УДК 373.3
DOI 10.38163/978-5-6046739-8-0_2021_49
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Соколова Виктория Анатольевна.
Россия, г. Старый Оскол, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40», учитель начальных классов, vika-sokolova-@mail.ru. Липская Светлана Петровна.
Россия, г. Старый Оскол, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40», учитель начальных классов.
Ефимова Светлана Николаевна.
Россия, г. Старый Оскол, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40», учитель начальных классов.
Аннотация. В образовательном процессе детей младшего школьного возраста эффективно использование информационно-коммуникационных технологий для повышения мотивации обучения, развития познавательных и творческих способностей, развития ключевых компетенций, приобретения новых знаний и умений.
Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, информационно -коммуникационные технологии, обучение.
TEACHING YOUNGER SCHOOLS THROUGH THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
Sokolova Victoria Anatolyevna.
Russia, Stary Oskol, Municipal Educational Institution "Secondary School No. 40", primary school teacher, vika-sokolova-@mail.ru. Lipskaya Svetlana Petrovna.
Russia, Stary Oskol, Municipal Educational Institution "Secondary School No. 40", primary school teacher.
Efimova Svetlana Nikolaevna.
Russia, Stary Oskol, Municipal Educational Institution "Secondary School No. 40", primary school teacher.
Abstract. In the educational process of primary school aged children, it is effective to use information and communication technologies to increase the motivation of learning, the development of cognitive and creative abilities, the development of key competencies, new knowledge and skills acquisition.
Key words: children of primary school age, information and communication technologies, teaching.
Владение информационными технологиями является неотъемлемой частью жизни каждого современного человека. Сегодня тот, кто обладает компьютерной грамотностью, имеет особый стиль мышления, совсем иначе подходит к оценке жизненных проблем и ситуаций, а также способам их решения.
Опыт показывает, что без новых информационных технологий уже невозможно представить себе ни современную школу, ни современных детей. Поэтому в модернизации школьной образовательной системы большая роль отводится использованию информационно-коммуникационных технологий [1, с. 7].
Одной из главных задач образования выступает обучение детей использованию информационных технологий, чтобы в дальнейшем они могли учиться, постоянно применяя эти технологии.
Опыт внедрения таких технологий позволяет говорить о больших потенциальных возможностях этой сферы. Можно утверждать, что их умелое применение, начиная с младшего школьного возраста, способствует:
- развитию познавательной деятельности;
- повышению качества образования;
- совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля;
- формированию информационно-коммуникационной грамотности. Компьютерная техника, бесспорно, более объёмно раскрывает резервы
учебных дисциплин, позволяет работать широко и продуктивно. Но, если говорить о детях младшего школьного возраста, то стоит отметить, что компьютер также служит большим источником интереса и мотивации.
Ребенок переступает порог школы в 6-7 лет. К этому возрасту, он обладает необходимым уровнем психического развития, любознательностью, яркостью воображения, умением управлять памятью, вниманием. Это одна сторона психологической готовности. Но есть и другая, не менее важная - это желание и стремление учиться в школе. С приходом ребенка в школу резко меняется не только образ его жизни, но и социальный статус. Игровая деятельность меняется на учебную. Главной обязанностью становится учёба, а это серьезное и трудное занятие, требующее от ребёнка особых волевых усилий. Случается, что интерес к учебной деятельности у многих детей постепенно падает. Психологи видят в этом несколько причин. Они могут иметь личностный характер - недостатки в развитии познавательной деятельности или в развитии самой личности ребёнка. Но повлечь снижение интереса к обучению может и выбранная учителем методика обучения [2, с. 25], если ведущее место в работе учителя занимают традиционные средства -доска, мел и печатные источники (учебники, дидактические пособия и т. п.). Использование в образовательной среде ИКТ позволяет разнообразить учёбу
видео, звуком, анимацией. Всё это оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу младшего школьника, способствует развитию его познавательной активности, интереса к отдельным учебным дисциплинам и всей учёбе в целом. Стоит отметить, что младшие школьники готовы к работе с ИКТ: они прекрасно знают, что такое компьютер, в большинстве случаев уже умеют им пользоваться. У этих детей отсутствует психологический барьер: они не боятся, что им не хватит знаний при работе на компьютере. Наоборот, они широко открыты для получения таких новых знаний. Поэтому, внедрение ИКТ не только облегчает работу учителя, но и делает обучение детей более увлекательным и эффективным.
Для работы в демонстрационном режиме педагогу достаточно иметь на уроке один компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого необходимая информация выводится на экран. Чтобы организовать индивидуальную работу, каждый ученик должен иметь персональный компьютер. Как показывает практика, качество знаний учащихся увеличивается, когда они усваивают учебный материал, используя ПК, а учитель при этом исполняет роль организатора и координатора учебной деятельности.
В начальной школе ИКТ можно применять на любом этапе урока: при организационном моменте, при проверке домашних заданий, актуализации знаний, изучении новых тем по предметам, закреплении, повторении изученного, при контроле и оценке знаний учащихся, рефлексии. При использовании компьютерных технологий структура самого урока координально не изменяется. В нем по-прежнему присутствуют все необходимые этапы. Изменяются, возможно, только их временные рамки. Необходимо отметить, что учебная мотивация в таких случаях существенно увеличивается и позволяет легко выполнять все познавательное нагрузки. У ребят улучшается настроение, а положительные эмоции хорошо влияют на деятельность ученика [1, с. 6].
Однако следует сказать, что «компьютерные задания» должны соответствовать содержанию учебного предмета и методике его преподавания. Бесспорно, они должны быть развивающими и активизирующими мыслительную деятельность младших школьников. Ученики должны уметь обращаться с компьютером на том уровне, который необходим для выполнения данных компьютерных заданий, а использование компьютера на уроке не должно превышать 10-15 минут.
Таким образом, применение компьютеров в учебно-воспитательной деятельности детей младшего школьного возраста является одним из эффективных средств повышения мотивации обучения, развития познавательных и творческих способностей учеников, а также создания благоприятного эмоционального фона и психологического климата в коллективе.
Именно информационно-коммуникационные технологии - наиболее эффективное и многофункциональное средство, которое сочетает в себе огромные образовательные ресурсы, обеспечивает формирование и развитие ключевых компетенций школьника, служит прекрасным фундаментом для приобретения новых знаний и умений.
Библиографический список.
1. Гевал М.А. Общие принципы использования компьютера на уроках различных типов. // Компьютер в школе и семье. - 2000. - № 3. - С. 33-34.
2. Семёнов, А. П. Проблемы информатизации образования. // Мир школы. -- 2011. - № 1. - С. 24-31.
3. Чащухина А.В., Данилова И.В. Использование новых информационных технологий в начальной школе. [Электронный ресурс]. - URL: http://pedsovet.org/component/option,com. (дата обращения: 20.10.2021)