Научная статья на тему 'Обучение функционально-смысловым типам текста на уроках русского языка в начальной школе'

Обучение функционально-смысловым типам текста на уроках русского языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
766
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТАКСИС ТЕКСТА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРУКТУРЕ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ / ПОСТРОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ / TEXT SYNTAX / METHODS OF TEACHING THE STRUCTURE OF TEXT IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL / WAYS OF RELATING SENTENCES IN A TEXT / PUPILS CONSTRUCTING LOWER GRADES OF TEXTS OF VARIOUS TYPES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ногаева Светлана Елкановна

Актуальность исследования проблемы обучения функционально-смысловым типам текста на уроках русского языка в начальной школе определяется недостаточной разработанностью в лингводидактике методической системы, направленной на формирование у учащихся начальной школы умения создавать высказывания определенного типа речи. По мнению автора, реализация принципа коммуникативной направленности позволяет привлечь внимание учителя к текстообразованию, к компонентам синтаксиса текста как к самостоятельному объекту изучения, которая направлена на развитие речи младших школьников. Закрепляя в сознании младших школьников общие свойства целого текста и отличительные черты, учитель формирует умение строить тексты разных типов. Главное, следует усвоить младшим школьникам, что выбор характера описания зависит, прежде всего, от его цели и основной мысли. Чтобы уяснить эту особенность, можно обсудить вместе с детьми несколько составленных ими художественных описаний. Восприятие текста при обучении любому языку, в том числе и русскому, начинается со знакомства с текстовыми единицами, с осмысления значений лексических и грамматических конструктов. На необходимость обучения младших школьников самостоятельному составлению текстов, как метапредметные и предметные результаты изучения русского языка в школе, указывается и в новых государственных образовательных стандартов начального образования. Одним из основных видов деятельности, направленной на оптимизацию процесса овладения функционально-смысловыми типами текста на уроках русского языка младшими школьниками, являются эффективные упражнения, разработанные и построенные на научных принципах и проводимые в определенной системе. При разработке дидактического материала следует учитывать принцип согласованности различных сторон языка, чтобы содержательно любые задания были связаны с изучаемой темой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ногаева Светлана Елкановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF FUNCTIONAL AND SEMANTIC TYPES OF TEXT IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL

The relevance of the study of the problem of teaching functional-semantic types of text in Russian language lessons in elementary school is determined by the insufficient elaboration in linguodidactics of a methodical system aimed at developing in elementary school students the ability to create statements of a certain type of speech. According to the author, the implementation of the principle of communicative orientation allows to draw the attention of the teacher to text formation, to the components of the syntax of the text as an independent object of study, which is aimed at developing the speech of younger schoolchildren. By fixing in the minds of younger schoolchildren the general properties of the whole text and distinctive features, the teacher forms the ability to construct texts of various types. The main thing is to be learned by younger schoolchildren that the choice of the nature of the description depends, first of all, on its purpose and basic thought. To understand this feature, you can discuss with the children a few artistic descriptions made by them. The perception of the text when teaching any language, including Russian, begins with an acquaintance with the textual units, with an understanding of the meanings of lexical and grammatical constructs. The need for younger schoolchildren to independently compose texts, as metasubject and subject-related results of the Russian language at school, is also indicated in the new state educational standards of primary education. One of the main activities aimed at optimizing the process of mastering functional-semantic types of text in Russian language lessons by younger students is effective exercises developed and built on scientific principles and conducted in a particular system. When developing didactic material, one should take into account the principle of consistency between different aspects of the language so that meaningfully any tasks are related to the topic being studied.

Текст научной работы на тему «Обучение функционально-смысловым типам текста на уроках русского языка в начальной школе»

Nogayeva Svetlana Elkanovna TRAINING OF FUNCTIONAL ..

pedagogical sciences

УДК 372:81-13

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0067

ОБУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫМ ТИПАМ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© 2019

Ногаева Светлана Елкановна, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры начального образования Северо-Осетинский государственный педагогический институт (362025, Россия, Владикавказ, улица Павленко, 73, e-mail: [email protected])

Аннотация. Актуальность исследования проблемы обучения функционально-смысловым типам текста на уроках русского языка в начальной школе определяется недостаточной разработанностью в лингводидактике методической системы, направленной на формирование у учащихся начальной школы умения создавать высказывания определенного типа речи. По мнению автора, реализация принципа коммуникативной направленности позволяет привлечь внимание учителя к текстообразованию, к компонентам синтаксиса текста как к самостоятельному объекту изучения, которая направлена на развитие речи младших школьников. Закрепляя в сознании младших школьников общие свойства целого текста и отличительные черты, учитель формирует умение строить тексты разных типов. Главное, следует усвоить младшим школьникам, что выбор характера описания зависит, прежде всего, от его цели и основной мысли. Чтобы уяснить эту особенность, можно обсудить вместе с детьми несколько составленных ими художественных описаний. Восприятие текста при обучении любому языку, в том числе и русскому, начинается со знакомства с текстовыми единицами, с осмысления значений лексических и грамматических конструктов. На необходимость обучения младших школьников самостоятельному составлению текстов, как метапредметные и предметные результаты изучения русского языка в школе, указывается и в новых государственных образовательных стандартов начального образования. Одним из основных видов деятельности, направленной на оптимизацию процесса овладения функционально-смысловыми типами текста на уроках русского языка младшими школьниками, являются эффективные упражнения, разработанные и построенные на научных принципах и проводимые в определенной системе. При разработке дидактического материала следует учитывать принцип согласованности различных сторон языка, чтобы содержательно любые задания были связаны с изучаемой темой.

Ключевые слова: синтаксис текста, методика обучения структуре текста на уроках русского языка в начальной школе, способы связи предложений в тексте, построение учащимися младших классов текстов разных типов.

TRAINING OF FUNCTIONAL AND SEMANTIC TYPES OF TEXT IN RUSSIAN LANGUAGE

LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL

© 2019

Nogayeva Svetlana Elkanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of primary education North Ossetian State Pedagogical Institute (362025, Russia, Vladikavkaz, Pavlenko Street, 73, e-mail: [email protected])

Abstract. The relevance of the study of the problem of teaching functional-semantic types of text in Russian language lessons in elementary school is determined by the insufficient elaboration in linguodidactics of a methodical system aimed at developing in elementary school students the ability to create statements of a certain type of speech. According to the author, the implementation of the principle of communicative orientation allows to draw the attention of the teacher to text formation, to the components of the syntax of the text as an independent object of study, which is aimed at developing the speech of younger schoolchildren. By fixing in the minds of younger schoolchildren the general properties of the whole text and distinctive features, the teacher forms the ability to construct texts of various types. The main thing is to be learned by younger schoolchildren that the choice of the nature of the description depends, first of all, on its purpose and basic thought. To understand this feature, you can discuss with the children a few artistic descriptions made by them. The perception of the text when teaching any language, including Russian, begins with an acquaintance with the textual units, with an understanding of the meanings of lexical and grammatical constructs. The need for younger schoolchildren to independently compose texts, as metasubject and subject-related results of the Russian language at school, is also indicated in the new state educational standards of primary education. One of the main activities aimed at optimizing the process of mastering functional-semantic types of text in Russian language lessons by younger students is effective exercises developed and built on scientific principles and conducted in a particular system. When developing didactic material, one should take into account the principle of consistency between different aspects of the language so that meaningfully any tasks are related to the topic being studied.

Keywords: text syntax, methods of teaching the structure of text in Russian language lessons in elementary school, ways of relating sentences in a text, pupils constructing lower grades of texts of various types.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает коммуникативную направленность. Это обусловлено одной из ведущих задач обучения русскому языку - подготовкой учащихся к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. Программой по русскому языку для начальной школы определен круг речевых умений и навыков учащихся, которые следует сформировать у них в ходе изучения фонетики, грамматики, правописания и развития речи на протяжении всего периода обучения. При обучении младших школьников русскому языку необходимо следить за тем, чтобы были задействованы все стороны речевой деятельности обучающихся. Речевую деятельность мы определяем как процесс передачи или приема информации через активное использование совершенной языковой системы в соответствии с функционально-смысловыми концепта-

ми общения. Речь идет о коммуникативных действиях, направленных на решение различных лингводидактиче-ских задач.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как показывает анализ исследований по данной проблеме (Г.И. Ахмедов, Ю.Н. Караулов, С.В. Клеменчук, Т.И. Ма-гомедова, И.А. Мечик, Н.Б. Муратова, Н.В. Пудовкина, Р.А. Усмонов и др.) [1; 2; 3; 4; 5; 6], вопросы развития связной речи младших школьников, а также совершенствования процесса обучения функционально-смысловым типам текста недостаточно разработаны. В начальной школе, как отмечают некоторые ученые (М.К. Абайдельданова, Н.С. Болотнова, Н.С. Валгина, Л.А. Кучиева и др.) [7; 8; 9; 10], одна из основных задач курса русского языка заключается в освоении коммуни-

256

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Ногаева Светлана Елкановна ОБУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО ...

кативной функции языка. Эта задача адекватна одной из основных целей модернизации системы начального образования - формирование коммуникативной компетентности обучающихся как индивидуальной способности к организации своей речевой деятельности в продуктивном и рецептивном видах, с использованием языковых средства в зависимости от конкретных обстоятельств общения. Ранний школьный возраст - это время активного знакомства с окружающим его миром, поэтому ребенок внимательно и с интересом воспринимает новую информацию. Как утверждает на основе собственного опыта С.И. Полуэктова, с которым мы полностью согласны, не менее важным моментом в этом возрасте является и то, что ребенок не опасается делать ошибки в ходе усвоения языка, у него очень слабо выражен психологический дискомфорт, поэтому чем раньше ребенка начать обучать языку, тем быстрее он начнет говорить на этом языке. Это особенно важно при обучении ребенка иностранному языку. Ребенок не приступает к изучению алфавита и грамматики сразу же, сначала он учится слышать, говорить и запоминать русские слова и фразы [11, с. 56-61].

Формирование целей статьи (постановка задания). Коммуникативную компетенцию языковеды (Б.Т. Дзусова, Л.А. Кучиева, С.Е. Ногаева, З.Б. Теблоева) считают важнейшей характеристикой языковой личности. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных формах. Коммуникативная компетенция связана с рядом других компетенций, без которых ее невозможно сформировать в полной мере [12; 13]. Однако как показывают исследования, у младших школьников чаще выявляется низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Это и актуализирует проблему исследования особенностей обучения функционально-смысловым типам текста на уроках русского языка в начальной школе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Языковой материал, то есть тексты, различные по стилю, типу речи, жанру, применяется в процессе обучения как дидактический материал и обеспечивает непосредственное усвоение языка путем впитывания языковых образов. Языковая система, или научные сведения о языке и речи, напротив, способствует осознанию непроизвольно сложившегося речевого опыта [14]. Сказанное позволяет утверждать, что практическая цель обучения русскому языку заключается в том, чтобы сформировать необходимые речевые навыки, коммуникативные умения и культуру речи. Одним из основных компонентов культуры выступает язык, в связи с чем системное изучение языка, тонкостей его конструктов, невозможно вне культуры народа, который считает этот язык родным. Помимо этого, как отмечает в своем исследовании А.В. Щетинина, осмысление общечеловеческой культуры и многообразия мировых цивилизаций в их физическом, материальном и нравственном проявлениях неосуществимо вне толерантного взаимодействия существующих культур как механизма вырабатывания способности жить без напряжения в многонациональном, многоконфессиональном государстве. Здесь необходимым условием выступает проявление достаточно высокого уровня толерантности, терпимости и уважительного отношения друг к другу, гуманизация межнациональных отношений [15, с. 139-143].

Курс русского языка в начальной школе до недавнего времени не располагал теоретическими обобщениями, на которые методисты и предметники могли ссылаться при развитии речи младших школьников, формировании их коммуникативной компетенции. Однако в условиях перехода на новые образовательные стандарты коммуникативными умения и речеведческие понятия легли в основу одного из главных разделов курса русского языка Речь. Основной категориальный аппарат раздела Речь

состоит из пяти взаимосвязанных групп речеведческих понятий.

1.Речь как использование языка для общения людей.

2.Текст как объект лингвистики.

3.Функционально-смысловые типы речи.

4.Функциональная стилистика.

5.Культура речи, ее предмет и задачи.

В рассматриваемом аспекте данного исследования в разделе Речь нас интересует развитие навыков работы над функционально-смысловыми типами текстов на начальном этапе обучения. В ходе развития коммуникативной компетенции речеведческая теория должна усваивается младшими школьниками не в виде определении понятий и формулировок правил (Р.А. Усмонов), а в деятельностной форме, в виде умений, учебных действий с этими понятиями и правилами. К ним мы относим умения определить стиль текста, тип речи, способ связи предложений в тексте, различные виды анализа текста: анализ типологической структуры текста, анализ его композиции, стилистический анализ текста, анализ способов и средств связи, использованных в тексте и др. [6, с. 41-45].

Однако методология развития речи обучающихся, представленная в образовательных программах и методических рекомендациях, выступает как технология, связывающая всю работу по развитию языка и обеспечивающая речевое развитие школьников. Целесообразно, на наш взгляд, организовать обучение таким образом, чтобы, дети действительно могли осмысливать усваиваемые элементы языка и речи, умели осознанно применять полученные знания в своей речевой практике и тем самым совершенствовали свою речь.

Программы по русскому языку для начальной школы, разработанные в соответствии с новыми образовательными стандартами, побуждают учителя к постоянному поиску новых методов и материалов для работы с учащимися и обязывают вести работу по развитию речи на протяжении всего начального этапа обучения. Однако необходима планомерная и целенаправленная работа над развитием речи младших школьников, над ее обогащением. Например, составление предложений из слов:

2 класс. Из данных слов составить предложения, запиши текстом, текст озаглавить: а) русский, хорош, зимой, лес; б) деревьями, под, сугробы, глубокие; в) согнулись, берёз, от, молодых, инея, стволы; г) зелёные, покрыты, ветви елей, шапками, снега, белыми.

3класс. Составь предложения из слов, запиши получившийся текст и озаглавь его: 1) зимний, ребята, снегу, в, день, морозный, по, дороге, шли, радуясь; 2) крики, вдруг, детские, услышали, они; 3) в, них, воду, и, один, на, играли, льду, это, ледяную, мальчики, в хоккей, из, провалился; 4) на, ребята, быстро, кинулись, помощь; 5) домой, спасли, отвели, они, тонущего, благополучно, и, мальчика.

Развивать речь обучающихся - значит систематически, целенаправленно работать над культурой речи, ее содержанием (И.А. Мечик, Н.В. Пудовкина), над ее последовательностью, учить построению предложений, текста [5, с. 96-98]. Младшие школьники особую трудность испытывают при освоении письменной речи, особенно при усвоении грамматики и орфографии, а также при овладении речевыми навыками. При развитии письменной речи, пишет С.К. Доронкина, ведущую роль выполняют задания, направленные на анализ свойств и структуры текста, его типа и стиля, на создание изложений и сочинений [16, с. 19-21]. Письменная речь должна удовлетворять определенным требованиям. А именно, речь должна быть: содержательной (отрицательными признаками речи являются: бессодержательность, вер-бализм, т.е. употребление слов, предметного значения которых говорящий не знает); отличаться логичностью, которая проявляется в последовательном изложении мыслей; ясной (ясности речи способствует ее чистота и

Nogayeva Svetlana Elkanovna pedagogical

TRAINING OF FUNCTIONAL ... sciences

правильность); точной.

По утверждению Л.С. Головиной, текст получает признание как одна из важнейших лингвистических категорий, поскольку языковая система в процессе коммуникации реализуется не в изолированном предложении, а в текстах разного типа и назначения [17, с. 78-81]. Поэтому современный функционально-коммуникативный принцип изучения синтаксических единиц базируется на том, что единицы синтаксиса существуют как единство формы, семантики, функции. В этой связи синтаксические единицы необходимо изучать как целостную систему структурного, семантического и функционального компонентов.

Разнообразные формы в построении текстов различных типов заключаются в широком применении эффективных форм и методов раскрытия темы и осмысления основной мысли высказывания. Различные обобщенные значения речи обусловливают необходимость использовать разные способы развития мысли и, соответственно, способы связи предложений в тексте. На наш взгляд, указанные особенности следует учитывать учителю начальных классов в своей методической работе над текстами определенного типового значения.

Несмотря на то, что данный вид учебной деятельности реализуется со 2-го класса, следует отметить, что не все ученики придерживаются принципа целостности текста в развитии темы, основной идеи, в передаче композиционных, стилевых, типологических особенностей текста. В этой свиязи считаем в методическом плане оправданным знакомить школьников со структурой текста различного типового значения посредством работы над структурной схемой и в сопоставлении с планом текста. Методистами начального образования выявлено, что анализ структуры текста способствует более глубокому его пониманию и помогает составить план [3, с. 51]. Поэтому логично построить систему работы по знакомству младших школьников со структурой разных типов текста на основе следующих дидактических принципов: от простого - к сложному, от легкого - к трудному; доступности; наглядности.

Потерялись знаки препинания! Найди их. Текст раздели на предложения и запиши. Подчеркни последнее предложение. В качестве дидактического материала можно предложить учащимся следующий текст, позволяющий выстроить беседу: Стоит в поле теремок бежала мимо мышка-норушка увидела она теремок и остановилась кто в теремке живет. Внимательно прочитайте текст рассуждения и укажите слова, с помощью которых связываются тезис и доказательства. Чаще всего обоснование и тезис в тексте связаны друг с другом служебными частями речи: потому что и так как. Завершите предшествующий текст выводом. Вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, следовательно.

Рассуждение в качестве заглавия может иметь вопросительное предложение, обозначение какого-нибудь явления или процесса, либо восклицательное предложение. Обычно в тексте первое предложение призывает к ответу на конкретный вопрос, либо создает условия для правильного выбора ответа. Схема рассуждения: Тезис ^ Доказательства: а).. .б).. .в)... ^ Выводы.

На данном этапе работы важно, чтобы учащиеся осознали, что структурная схема одинакова для многих рассуждений, а планы текстов-рассуждений могут быть разными.

В повествовательных текстах довольно часто встречаются сказуемые в переносном значении глагольного времени. Такую выразительность глагола и экспрессивно-стилистическое значение подмены одного времени глагола следует подробно объяснить ученикам. Школьники должны осознать, что чем интенсивнее применяется глагольная символика, чем лаконичнее глагол выражает глубину и направление мысли и разума, тем колоритнее впечатление, тем точнее осуществляется 258

восприятие получаемой информации.

Главное предназначение- транслировать ход изображаемых событий в установленных пространственных и временных рамках. Важнейшими формальными признаками повествовательного текста являются:

а) применение глаголов-сказуемых;

б) строго последовательное расположение глаголов-сказуемых различных предложений в соответствии с последовательностью означаемых ими действий;

в) в заголовке, несомненно, представлено действие, смысловое движение.

Для закрепления элементов композиции описываемого предмета необходимо отделить этот тип речи от другого - со значением оценки действительности.

1 класс

Имена собственные

Прочитай текст, вставляя недостающие слова. Найди в тексте ошибки и исправь. Привет, я инопланетянин и зовут меня брамсик. Я живу на планете марс. Расскажи мне про себя.

Ты живешь на планете_

В стране_

в поселке_

на улице_

и зовут тебя_

У тебя есть твой домашний

любимец- это_

В классе ты дружишь с_

2 класс

Составление текста по словосочетаниям Используя данные словосочетания составь предложения и связный текст на тему Золотая осень.

Кружится хоровод, желтые листья, налетел ветер, запоздалый цветок, голые стебли, новая шубка, шуршит под ногами, золотая осень.

3 класс

Составь рассказ Рыбалка по опорным словам, запиши.

Юра, ловили, Миша, рыба, поплавок, коряга, кто это, какая, большая.

Спиши, вставляя пропущенные слова. Вот пришла снежная ... . заяц надел белую ... . заснул в своей берлоге ... рыщет по лесу голодный ... . бегает в поисках пищи рыжая . .

4 класс

Прием: Работа с поликодовым текстом Беседа строилась по следующим вопросам: Какое правило зашифровано в рисунке? Как вы догадались, кто является героем правила? Расскажите правило, представленное рисунком.

Сначала предлагается детям рассмотреть рисунок Предлоги. Ученики легко связали рисунок с правилом написания предлогов со словами. Героями правила назвали предлоги, перечислили их, сформулировали само правило. Затем мы дополнили информацию лингвистической сказкой: в давние времена в городе Морфология жили беззаботно предлоги. Они были такими задирами и драчунами, что однажды очень сильно повздорили с существительными из-за каких-то пустяков. На задиристых предлогов не на шутку обиделись Существительные. В дальнейшем, когда рядом с предлогами ставили Существительные, они так отдаленно от них выстраивались, что между ними вмещались Прилагательные. В свою очередь, задиристые и заносчивые Предлоги разругались с обидчивыми словами. От обиды они даже переселились в другой дом и совсем перестали дружить с бывшими соседям. Так потихоньку они совсем отдалялись. После этого, как гласит сказка, предлоги стали отдельными словами, а точнее служебными частями речи, без которых невозможна в словосочетании связь существительного, местоимения и числительного с другими словами. Никто ничего не может изменить. Раз уж произошло столкновение навек между такими важными персонами, то решили обозна-Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Ногаева Светлана Елкановна ОБУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО ...

чить в книге Правил это уникальное событие, впоследствии ставшее установленным правилом: предлог - это слово и с другими словами пишется всегда раздельно. Предлоги не изменяются.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, в усвоении специфики типовых значений текстов нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. При правильной постановке работы по усвоению знаний о типах речи и обучению созданию высказываний различного типа, к четвертому классу у учащихся накопится известный опыт, позволяющий провести обобщение, систематизацию и углубление ранее усвоенного, с тем, чтобы наиболее эффективно подготовить детей к повышению уровня речевой грамотности в среднем звене обучения. Знание соответствующих закономерностей, правил облегчает как процесс создания высказываний, так и их восприятия, делает этот процесс подконтрольным, а потому более осознанным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахмедов Г.И., Магомедова Т.И. Русский язык в контексте мультилингвизма: компетентностная парадигма обучения//Наука. Мысль. 2015. № 11. С. 15-19.

2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Л.: ЛКИ, 2010. 264 с.

3. Клеменчук С.В. Использование проблемных вопросов и ситуаций при обучении русскому языку //Альманах современной науки и образования. 2008. №4-1 (11). С. 89-91.

4. Муратова Н.Б. Развитие языковой личности младшего школьника в процессе внеурочной деятельности: Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 2009. 20 с.

5. Пудовкина Н.В., Мечик И.А. Продуктивное обучение как условие формирования языковой личности обучаемого //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 96-98.

6. Усмонов Р.А. Функционально-смысловые типы речи в текстах публичного характера //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2010. № 6. С. 41-45.

7. Абайдельданова М.К. Системно-деятельностный подход при обучении русскому языку в группах с нерусским языком обучения // Интернаука. 2016. № 1-2 (1). С. 38-39.

8. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. М.: Владос, 2007. 520 с.

9. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Юрайт, 2013. 250 с.

10. Кучиева Л.А. Сущность функционального подхода к изучению связного текста в его методическом аспекте//В сборнике: Современные технологии обучения. Сборник статей. Владикавказ, 2002. С. 27-32.

11. Полуэктова С.И. Из опыта работы по индивидуальному обучению русскому языку ребенка из семьи с неродным русским языком // Вестник Воронежского института развития образования. 2018. № 1. С. 56-61.

12. Дзусова Б.Т., Теблоева З.Б. Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 4043.

13. Кучиева Л.А., Ногаева С.Е.Обучение тексту на уроках русского языка в начальной школе. функциональный подход. Учебно-методическое пособие/Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт». Владикавказ, 2016.

14. Попова Э.Ю. Коммуникативный подход в обучении русскому языку детей-мигрантов //Лингвокультурология. 2008. № 2. С. 178-183.

15. Щетинина А.В. Роль культурологического контекста в обучении русскому языку //Педагогическое образование в России. 2012. №6. С. 139-143.

16. Доронкина С.К. Текстоориентированный подход в обучении русскому языку //Образование в современной школе. 2011. № 11. С. 1921.

17. Головина Л.С. Формирование речевой культуры инофонов на региональном материале: анализ и обобщение результатов анкетирования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 78-81.

Статья поступила в редакцию 14.01.2019

Статья принята к публикации 27.02.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.