимать связь заголовка и содержанием текста) формируются в заданиях после текста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. КАПИНОС, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения : 5—7 кл. / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М. : Линка-Пресс, 1994.

2. КОВАЛЕВА, Г. С. Как дети читают и понимают текст / Г. С. Ковалева // Педагогическая диагностика. — 2006. — №4.

3. КОЖИНА, М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими / М. Н. Кожина. — Пермь, 1972.

4. ЛАДЫЖЕНСКАЯ, Т. А. Текстовые умения. Как им учить? / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская // Начальная школа до и после. — 2005. — №5.

Получено 14.11.08 © Храмкова Е. Ю., 200 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.